Конспект логопедического занятия: «Путешествие за Весёлым Ветром». Постановка и автоматизация звуков [В] и [В’]
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

И.Д. Польшина

Конспект логопедического занятия: «Путешествие за Весёлым Ветром». Постановка и автоматизация звуков [В] и [В’]

 

Целевая аудитория: дети 5-6 лет.

Цель: формирование правильного уклада и произношения звуков [В] и [В’], их первичная автоматизация в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать правильный артикуляционный уклад звуков [В] и [В’];

- отрабатывать произношение звуков в изолированной позиции, в слогах и словах;

- активизировать словарь по лексическим теме «Погода».

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевой выдох, фонематический слух, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать навыки зрительного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию;

- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

 

Оборудование:

- зеркала индивидуальные;

- картинка-символ «Ветер»;

- картинки: волк, вата, варежки, ведро, веник, вишня, дельфин, сова, трава;

- вата, перышко;

- полоска бумаги с нарисованными кружками для тактильного восприятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия: «Путешествие за Весёлым Ветром». Постановка и автоматизация звуков [В] и [В’]

Целевая аудитория: дети 5-6 лет.

Цель: формирование правильного уклада и произношения звуков [В] и [В’], их первичная автоматизация в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать правильный артикуляционный уклад звуков [В] и [В’];

- отрабатывать произношение звуков в изолированной позиции, в слогах и словах;

- активизировать словарь по лексическим теме «Погода».

Коррекционно-развивающие:

- развивать речевой выдох, фонематический слух, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать навыки зрительного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, умение слушать инструкцию;

- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.

Оборудование:

- зеркала индивидуальные;

- картинка-символ «Ветер»;

- картинки: волк, вата, варежки, ведро, веник, вишня, дельфин, сова, трава;

- вата, перышко;

- полоска бумаги с нарисованными кружками для тактильного восприятия.

Ход занятия

1. Организационный момент. Создание положительного настроя.

Учитель-логопед: Здравствуйте, друзья! Сегодня нас ждет необычное путешествие. Мы отправляемся в гости к Весёлому Ветру, который научит нас новым звукам! Давайте приготовимся.

2. Артикуляционная гимнастика «Разбудим язычок»

Упражнения выполняются перед зеркалом. Логопед показывает картинки-символы.

- «Заборчик»: Улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы. Удерживать позу.

- «Зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем».

- «Окошко»: Широко открыть рот (верхние и нижние зубы видны), удерживать.

- «Широко окно открыли, в дом муху мы впустили».

- «Накажем непослушный язычок»: Положить широкий язык на нижнюю губу и пошлёпать его губами: «Пя-пя-пя».

- «Покусаем кончик языка»: Покусать кончик языка для активизации мышц.

3. Развитие речевого дыхания. «Загони мяч в ворота»

Учитель-логопед: Ветер любит играть с лёгкими предметами. Давайте и мы попробуем!

Детям предлагается с помощью направленной воздушной струи «загнать» ватный шарик (или перышко) в импровизированные ворота (между двумя кубиками). Следить, чтобы дети не надували щеки, а воздушная струя была целенаправленной.

4. Постановка звука [В]. Знакомство с Ветром.

Учитель-логопед: А вот и наш Ветер! (Показывает картинку). Он поет свою песенку. Послушай: «В-в-в-в...».

Учитель-логопед обращает внимание ребенка на артикуляцию:

- зубы находятся в «заборчике» — сомкнуты, но не плотно.

- внутренняя часть нижней губы легко прикасается к верхним зубам.

- горлышко «работает» (можно приложить руку ребенка к своей гортани, чтобы он почувствовал вибрацию).

- воздух встречает преграду и выходит через щель между верхними зубами и нижней губой.

Способы постановки:

1.  От междометия «У-у-у!». Произносим «У-у-у», а затем растягиваем губы в улыбку, не меняя положения зубов: «У-в-в-в...».

2.  Механический способ: ребенок произносит «Ы-ы-ы», а логопед легким движением пальца приподнимает его нижнюю губу к верхним зубам.

Дети пробуют «спеть песенку Ветра» перед зеркалом.

