Математическое развитие дошкольников по программе "Детство".
материал (математика, младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему

Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики.

Проектный метод, как инновационная форма обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_meshavkina.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Г.ЧЕЛЯБИНСК

Опыт работы.

Тема: Математическое развитие

дошкольников

по программе «Детство»

Педагога высшей

квалификационной категории

Мешавкина Лариса Юрьевна

г.Челябинск

2010

        Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становление основ самосознания и ценных ориентаций, освоение ребенком основных видов деятельности, проявление первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности.

        Психологи считают, что в дошкольном возрасте не следует стремиться к искусственной умственной акселерации детей. Важно другое: активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив обучению дошкольников началам математики должно отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: подготовкой к школьному обучению, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием делать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать различного рода задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

        Следуя основным принципам программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство», где сказано: «Активность ребенка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных, развивающих играх», в своей педагогической практике использую математические развивающие игры, которые способствуют развитию у дошкольника мыслительной деятельности и приобщают к умственной деятельности. У детей вызывают живой интерес такие игры, как: «Логическая мозаика», «Кубики для всех», «Кубики «Хамелеон», «Сложи узор», «Уникуб», «Кростики», «Логический экран» и конечно же блоки Дьенеша и цветные палочки Кюинезера. Такие игры помогают ребенку вычленить анализируемый предмет, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить отношение сходства и различия.

        Использование таких развивающих игр способствует познавательному, творческому развитию ребенка и воспитанию оценки своих действий и решений, побуждают к выработке активных поисковых действий и решений.

        Игровые ситуации, используемые на занятиях по математическому развитию, содержат увлекательные, развивающие сообразительность, смекалку игровые задачи и упражнения, которые составлены с учетом стремления детей к активной преобразующей деятельности. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета игры – сопереживая его героям, дети активной познавательной деятельности переживают положительные эмоции благоприятно сказывающиеся на улучшении его психо-эмоционального состояния. Решение творческой задачи дает толчок к желанию включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.

        Играя с цветным конструктором, блоками Дьенеша палочками Кюинезера, дети реализуют представленную им возможность действовать самостоятельно, совершать поиск и нахождение поставленной перед ним творческой задачи.

        Привлекая детей к оценке результатов как своих собственных действий, так и сказочных героев, а так же других детей, мне приходилось пользоваться положительной оценкой, для того, чтобы стимулировать детскую активность и желание заниматься далее умственной деятельностью. Подводя итог очередного занятия по математическому развитию с использованием развивающих игр, давая положительную оценку ребенку, выражая доброжелательную эмоциональную поддержку, стремлюсь вызвать в нем желание преодолевать свои ошибки и не бояться прибегать к иным решениям поставленных задач, не бояться самостоятельно экспериментировать.

        У дошкольника появляется потребность самостоятельно, творчески применять освоенные действия и помогать другому выполнять их. Меняется отношение к способу достижения результата деятельности. От простого повтора нахождения решения, показанного воспитателем, ребенок отказывается и прилагаем все усилия, накопленный опыт и полученные навыки, чтобы перейти к решению поставленной перед ним задачи иным «своим» путем.

        Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности способствуют развитию умственной деятельности. Активность детей, направленная на познание, реализовывается через систему по развитию у ребенка логико-математических представлений и умений, основанной на использовании игр и материалов развивающего характера – уникальных по своим возможностям: блокам Дьенеша, палочкам Кюинезера, моделях и других дидактических средств.

        Играя в логико-математические игры дети овладевают умением сравнивать и обобщать группы предметов по двум-трем признакам; уметь находить сходство и различие; они выявляют зависимости между предметами по количеству, расположению и другим признакам.

        Освоение это довольно сложного, но способствующего развитию мышления, содержания, осуществляется при решении наглядно-представленных логических задач, а в дальнейшем – словесных.

        Результат использования развивающих игр в математическом развитии дошкольника:

        -- развитие умственной деятельности, познавательного интереса, мыслительной активности;

        -- развитие логического мышления детей, памяти, сообразительности и смекалки;

        -- развитие творческого воображения, самостоятельной познавательной игровой деятельности;

        -- умение активно действовать в условиях простых проблемных ситуациях;

        -- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;

        -- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов.

        В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики математики. У них складывается представление об отношениях, эквивалентности, сохранении, алгоритмах, разбиении множеств и др.

        Выдвижение в программе «Детство» развивающих (а не просто формирующих представления, умения, что имело место в прежних программах) задач, дает возможность педагогу конструировать воспитательный процесс с позиции интеграции содержания. В контексте любой деятельности: природоведческой, художественной и других – осуществляется общее умственное (в данном случае математическое) и личностное развитие ребенка-дошкольника.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Г.ЧЕЛЯБИНСК

Опыт работы.

Тема: Палочки Кюизенера –

средство познания

логики и математики

в дошкольном возрасте.

Педагог высшей

квалификационной категории

  Мешавкина Лариса Юрьевна

г.Челябинск

2010

        Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, математической игрой развивающего характера, началось с использования его как просто игрового материала для игр детей в группе. Дети играли с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создавали различные постройки и конфигурации. Детей привлекали конкретные образы, а так же качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.

        Счетные палочки, так широко всем известные, служат нам не только как счетный материал. С их помощью в доступной пониманию ребенка форме можно знакомить детей с началами геометрии. Предложив рассматривать счетную палочку как единицу измерения, можно научить детей умению выделять элементы фигур и дать им количественную характеристику, можно научить строить и преобразовывать простые и сложные фигуры по условиям, воссоздавать связи и отношения между ними.

        Играя со счетными палочками, принимая их за строительный материал можно формировать у детей геометрические представления и развивать пространственное воображение. При том не стоит завывать, что это прекрасный фундамент для развития мелкой моторики будущего школьника. В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действий с материалом развиваются такие качества мышления, как активность и самостоятельность. Задачи со счетными палочками нельзя решать каким-либо одним, ранее усвоенным способом, каждая задача в этом смысле уникальна.

        Познакомив детей со счетными палочками, дав детям рассмотреть их, уточнив материал из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе предлагала игры на построение простых фигур.

        На этом этапе дети играют с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение; они с удовольствием выкладывали узоры, картинки, сюжеты, здесь моим детям была представлена полная свобода действий и фантазии.

        В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров. В процессе игровой деятельности 75% детей сами (а остальные 25% - с помощью воспитателя) подошли к пониманию, что эти палочки удобнее использовать таким образом, чтобы они соприкасались со столом наибольшей поверхностью и что в таком положении они наиболее устойчивы. Для закрепления знаний цветовой гаммы, по окончанию игры дети по моей просьбе складывали палочки в одну общую большую коробку в определенной цветовой последовательности: сначала все белые палочки, потом розовые, голубые, красные и т.д.

        Когда дети строили постройки, отвечая на вопросы воспитателя, старались составить рассказ о том, что они хотят построить и как они будут это делать.

        Среди высказываний детей мной были выделены подмеченные Колей и Никитой такие особенности, что постройки можно выполнять на одном и том же месте как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Это было закреплено выкладыванием лесенки в разных плоскостях, рассмотрено с детьми и предложено каждому проделать тоже самое.

        Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими группами по несколько детей. Это оказалась наиболее удобная и продуктивная форма работы. Фронтальная работа сразу показала свою неэффективность, поскольку из-за большого количества детей, шумности и невозможности педагогом охватить вниманием и контролем всех играющих детей, возможность оказывать помощь советами и практически.

        Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.

        Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подуй еще раз, но по другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.

        По мере того, как дети достаточно хорошо познакомились с палочками Кюизенера работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем; проигрывание игровых ситуаций. Индивидуальные упражнения и упражнения для подгруппы детей.

        Палочками Кюизенера послужили нам своеобразной «Цветной алгеброй», играя дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.

        Палочки Кюинезера широко и часто использовались мной не только в свободной игровой деятельности, но и в процессе организованной формы обучения детей. Обязательным моментом на каждом занятии было обращение внимания детей на самые интересные построения детей с эмоционально-положительной оценкой. Словесное поощрение детей побуждало к созданию более сложных и разнообразных форм. Игровые упражнения со счетными палочками проводились в основном во второй половине дня, тогда у детей было достаточное количество времени для самостоятельной творческой деятельности.

        Следующим этапом в работе со счетными палочками было построение сложных фигур (здесь идет построение фигуры из нескольких простых). В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.

        Для того, чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент заинтересованности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дети с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем активности и слабой заинтересованности к этому виду развивающей деятельности. В начале учебного года Данил, Никита, Кирилл и Костя были малоусидчивы, не внимательны. На протяжении нескольких занятий, уделяя большее внимание их постройкам и привлекая внимание детей к их работам, давая детям положительные оценки их деятельности, мне удалось выработать в них самостоятельное желание играть с палочками. Постройки детей с каждым разом становились разнообразнее и усложнялись.

        Для закрепления устойчивого интереса, мной были придуманы награды-символы: «Лучшему конструктору», «Самому старательному!», - которые вручались детям победителям по итогам подводимым в конце игры. Многие игры и упражнения со счетными палочками несли проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

        Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи были направлены методы и содержание педагогической деятельности со стороны воспитателя к подготовке мышления дошкольников среднего возраста к школьному обучению, в частности, предматематической подготовки.

        

Используемые дидактические и развивающие игры в свободной игровой деятельности, а также включенные в учебно-образовательный процесс, способствовали развитию умственной деятельности детей. Активность детей, направленная на познание, реализовывались через систему по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанных на использовании игр и материалов развивающего характера уникальных по своим возможностям логическим блокам Дьенеша, цветных счетных палочек Кюизенера, моделях и других дидактических средств.

