Постановка звука [Р]
картотека по логопедии (старшая группа)

Балышева Анастасия Геннадьевна

Постановка [Р] — один из самых сложных процессов. Успех зависит от тщательности подготовительного этапа и индивидуального подбора метода для ребенка.

Этап постановки звука [Р] важен в логопедии, так как он формирует правильную артикуляцию изолированного звука, создавая его слуховой, кинестетический и зрительный образ. Без этого шага ребенок не сможет правильно вибрировать кончиком языка у альвеол, что приводит к заменам вроде [Л] или [Й] в речи. Это основа для последующих этапов автоматизации в словах и предложениях, обеспечивая чистое произношение и развитие фонематического слуха.​

Ключевые цели этапа

  • Объединение артикуляционных движений в единый уклад для вибрации языка.

  • Добавление воздушной струи и голоса для сонорного [Р].​

  • Точная отработка длительности, высоты и вибрации звука.​

Почему нельзя пропустить этап постановки

Пропуск приводит к нестабильному произношению, затрудняя чтение и коммуникацию у детей дошкольного возраста. Поэтапный подход (подражание, механическая помощь) ускоряет успех даже при сложных дефектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._r._postanovka.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека этапа постановки звука [Р]

Картотека логопедической работы. Этап постановки звука [Р]

Цель этапа: Вызвать правильный одноударный или вибрантный звук [Р] по подражанию или с помощью специальных приемов.

Примечание: Постановка [Р] — один из самых сложных процессов. Успех зависит от тщательности подготовительного этапа и индивидуального подбора метода для ребенка.


Блок 1: Подготовительные упражнения (фундамент для постановки)

Цель: Развить силу, подвижность кончика языка, научить направленной воздушной струе, сформировать нужный вибрационный импульс.

Название упражнения

Цель

Методика выполнения

Критерий усвоения

1.

«Барабанщик» («Моторчик»)

Выработать подъем языка вверх и его подвижность.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с силой стучать по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно произнося Д-Д-Д-Д. Темп постепенно убыстрять.

Четкие, ритмичные удары, язык не «вываливается».

2.

«Пулемет»

Отработать быстрое поднятие языка.

То же, что и «Барабанщик», но чередовать: Д-Д-Д-Д-Т-Т-Т-Т.

Четкое переключение между звуками.

3.

«Грибок»

Растянуть подъязычную связку (уздечку), закрепить язык в верхнем положении.

Улыбнуться, присосать весь язык к нёбу («шляпка гриба»). Нижняя челюсть опущена, уздечка натянута («ножка гриба»). Удерживать 5-10 сек.

Уздечка ощутимо натянута, язык неподвижен.

4.

«Гармошка»

Укрепить мышцы языка, растянуть уздечку.

Из положения «Грибок» открывать и закрывать рот, не отрывая язык от нёба.

Язык плотно присасывается при движении челюсти.

5.

«Чистим верхние зубки»

Наработать движение кончика языка вверх-вниз.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «чистить» с внутренней стороны верхние зубы, делая движения влево-вправо и вверх-вниз.

Кончик языка загибается вверх, нижняя челюсть неподвижна.

6.

«Качели»

Учить легко менять положение языка.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить за верхние зубы, затем за нижние.

Точные, ритмичные движения.

7.

«Заведи моторчик»

Вызвать вибрацию кончика языка.

Широкий язык прижать к нёбу. С силой выдувать воздух посередине языка, можно использовать шарик от пипетки или зонд. Должен получиться глухой, фрикативный звук, похожий на ТЖЖЖ или шум мотора.

Появление длительной вибрации (дрожания) кончика языка от воздушной струи.

8.

Дутье на кончик языка

Направить воздушную струю точно.

Язык «чашечкой» у альвеол. Дуть сильно на кончик языка. Можно использовать полоску бумаги или ватку на кончике носа — она должна отклоняться.

Чувство сильной, холодной, целенаправленной струи.

