Конспект логопедического занятия по теме: «Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Назарец Ольга Ильинична

Развитие фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме: «Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация звука [л] в слогах и словах»

Тема: Автоматизация звука [л] в слогах и словах.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-автоматизация звука Л в слогах, словах;

коррекционно-развивающие:

-развитие: фонематического слуха и восприятия, зрительно-пространственного восприятия, слогового анализа и синтеза, конструктивного праксиса, лексико-грамматического строя.

коррекционно-воспитательные:

-воспитание интереса к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала, цветные карандаши; профиль артикуляции; картинки с изображением белки, волка, лося, ели, их силуэты; карточки в форме «снежков» со слогами, слоговые дорожки; цветные фигуры с написанными на них буквами Ш, К,О, Л, А,; кактус, еловая ветка, швейная иголка; массажные мячи.

Ход занятия

1 Организационный момент

Поздоровайтесь с гостями!                 А теперь соседа справа

Улыбнитесь всем вокруг!                    По имени ты называй.

Руку дайте другу слева                        Утра доброго желай!

              И скорей вставайте в круг!

-Садитесь на свои места.

-На занятие пришел еще один гость, отгадайте загадку и вы узнаете, кто он.

Малыш родился на Луне,               Здесь много он друзей нашел,

А оказался на Земле.                       К нам на занятие пришел.

- Почему Лунтик так тепло оделся?

- Назовите признаки зимы.

2 Сообщение темы

-Какой первый звук в слове Лунтик?

-Сегодня вы будете закреплять звук Л в слогах и словах.

3 Артикуляционная гимнастика с открытыми и закрытыми глазами

- Расскажем историю о динозаврике с помощью язычка.

Раз – скорее улыбнись.                     Шесть – по зубкам постучать.

Два – язык опустим вниз.                 Семь - лошадка скачет звонко.

Три – язык наверх потянем.              Восемь – гриб на ножке тонкой.

На четыре позеваем.                          Девять – можно поболтать.

Пять – варенье облизать.                   Десять – нужно отдыхать.

4 Акустико-артикуляционные признаки звука Л. Связь звука с буквой. Развитие буквенного гнозиса, конструктивного праксиса

- Объясните артикуляцию звука.

- Дайте характеристику звуку Л. 

- Какой буквой на письме обозначается звук Л?

- На что похожа буква Л?

- Сделайте букву Л из пальчиков правой руки, левой руки, из указательных пальчиков правой и левой руки

Упражнение «Куча мала» с наложенными друг на друга буквами

-  Какие буквы вы видите?

Упражнение «Чудесные превращения».

Из элементов дети конструируют и реконструируют буквы. ( Л – М - П - Г)

5 Развитие фонематического слуха и восприятия.

-   Хлопнете в ладоши, когда услышите звук Л и топните, если звука Л нет.

Елка, пень, белка, волк, медведь, дятел, лось, заяц, животные, иголка, птица.

6 Автоматизация звука Л в слогах. Развитие чувства ритма

а) Дети произносят слоги с прохлопыванием ритма и ударного слога

ЛА-ЛА-ЛА      ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛО-ЛО-ЛО      ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

б) Чтение слоговых дорожек.

-Прочитайте слоговые дорожки, по которым шел к нам Лунтик.

ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ    АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

7 Развитие пространственного восприятия

- Лунтик приземлился в сказочном лесу. Откройте картинки и вы узнаете его новых друзей.

На доске расположены перевернутые силуэтные изображения в три ряда:

ЛОСЬ         ВОЛК

БЕЛКА       ЁЛКА

МЕДВЕДЬ    ЗАЯЦ

-Откройте верхнюю картинку справа, назовите, кто на ней изображен? и т.д.

-Назовем картинки хором. В каких словах нет звука Л?

Логопед убирает лишние картинки.

8 Упражнение «Четвертый лишний»

- Какая картинка лишняя. Почему? (Ёлка – это дерево)

9 Физминутка

- Красиво в зимнем сказочном лесу. Лунтик и его друзья стали лепить снежки, мы с вами тоже.

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

10 Упражнение в узнавании неправильно написанных букв в слогах. Составление слова ЛУНТИК из слогов

- Посмотрите на слоги, уберите снежки с неправильно написанными буквами.

- Прочитайте слоги, сложите из них имя гостя.

11 Развитие ориентировки в пространстве

- Росла в лесу самая красивая елочка и зверята на Новый год нарядили ее шарами, фонариками и бусами. Лунтик захотел полюбоваться елочкой, а чтобы добраться до нее друзья дали карту.

- Направление пути указано стрелками. Как мы пойдем? (Слева на право, снизу вверх и т. д.)

12 Знакомство с многозначностью слова ИГОЛКА

- Вот и добрались до елочки. Елочка увидела Лунтика и улыбнулась. А он крепко пожал ее еловую ветку, но тут же убрал свою лапку.

- Подумайте и скажите, что случилось с Лунтиком?

- Чем покрыты ветки елочки?

- Посмотрите какие бывают иголки.

(Швейная иголка, иголками покрыто тело ежа, иголки у кактуса)

13 Упражнение в изменении существительных по падежам. Упражнение «Доскажи словечко»

-У меня в руках …иголка.             - На кактусе колючие…иголки.

-Я держу …иголку.                         - Тело ежа покрыто …иголками.

-Я шью…иголкой.                          - На ветке ели много…иголок.

14 Массаж ладоней

Прокатывание массажного мячика.

15 Развитие восприятия формы. Уточнение понятий гласная-согласная буква. Составление слова ШКОЛА

-Какая необычная гирлянда висит над нашей елочкой.

- Скажите в какой фигуре какая буква?

- На ваших листочках тоже нарисована гирлянда. Впишите в фигуры нужную букву и прочитайте слово.

- Составьте слово школа над нашей елочкой.

- Раскрасьте свои гирлянды. Фигуру с согласной буквой раскрасьте синим карандашом, с гласной красным.

16 Итог

- Над каким звуком мы сегодня работали?

- Лунтику понравилось в гостях, вы научились правильно проговаривать его имя. Но пора прощаться, Лунтик машет вам своей лапкой на прощание. До новой встречи, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему "Путешествие в лесную школу" (дифференциация звуков Л и Ль)

Материал занятия можетбыть использован в старшей группе ДОУ для дифференциации твердого зука Л и мягкого звука Ль....

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях).

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Лунтик едет в зоопарк" (Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях). Ребёнок в игровой форме помог...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

Конспект индивидульного логопедического занятия по теме: "Дикие животные наших лесов. Автоматизация звука [л] во фразе"

Индивидуальное занятие с дошкольником старшего возраста (5 лет) по лексической и фонетической темам....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука С

Вашему вниманию представлен конспект логопедического занятия с детьми подготовительного к шуоле возраста на основе сюжета "Путшествие в Москву"....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Л] в начале слова на тему: «В гости к Лунтику»

Закрепление произношения и автоматизация звука «Л» в начале слова, в слогах, словах, чистоговорках....