«ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»
материал по логопедии (старшая группа)

Тимченко Людмила Борисовна

Круглый стол для родителей таршей группы компенсирующей направленности (ТНР)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Колпинского района Санкт-Петербурга

КРУГЛЫЙ СТОЛ

для родителей

старшей группы «Семицветики»

компенсирующей направленности (ТНР)

ТЕМА:

«ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

        Подготовила и провела

учитель-логопед

Тимченко Л.Б

2025 г.

Цель: повышение логопедической компетенции родителей в преодолении нарушений звукопроизношения у детей

Задачи:

  1. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, правилами проведения в домашних условиях;
  2. Закрепить практические навыки выполнения;
  3. Рассказать о способах прилечь ребенка к выполнению артикуляционной гимнастики.

Форма проведения: мастер-класс

Участники: воспитатели, родители старшей группы «Семицветики» (ТНР)

Оборудование:

  • листочки, ручки;
  • зеркала;
  • памятки для родителей

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Здравствуйте, уважаемые родители!

Тема, которую сегодня хочется с вами обсудить очень актуальна на сегодняшний момент. Очень часто родители недооценивают значения артикуляционной гимнастики для развития речи детей, а между тем она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения.  Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Всем понятно, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Произношение звуков сложный  двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок.   Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями. Поэтому прошу вас не игнорировать выполнение артикуляционных упражнений, относиться к их выполнению серьезно и выполнять регулярно.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.  Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно выполнять упражнения с картинками, сопровождать их короткими стишками или придумать сказку про веселого язычка.

Иногда благодаря только своевременным и регулярным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Если же нарушения сложные, то гимнастика поможет подготовить речевой аппарат к постановке звуков.

         Также гимнастика для язычка очень полезна  детям с вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Организация проведения артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Чтобы вы могли выполнять упражнения с ребенком дома, нужно сначала научиться делать их самим, этим мы с вами сегодня и займемся.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  8. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. (я даю вам домой тот комплекс, который необходим именно вашему ребенку на данном этапе)
  9. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

А сейчас возьмите пожалуйста зеркала и попробуем с вами выполнить упражнения. Обращайте внимание на описание упражнений, во многих из них губы при выполнении находятся в улыбке, а рот широко открыт. Эту позу необходимо удерживать на протяжении всего упражнения.

Упражнения для губ

1.«Заборчик».  Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
                                                     Зубы ровно мы смыкаем

                                        И заборчик получаем.

2. «Трубочка»Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.

                                    Мои губы – трубочка

                                   Превратились в дудочку.

3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ

                              Свои губы прямо к ушкам  растяну я, как лягушка.

                              А теперь - слонёнок я , видишь – хобот у меня.

                             Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.

Упражнения для щек

1. Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух

выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 (выработка контроля за положением языка и удержанием позы)

1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.
                                         

                                            На губу язык клади,

                                           Пя-пя-пя произноси.

2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
                                     Язык лопаткой положи и спокойно подержи.
                                    Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                                   Раз, два, три, четыре, пять!  Язык можно убирать.

3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
                                    Язык широкий положи, его края приподними.

4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
                                   Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
                                  Острый кончик потяну, до пяти считать начну.
                                  Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать.

Динамические упражнения для языка

 (выработка координации и точности движений)

1. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого  к уголкам рта.
                  Влево - вправо мой язык скользит лукаво:
                 Словно маятник часов покачаться он готов.

2. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
                  На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
                  Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
4. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается.

                   Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
                   Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.

6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
                         Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
                         Я копытцем постучу!  Цок-цок-цок.
                         Если хочешь – прокачу!  Цок-цок-цок.

7. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
                           Красить потолок пора,
                           Пригласили маляра.
                          Ниже челюсть опускаем,
                          Язык к нёбу поднимаем.
                         Проведём вперёд – назад –

                         Наш маляр работе рад.

8. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
                          Ох и вкусное варенье!
                         Жаль осталось на губе.
                         Язычок я подниму
                         И остатки оближу.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.

Всем спасибо за внимание!


ПАМЯТКА

«АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

Артикуляционная гимнастика – это комплекс занятий, который проводит с ребенком специалист логопедии для активного развития органов речи, а приобретение органами подвижности, гибкости и скоординированности движений – залог богатого словарного запаса и корректного произношения.

Артикуляционная гимнастика – это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей. Основная цель логопедических упражнений – выработать у малышей полноценные движения и определенное положение речевых органов, научить дошкольников преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова.

Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого логопед работает с:

  1. языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком положениях, в форме чашечки);
  2. губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать в конкретной позиции);
  3. щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);
  4. нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);
  5. нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).

Правила проведения артикуляционной гимнастики.

1. Артикуляционная гимнастика проводиться ежедневно по 5 – 10 минут в день.

2. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышцами своего лица, с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.

6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.


КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗНЫХ ЗВУКОВ

1. Окошко.

На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Лягушка.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану

И нисколько не устану.

3. Хоботок.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

4. Лягушка-хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

5. Лопаточка.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслаблен ном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Трубочка.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть этой трубочкой.

Язык сложим в трубочку

-На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

7. Толстячок.

1) Надувание обеих щек одновременно.

2) Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

8. Худышка.

Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.

9. Накажем непослушный язычок.

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10.Причешем язычок.

Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

11.Часики.

Цель. Активизация (улучшение подвижности) мышц языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок        

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12.Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ К, Г, Х

1. Лягушка - хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

2. Лопаточка - иголочка.

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

3. Киска сердится.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

4. Чистим нижние зубки.

Цель. Научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы,

Чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

5. Посчитай нижние зубки.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за зубы.

6. Катушка.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должны двигаться.

7. Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ С, С’, З, З’, Ц

1. Лягушка-хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

2. Лопаточка.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслаблен ном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

3. Накажем непослушный язычок.

Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его, произнося «пя-пя-пя».

4. Киска сердится.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5. Упрямый ослик.

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ.. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. Трубочка.

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть этой трубочкой.

Язык сложим в трубочку

-На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

 Без дудочки мы можем.

7. Чистим нижние зубы.

Цель. Научить ребенка удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы,

чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

8. Качели.        
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

9. Посчитай нижние зубки.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за зубы.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Ш, Ж, Щ, Ч

1. Лягушка - хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

2. Лопаточка.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслаблен ном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3. Накажем непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая (с произнесением «пя-пя-пя).

4. Чашечка.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,        

Кругленькая чашка.

5. Бублик.

Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении под счет до пяти.

6. Фокус.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Положить на самый кончик носа кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. Лошадка.

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не высунут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

 В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, А соседки дома нету.

8. Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание.   Улыбнуться,   открыть   рот.   Широким   кончиком   языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

 Челюсть ниже опускаем,

 Маляру мы помогаем.

9. Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее рукой).

10.Грибок.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

11.Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Л, ЛЬ

1. Лягушка - хоботок.

На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

2. Лопаточка.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслаблен ном положении.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

3. Накажем непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая (с произнесением «пя-пя-пя).

4. Вкусное варенье.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать губу вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее рукой).

5. Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

6. Пароход.

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.

Паровоз без колес!

Вот так чудо паровоз!

 Не с ума ли он сошел

-Прямо по морю пошел.

7. Индюк.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку

И лучший друг

Честно скажет:

 -Ты - индюк!

8. Маляр.

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание.   Улыбнуться,   открыть   рот.   Широким   кончиком   языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

9. Чистим верхние зубы.

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10.Посчитай зубки.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за зубы.

11.Поймаем звук Л.

Улыбнуться. Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.


КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ Р, РЬ

1.Качели.

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

2. Маляр. 

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание.   Улыбнуться,   открыть   рот.   Широким   кончиком   языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

3. Лошадка.

 Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не высунут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

4. Грибок.

 Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка - ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

5. Гармошка.

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

6. Барабан.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

7. Моторчик.

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

8. Барабан.

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д!»

9. Комарик.

Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы и длительно произнести звук 3 (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда ни возьмись

Маленький комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик

10. Моторчик.

Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или 3-3-3 (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас — мотор!

Заводи его, шофер!

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ

1. Маляр.

См. упражнение 8 на с.7.

2. Барабан.

См. упражнение 8 на с.11.

3. Лошадка.

См. упражнение 7 на с.6.

4. Грибок.

См. упражнение 10 на с.7.

5. Гармошка.

См. упражнение 11 на с.7.

6. Дотянись до носа.

Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Презентация на тему: " Использование артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения" к родительскому собранию

Данная презентация знакомит родителей с артикуляционной  гимнастикой. Может использоваться как мастер класс по выполнению артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

В статье имеются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям....