Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
консультация по логопедии (старшая группа)
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте, впервые введенное в научный оборот Р. Е. Левиной. Задержки в формировании лексико-грамматического строя речи могут привести к трудностям в обучении и коммуникации детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) затрагивает все компоненты речи, включая лексико-грамматический строй. Понимание закономерностей развития грамматических навыков дает возможность учитывать особенности их формирования как при нормальном, так и при нарушенном речевом развитии, что особенно важно для своевременной коррекции. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи приводит к тому, что страдают все компоненты речевой системы, включая как звуковую, так и смысловую сторону речи. Наиболее выраженные проблемы наблюдаются у детей с тяжелыми уровнями общего недоразвития речи, что существенно замедляет их дальнейшее когнитивное и речевое развитие .
При изучении ОНР принято полагаться на классификацию Р. Е. Левиной , где она выделила три уровня общего недоразвития речи.
На первом уровне ОНР у детей наблюдается сильно выраженное недоразвитие всех речевых навыков, характеризующееся крайне ограниченным словарным запасом и практически полным отсутствием коммуникативных навыков. Речь детей на данном этапе представляет собой невнятное и смазанное произношение слов, используемых для обозначения обиходных слов. Зачастую дети прибегают к замещению звуков в слове, что также ограничивает их коммуникативные возможности. Сложности возникают и в построении грамматических конструкций — частые ошибки в употреблении падежей, рода и числа. Речь детей на этом уровне понятна лишь близкому окружению и только в определённым контексте. В процессе общения активно используется мимика и жестикуляция, так как ребенок пытается скомпенсировать ограниченность вербальных средств.
На втором уровне ОНР у детей наблюдается прогресс в формировании фразовой речи. Однако, несмотря на появление фраз, остаются существенные нарушения в фонетико-фонематической системе и грамматике. Словарный запас на этом уровне расширяется, но всё ещё остается заметное ограничение словаря по сравнению с нормой согласно возрасту. Словарный запас позволяет детям поддерживать бытовой диалог, например, о семье и игрушках, но при этом продолжают возникать пробелы в понимании более сложных понятий. Например, в активном словарном запасе могут отсутствовать слова, обозначающие детенышей животных или предметы быта. Также дети с трудом осваивают обобщающие категории и не используют их в речи. Нарушения грамматики, такие как аграмматизмы, становятся частыми. Понимание обращенной речи у детей всё ещё ограничено, поскольку недостаточность лексической стороны речи и трудности в овладении грамматическим строем речи препятствуют полному восприятию и развитию экспрессивной и импрессивной речи.
Дети, находящиеся на третьем уровне ОНР , демонстрируют более разнообразный словарный запас, включающий в себя обширный ряд лексических тем, однако проблемы с грамматикой и фонетикой остаются. Этот уровень отличается более свободным использованием существительных и глаголов, однако в словарном запасе всё ещё мало слов, обозначающих качества предметов или их состояние. Нарушения в словообразовании и в словоизменении становятся менее выраженными: дети часто допускают ошибки в употреблении предлогов, испытывают трудности в связной речи и изменении слов по падежам и числам. Грамматический строй речи нарушен, что приводит к трудностям в построении логически последовательных высказываний. Дети испытывают сложности при подборе однокоренных слов, антонимов, а также в построении грамматических конструкций, выражающих причинно-следственные связи. Высказывания детей с ОНР третьего уровня фрагментарны и часто лишены последовательности.
На четвёртом уровне ОНР (выделенной позднее Т. Б. Филичевой ) недоразвитие речи проявляется слабо, и, как правило, такие нарушения устраняются за короткий промежуток времени при условии проведения регулярной и грамотной коррекционной работы. Однако отсутствие коррекционной работы может привести к тяжелым нарушениям речи (ТНР), что впоследствии затрудняет процесс обучения. У детей с четвертым уровнем ОНР хорошо сформирована связная речь, а лексика и грамматический строй речи приближены к возрастной норме. Тем не менее, при отсутствии должной коррекции могут сохраняться трудности в освоении сложных грамматических структур и фонетики. Важно отметить, что даже небольшие речевые нарушения затрудняют у детей общее межличностное взаимодействие и понижает уровень самооценки , что в свою очередь, ведет в будущем к проблемам с обучением и социализацией.
Однако для полноценного изучения ОНР как системного расстройства речи необходимо также учитывать психолингвистический подход (взаимодействие когнитивных процессов и языковой деятельности, что позволяет рассматривать ОНР не только как недоразвитие всех речевых компонентов, но и как нарушение психических процессов, влияющих на формирование речи).
