Постановка звука [Р]
картотека по логопедии (старшая группа)
Постановка [Р] — один из самых сложных процессов. Успех зависит от тщательности подготовительного этапа и индивидуального подбора метода для ребенка.
Этап постановки звука [Р] важен в логопедии, так как он формирует правильную артикуляцию изолированного звука, создавая его слуховой, кинестетический и зрительный образ. Без этого шага ребенок не сможет правильно вибрировать кончиком языка у альвеол, что приводит к заменам вроде [Л] или [Й] в речи. Это основа для последующих этапов автоматизации в словах и предложениях, обеспечивая чистое произношение и развитие фонематического слуха.
Ключевые цели этапа
Объединение артикуляционных движений в единый уклад для вибрации языка.
Добавление воздушной струи и голоса для сонорного [Р].
Точная отработка длительности, высоты и вибрации звука.
Почему нельзя пропустить этап постановки
Пропуск приводит к нестабильному произношению, затрудняя чтение и коммуникацию у детей дошкольного возраста. Поэтапный подход (подражание, механическая помощь) ускоряет успех даже при сложных дефектах.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека этапа постановки звука [Р]
Картотека логопедической работы. Этап постановки звука [Р]
Цель этапа: Вызвать правильный одноударный или вибрантный звук [Р] по подражанию или с помощью специальных приемов.
Примечание: Постановка [Р] — один из самых сложных процессов. Успех зависит от тщательности подготовительного этапа и индивидуального подбора метода для ребенка.
Блок 1: Подготовительные упражнения (фундамент для постановки)
Цель: Развить силу, подвижность кончика языка, научить направленной воздушной струе, сформировать нужный вибрационный импульс.
№ | Название упражнения | Цель | Методика выполнения | Критерий усвоения |
1. | «Барабанщик» («Моторчик») | Выработать подъем языка вверх и его подвижность. | Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с силой стучать по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно произнося Д-Д-Д-Д. Темп постепенно убыстрять. | Четкие, ритмичные удары, язык не «вываливается». |
2. | «Пулемет» | Отработать быстрое поднятие языка. | То же, что и «Барабанщик», но чередовать: Д-Д-Д-Д-Т-Т-Т-Т. | Четкое переключение между звуками. |
3. | «Грибок» | Растянуть подъязычную связку (уздечку), закрепить язык в верхнем положении. | Улыбнуться, присосать весь язык к нёбу («шляпка гриба»). Нижняя челюсть опущена, уздечка натянута («ножка гриба»). Удерживать 5-10 сек. | Уздечка ощутимо натянута, язык неподвижен. |
4. | «Гармошка» | Укрепить мышцы языка, растянуть уздечку. | Из положения «Грибок» открывать и закрывать рот, не отрывая язык от нёба. | Язык плотно присасывается при движении челюсти. |
5. | «Чистим верхние зубки» | Наработать движение кончика языка вверх-вниз. | Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «чистить» с внутренней стороны верхние зубы, делая движения влево-вправо и вверх-вниз. | Кончик языка загибается вверх, нижняя челюсть неподвижна. |
6. | «Качели» | Учить легко менять положение языка. | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить за верхние зубы, затем за нижние. | Точные, ритмичные движения. |
7. | «Заведи моторчик» | Вызвать вибрацию кончика языка. | Широкий язык прижать к нёбу. С силой выдувать воздух посередине языка, можно использовать шарик от пипетки или зонд. Должен получиться глухой, фрикативный звук, похожий на ТЖЖЖ или шум мотора. | Появление длительной вибрации (дрожания) кончика языка от воздушной струи. |
8. | Дутье на кончик языка | Направить воздушную струю точно. | Язык «чашечкой» у альвеол. Дуть сильно на кончик языка. Можно использовать полоску бумаги или ватку на кончике носа — она должна отклоняться. | Чувство сильной, холодной, целенаправленной струи. |
Блок 2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания при постановке звука [Р]
Правильное речевое дыхание при постановке звука [Р] — это спокойный вдох носом и длинный, управляемый выдох ртом, направленный по середине языка к альвеолам. Такое дыхание дает сильную, устойчивую воздушную струю, без которой язычок не сможет вибрировать и звук [Р] не получится или будет смазанным.
Базовые правила
- Вдох только носом, тихий и короткий; выдох — ртом, более длинный и плавный. Это тренирует диафрагму и предупреждает гипервентиляцию.
- Щёки не надуваются, губы и язык работают, корпус и плечи остаются расслабленными.
Игровые упражнения
«Снегопад»: ватка на ладони, вдох носом, на выдохе дуем по середине языка на ватку, чтобы она слетела. Контролируем, чтобы струя была узкой и сильной, а щеки не раздувались.
«Кораблики»/«Футбол»: дуем на бумажный кораблик в воде или ватный шарик на столе, продвигая его в «ворота». Это учит выдерживать направление и длительность выдоха для будущего [Р].
Целенаправленные упражнения под [Р]
«Язык дракона»: лента или полоска бумаги на кончике языка, рот открыт; вдох носом, на выдохе дуем так, чтобы лента дрожала — моделируем вибрацию языка при [Р].
«Моторчик» и «рычащий тигр»: глубокий вдох, на выдохе ребёнок сначала «дует моторчиком» на язык, затем пробует короткие серии «р-р-р», соединяя дыхание и артикуляцию.
"Пушинка": Выдохните на тонкую бумажку или пушинку, чтобы она летела как можно дольше, держа рот полуоткрытым.
"Ветерок": Широкой струей дуйте на свечку, не задувая пламя, 5–10 секунд за раз.
