Этап автоматизации и дифференциации звука [Р]
картотека по логопедии (старшая группа)
Этап автоматизации и дифференциации звука [Р] критически важен в логопедической коррекции речи у детей.
Автоматизация
Автоматизация закрепляет правильное произношение звука [Р] в слогах, словах и связной речи, предотвращая возврат к дефектной привычке. Без этого этапа звук остается хрупким и не интегрируется в повседневную речь.
Дифференциация
Дифференциация учит ребенка различать [Р] от похожих звуков (например, Л, Р-Л), что исключает замены в самостоятельной речи. Это предотвращает дислексию и дисграфию в школе, так как ошибки произношения переносятся на письмо.
Общая ценность
Оба этапа обеспечивают устойчивый навык, делая речь естественной и автоматизированной без сознательных усилий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.4 КБ | |
| 19.1 КБ | |
| 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура картотеки по автоматизации звука [Р]
Картотека строится по принципу от простого к сложному, следуя этапам автоматизации. Рекомендую завести отдельные разделы (папки, конверты, файлы) для каждого этапа.
Этап 1: Автоматизация звука [Р] в изолированной позиции
Цель: Добиться правильного, четкого, длительного одиночного звучания.
- Карточки-символы: Изображение рычащего тигра/льва, мотора, грома.
- Игры:
- «Далеко-близко»: рычим тихо (далеко) и громко (близко).
- «Старт моторов»: заводим мотор (РРРР) и едем с разной скоростью.
- «Самолетик»: произносим [Р] на одном выдохе, пока самолетик (игрушка) не «приземлится».
Этап 2: Автоматизация в слогах (прямых, обратных, со стечениями)
Цель: Закрепить звук в простейших сочетаниях.
- Таблицы слогов: РA, РO, PY, PЭ, АР, ОР, УР, ЫР, ПРА, ТРА, КРА, БРА, ДРА.
- Слоговые дорожки: РА-РА-РА → РО-РО-РО → РУ-РУ-РУ.
- Игры:
- «Повтори цепочку»: РА-РО-РЫ.
- «Дополни слог»: Ло…(РА), но…(РА), ко…(РА), ве…(РА).
- «Слоговое лото»: картинка + подписанный слог (рыба – РЫ).
Этап 3: Автоматизация в словах
Цель: Ввести звук в слова, накопить словарь.
- Подборка слов по позиции звука:
- В начале слова: рак, рама, рыба, рука, рот, роза, ручей.
- В конце слова: пар, шар, комар, мир, мотор.
- В середине слова: корова, дорога, баран, береза, арбуз.
- Со стечением согласных: трава, дракон, брови, гром, фраза, кредит, краб.
- Классификация слов:
- Тематические карточки: «Животные» (рак, тигр, ворона), «Транспорт» (трактор, грузовик, метро), «Еда» (помидор, огурец, торт).
- Игра «Четвертый лишний»: рак-рука-лампа-рыба.
- Счетные карточки: один рак – два рака – пять раков.
Этап 4: Автоматизация в словосочетаниях и предложениях
Цель: Закрепить звук в более протяжной речевой единице.
- Согласование:
- Прилагательное + существительное: ровная дорога, красная роза, быстрый мотоР.
- Числительное + существительное: три трактора, четыре ведра.
- Управление: посадил в курицу (неправильно, для контроля), испек румяный пирог.
- Предложения:
- Простые: Рома и Рита собирают грибы.
- Считалки: Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять.
- Скороговорки (на начальном этапе): Рыбу ловит рыбарь. На дворе трава, на траве дрова.
Этап 5: Автоматизация в связной речи: чистоговорках, стихах, текстах, диалогах
Цель: Добиться правильного звучания в свободной речи.
- Чистоговорки и потешки:
Ра-ра-ра – вышла детвора.
Ры-ры-ры – ловим комары.
Ро-ро-ро – ведро у ведра.