        

Следуя требованиям современности, когда на смену жесткой учебной дисциплинарной модели воспитания идет личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной становится проблема индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и коррекции в работе с детьми. Это подчеркивается красной линией в образовательной программе развития и воспитания детей «Детство». Поэтому логические блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный  подход к идее автодидактизма занимают центральное место в вопросе развития математических представлений у дошкольников.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ № 34

Г.ЧЕЛЯБИНСК

Опыт работы.

Тема: Проектный метод, как инновационная форма обучения.

Педагог высшей

квалификационной категории

  Мешавкина Лариса Юрьевна

г.Челябинск

2010

        Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница жизни человека. В сознании современных педагогов и родителей сложился верный взгляд на дошкольное детство, как важный этап, период старта, в решающей степени определяющий все дальнейшее развитие ребенка. Дошкольные года – это период наиболее интенсивного развития ребенка, возраст больших потенциальных возможностей, период рождения личности, становление основ самосознания и ценностных ориентаций, это время освоения ребенком основных видов деятельности, проявление потенциалов, формирования индивидуальности.

        Демократические преобразования в российском обществе привели к кординальным изменениям в системы дошкольного образования, которые коснулись организационной и содержательной стороны этой ступени образования ребенка; широко стала использоваться вариативность учебных программ, средств обучения, планов.

        Интегрированный метод обучения является для современных дошкольный образовательных учреждений на сегодня инновационным, направленным на развитие личности дошкольника, его познавательных и творческих способностей, т.к. серия занятий объединена основной проблемой.

        В начале жизненного пути с ребенком находятся самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается. 2009 год в нашей стране был объявлен годом семьи. Приступая к теме о роли семьи в развитии ребенка, мной была поставлена цель: рассмотреть использование метода проектов, как форму организации образовательного пространства в ДОУ и пути сотрудничества с родителями. Использовать практическую деятельность в ходе реализации целей и задач проектного задания активнее вовлекать родителей в процесс обучения в современный условиях. Для решения педагогической задачи – формирования собственного жизненного опыта ребенка методом практического целенаправленного действия для достижения поставленной цели, мной был взят проектный метод обучения, как наиболее инновационный способ организации воспитательно-образовательного процесса.

        Цель: воспитание в детях любви и уважительного отношения к родителям, ближайшим родственникам; расширить и углубить знание о своей семье, фамилии, семейных традициях, взаимоотношениях взрослых и детей в семье.

        Выбранный проектный метод был рассчитан на учебный год и являлся индивидуальным (творческим) для каждого ребенка-участника проекта «Моя семья».

        Были определены этапы работы над проектом:

  1. Постановка цели.
  2. Разработка проекта.
  3. Практическая часть.
  4. Подведение итогов.

Практическая часть проекта была спланирована по следующим разделам программы «Детство»:

         Раздел: Познавательное развитие:

        -- Были проведены беседы с детьми о семье и близких родственниках;

        дети составляли рассказы о своей семье с опорой на воспитателя.

        Результатом такой работы стали созданные руками детей книжки-рисунки о мамах и папах, сделанные своими руками.

        = Самая выразительная часть рисунков связана с образом мамы. На детских рисунках мамы получились самые разные: то они изображены с бусами и серьгами, то – с красивой прической или в шляпке, то в нарядном платье, то в фартуке на кухне и т.п. Не забыли юные художники и детали: накрашенные ресницы, яркая помада на губах, широкая улыбка, румяные щечки и др.

        = Портретные образы, в которых главным действующим лицом явился папа, тоже по-своему интересны. Через рисунок дети стремятся рассказать о папиной профессией, о его характере, увлечениях и интересах: «у папы есть машина», «папа – строитель», «папа любит смотреть спорт» и др.

        -- Детям было предложено организовать выставку семейных

        фотоальбомов, рассматривая которые дети рассказывали о себе,

        своей семье, семейных традициях и праздниках, ярки: события в их

        семье.

        Семейный альбом… что может быть лучшим хранилищем образов родного дома, самых близких и желанных людей воспоминаний о пережитом. «Семейный альбом» - своеобразный рассказ о самом главном: себе, членах своей семьи, семейных традициях, о современных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздника.

        -- Совместно с воспитателем дети учились составлять описание

        внешности родителей, дедушек и бабушек.

        Закрепляя такую деятельность дети рисовали семейные портреты, автопортреты. В итоге – в группе была оформлена выставка рисунков-портретов: «Вернисаж семейных портретов».

        На семейных портретах юные художники старались изобразить семью торжественно; во время праздничного застолья; вокруг именинного торта, во время какого-нибудь события, например, «Семья в зоопарке», «Мой День рожденья», «Мы в цирке», «Мама, папа и я – спортивная семья», «Наша семья едет в сад», «Мы смотрим телевизор» и т.д.