5. Автоматизация звука [В] в слогах. «Повтори за Ветерком»

Учитель-логопед: Ветер гуляет по свету и насвистывает свои мелодии. Повтори за ним!

Учитель-логопед четко артикулирует, дети сначала по очереди потом хором повторяют цепочки слогов. Можно «шагать» пальчиками по табличке, произнося каждый слог.

Прямые слоги:

ВА - ВО - ВУ - ВЫ

Обратные слоги:

АВ - ОВ - УВ - ЫВ

6. Автоматизация звука [В] в словах. «Помоги Ветерку»

Учитель-логопед: Ветер принес с собой картинки, но никак не может их назвать. Помогите ему!

Детям предъявляются картинки, они называет их, четко выделяя звук [В].

Звук [В] в начале слова: В-олк, В-ата, В-арежки.
Звук [В] в конце слова: тра-в-а, со-в-а.
Звук [В] в середине слова: са-в-анна, ди-в-ан.

7. Физкультминутка «Ветер»

Учитель-логопед: А теперь давай отдохнем и превратимся в сам Ветер!

Ветер дует нам в лицо,                                      (Машут ладонями перед лицом)

Закачалось деревцо.                                          (Покачиваются, подняв руки вверх)

Ветер тише, тише, тише...                                (Медленные приседания)

Деревцо все выше, выше!                                 (Медленно поднимаются, тянутся вверх)

8. Дифференциация звуков [В] — [В’] (твёрдый и мягкий)

Учитель-логопед: У нашего Ветра есть братик — нежный Ветерок. Он поет свою песенку нежно: «Вь-вь-вь-вь...». Давайте попробуем!

Учитель-логопед объясняет, что при произнесении мягкого [В’] губы улыбаютя сильнее. Ребята повторяют.

Автоматизация [В’] в словах:
Поможем и Ветерку прочитать картинки: В-илка, В-инт, В-иноград, В-едро (обращаем внимание на мягкость), В-ерба.

9. Развитие фонематического слуха. «Хлопни в ладоши»

Учитель-логопед: А теперь будьте внимательны! Хлопните в ладоши, если услышите в слове песенку Ветра [В] или ветерка [В’].

Учитель-логопед: произносит ряд слов: Ворона, дом, сова, стол, вишня, окно, ветка, диван.

10. Развитие активного словаря по теме «Погода» 

Учитель-логопед  Ребята, скажите, пожалуйста, а сегодня на улице есть ветер. (Ответы детей). А какой ветер? Вместо «сильный ветер» можно сказать:

  • Ветрено – Есть ветер.
  • Порывистый ветер – Ветер, который то сильный, то слабый.
  • Шквалистый ветер – Очень резкий и сильный порыв.
  • Ураган / Смерч / Торнадо – Очень разрушительный ветер.
  • Лёгкий бриз – Приятный, слабый ветерок.

Учитель-логопед: А что может делать ветер? (Ответы детей).

  • Дуть – Основное действие. (Дует сильный ветер).
  • Свистеть – О ветре. (Ветер свистит в проводах).
  • Завывать – О ветре. (Ветер завывает в трубе).

11. Итог занятия. Рефлексия.

Учитель-логопед: Молодцы! Сегодня вы отлично потрудились. С каким новым звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей). Вы были очень внимательными и помогли Ветру и его брату Ветерку. Наше путешествие удалось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)

Цель:  формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Игры с Лушей» (постановка и автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразах)

Цель:  формирование правильного произношения звука [Л] в изолированной позиции и автоматизация его в слогах, словах, словосочетаниях, фразах....

Конспект логопедического занятия по теме: «Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах»

Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука С

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия с детьми подготовительного к шуоле возраста на основе сюжета "Путшествие в Москву"....

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста. Постановка звука [л].

Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста.   Постановка звука [л]....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»

Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....

Конспект логопедического занятия «Путешествие в страну Звуков» (автоматизация звука Р)

Данный конспект логопедического занятия направлен на автоматизацию звука [Р] в словах и фразах через игровые технологии, развитие артикуляционной моторики, активизацию словаря и развитие монологическо...