- Стихотворения (короткие, с частым повтором [Р]): А. Барто, С. Михалков, специальные логопедические сборники.
- Тексты для пересказа (короткие):
- «В саду выросла красная роза. Рита рвала розу. Роза была ароматная».
- Сюжетные картинки и серии картинок для составления рассказа.
- Диалоги и ролевые игры: «В магазине» (продаем овощи: помидоры, огурцы, картофель), «В зоопарке» (смотрим на тигра, верблюда, носорога).
Этап 6: Дифференциация звуков [Р] – [Л] и [Р] – [Р’]
Цель: Научить ребенка различать смешиваемые звуки на слух и в речи.
- Парные карточки: лак – рак, лук – рук, ложка – рожки.
- Игры:
- «Поймай звук»: хлопни, если услышишь [Р] в ряду звуков/слов.
- «Разложи по домикам»: картинки со звуками [Р] и [Л] в разные стопки.
- Скороговорки на дифференциацию:
Крилла крилила крилила, да не выкрилила.
Крабы грызли гразные гразни, грязью гразнились в грязном пруду.
Как организовать картотеку на практике:
- Формат: Это могут быть бумажные карточки в коробке с разделителями, папка-скоросшиватель с файлами, или электронная папка на компьютере с тематическими документами.
- Визуальная опора: Все карточки со словами должны иметь четкие, яркие картинки. Это обязательное условие для детей.
- Игровой элемент: К каждой группе заданий добавляйте описание короткой игры («ходилку», лото, бинго, «поймай звук»).
- Индивидуальный подход: Наполняйте картотеку, исходя из интересов конкретного ребенка (динозавры, машинки, принцессы).
- Дневник наблюдений: В начале картотеки заведите лист, где будете отмечать даты, этап работы и успехи/трудности ребенка.
Важно: Автоматизация звука [Р] — процесс длительный. Не торопитесь переходить к следующему этапу, пока не достигнута уверенность и чистота на предыдущем. Картотека позволяет делать это системно и наглядно.
Предварительный просмотр:
Картотека по дифференциации звуков [Р] и [Л] — это систематизированный набор заданий для закрепления правильного произношения и различения этих часто смешиваемых звуков.
Вот пример структурированной картотеки, которую можно оформить как набор карточек или папку с файлами. Каждый раздел можно распечатать на отдельном листе.
Картотека по дифференциации звуков [Р] — [Л]
Цель: Научить ребенка четко различать на слух и правильно произносить звуки [Р] и [Л] в речи.
Возраст: для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Блок 1: Подготовительный этап (Уточнение артикуляции)
Карточка 1.1: «Наши помощники — язычок и губы»
- Звук [Л]: Язык широкий, кончик упирается в верхние зубы (или альвеолы). Боковые края опущены, воздух идет по бокам языка. Губы в улыбке. Голосовые связки работают (звонкий).
- Звук [Р]: Язык широкий, кончик поднят к альвеолам и сильно вибрирует. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная. Губы в улыбке. Голосовые связки работают (звонкий).
Упражнение: Перед зеркалом попеременно произносить «Л-Л-Л» и «Р-Р-Р», обращая внимание на разное положение кончика языка.
Блок 2: Дифференциация на уровне изолированных звуков
Карточка 2.1: «Узнай по голосу»
- Взрослый произносит за ширмой звуки [Р] и [Л] вразнобой. Ребенок на слух определяет звук и показывает картинку-символ:
- [Р] — тигр рычит (картинка тигра или просто буква Р).
- [Л] — самолет летит (картинка самолета или буква Л).
Карточка 2.2: «Повтори цепочку»
- Повтори за взрослым цепочку звуков: Р-Л-Р, Л-Л-Р, Р-Р-Л, Л-Р-Л-Р.
Блок 3: Дифференциация на уровне слогов
Карточка 3.1: «Повтори слоги»
- Прямые: РА-ЛА, ЛО-РО, РУ-ЛУ, ЛЫ-РЫ, РЭ-ЛЭ, ЛА-РА-ЛА, РО-ЛО-РО.