Блок 2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания при постановке звука [Р]

Правильное речевое дыхание при постановке звука [Р] — это спокойный вдох носом и длинный, управляемый выдох ртом, направленный по середине языка к альвеолам. Такое дыхание дает сильную, устойчивую воздушную струю, без которой язычок не сможет вибрировать и звук [Р] не получится или будет смазанным.​

Базовые правила

  • Вдох только носом, тихий и короткий; выдох — ртом, более длинный и плавный. Это тренирует диафрагму и предупреждает гипервентиляцию.​​
  • Щёки не надуваются, губы и язык работают, корпус и плечи остаются расслабленными.​

Игровые упражнения

«Снегопад»: ватка на ладони, вдох носом, на выдохе дуем по середине языка на ватку, чтобы она слетела. Контролируем, чтобы струя была узкой и сильной, а щеки не раздувались.​

«Кораблики»/«Футбол»: дуем на бумажный кораблик в воде или ватный шарик на столе, продвигая его в «ворота». Это учит выдерживать направление и длительность выдоха для будущего [Р].​

Целенаправленные упражнения под [Р]

«Язык дракона»: лента или полоска бумаги на кончике языка, рот открыт; вдох носом, на выдохе дуем так, чтобы лента дрожала — моделируем вибрацию языка при [Р].​

«Моторчик» и «рычащий тигр»: глубокий вдох, на выдохе ребёнок сначала «дует моторчиком» на язык, затем пробует короткие серии «р-р-р», соединяя дыхание и артикуляцию.

"Пушинка": Выдохните на тонкую бумажку или пушинку, чтобы она летела как можно дольше, держа рот полуоткрытым.

"Ветерок": Широкой струей дуйте на свечку, не задувая пламя, 5–10 секунд за раз.

"Шарик": Надуйте воздушный шарик одним выдохом, акцентируя сильный поток воздуха изо рта.

"Лопатки": Дуйте на лопатку самолетика, чтобы он крутился, чередуя сильный и слабый выдох.

"Грибок": Выдуйте на ладошку "грибок" из рук, создавая вихревой поток с дрожью.

Такие упражнения усиливают воздушную струю, необходимую для вибрации кончика языка при звуке [Р], развивая диафрагмальное дыхание и контроль выдоха

Интеграция в картотеку

Добавьте эти упражнения на подготовительный этап перед постановкой [Р]: выполняйте 3–5 минут ежедневно, сочетая с массажем языка для усиления эффекта. Переходите к вибрации, когда струя становится узкой и длительной

  •  Блок 3.1: Основные методы постановки звука [Р]

Выбор метода зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

Название метода

Суть метода

Техника выполнения

1.

По подражанию

Используется, если у ребенка хорошая слуховая дифференциация и подвижность артикуляционного аппарата.

Логопед показывает правильную артикуляцию перед зеркалом, демонстрирует «рычание». Ребенок повторяет. Можно имитировать звук мотора, рычание тигра/собаки.

2.

От «ЗАВЕДЕННОГО МОТОРЧИКА» (Основной метод)

Переход от длительной вибрации к звуку с голосом.

1. Ребенок в упражнении «Заведи моторчик» добивается стабильной вибрации (глухой звук ТЖЖЖ).
2. В момент вибрации подключается голос. Можно начать с шепота, затем громко. Получается 
ДРРР.
3. Отрабатывается с разными гласными: 
ДРА, ДРО, ДРУ и т.д.
4. Постепенно «Д» редуцируется (исчезает), остается чистый 
Р.

3.

От звука [Ж]

Используется, если у ребенка хороший звук [Ж].

1. Ребенок долго тянет звук [Ж], язык в форме «чашечки» у альвеол.
2. В этот момент плоской ручкой чайной ложки или шпателем делают быстрые колебательные движения под кончиком языка вправо-влево. Возникает вибрация, звук [Ж] переходит в [Р].

4.

От звука [З]

Редкий метод, если другие не подошли.

