Сказочная математика
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Именно в дошкольном возрасте развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей идёт наиболее интенсивно, и  очень важно не упустить этот  благоприятный период для развития способностей ребёнка. Ведущей деятельностью дошкольного периода является игровая деятельность. Достоинством игры является  внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.  Поэтому,  осуществлять развитие элементарных математических представлений лучше  в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре ,через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сказочная математика..docx941.54 КБ

Предварительный просмотр:

                               

 « День рождения Прямой Линии».

 Программное содержание:

Образовательные задачи:

Формировать представление  о геометрических понятиях: прямая линия,  отрезок и луч,

Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.

Упражнять проводить с помощью линейки отрезок, прямую линию, луч.

Закреплять понятия о геометрических фигурах и их свойствах

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление , смекалку, зрительную память,  тактильную память, воображение.

Способствовать формированию мыслительных операций:  элементарного анализа, сравнения, синтеза,  развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми:

  1. игры с «Блоками Дьенеша»,  
  2. Игра «Да – Нетка»  (классификация представлений о живой природе: мир насекомых, методы и приемы ТРИЗ), индивидуальные занятия.

 Демонстрационный материал: «открытка-приглашение», Замок Геометрии, иллюстрация  Паука, паутина с цифрами.

Раздаточный материал: Карточки с кодом для игры « Блоки Дьенеша»; тактильная повязка для игры « Отгадай фигуру»; линейка, простой карандаш, альбомный лист для каждого ребенка.

Ход занятия:

Приветствие: дети становятся в круг и берутся за руки. Здороваются     ( психогимнастика).

На доске  нарисована Точка, знакомая детям по предыдущим занятиям.

- Здравствуйте ребята. Королева Линия приглашает вас на бал, в честь своего дня рождения. Вы знаете цифры, фигуры, любите заниматься математикой. Поэтому она  и приглашает Вас в Геометрическое королевство.  Отправляйтесь в путь немедленно. Вот вам билеты на поезд. Счастливого пути!

 Игра «Блоки Дьенеша» поезд.

Каждому ребенку дается карточка с кодом: цвет, форма, размер. Ребенок «расшифровывает» ее и находит место в « поезде»,где лежит соответствующий блок.

Воспитатель. Получите билеты на поезд. На вашем месте будет лежать блок, закодированный в вашем билете.

Это задания предполагает для детей следующие варианты:

Высокий уровень - прочитывают код и находят фигуру противоположенную закодированной.

Средний уровень  – прочитывают код и находят фигуру.

Низкий уровень  - прочитывают код вместе с группой или педагогом.

Воспитатель. - Все нашли свои места? Проверим. Поднимите и покажите мне билет и блок. Молодцы! Все правильно прочитали код. (Убирают материал под стульчик.)

- А сейчас наш поезд проезжает через туннель. В туннеле он сделает остановку и к вам присоединятся еще пассажиры. Это геометрические фигуры.

Воспитатель   В туннеле, ребята, как светло или темно?

Дети   - Темно.

Воспитатель: А как нам сделать, что бы стало темно?

Дети высказывают свое предположение.

Воспитатель.  Я предлагаю вам  надеть тактильную повязку . Всем темно как в туннеле?

Игра « Отгадай фигуру»

Воспитатель  раздает  геометрические  фигуры  из игры  Р.М..   Дети  ощупывают,  называют фигуру после того, как услышат свое имя. Затем все снимают повязку  и проверяют себя.

Предполагает следующие варианты заданий:

Высокий уровень  – называют фигуру, объясняя, по каким признакам они догадались.

Средний уровень  - называют фигуру и приводят примеры предметов такой же формы ( круг -  солнце, колесо и т.д)

 Низкий уровень  - ребенок  называет фигуру .

Воспитатель. Поезд наш прибыл на конечную станцию. Нам осталось только  по тропинке дойти  до Замка геометрии.

Физкультминутка.

 По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте).

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки (прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп. Немного отдохнем.  К Замку мы  пешком пойдем (ходьба на месте)

Воспитатель. В замке Геометрия суета, шум. И в этот предпраздничный момент никто не заметил незваного гостя. Кто же это?

 Игра  « Да нет-ка »( задумывается объект, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет»).

Ход игры:

 Д.  Объект из неживой природы?

 Воспитатель. Нет;

Дети. Из живой природы?

Воспитатель. Да.

Дети. Это растение?

Воспитатель. Нет

Дети. Это животное?

Воспитатель. Да

Дети. Это дикое животное?

Воспитатель. Да

Дети. Оно большое?  И т.д.

 Дети отгадывают незваного гостя.

Дети.  Это паук.

Воспитатель: Как вы думаете для чего он пришел?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. Он притаился и хочет испортить праздник. Посмотрите паук, сплел огромную паутину.  В паутину  уже попали гости Королевы линии.  Нам надо спасти их.

Воспитатель: Что же нам делать?

