Реализация ФГТ в ГБДОУ.Календарно- тематическое планирование. Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений (средняя группа)
календарно-тематическое планирование по математике (средняя группа) по теме
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников, педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе федеральный государственных требований.
Основой для разработки рабочей программы по формированию элементарных математических представлений предстали:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой). М.: Мозаика – Синтез, 2010г,
- Математика для детей 4 – 5 лет. Е.В. Колесникова.М.: Мозаика – Синтез, 2008г,
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655,
- Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденииот 12 сентября 2008 г. N 666,
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Настоящая программа включает семь направлений работы с детьми дошкольного возраста:
- Количество и счет;
- Знакомство с цифрами от 1 до 5;
- Знакомство с геометрическими фигурами,
- Величина,
- Ориентировка во времени,
- Ориентировка в пространстве,
- Логические задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Куб | 1-октября | Сформировать представление о кубе и некоторых его свойствах, умение распознавать куб в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя | 1.Введение в игровую ситуацию 2.Актуализация знаний 3.Затруднение в игровой ситуации Игра «Покупка подарка» (начало) 4.Открытие нового знания. Игра «Покупка подарка» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Построй дом» Игра «Фотоателье» Игра «Фотографы» Игра «Найди предмет» | «Игралочка» Стр.116-120 |
Вверху, внизу | 2 октября | Уточнить пространственные отношения «вверх», «внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения; Закреплять счет до 4,умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изученные геометрические фигуры, определять, называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов | 1.Введение в игровую ситуацию. « Игровая деятельность. Игра «Найди свое место! Игра «расставь посуду» Игра «Наведи порядок» Игра «Накрой на стол» Игра «Что где?» | «Игралочка» Стр.120-123 |
Сравнение по ширине | 3 и 4 октября | Уточнить пространственные отношения «шире» - «уже», сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова «шире», «уже». Закрепить счет до 4,умение соотносить цифры 1-4 с количеством предметов, умение распознавать изучение геометрические фигуры. называть и сравнивать свойства предметов, сравнивать численность групп предметов | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Актуализация знаний. Игра « На другой берег» 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Одеяло» 4. Открытие нового знания. Дидактические задачи 5. Включение нового знания в систему знаний. Игра «Спят усталые игрушки» Игра «Полотенце» | «Игралочка» Стр.123-127 |
Ноябрь
Тема | Неделя | Содержание |
| Методические приемы | Источник |
Счет до пяти. Число и цифра 5 | 1 ноября | Сформировать представление о числе и цифре 5.умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя |
Дидактические задачи.
Игра «Билет на поезд» Игра «Отдых в лесу»
Игра «По ягоды» (начало)
Игра «По ягоды» (продолжение) 5.Затруднение в игровой ситуации Игра «По ягоды» (продолжение) 6.Преодоление затруднения Игра «По ягоды» (окончание) 7. Включение нового знания в систему знаний. Игра «Ягодка для мамы» Игра «Вкусные ягоды» | «Игралочка» Стр. 127-132 | |
Овал | 2 ноября | Сформировать представления об овале, умение распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы овала среди фигур разной формы | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Актуализация знаний. Игра «Посадка в поезд» Игра « Мы едем ,едем, едем….» 3. Затруднение в игровой ситуации. Игра «Навеем порядок» 4.Открытие нового знания. Игра «Наведем порядок» (продолжение)
Игра «Наведем порядок»(продолжение) 6.Преодоление затруднения Игра «Наведем порядок» (окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний Игра «Положи в коробку» Игра «Поезд Методические приемы | «Игралочка» Стр.132-137 | |
Внутри, снаружи | 3 ноября | Уточнить понимание смысла слов «внутри», «снаружи» и грамотно употреблять их в речи; Закреплять представление об овале, счетные умения в пределах 5, умение соотносить цифру с количеством предметов, определять называть и сравнивать свойства предметов, упорядочивать предметы по размеру | 1 Введение в игровую ситуацию 2.Игровая деятельность. Игра «Белочки» Игра «Бабушкины запасы» Игра «Засолка капусты» | «Игралочка» Стр. 138-141 | |
Впереди ,сзади, между | 4 ноября | Уточнить понимание смысла слов «впереди», «сзади», « между» и грамотно употреблять их в речи; | 1.Введение в игровую ситуацию 2.Игровая деятельность. Игра»Дорога к платформе» Игра «Поезд» Игра «Репка» Игра «Что изменилось?» Игра «Найди пару» Игра «Художники» | «Игралочка» Стр.141-144 |
Тема | Неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Пара | 1 декабря | Уточнить понимание детей значение слова «пара» как дух предметов, объеденных общим признаком; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя | 1.Ввеение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний и затруднение в игровой ситуации. Игра «Собираемся на каток»(начало) 3. Открытие нового знания. Игра «Собираемся на каток» (окончание) 4. Включение нового знания в систему знаний. Игра «Подбери лыжи» Игра «Холодно» Игра «Найди варежку» | «Игралочка» Стр .144-148 |
Прямоугольник | 2 декабря | Сформировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»; Закрепить геометрические и пространственные представления , счет до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур ,сравнивать предметы по свойствам | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Актуализация знаний. Игра «Билеты в театр» 3.Затруднение в игровой ситуации Игра «Прямоугольник и квадрат» (начало) 4.Открытие нового знания Игра «Прямоугольник и квадрат»(продолжение) 5.Затруднение в игровой ситуации Игра «Прямоугольник и квадрат» (продолжение) 6.Преодоление затруднения. Игра «Прямоугольник и квадрат»(окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Тропинка» Игра «Мост» Игра «Подбери по форме» | «Игралочка» Стр. 148-154 |
Числовой ряд | 3и 4 декабря | Сформировать представление о числовом ряде; закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счета от 5 до 1; | Игра «Домики» Игра «Прятки» Игра «Велосипед» Игра «Клумбы» | «Игралочка» Стр.154-158 |
Тема | неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
фРитм (Поиск и составление закономерностей) | 1 и 2 января | Сформировать представление о ритме (закономерности), умение в простейших случаях видеть закономерность и составлять ряд закономерно чередующихся предметов или фигур; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Закрепить изучение геометрических фигур, закрепить умение определять и называть свойства предметов, использовать их для решения задач; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, сформировать опыт самоконтроля. | 1.введение в игровую ситуацию Дидактические задачи 2.Актуализация знаний. Игра «Художник» (начало) 3.Затрунение в игровой ситуации. Игра «Художник» (продолжение) 4.Открытие нового знания. Игра «Художник» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «В разном ритме» Игра «Орнаменты» Игра «Найди пару» Игра «Выложи орнамент» | «Игралочка» Стр. 159-163 |
Счет о шести. Число и цифра 6 | 3-4 января | Сформировать представление о числе и цифре 6,умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Закрепить счетные умения ,умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет и составление пар, умение сравнивать предметы по высоте. Тренировать мыслительные операции анализа, сравнение и обобщение , развивать внимание, речь, логическое мышление. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Игра «Прогулка в лес» (начало) 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Прогулка в лес» (продолжение) 4. Открытие нового знания. Игра «Прогулка в лес» (продолжение) 5.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Прогулка в лес» (Продолжение) 6.Преодоление затруднения. Игра «Прогулка в лес» (окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний и повторение. Методические приемы | «Игралочка» Стр. 163-168 источник |
Порядковый счет | 1 -2 неделя февраля | Сформировать представление о порядковом счете, закрепить умение считать до шести ,умение соотносить 1-6 с количеством; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя; Закрепить умение определять и называть свойства предметов, умение ориентироваться в пространстве (лево, право); Тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение и общение ,развивать внимание, двигательную память, речь, логическое мышление. Воображение, творческие способности, сформировать опыт взаимоконтроля. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Игра «В магазине» (начало) 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «В магазине» (продолжение) 4.Открытие нового знания Игра «В магазине» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Кубики» Игра «Самый быстрый» Игра «Найди свое место» | «Игралочка» Стр. 168-171 |
Сравнение по длине | 3-4 неделя февраля | Уточнить понимание слов «длинный» и «короткий», закрепить сравнение по лине, сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких предметов, развивать глазомер; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения по руководством воспитателя(на основе рефлексивного метода); Закрепить умение определять и называть свойства предметов, предоставление о числовом ряде, счете до шести, порядок следования цифр 1-6; Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и аналогию, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля и взаимоконтроля. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Дидактические задачи. 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «На улице». 4.Открытие нового знания. Игра «В магазин» (окончание). 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Числовой ряд» Игра «Покупка лент» | «Игралочка» Стр.171-175 |
Март
Тема | Неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Счет до семи. Число и цифра 7 | 1-2 | Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до семи и обратно. Соотносить цифру 7 с количеством; Закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»; Тренировать мыслительные операции анализ. | 1.Дидактические задачи 2.Актуализация знаний. Игра «Гости» 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Колпачки» Игра «Цветы для Белоснежки» 4.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Сделай бусы» | «Игралочка» Стр.175-179 |
Повторение: Числа и цифра 1-7 | 3 | Закрепить умение считать до 7 в прямом и обратном порядке, соотносить цифры 1-7 с количеством, находить место числа в числовом ряду; Закрепить представления о сохранении количества, умение распознавать форму геометрических фигур; Тренировать память, речь, воображение. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Игровая деятельность. Игра «Цветик- семицветик» Игра «Засели жильцов в дома» Игра «Подбери ключи» Игра «Сравни по длине» | «Игралочка» Стр. 179-182 |