Ребенок произносит звук [З] с приподнятым к альвеолам кончиком языка. Шпателем вызывают вибрацию, как в методе от [Ж]. Получается межзубный [Р], который потом переводят в зазубный.

5.

От сочетания «Т-Т-Т» или «Д-Д-Д»

Используется, если у ребенка сильная, быстрая воздушная струя.

1. Ребенок сильно и быстро произносит Т-Т-Т или Д-Д-Д, упираясь кончиком языка в альвеолы.
2. Логопед просит сильно подуть на кончик языка в момент произнесения. Вибрация может возникнуть механически. Для помощи можно использовать шарик от пипетки на кончике языка.

6.

Механический (с помощью зондов)

Самый надежный, но требующий навыка метод.

Используется зонд №6 (шариковый) или зонд «Собачка».
1. Ребенок поднимает язык к альвеолам, произносит звук [З] или [Ж].
2. Логопед подкладывает зонд под кончик языка и быстрыми движениями вправо-влево вызывает его вибрацию. Ребенок в это время сильно дует и включает голос.


Блок 3.2: Подготовка к вибрации (минимальный комплекс упражнений)

(Если язык напряженный, вялый или вибрация не возникает)

Прием

Цель

Методика

1

Механическая помощь

Вызвать вибрацию кончика языка.

Ребенок удерживает язык в положении «Грибок» или за верхними зубами. Логопед быстрыми движениями вправо-влево постукивает под языком шпателем или зондом, вызывая его колебания. Одновременно ребенок делает сильный выдох.

2

Упражнение «Моторчик»

Понять ощущение вибрации без звука.

Кончик языка у альвеол. Ребенок указательным пальцем (чистым) сам быстро водит под языком из стороны в сторону, язык при этом расслаблен.

3

Через звук [Д]

Использовать опорный звук.

Ребенок произносит на сильном выдохе быстрое «д-д-д-д», ударяя кончиком языка в альвеолы. Затем надо подуть на кончик языка — может возникнуть дрожь, слышится «дррр».



Блок 4: Протокол (примерный лист) занятия по постановке [Р]

Дата: _________
Ребенок: _________
Цель: Вызвать звук [Р] по подражанию / от опорного звука [Ж].

Оборудование: Зеркало, вата, шарик, зонд, картинки-символы, салфетка.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. (2 мин)
  2. Артикуляционная гимнастика (5-7 мин): «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Заведи моторчик». Оценка качества.
  3. Дыхательное упражнение (2 мин): Дутье на язык, сложенный «чашечкой».
  4. Основная часть. Постановка звука (10 мин):
  • Показ артикуляции перед зеркалом. Объяснение: «Язык — парус, дрожит от ветра».
  • Упражнение «Мотор»: ребенок дует на поднятый язык → появляется глухая вибрация.
  • Применение выбранного метода: Подключаем голос к «мотору». Используем механическую помощь (шарик/зонд) для стабильной вибрации.
  • Результат: Удалось добиться одноударного [Р] / длительного вибрантного [Р] / устойчивой вибрации с механической помощью.
  1. Закрепление полученного звука (3 мин): Произнесение слогов с механической помощью: РА-РА-РА, РЫ-РЫ-РЫ (или от сочетания ТРА, ДРА).
  2. Итог. (2 мин) Похвала. Домашнее задание: артикуляционная гимнастика («Барабанщик», «Грибок», «Мотор») 2 раза в день.

Результат занятия: Звук [Р] вызван на уровне изолированного произнесения / с механической помощью / не вызван (требуется продолжить подготовку).

Примечание логопеда: _______________________________________________________

Рекомендации родителям: ___________________________________________________


Важные напоминания:

  1. На этапе постановки не требовать от ребенка сразу чистого звука в речи. Сначала — правильный изолированный звук, затем в слогах.
  2. Следить, чтобы не было «горлового» звука (картавости). При нем дрожит не кончик, а корень языка. Горловой звук не исправляется, а переделывается заново после торможения старого паттерна.
  3. Хвалите за малейший успех! Постановка [Р] требует времени и терпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.

Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....