Лексико-грамматический строй речи представляет собой совокупность элементов речи, обеспечивающих правильное и осмысленное построение высказываний. Он включает в себя такие компоненты, как лексика (словарный запас), морфология (форма слова), синтаксис (построение предложений), а также правила согласования слов и использование различных грамматических конструкций. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения лексико-грамматического строя могут проявляться на всех четырех уровнях в разной степени. При нарушениях лексико-грамматического строя языка словарный запас зачастую ограничен, а овладение морфологическими и синтаксическими нормами языка затруднено. Это оказывает негативное влияние на полноценное общение и развитие речи в целом. Поэтому важнейшей задачей в логопедии является изучение формирования лексико-грамматического строя языка у детей с ОНР, что позволяет своевременно выявить нарушения речи и выстроить грамотный и эффективный процесс коррекции.
У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, которые обусловливают замедленный темп усвоения грамматических форм, морфологической и синтаксической систем языка и искажение общей картины речевого развития. Дети с ОНР испытывают затруднения в построении словосочетаний и предложений, в образовании лексико-грамматических связей между словами. К наиболее частым ошибкам в неправильном употреблении грамматических норм детей с ОНР:
– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
– падежных и родовых окончаний количественных числительных;
– личных окончаний глаголов;
– окончаний глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.
Грамматические значения абстрактны по сравнению с лексическими, а сам грамматической строй речи основан на множестве различных закономерностей. Тем не менее, процессы формирования словоизменения и словообразования у детей с ОНР обычно следуют той же последовательности, что и у сверстников без речевых нарушений.
Дети с (ОНР) часто испытывают затруднения при построении предложений, нарушая порядок слов. Даже работая с конкретными существительными, они, как правило, ограничиваются простыми, нераспространёнными конструкциями. При попытке использовать абстрактные существительные дети либо отказываются составлять предложения, либо создают фразы с искажённым смыслом. Во многих случаях прилагательные выполняют не только функцию определения, но и функцию сказуемого. Также характерны ошибки, связанные с нарушением порядка слов, пропусками отдельных членов предложения, что указывает на трудности в овладении грамматическими нормами языка. Эти особенности свидетельствуют о недостаточной сформированности представлений о структуре простого предложения и о трудностях в грамматическом структурировании.
Недостаточная сформированность грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня проявляется в затруднениях при овладении навыками словообразования. Детям с ОНР тяжело дается словообразование названий детенышей животных (например, «у свинки — поросёнок»), формировании уменьшительно-ласкательных форм существительных (например, «вилка — вилочка»), построении относительных прилагательных от существительных (например, «оловянный — оловяновый»), а также в усвоении притяжательных прилагательных (например, «у кошки — кошачий хвост»), приставочных глаголов (например, «смотреть — пересмотреть», «читать — прочитать»), и сложных слов (например, «телевизор — телевизионный»).
Если анализировать оформление высказывания детей с ОНР, выявляются одни и те же закономерности его развития: неспособность правильно согласовывать слова в предложении, трудности при формировании сложных синтаксических конструкций, ошибки в виде пропусков или перестановок слов, а также тяжесть логико-грамматической структуры высказывания.
Общее недоразвитие речи характеризуется системным нарушением всех компонентов речевой системы, включая лексический и грамматический строй, что затрудняет процесс овладения речью и приводит к различным когнитивным и обучающим проблемам.
Кроме того, важным является акцент на необходимости раннего выявления и своевременной коррекции речевых нарушений, так как задержки в формировании лексико-грамматического строя речи могут приводить к дальнейшим трудностям в обучении и социализации детей. Понимание того, как формируется лексико-грамматический строй речи, имеет решающее значение для разработки эффективной и грамотной коррекционной работы. В дальнейшем, коррекционная работа, с учетом особенностей развития речи ребенка, поможет успешно преодолеть общее недоразвития речи (ОНР), развивая полноценную речь и коммуникативные навыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение всех компонентов речевой системы при сохранном слухе и интеллекте, впервые введенное в научный оборот Р. Е. Левиной. Задержки в формировании лексико-грамматического строя речи могут привести к трудностям в обучении и коммуникации детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Общее недоразвитие речи (ОНР) затрагивает все компоненты речи, включая лексико-грамматический строй. Понимание закономерностей развития грамматических навыков дает возможность учитывать особенности их формирования как при нормальном, так и при нарушенном речевом развитии, что особенно важно для своевременной коррекции. Недоразвитие лексико-грамматического строя речи приводит к тому, что страдают все компоненты речевой системы, включая как звуковую, так и смысловую сторону речи. Наиболее выраженные проблемы наблюдаются у детей с тяжелыми уровнями общего недоразвития речи, что существенно замедляет их дальнейшее когнитивное и речевое развитие .