- Обратные: АР-АЛ, ОЛ-ОР, УЛ-УР, ЫР-ЫЛ, ЭР-ЭЛ.
- Со стечением: ПРА-ПЛА, КРО-КЛО, ГРА-ГЛА, ТРА-ТЛА, ФРА-ФЛА.
Карточка 3.2: «Подними нужную букву»
- Ребенку дают буквы Р и Л (карточки или магнитные). Взрослый произносит слог, ребенок поднимает соответствующую букву.
Блок 4: Дифференциация на уровне слов
Карточка 4.1: «Хлопни в ладоши»
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р] (или [Л]) в слове: ракета, лампа, корова, пол, стул, ведро, лиса, ручка.
Карточка 4.2: «Разложи картинки»
- Разложи картинки в два столбика (два домика): в домик [Р] — рак, роза, барабан; в домик [Л] — луна, лук, пила.
- Примеры пар для сравнения: рак — лак, рожки — ложки, корка — колка, сор — соль.
Карточка 4.3: «Допиши слог»
- Взрослый показывает картинку и начинает слово, ребенок заканчивает слогом РА или ЛА:
- Иг… (РА) — игРА. Пи… (ЛА) — пиЛА.
- Шку… (РА) — шкуРА. Ю… (ЛА) — юЛА.
Блок 5: Дифференциация на уровне словосочетаний и предложений
Карточка 5.1: «Повтори чистоговорки и скороговорки»
- Л — Р: Ла-ла-ла — острая пила. Ло-ло-ло — легкое весло. Ра-ра-ра — высокая гора. Ры-ры-ры — летят комары.
- Лара подарила Роме ларец, Рома подарил Ларе рояль.
- Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали.
Карточка 5.2: «Скажи наоборот» (слова-антонимы)
- Взрослый начинает, ребенок заканчивает, четко проговаривая Р и Л:
- Дал — взял. Похолодало — потеплело. Улетел — прилетел.
Карточка 5.3: «Составь словосочетание»
- Соедини слова из двух столбиков:
- Алый, жаркий, хитрый, спелый | арбуз, лис, флаг, костер.
- Правильный ответ: алый флаг, жаркий костер, хитрый лис, спелый арбуз.
Блок 6: Дифференциация на уровне текстов и спонтанной речи
Карточка 6.1: «Выучи стихотворение»
- Р и Л:
Разлилась река широко,
Затопила луг и лог.
Лодка плывет высоко
По Волге-реке в Ростов.
Карточка 6.2: «Исправь ошибки в предложениях» (Метод «Нелепицы»)
- «По роке плывет лода». (По реке плывет лодка).
- «Лыбаки ловят лыбу». (Рыбаки ловят рыбу).
Карточка 6.3: «Составь рассказ по картинке или серии картинок»
- Подберите сюжетную картинку, где есть предметы/действия со звуками Р и Л (например, «Рыбалка»: рыбак, удочка, река, сел в лодку, поймал крупную рыбу).
Блок 7: Игры на закрепление
Карточка 7.1: «Лото «Р-Л»
- Сделать карточки с картинками, содержащими Р или Л. Ведущий называет слово, игроки накрывают фишкой соответствующую картинку на своей карте.
Карточка 7.2: «Четвертый лишний»
- Назови, какое слово лишнее и почему (по звуку):
- Лампа, ложка, ракета, лук. (Лишнее — ракета, т.к. начинается на Р).
- Комар, парта, лампа, рама. (Лишнее — лампа, т.к. начинается на Л).
Карточка 7.3: «Путаница»
- Специально перепутать звуки в известной фразе или слове и попросить ребенка исправить: «Класс красноречиво рисует крабиком» (Класс красноречиво рисует крабиком? — Крабиком? Карандашом!).