Сравнение по толщине | 4 | Уточнить понимание слов «толстый» и «тонкий», сформировать умение сравнивать предметы по толщине; Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Закрепить счетные умения, определять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по длине; Развивать творческие способности. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2. Актуализация знаний. Игра «Строим теремок» (начало) 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Строим теремок» (продолжение) 4. Открытие нового знания. Игра «Строим теремок» (окончание) 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «В лесу» Игра «Лавочки» | «Игралочка» Стр 182-186 |
Апрель
Тема | неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Сравнение по высоте | 1 | Уточнить понимание слов «Высокий» и «низкий», закрепить умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких предметов, развивать глазомер; Развивать вариативное и логическое мышление; | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Игровая деятельность. Игра «Подбери дома» Игра «Деление на команды» Игра «По росту- становись» Игра «Сруби елку» | «Игралочка» Стр.186-189 |
План (карта путешествий) | 2 | Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве; Тренировать мыслительные операции. | 1.введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний. Игра «Покупка билета» 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Спектакль» 4.Открытие нового знания. Дидактические задачи. 5.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Деление на пары» Игра «За грибами» Игра «На озере» | «Игралочка» Стр. 190-194 |
Счет до восьми. Число и цифра 8 | 3 | Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до восьми, соотносить цифру 8 с количеством | Игра «Как зовут короля» Игра «Кто поедет на бал» Игра «Кавалеры и дамы» Игра «Обед в замке» | «Игралочка» Стр.194-199 |
Сравнение по длине ,ширине, и толщине. | 4 | Закрепить умение выделять ,называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине; Развивать речь ,фантазию, воображение | 1.Ввеение в игровую ситуацию. 2.Игровая деятельность Игра «Найди собак» Игра «Поездка в магазин» Игра «Коврики для собак» | «Игралочка» Стр.199-202 |
Тема | Неделя | Содержание | Методические приемы | источник |
Цилиндр | 1 неделя мая | Сформировать представление о цилиндре и некоторых его свойствах, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки и среди других фигур. | 1.Введение в игровую ситуацию. Дидактические задачи. 2.Актуализация знаний . Игра «Магазин» (начало). 3.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Магазин» (продолжение). 4.Открытие нового знания. Игра «Магазин» (окончание) 5.Затруднение в игровой ситуации. Игра «Грузчики» 6.Открытие нового знания Игра «Грузчики» (окончание) 7.Включение нового знания в систему знаний. Игра «Расставь по местам» Игра «Фотографы» Игра «Найди паспорт» | «Игралочка» Стр.202-207 |
Конус | 2 неделя мая | Сформировать представление о конусе и некоторых его свойствах, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки и среди других фигур; Развивать логическое мышление. | Игра «Отгадай, кто Я?» Игра «Необычный детский сад» Игра «Найди похожие предметы» Игра «Фотограф» Чтение. | «Игралочка» Стр.207-211 |
Призма и пирамида | 3 неделя мая | Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы формы призмы и пирамиды в окружающей обстановке и среди других фигур; Тренировать мыслительные операции. | Игра «В стране геометрических фигур» Игра «Слева, справа» Игра «Найди пару» Игра «Найди паспорт» Чтение стихотворения. | «Игралочка» Стр. 211-216 |
Геометрические тела | 4 неделя мая | Закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношений, умение ориентироваться на плане-карте; Порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8 | 1.введение в игровую ситуацию 2.Игровая деятельность Игра «Переход через болото» Игра «Помоги ежу» Игра «Спасение жителей геометрической страны» Игра «Поиск обратной дороги» | «Игралочка» Стр.216-219 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-143393-1359377325.jpg)
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений средняя группа для детей с задержкой психического развития Тема: Число и цифра 3
Содержание работы:Образовательные:-Закреплять навык пересчета предметов, воспитание количества с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.-Учить считать до трех, называть числи...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-348699-1384869679.jpg)
Конспект занятия по реализации образовательной области "Познание" (формирование целостной картины мира) "Весна" в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
конспект заняти по формированию целостной картины мира на тему "Весна"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/02/picture-660938-1441197860.jpg)
Годовое планирование по развитию элементарных математических представлений средней дошкольной группы
Представляю свой вариант переспективного планирования по развитию элементарных математических представлений средней дошкольной группы. Вохзможно, кому-то он будет полезен....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042621-1528429323.jpg)
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год по ФЭМП для средней группы...
Перспективно-тематический план. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Перспективно-тематический план по программе "От рождения до школы" (под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой). Вид деятельности: математическое и сенсорное развитие.Средняя группа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/27/picture-144474-1616827820.jpg)
Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.
Полное перспективное планирование занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе....
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...