При изучении ОНР принято полагаться на классификацию Р. Е. Левиной , где она выделила три уровня общего недоразвития речи.
На первом уровне ОНР у детей наблюдается сильно выраженное недоразвитие всех речевых навыков, характеризующееся крайне ограниченным словарным запасом и практически полным отсутствием коммуникативных навыков. Речь детей на данном этапе представляет собой невнятное и смазанное произношение слов, используемых для обозначения обиходных слов. Зачастую дети прибегают к замещению звуков в слове, что также ограничивает их коммуникативные возможности. Сложности возникают и в построении грамматических конструкций — частые ошибки в употреблении падежей, рода и числа. Речь детей на этом уровне понятна лишь близкому окружению и только в определённым контексте. В процессе общения активно используется мимика и жестикуляция, так как ребенок пытается скомпенсировать ограниченность вербальных средств.
На втором уровне ОНР у детей наблюдается прогресс в формировании фразовой речи. Однако, несмотря на появление фраз, остаются существенные нарушения в фонетико-фонематической системе и грамматике. Словарный запас на этом уровне расширяется, но всё ещё остается заметное ограничение словаря по сравнению с нормой согласно возрасту. Словарный запас позволяет детям поддерживать бытовой диалог, например, о семье и игрушках, но при этом продолжают возникать пробелы в понимании более сложных понятий. Например, в активном словарном запасе могут отсутствовать слова, обозначающие детенышей животных или предметы быта. Также дети с трудом осваивают обобщающие категории и не используют их в речи. Нарушения грамматики, такие как аграмматизмы, становятся частыми. Понимание обращенной речи у детей всё ещё ограничено, поскольку недостаточность лексической стороны речи и трудности в овладении грамматическим строем речи препятствуют полному восприятию и развитию экспрессивной и импрессивной речи.
Дети, находящиеся на третьем уровне ОНР , демонстрируют более разнообразный словарный запас, включающий в себя обширный ряд лексических тем, однако проблемы с грамматикой и фонетикой остаются. Этот уровень отличается более свободным использованием существительных и глаголов, однако в словарном запасе всё ещё мало слов, обозначающих качества предметов или их состояние. Нарушения в словообразовании и в словоизменении становятся менее выраженными: дети часто допускают ошибки в употреблении предлогов, испытывают трудности в связной речи и изменении слов по падежам и числам. Грамматический строй речи нарушен, что приводит к трудностям в построении логически последовательных высказываний. Дети испытывают сложности при подборе однокоренных слов, антонимов, а также в построении грамматических конструкций, выражающих причинно-следственные связи. Высказывания детей с ОНР третьего уровня фрагментарны и часто лишены последовательности.
На четвёртом уровне ОНР (выделенной позднее Т. Б. Филичевой ) недоразвитие речи проявляется слабо, и, как правило, такие нарушения устраняются за короткий промежуток времени при условии проведения регулярной и грамотной коррекционной работы. Однако отсутствие коррекционной работы может привести к тяжелым нарушениям речи (ТНР), что впоследствии затрудняет процесс обучения. У детей с четвертым уровнем ОНР хорошо сформирована связная речь, а лексика и грамматический строй речи приближены к возрастной норме. Тем не менее, при отсутствии должной коррекции могут сохраняться трудности в освоении сложных грамматических структур и фонетики. Важно отметить, что даже небольшие речевые нарушения затрудняют у детей общее межличностное взаимодействие и понижает уровень самооценки , что в свою очередь, ведет в будущем к проблемам с обучением и социализацией.
Однако для полноценного изучения ОНР как системного расстройства речи необходимо также учитывать психолингвистический подход (взаимодействие когнитивных процессов и языковой деятельности, что позволяет рассматривать ОНР не только как недоразвитие всех речевых компонентов, но и как нарушение психических процессов, влияющих на формирование речи).