        Проведя работу над созданием «Вернисажа семейных портретов», я стремилась сфокусировать внимание детей на тех исторических фактах, которые явились для разных поколений значимыми и нашли отражение в рисунках детей.

        -- Проводились занятия на тему «Моя семья».

        Дети активно и с интересом занимались и рассказывали о своих родителях, родственниках, братьях и сестрах.

        -- Рассматривались иллюстрации в детской художественной

        литературе в других семьях, велись обсуждения: как можно

        провести досуг всей семьей; и как в их семье проводят свободное

        время.

        Продуктом такой работы стали Альбом рисунков «Выходные всей семьей».

        Семья Насти Черепановой приняла активное участие и оформила фото-газету «Летний отдых всей семьей», где рассказывается о семейном отдыхе этим летом в Египте.

        -- Проводились игры малой подвижности с целью закрепить знания

        имен родителей, ближайших родственников, женских и мужских

        имен.

        Варианты игр: «Назови свое имя»

                              «Мою (моего) маму (папу) зовут…»

                              «Я знаю имена девочек (мальчиков)…»

        -- Работая по проекту, я подвела детей к пониманию, что дом важен

        для каждого из нас. Закрепляли с детьми знание домашнего адреса.

        Закрепление знаний и представлений о доме происходило в форме игры детей в строительно-конструкторские игры. Рисования детьми рисунков на темы: «Мой дом», «Моя улица», «Мой любимый двор».

        Раздел: Игровая деятельность:

        Любимые детьми игры: «Семья», «Наш дом».

        Продуктами игровой деятельности детей явилось то, что они научились строить сюжет игры на тему семьи, распределять семейные роли, вести ролевые диалоги, шел процесс формирования культуры общения, дружелюбных и уважительных отношений между членами семьи – участниками игровых действий.

        Раздел: Речевое развитие:

        В течении учебного года было прочитано большое количество стихов о маме, бабушке, папе. Разучивались песни на семейную тему. Дети приносили домашнюю литературу – художественные книги; книги семейного чтения. В группе мы их рассматривали, читали, обсуждали прочитанное.

        Результат работы: = Концерты: детей – детям;

                                                       детей – родителям.

                                     = Конкурсы стихов о семье.

                                     = Инсценировки отрывков из любимых сказок.

                                             = Выставка в группе домашних библиотек.

Продуктивная деятельность.

        В течении года дети готовили к праздникам сувениры, подарки на праздники: «8 Марта» - мамам и бабушкам; «23 Февраля» - папам и дедушкам; своим друзьям – ко Дню рождения.

        Совместно с родителям изготавливали атрибуты к играм «Семья», «Дом», «Больница», «Магазин», «Автомастерская».

        К дню рождения родителей заучивали несложные стихи-поздравления, понравившиеся стихи читали на «Семейном клубе» - вечерах досуга для родителей.

        Продукт детской деятельности:

        -- поздравительные открытки;

        -- поздравительная стенгазета на 8 Марта;

        -- рисунки о семейных праздниках;

        -- семейные газеты (семьи Черепановых, Дегтянниковых, Ветровых);

        -- изготовление атрибутики к ролевым играм: «Мы – солдаты», «Парикмахерская», «Дом», «Магазин», «Мастерская».

        В ходе выполнения педагогической задачи по выбранной теме реализовывался деятельно-процессуальный подход и реализации проекта «Моя семья».

Деятельность педагога.                          Деятельность воспитанников.

-ставит проблему                                -анализируют

-предлагает тему                                -сравнивают

-распределяет обязанности                 -выбирают

-помогает в выполнении                -исследуют

-уточняет                                        -формулируют

-проверяет                                        -рисуют

-обобщает                                        -создают

-контролирует                                -контролируют

-оценивает результат                        -выполняют требования к правилам

                                                -оформляют

                                                -участвуют в оценке результатов проекта

        Подводя итоги в конце учебного года, изучив теоретическую и методическую литературу по использованию проектного метода обучения в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе развития педагогической практики, мной был сделан вывод, что проектный метод обучения стал наиболее эффективным в работе со старшими дошкольниками, поскольку это возрастной этап развития ребенка-дошкольника характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, синтеза и самооценке, а так же проявлением стремления к совместной творческой деятельности, способ организации педагогического процесса при реализации проектного метода, активном участии и взаимодействия родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие»

Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки ...

Математическая игра, как средство математического развития дошкольников.

                   Математическая игра, как средство             математического...

Статья по теме: Проблемно-игровые методы логико-математического развития дошкольников. Логико-математические сюжетные игры.

Логико- математическое развитие детей невозможно выполнить не включая его в проблемную, исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, для этого существуют проблемно-игровые метод...