Игры для мозга: практика применения нейротехнологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал по логопедии

Лариса Кириллова

В статье рассматривается актуальность применения нейропсихологических технологий (нейрокоррекции) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности, с нарушениями опорно-двидательного аппарата и сопутствующими речевыми расстройствами. Приводятся результаты практического исследования, подтверждающие эффективность методов, направленных на развитие межполушарного взаимодействия. Даются конкретные примеры игр и упражнений для использования в работе логопедов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2025.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для мозга: практика применения нейротехнологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Современная образовательная и коррекционная практика сталкивается с растущим числом детей с ОВЗ, у которых нарушения речевого развития являются частым и системным сопутствующим фактором. Традиционные методы коррекции, несмотря на свою эффективность, зачастую требуют длительного времени для достижения устойчивых результатов. В этом контексте интеграция достижений нейронауки и нейротехнологий открывает новые возможности для оптимизации коррекционно-развивающего процесса.

Нейрокоррекция, как нейропсихологический подход, предлагает воздействовать не только на симптом (нарушение речи), но и на его глубинные причины, связанные с функциональной организацией мозга. Она опирается на принципы пластичности нервной системы и направлена на активацию компенсаторных механизмов через развитие дефицитарных функций.

Результаты экспериментального исследования

На базе детского сада компенсирующей направленности был проведен констатирующий эксперимент, сравнивавший динамику развития двух групп старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В экспериментальной группе в ежедневные занятия систематически включались игры, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

Результаты показали значительное преимущество экспериментальной группы по ряду параметров:

*   Ускорение процессов автоматизации звуков и заучивания стихотворений.

*   Увеличение времени концентрации и устойчивости внимания.

*   Улучшение состояния мелкой моторики.

*   Более быстрое формирование звуко-слоговой структуры слова.

*   Стабилизация эмоционального фона.

*   Сокращение ошибок в ритмической организации движений.

*   Улучшение способности устанавливать причинно-следственные связи.

Эти данные подтверждают, что целенаправленная работа по синхронизации активности полушарий головного мозга создает нейрофизиологическую базу для более эффективного развития высших психических функций, в том числе речи.

Практический инструментарий: примеры игр на развитие межполушарного взаимодействия

Межполушарное взаимодействие — основа сложных когнитивных процессов. Его развитие особенно важно для детей с речевыми нарушениями, так как речь — это функция, обеспечиваемая согласованной работой обоих полушарий. Ниже представлены конкретные игры и упражнения, которые могут быть использованы специалистами и родителями.

1. Упражнения с кинезиологическими мячиками (массажными ежиками) или маленькими мячами:

«Перекатывание»: Ребенок сидит на полу или стоит, перекатывает мячик из одной ладони в другую перед собой, над головой, за спиной. Можно сопровождать стихом или другим речевым материалом (изолированное произношение, слоговые ряды,..).

«Следы ежика»: Прокатывать мячик с нажимом по предплечью от ладони к локтю и обратно, затем по другой руке. Стимулирует сенсорные каналы.

2. Графические диктанты и симметричное рисование:

«Волшебные зеркала»: Ребенок рисует одновременно обеими руками симметричные изображения (с автоматизируемым звуком). Начинать лучше с опорных точек, поставленных педагогом.

«Двойные дорожки»: На листе бумаги нарисованы две извилистые параллельные линии. Задача — вести по одной линии указательным пальцем правой руки, а по другой — указательным пальцем левой руки одновременно, проговаривая нужный речевой материал.

3. Перекрестные (реципрокные) движения:

«Ленивые восьмерки» (Знак бесконечности): Ребенок рисует в воздухе или на большом листе бумаги горизонтальную восьмерку (∞) сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками вместе, держа в обеих руках, например, фломастеры. Также можно сопровождать речевым материалом.

4. Игры с тактильными мешочками или игрушками:

«Угадай на ощупь»: В мешочек кладут парные предметы (например, два каштана, два кубика, два шарика). Ребенок одновременно нащупывает правой и левой рукой предметы и пытается назвать их и сказать, одинаковые они или разные.

«Жонглер»: Перебрасывание мешочка с песком или мягкой игрушки из правой руки в левую перед собой, а затем по кругу (правая рука перебрасывает за спиной в левую и т.д.).

5. Специализированные нейротренажеры и игры:

«Нейролабиринты»: Обведение специальных лабиринтов двумя руками одновременно, когда каждая рука начинает движение со своей стороны и они встречаются в середине.

«Кулак-ребро-ладонь»: Классическое упражнение. Ребенок последовательно меняет положение рук на плоскости стола: кулак (сжатая ладонь), ребро (распрямленная ладонь на ребре), ладонь (плоскостью на столе). Сначала одной рукой, затем двумя синхронно.

Заключение

Включение нейрокоррекционных технологий, и в частности игр на развитие межполушарного взаимодействия, в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ не просто модная тенденция, а научно обоснованная необходимость. Представленные упражнения позволяют ненавязчиво, в игровой форме активизировать природные механизмы мозга, создавая прочную базу для преодоления речевых дефицитов. Результаты констатирующего эксперимента показывают, что такой подход позволяет не только ускорить логопедическую работу, но и гармонизировать общее психическое развитие ребенка, повышая его познавательную активность и эмоциональную устойчивость, что является ключевым для успешной социализации и дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейротехнологии в работе учителя-логопеда

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) п...

Применение мнемотехники в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.

Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.Мнемотехника – это совокупность ...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

«Применение метода «Экспериментирование» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми 5-7 лет»

В ходе мониторинга детей по речевому развитию педагоги часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Примене...

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект «Использование нейротехнологий в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ»

Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это не медикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и...