Рекомендации по использованию картотеки:
- Переходите к следующему блоку только после уверенного освоения предыдущего.
- Занимайтесь регулярно, но недолго (10-15 минут), чтобы сохранять интерес ребенка.
- Используйте наглядность: картинки, игрушки, буквы.
- Всегда контролируйте собственную речь: говорите четко и правильно.
Предварительный просмотр:
Картотека по дифференциации звуков [Р] и [Р'] (твердого и мягкого) — это систематизированный набор заданий для закрепления правильного произношения и различения этих звуков в речи. Она особенно полезна логопедам, воспитателям и родителям для занятий с детьми.
Вот подробная картотека, разделенная на этапы и виды заданий.
Картотека: Дифференциация звуков [Р] — [Р’]
Цель: Научить ребенка четко различать на слух и правильно произносить твердый [Р] и мягкий [Р'] в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Примечание: Предполагается, что оба звука уже поставлены и автоматизированы изолированно. Если нет — начинайте с этапа постановки.
Этап 1. Дифференциация на слух (акустическое различение)
Задача: Научить ребенка слышать разницу между звуками.
Задания:
- «Хлопни в ладоши»: Хлопни, когда услышишь [Р] (или [Р']).
- Примерный ряд: Л, Р', К, Р, Ш, Р', В, Р, М, Р'...
- «Поймай звук»: Подними карточку с буквой Р для твердого звука и Рь (или Р с запятой) для мягкого.
- Слова: ряд, роза, река, рыба, рис, робот, репа, рука.
- Повторение слоговых пар: Взрослый четко произносит, ребенок повторяет, следя за положением языка.
- РА – РЯ; РО – РЁ; РУ – РЮ; РЫ – РИ; РЭ – РЕ.
- АР – АРЬ; ОР – ОРЬ; УР – УРЬ; ЫР – ИР; ЕР – ЕРЬ.
- Определи место звука в слове: Где слышишь [Р]? В начале, в середине или в конце?
- [Р]аковина, со[р]овка, ковё[р]. (Твердый обычно не стоит в конце, его заменяет мягкий).
- [Р']ябина, гово[р']ить, зве[р']ь. (Мягкий часто встречается в конце).
Этап 2. Дифференциация в слогах
Задача: Отработать четкое произношение в прямых и обратных слогах.
Слоговые дорожки (прочитать цепочкой):
- Прямые слоги:
- Ра-ря-ра-ря-ра
- Ро-рё-ро-рю-ро
- Ру-ри-ры-рю-ру
- Ря-ра-ря-ра-ря
- Ри-ры-ри-ры-ру
- Обратные слоги:
- Ар-арь-ар-арь
- Ор-орь-ор-ёр
- Ур-урь-ир-ыр
- Ер-ерь-ер-яр
- Со стечением согласных:
- Пра-пря, бра-бря, тра-трю, кра-кри, гра-гри.
Этап 3. Дифференциация в словах
Задача: Закрепить правильное произношение в словах, расширить словарный запас.
Карточки со словами (можно изготовить с картинками):
Звук [Р] (твердый) | Звук [Р'] (мягкий) | Слова с обоими звуками |
В начале: Рама, рука, рыба, роза, рот, круг, крот, гром. | В начале: Рис, река, рябь, репа, рёв, ринг, реле, рюкзак. | Тракторист, репродукция, оркестр, рефрижератор. |
В середине: Ворона, парта, карта, мармелад, сорока. | В середине: Заря, пряник, орехи, дверь, зверь, сентябрь. | |
В конце: (Редко) Сыр, бор, комар, мотор. | В конце: Дверь, зверь, октябрь, пузырь, фонарь. |
Задания с карточками:
- «Разложи по домикам»: Два домика — с синей (твердый) и зеленой (мягкий) крышей. Разложи картинки.
- «Повтори пары»: Слова, отличающиеся только твердостью/мягкостью Р. Рад — ряд, раса — ряса, горка — горько, жарко — жарь ко (игра слов).
