Главные вкладки

    Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «День Рождения кота Леопольда»
    план-конспект по математике по теме

    Белкина Ирина Петровна

    Цель:

    1.    Закрепить знания о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия, объединять предметы в группы по общему признаку.

    2.    Уточнить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, способах уравнивания групп предметов, сохранении количества.

    3.     Познакомить с понятиями таблицы, строки и столбца таблицы.

     

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный – пять вазочек-картинок, модели или картинки цветов: одна ромашка, один василек, один мак, одна роза, один колокольчик. Василек и колокольчик – маленькие, а мак, роза и ромашка – крупные; картинка или игрушка Кота Леопольда.

    Раздаточный – круги, квадраты и  треугольники одинакового размер, четырех цветов: желтого, красного, зеленого и синего.

     

    Ход занятия:

    I.Игра:

    На фланелеграфе – пять вазочек и цветы: красная роза, ромашка, василек, колокольчик. Василек и колокольчик маленькие, а роза и ромашка – большие.

    - Ребята, у Кота Леопольда сегодня день рождения. Он ждет гостей: приготовил угощенье, вазы для цветов. Давайте поможем Леопольду расставить цветы в вазы, по одному цветку в каждую вазу. Надо сделать так, чтобы ромашка стояла между розой и васильком, а колокольчик стоял рядом с розой.

     

    Дети обращают внимание на то, что одна ваза осталась без цветка

    - Почему одна ваза осталась пустой? (одного цветка не хватает.)

    - Как сделать количество  ваз и цветов одинаковым. (Добавить один цветок или убрать одну вазу.)

    - А как вы думаете, что Коту Леопольду будет приятнее?

     

    Вероятно, дети предложат добавить цветок. Воспитатель добавляет красный мак.

    - Что теперь можно сказать о количестве ваз и цветов? (Оно стало одинаковым.)

    - Давайте поставим все цветы в одну вазу. Стало ли больше цветов у именинника? а вазочек? (Число ваз и цветов не изменилось )

    - Мы ничего не брали и не добавляли, а только переставили цветы.

     

    Далее воспитатель спрашивает, по какому признаку можно расставить цветы в вазы. Дети могут предложить различные варианты, например:

    ·       Цветы можно расставить в вазы по цвету: в одной вазе будут стоять голубые цветы – колокольчик и василек, во второй красные - мак и роза, а в  третьей — белая ромашка.

    ·        Цветы можно расставить по размеру: маленькие и большие. Тогда в первой вазе будут стоять василек и колокольчик, а во второй мак,  роза и ромашка.

    ·        В одну вазу можно поставить полевые цветы - василек, ромашку,  мак и колокольчик,  а в другую садовый цветок - розу.

    Свои варианты дети моделируют на фланелеграфе или реализуют с реальными вазами и искусственными цветами.

     

    II. Физкультминутка: «Я в садовниках родился».

     

    Дети выбирают для себя название цветка. Водящий говорит слова считалочки:

    -  Я в садовниках родился,

    Не на шутку рассердился:

    Все цветы мне надоели,

    Кроме... розы!

     

    "Роза" должна проскакать на одной ножке до окна. Таким образом,  5 — 7 «цветов» или «букетиков цветов»  выполняют различные двигательные упражнения.

     

    Ш. Знакомство с понятиями таблицы, строки, столбца.

    Послушайте, что однажды произошло с котом Леопольдом:

    - Кот Леопольд решил убраться в комнате к приходу гостей. Он разложил все свои вещи в шкаф. В математике такие шкафы называют таблицами. В таблице есть строчки, а есть столбцы. Дога-дайтесь и покажите, где строчки? Где столбцы?

    - Посмотрите, как интересно разложил, Леопольд свои вещи.

    Какое общее свойство у предметов в первой строке, во второй строке, в третьей строке? (Они красного цвета, зеленого цвета, желтого цвета.)

    - По какому признаку собрал он картинки в строчки'? (По цвету.)

