Развитие темпо-ритмической стороны речи дошкольников
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

В статье рассматриваются возможные нарушения темпо-ритмической стороны речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                        Махалик И.К. учитель-логопед

                                                   

        Аннотация.   Значение темпо-ритмической стороны речи в развитии детей дошкольного возраста огромно. Плавная, внятная речь всегда привлекает внимание, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. Представленный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным   работникам.

       Ключевые слова: речь, темп, ритм, артикуляция, произношение, игра.

       Развитие речи ребёнка, в том числе и её темпо-ритмической стороны, возможно только в процессе общения с окружающими людьми. Важно, чтобы речь взрослых была внятной, плавной, с чёткой артикуляцией и правильным звукопроизношением.

       Темпо-ритмическая сторона речи – это все составляющие устной речи: артикуляция, правильное речевое дыхание, употребляемые лексико-грамматические категории и все просодические характеристики.

Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи - чередование ударных и безударных слогов. Темп речи обычно определяется как скорость произношения или как число звуковых единиц, произнесённых за определённый отрезок времени. Развитие темпо-ритмической стороны речи у дошкольников направлено на формирование навыков правильного темпа и ритма при произнесении слогов, слов и фраз.

       Среди самых распространённых нарушений темпо-ритмической стороны речи можно назвать тахилалию и брадилалию. Тахилалия - ускоренный темп речи, когда зачастую искажается звуко-слоговая структура. Брадилалия – возникающие в речи необоснованные паузы, междометия. Если у ребёнка имеются такие проблемы, их необходимо корректировать.

       В первую очередь ребёнка учат восприятию различных ритмических структур: отрабатывается ритм повтора, а затем ритм чередования. В качестве примера можно привести дидактическую игру «Эхо»: ритмические хлопки, топания, постукивания различными предметами  (металлофон, барабан, деревянные ложки, карандаши и т.д.), а также игры на звукоподражание с речевым сопровождением, например:

Кря-кря-кря – летели утки.

Га-га-га – летели гуси.

Курлы-курлы – летели журавли.

Подул ветерок – с-с-с (громко).

Никак комар уснуть не мог – з-з-з (громко).

Попросил он тишины - ц-ц-ц (тихо).

Чтоб смотреть спокойно сны – з-з-з (тихо).

       Игры-загадки о птицах:

В лесу – тук-тук, тук-тук, тук-тук –

Раздаётся громкий стук. (Дятел)

Крыльями – хлоп-хлоп,

Ножками – топ-топ.

Разбежались – раз, два, три!

И взлетели … (Журавли)

       Пальчиковая гимнастика (соединяем по очереди мизинчики правой и левой руки, безымянные пальчики, средние, указательные и большие):

У Вани две машинки,

У Кати две серёжки,

У Коли две снежинки,

У Маши две матрёшки,

У Оли есть две кружки –

Такие вот игрушки.

       Затем у ребёнка формируется представление о темпе речи, о темповой организации высказывания. Для начала взрослый приводит примеры быстрого и медленного высказывания, подбирая для них необходимый темп. Для этой цели лучше всего использовать художественные произведения.

       После усвоения представления о темпе и ритме речи можно переходить к использованию темповых характеристик как средств выразительности в собственной речи ребёнка:

- повторение фраз за педагогом;

- заучивание скороговорок в замедленном и ускоренном темпе;

- произнесение фраз по сигналу педагога (например, после хлопка, после колокольчика и т.д.);

- разучивание стихотворений, содержание которых предусматривает ускорение или замедление темпа;

- проговаривание фраз под музыку, чтение стихов (музыкальное сопровождение помогает произносить текст в ускоренном и замедленном темпе);

- использование сюжетно-ролевых игр, где текст произносится в определённом темпе.

       Все перечисленные игры и упражнения целесообразно дополнять логопедической ритмикой, в основе которой используются речевые игры с различными по интенсивности и подвижности движениями, учитывается темп и ритм произнесённых слов и фраз, что имеет большое значение для формирования полноценной речи ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

Новиковская О.А. 350 логопедических упражнений. - М. Издательство АСТ, 2021. - 255 с.

Сидорова У.М. Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет: В 3 тетрадях. Тетрадь 1. – М.: ТЦ Сфера, 2019. - 32 с.

Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю.О. Филатова. – М.: МПГУ, 2012. – 218с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с ОНР с использованием средств логоритмики»

Актуальность исследования обусловлена тем, что:У детей с ОНР имеются нарушения всех компонентов речевого высказывания, в том числе и темпо-ритмической стороны  речи.Исследования подтверждают неод...

Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...

Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольника

В презентации собраны речевые упражнения и игры, способствующие формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР....

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР.

  Коррекции темпо-ритмической стороны речи уделяется большое внимание в рамках работы по устранению заикания. Но несформированность темпо-ритмической организации речи ярко выражено и при м...

Развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников

Презентация содержит напавления развития лексико-грамматической стороны речи детей дошкольного возраста. Предложены конкретные игры на уточнение и расширение словаря и совершенствование грамматических...

Игры и упражнения для развития темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР

В материале поэтапно представлены игры и упражнения для формирования темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с ТНР....