Лексико-грамматический строй речи представляет собой совокупность элементов речи, обеспечивающих правильное и осмысленное построение высказываний. Он включает в себя такие компоненты, как лексика (словарный запас), морфология (форма слова), синтаксис (построение предложений), а также правила согласования слов и использование различных грамматических конструкций. У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушения лексико-грамматического строя могут проявляться на всех четырех уровнях в разной степени. При нарушениях лексико-грамматического строя языка словарный запас зачастую ограничен, а овладение морфологическими и синтаксическими нормами языка затруднено. Это оказывает негативное влияние на полноценное общение и развитие речи в целом. Поэтому важнейшей задачей в логопедии является изучение формирования лексико-грамматического строя языка у детей с ОНР, что позволяет своевременно выявить нарушения речи и выстроить грамотный и эффективный процесс коррекции.
У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, которые обусловливают замедленный темп усвоения грамматических форм, морфологической и синтаксической систем языка и искажение общей картины речевого развития. Дети с ОНР испытывают затруднения в построении словосочетаний и предложений, в образовании лексико-грамматических связей между словами. К наиболее частым ошибкам в неправильном употреблении грамматических норм детей с ОНР:
– окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных;
– падежных и родовых окончаний количественных числительных;
– личных окончаний глаголов;
– окончаний глаголов в прошедшем времени;
– предложно-падежных конструкций.
Грамматические значения абстрактны по сравнению с лексическими, а сам грамматической строй речи основан на множестве различных закономерностей. Тем не менее, процессы формирования словоизменения и словообразования у детей с ОНР обычно следуют той же последовательности, что и у сверстников без речевых нарушений.
Дети с (ОНР) часто испытывают затруднения при построении предложений, нарушая порядок слов. Даже работая с конкретными существительными, они, как правило, ограничиваются простыми, нераспространёнными конструкциями. При попытке использовать абстрактные существительные дети либо отказываются составлять предложения, либо создают фразы с искажённым смыслом. Во многих случаях прилагательные выполняют не только функцию определения, но и функцию сказуемого. Также характерны ошибки, связанные с нарушением порядка слов, пропусками отдельных членов предложения, что указывает на трудности в овладении грамматическими нормами языка. Эти особенности свидетельствуют о недостаточной сформированности представлений о структуре простого предложения и о трудностях в грамматическом структурировании.
Недостаточная сформированность грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня проявляется в затруднениях при овладении навыками словообразования. Детям с ОНР тяжело дается словообразование названий детенышей животных (например, «у свинки — поросёнок»), формировании уменьшительно-ласкательных форм существительных (например, «вилка — вилочка»), построении относительных прилагательных от существительных (например, «оловянный — оловяновый»), а также в усвоении притяжательных прилагательных (например, «у кошки — кошачий хвост»), приставочных глаголов (например, «смотреть — пересмотреть», «читать — прочитать»), и сложных слов (например, «телевизор — телевизионный»).
Если анализировать оформление высказывания детей с ОНР, выявляются одни и те же закономерности его развития: неспособность правильно согласовывать слова в предложении, трудности при формировании сложных синтаксических конструкций, ошибки в виде пропусков или перестановок слов, а также тяжесть логико-грамматической структуры высказывания.
Общее недоразвитие речи характеризуется системным нарушением всех компонентов речевой системы, включая лексический и грамматический строй, что затрудняет процесс овладения речью и приводит к различным когнитивным и обучающим проблемам.
Кроме того, важным является акцент на необходимости раннего выявления и своевременной коррекции речевых нарушений, так как задержки в формировании лексико-грамматического строя речи могут приводить к дальнейшим трудностям в обучении и социализации детей. Понимание того, как формируется лексико-грамматический строй речи, имеет решающее значение для разработки эффективной и грамотной коррекционной работы. В дальнейшем, коррекционная работа, с учетом особенностей развития речи ребенка, поможет успешно преодолеть общее недоразвития речи (ОНР), развивая полноценную речь и коммуникативные навыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Статья на тему "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня".
Восприятие во взаимодействии с другими познавательными процессами, такими как мышление, память, внимание, обеспечивает познание окружающей действительности. Без восприятия не может быть ц...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Консультация для педагогов «Формирование лексиеко –грамматического строя речи у детей с билингвизмом»
Консультация для педагогов...
Консультация "Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников"
Проблемы формирования грамматического строя речи у дошкольников были актуальны всегда. Чтобы определить направление образовательной работы, необходимо ориентироваться в возрастных особенностях...

Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни»
Консультация для воспитателей: «Формирование лексико-грамматических категорий в речи на занятиях и повседневной жизни» ...