- «Назови ласково»: Образуй слова с мягким [Р']. Стол — столик (здесь не Р, но принцип), но: ковёр — коврик, топор — топорик. (Внимание! Не всегда работает).
- «Четвертый лишний»: Найди слово с "неправильным" Р.
- Река, рука, роза, рыба (лишнее река — мягкий Р).
Этап 4. Дифференциация в словосочетаниях и предложениях
Задача: Отработать произношение в более сложных конструкциях.
Задания:
- Согласование прилагательного и существительного:
- Красный шар, красная роза, красное знамя, красные ягоды.
- Ранний завтрак, ранняя весна, раннее утро.
- Счет: Один рис, два риса, пять рисов; один робот, два робота, пять роботов.
- Повтори чистоговорки и скороговорки:
- Ра-ра-ра — высокая гора. Ря-ря-ря — ранняя заря.
- Ро-ро-ро — ведро на полу. Рё-рё-рё — ведро на ведре.
- На дворе — трава, на траве — дрова. (Много [Р]).
- Во мраке раки шумят в драке. (Много [Р]).
- Рядом рифы, лабиринты, ринулись на шхуну льдины. ([Р] и [Р']).
- Составь предложение с парой слов:
- (Рука — река) — Я мою руку в холодной реке.
- (Рак — рябина) — Под камнем сидел рак, а на дереве краснела рябина.
Этап 5. Дифференциация в связной речи (рассказы, стихи, спонтанная речь)
Задача: Довести навык до автоматизма в свободной речи.
Задания:
- Заучивание и проговаривание стихотворений, насыщенных обоими звуками.
Пример: Ранней весною рьёт трактор,
Квадрат за квадратом чёрный грунт.
А вслед за ним друзья-пряхи
Берут быка за рога.
(Из стихотворения о пахоте)
- Пересказ текста с контролем за звуками [Р] и [Р'].
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
- Беседа на заданную тему (например, «Весна», «Профессии»), где взрослый незаметно следит за произношением целевых звуков.
Рекомендации по использованию картотеки:
- Дозировка: Занимайтесь по 15-20 минут ежедневно, чтобы не утомлять ребенка.
- Последовательность: Не переходите к следующему этапу, пока не освоен предыдущий.
- Наглядность: Всегда используйте картинки, символы (синий квадрат для [Р], зеленый для [Р']), буквы.
- Игровая форма: Превращайте задания в игру («Помоги сороке собрать слова с твердым Р в гнездо»).
- Контроль артикуляции: Напоминайте ребенку: для [Р] язык назад, как горка; для [Р'] — язык вперед, к верхним зубам, спинка языка выше.
- Поощрение: Хвалите за успехи, даже маленькие.
Эта картотека — гибкий инструмент. Вы можете дополнять ее своими картинками и заданиями, ориентируясь на интересы ребенка. Удачи в занятиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи на этапе автоматизация и дифференциация звуков [л], [л`].
Индивидуальное занятие по формированию фонетической стороны речи направлено на автаматизацию звуков "Л" и "ЛЬ" в игровой форме....
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...

« Современные подходы к организации коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО на этапах автоматизации и дифференциации звуков у детей с ОВЗ».
Это созданная мной презентация по автоматизации звука [ш]. Презентация сделана таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно без мамы автоматизировать , поставленый звук. На каждом слайде записан го...

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков
Методическая разработка мастер-класса для педагогов "Использование возможностей применения ИКТ в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации и дифференциации звуков". ...

Сообщение оз опыта работы «Применение игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»
Использование игровых технологий на этапе автоматизации звуков позволяет решить сразу несколько задач:- снизить утомляемость;- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;- побудить в...

Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с ОНР
Цель.Организовать учебный процесс посредством игровых технологий на этапе автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста с ОНРЗадачи.1.Создать благоприятную атмосферу по обогащению...