Воспитатель спрашивает одного, двух детей.

 Игра « Цифры». На паутине цифры написаны в беспорядке. Дети должны назвать их по порядку.

  1. Высокий уровень:  счёт от заданного числа прямой и обратный  
  2. Средний уровень: прямой счет от заданного числа
  3. Низкий уровень: прямой счет, с помощь группы.

Молодцы!

  А вот и сама  именинница.  Воспитатель  рисует на доске прямую линию.

Прямая  эта дама очень упряма,

Она всегда идет прямо

И от точки и до точки,

Несмотря на мох и кочки,

Безо всякой проволочки,

 Остановки и отсрочки,

 Как ни думай, ни крути,

По кратчайшему пути.

Прямо в сети Паука попала именинница. Обрадовался Паук, лапки свои потирает. Прямо по Линии ползет, хочет ее начало найти. Полз, полз, устал, а начало Прямой линии не нашел. Тогда решил Паук конец прямой линии найти, пополз в обратную сторону. Как вы, думаете, найдет ли Паук конец Прямой линии?

Дети.  Нет. У прямой линии нет ни начало, ни конца

Воспитатель. Правильно.

  Рассердился Паук, трудно всеми лапками управлять. Давайте попробуем.

Пальчиковая гимнастика « Паучок» ( Кисть ребенка – «паучок», передвигая  каждый пальчик, проговаривая первая лапка , вторая, третья и т.д.).

Воспитатель, может показать пальчиковую разминку на доске, передвигаясь по линии нарисованной  на доске.

Подумал  Паук и решил  отрезать  кусочек  Линии.  Щелкнул своими лапками два раза и отрезал часть Линии с одной и другой стороны.  Только не знал Паук Законов геометрии и очень удивился, когда передним вместо Королевы Прямой, вдруг Отрезок появился. Воспитатель рисует отрезок на доске. Храбрый юноша Отрезок.  Он похож на  Прямую линию, только его длина ограничена точками.

 У отрезка есть начало и есть конец.

 Храбрый юноша Отрезок сразу же бросился Королеву Линию из паутины спасать. А Паук не долго думая, решил еще раз  Линию разрезать, только теперь не два раза щелкнул лапками , а один.   И как и в первый раз вместо прямой линии другой храбрец появился Лучом называется. Воспитатель рисует Луч на доске. Луч  тоже на прямую линию похож, только с одной стороны, а с другой как и отрезок ограничен точкой.

 Луч имеет начало, но не имеет конца.

Как только Луч Паука увидел, сразу же грозно сказал: « Уходи  Паук, да не порти нам праздник. Пришлось Пауку из Геометрического замка быстро, быстро  уползать, а Луч его еще и подпихивал,  приговаривая: «Ты наш замок покидай больше к нам  не приползай» Так его Луч до самых границ Королевства и проводил. Ведь с одной стороны  у  Луча нет конца .  

Все так обрадовались в замке, что все хорошо закончилось.   И стали Королеву Линию поздравлять.  Давай те  и мы Королеве Линии сделаем подарок.  Нарисуем   героев нашей сказки, а поможет нам в этом  Линейка.

Дети  рисуют героев сказки.

Нарисуйте   линию ,которую можно продолжить вправо и влево до бесконечности.  Она называется…    

Линию, которая имеет:    начало и конец называется…

Линию, которая имеет начало, но не имеет конца…

 Молодцы!

  На сегодняшнем балу в Геометрическом замке  мы узнали много нового и интересного про  его жителей.

  А с кем мы познакомились?

Дети дают ответы.

 Вам понравилось путешествие?

  Бал  продолжается, но нам пора «возвращаться» в детский сад и знакомиться с новой игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказочная математика

Именно в дошкольном возрасте развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей идёт наиболее интенсивно, и  очень важно не упустить этот  благоприятный период для...

Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Сказочная математика"

Данное занятие проводится в феврале ( в конце учебного года). Занятие построено по мотивам сказки "Снежная королева", что позволяет детям быть постоянно активными на занятии, за счет динамичного сюжет...

Мероприятие для подготовительной группы "СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА"

В детском саду на занятие отводится небольшой промежуток времени и необходимо провести провести мотивацию. Так вот сказка всегда помогает воспитателю. Побольше творчества, игры,  оформления и Вы ...

НОД по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы на тему: «Сказочная математика»

Программное содержание:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Совершенствовать знания о составе чисел в пределах 10;Закрепить знание о последовательности дней недели, о временах года...

Сказочная математика

Сказочная математика...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Сказочная математика»

Цель:Закрепление математических умений, знаний и навыков в игре;Развитие умения детей классификации чисел при условии сравнения с заданным числом (при помощи модели - логического древа);Закрепление ум...

Открытое занятие по математике в средней группе на тему : «Сказочная математика».

Открытое занятие по математике в средней группе на тему : «Сказочная математика». Программное содержание:1. Закрепить умение сравнивать две группы предметов, ...