"Шарик": Надуйте воздушный шарик одним выдохом, акцентируя сильный поток воздуха изо рта.
"Лопатки": Дуйте на лопатку самолетика, чтобы он крутился, чередуя сильный и слабый выдох.
"Грибок": Выдуйте на ладошку "грибок" из рук, создавая вихревой поток с дрожью.
Такие упражнения усиливают воздушную струю, необходимую для вибрации кончика языка при звуке [Р], развивая диафрагмальное дыхание и контроль выдоха
Интеграция в картотеку
Добавьте эти упражнения на подготовительный этап перед постановкой [Р]: выполняйте 3–5 минут ежедневно, сочетая с массажем языка для усиления эффекта. Переходите к вибрации, когда струя становится узкой и длительной
- Блок 3.1: Основные методы постановки звука [Р]
Выбор метода зависит от индивидуальных возможностей ребенка.
№ | Название метода | Суть метода | Техника выполнения |
1. | По подражанию | Используется, если у ребенка хорошая слуховая дифференциация и подвижность артикуляционного аппарата. | Логопед показывает правильную артикуляцию перед зеркалом, демонстрирует «рычание». Ребенок повторяет. Можно имитировать звук мотора, рычание тигра/собаки. |
2. | От «ЗАВЕДЕННОГО МОТОРЧИКА» (Основной метод) | Переход от длительной вибрации к звуку с голосом. | 1. Ребенок в упражнении «Заведи моторчик» добивается стабильной вибрации (глухой звук ТЖЖЖ). |
3. | От звука [Ж] | Используется, если у ребенка хороший звук [Ж]. | 1. Ребенок долго тянет звук [Ж], язык в форме «чашечки» у альвеол. |
4. | От звука [З] | Редкий метод, если другие не подошли. | Ребенок произносит звук [З] с приподнятым к альвеолам кончиком языка. Шпателем вызывают вибрацию, как в методе от [Ж]. Получается межзубный [Р], который потом переводят в зазубный. |
5. | От сочетания «Т-Т-Т» или «Д-Д-Д» | Используется, если у ребенка сильная, быстрая воздушная струя. | 1. Ребенок сильно и быстро произносит Т-Т-Т или Д-Д-Д, упираясь кончиком языка в альвеолы. |
6. | Механический (с помощью зондов) | Самый надежный, но требующий навыка метод. | Используется зонд №6 (шариковый) или зонд «Собачка». |
Блок 3.2: Подготовка к вибрации (минимальный комплекс упражнений)
(Если язык напряженный, вялый или вибрация не возникает)
№ | Прием | Цель | Методика |
1 | Механическая помощь | Вызвать вибрацию кончика языка. | Ребенок удерживает язык в положении «Грибок» или за верхними зубами. Логопед быстрыми движениями вправо-влево постукивает под языком шпателем или зондом, вызывая его колебания. Одновременно ребенок делает сильный выдох. |
2 | Упражнение «Моторчик» | Понять ощущение вибрации без звука. | Кончик языка у альвеол. Ребенок указательным пальцем (чистым) сам быстро водит под языком из стороны в сторону, язык при этом расслаблен. |
3 | Через звук [Д] | Использовать опорный звук. | Ребенок произносит на сильном выдохе быстрое «д-д-д-д», ударяя кончиком языка в альвеолы. Затем надо подуть на кончик языка — может возникнуть дрожь, слышится «дррр». |
Блок 4: Протокол (примерный лист) занятия по постановке [Р]
Дата: _________
Ребенок: _________
Цель: Вызвать звук [Р] по подражанию / от опорного звука [Ж].
Оборудование: Зеркало, вата, шарик, зонд, картинки-символы, салфетка.
Ход занятия:
- Оргмомент. (2 мин)
- Артикуляционная гимнастика (5-7 мин): «Барабанщик», «Грибок», «Гармошка», «Заведи моторчик». Оценка качества.
- Дыхательное упражнение (2 мин): Дутье на язык, сложенный «чашечкой».
- Основная часть. Постановка звука (10 мин):
- Показ артикуляции перед зеркалом. Объяснение: «Язык — парус, дрожит от ветра».
- Упражнение «Мотор»: ребенок дует на поднятый язык → появляется глухая вибрация.
- Применение выбранного метода: Подключаем голос к «мотору». Используем механическую помощь (шарик/зонд) для стабильной вибрации.
- Результат: Удалось добиться одноударного [Р] / длительного вибрантного [Р] / устойчивой вибрации с механической помощью.
- Закрепление полученного звука (3 мин): Произнесение слогов с механической помощью: РА-РА-РА, РЫ-РЫ-РЫ (или от сочетания ТРА, ДРА).
- Итог. (2 мин) Похвала. Домашнее задание: артикуляционная гимнастика («Барабанщик», «Грибок», «Мотор») 2 раза в день.
Результат занятия: Звук [Р] вызван на уровне изолированного произнесения / с механической помощью / не вызван (требуется продолжить подготовку).
Примечание логопеда: _______________________________________________________
Рекомендации родителям: ___________________________________________________
Важные напоминания:
- На этапе постановки не требовать от ребенка сразу чистого звука в речи. Сначала — правильный изолированный звук, затем в слогах.
- Следить, чтобы не было «горлового» звука (картавости). При нем дрожит не кончик, а корень языка. Горловой звук не исправляется, а переделывается заново после торможения старого паттерна.
- Хвалите за малейший успех! Постановка [Р] требует времени и терпения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим специфику нарушений в прои...
Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*.
Презентация *Постановка звука К, Кь, Г, Гь, Х, Хь. Правильная артикуляция, деффекты артикуляции звуков, постановка звука*....




