Развитие темпо-ритмической стороны речи дошкольников
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье рассматриваются возможные нарушения темпо-ритмической стороны речи
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Махалик И.К. учитель-логопед
Аннотация. Значение темпо-ритмической стороны речи в развитии детей дошкольного возраста огромно. Плавная, внятная речь всегда привлекает внимание, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. Представленный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным работникам.
Ключевые слова: речь, темп, ритм, артикуляция, произношение, игра.
Развитие речи ребёнка, в том числе и её темпо-ритмической стороны, возможно только в процессе общения с окружающими людьми. Важно, чтобы речь взрослых была внятной, плавной, с чёткой артикуляцией и правильным звукопроизношением.
Темпо-ритмическая сторона речи – это все составляющие устной речи: артикуляция, правильное речевое дыхание, употребляемые лексико-грамматические категории и все просодические характеристики.
Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи - чередование ударных и безударных слогов. Темп речи обычно определяется как скорость произношения или как число звуковых единиц, произнесённых за определённый отрезок времени. Развитие темпо-ритмической стороны речи у дошкольников направлено на формирование навыков правильного темпа и ритма при произнесении слогов, слов и фраз.
Среди самых распространённых нарушений темпо-ритмической стороны речи можно назвать тахилалию и брадилалию. Тахилалия - ускоренный темп речи, когда зачастую искажается звуко-слоговая структура. Брадилалия – возникающие в речи необоснованные паузы, междометия. Если у ребёнка имеются такие проблемы, их необходимо корректировать.
В первую очередь ребёнка учат восприятию различных ритмических структур: отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования. В качестве примера можно привести дидактическую игру «Эхо»: ритмические хлопки, топания, постукивания различными предметами (металлофон, барабан, деревянные ложки, карандаши и т.д.), а также игры на звукоподражание с речевым сопровождением, например:
Кря-кря-кря – летели утки.
Га-га-га – летели гуси.
Курлы-курлы – летели журавли.
Подул ветерок – с-с-с (громко).
Никак комар уснуть не мог – з-з-з (громко).
Попросил он тишины - ц-ц-ц (тихо).
Чтоб смотреть спокойно сны – з-з-з (тихо).
Игры-загадки о птицах:
В лесу – тук-тук, тук-тук, тук-тук –
Раздаётся громкий стук. (Дятел)
Крыльями – хлоп-хлоп,
Ножками – топ-топ.
Разбежались – раз, два, три!
И взлетели … (Журавли)
Пальчиковая гимнастика (соединяем по очереди мизинчики правой и левой руки, безымянные пальчики, средние, указательные и большие):
У Вани две машинки,
У Кати две серёжки,
У Коли две снежинки,
У Маши две матрёшки,
У Оли есть две кружки –
Такие вот игрушки.
Затем у ребёнка формируется представление о темпе речи, о темповой организации высказывания. Для начала взрослый приводит примеры быстрого и медленного высказывания, подбирая для них необходимый темп. Для этой цели лучше всего использовать художественные произведения.
После усвоения представления о темпе и ритме речи можно переходить к использованию темповых характеристик как средств выразительности в собственной речи ребёнка:
- повторение фраз за педагогом;
- заучивание скороговорок в замедленном и ускоренном темпе;
- произнесение фраз по сигналу педагога (например, после хлопка, после колокольчика и т.д.);
- разучивание стихотворений, содержание которых предусматривает ускорение или замедление темпа;
- проговаривание фраз под музыку, чтение стихов (музыкальное сопровождение помогает произносить текст в ускоренном и замедленном темпе);
- использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определённом темпе.
Все перечисленные игры и упражнения целесообразно дополнять логопедической ритмикой, в основе которой используются речевые игры с различными по интенсивности и подвижности движениями, учитывается темп и ритм произнесённых слов и фраз, что имеет большое значение для формирования полноценной речи ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
Новиковская О.А. 350 логопедических упражнений. - М. Издательство АСТ, 2021. - 255 с.
Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2019. - 32 с.
Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2012. – 218с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»
Актуальность исследования обусловлена тем, что:У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны речи.Исследования подтверждают неод...

Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...

Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольника
В презентации собраны речевые упражнения и игры, способствующие формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР....

Развитие темпо - ритмической стороны речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Презентация и мастер-класс...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.
Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...
Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников
Презентация содержит напавления развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста. Предложены конкретные игры на уточнение и расширение словаря и совершенствование грамматических...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР
В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....