    Посмотрите, каким изобретательным оказался Леопольд: он и в столбцы разложил предметы по определенному признаку. По како-му? Попробуйте разгадать его секрет. (По назначению: в первом столбце - игрушки, во втором - насекомые, в третьем - одежда, в четвертом -ягоды.)

    - Сколько всего столбцов получилось у Леопольда? (Четыре.)

    - Что положил Леопольд во второй строке и третьем столбце? (Шорты зеленого цвета.) Возьмите зеленый карандаш и обведите эту картинку зеленым цветом.

    - Посмотрите на первый столбец. Зачеркните в этом столбце картинку, не закрашенную красным цветом. Что вы зачеркнули? Сколько предметов можно зачеркнуть? (Два предмета: зеленый ав-томобиль и желтый барабан, потому что они не красного цвета.)

    Давайте поиграем: задумайте какой-нибудь предмет и расскажите, где он находится, а мы отгадаем — какой это предмет.

    ***

    (Задание выполняется с комментированием. Каждый ребенок выкладывает фигуры на своем столе. На доске выполнение задания дублируется с целью самоконтроля)

    - Малыш и Карлсон подарили Леопольду наборы геометрических фигур. Но чтобы правильно их использовать, необходимо различать свойства этих фигур. Помогите Леопольду угадать и рассказать, что изменилось.

    Примерные ответы детей:

    - Был большой синий квадрат, а получился большой зеленый квадрат. Изменился цвет, а форма и размер не изменились.

    - За большим зеленым квадратом идет большой зеленый треугольник. Изменилась форма, а цвет и размер остались прежни-ми. И т.д.

    - Молодцы! Вы научили Леопольда играть в геометрическое лото!

    ***

    А сейчас мы устроим соревнование и для этого разделимся на команды.Первая будет работать над первой таблицей, вторая — над второй. Каждой команде необходимо положить на столы наборы фигур из их таблиц.

    - Пока мы рассуждали о том, что изменилось в ряду — геометрических фигур, мышата утащили из каждого набора по одной фигурке. Попробуйте установить, какой фигурки не хватает. Выберите ее из геометрических фигур, которые лежат у вас на столах. Посовещайтесь с командой. Пусть капитан команды расскажет о ваших рассуждениях.

    (Если дети не справятся с логической задачей в ходе логических умозаключений, можно пойти путем проб и ошибок — подставлять фигурки в пустые клеточки по очереди.)Примерные ответы детей:

    ·       В первом ряду собраны кружочки, во втором ряду  треугольники, а в третьем — квадраты. Значит, не хватает квадрата.

    ·       В первом столбце фигурки красного цвета, во втором — зеленого, а в третьем — желтого. Значит, не хватает квадрата желтого цвета.

    ·       У нас в каждому ряду и в каждом столбце собраны квадратик, кружок и треугольник. Их цвета во всех строках и столбцах меняются: они могут быть либо красного, либо синего, либо желтого цвета. Не хватает квадрата синего цвета.

     

    IV. Физкультминутка: "Кошки-мышки".

     

    Правила игры: Дети стоят в кружок, взявшись за руки. Если
    "мышка" внутри круга, а дети присели на корточки и опустили руки
    - домик "заперт", "мышка" в домике, ее ловить нельзя. Можно ловить
    "мышку", только если она снаружи, или если дети не успели присесть
    и опустить руки — "запереть" домик.

     

    Считалочка к  игре:

     

    Мышка, мышка — длинный хвостик,
    Ты не прячься глубоко,—
    Приглашает кошка в гости

    Пить парное молоко.

    Что ты прячешься, трусишка?
    Вылезай из норки вон!

    Поиграем в "Кошки-мышки".

    Мышка — ты! А кошка — он!

    ***

     Кот Леопольд решил развлечь своих гостей и подготовил для них игру «Кто быстрее». Посмотрите картинку. Кто быстрее сумеет объединить все предметы в группы? Обведите линией каждую группу.

    Тот, кто закончит первый, отвечает на вопросы, а остальные дети проверяют свои решения.

    - Сколько групп предметов получилось? Какое название можно дать каждой группе? (Три группы: игрушки, животные, овощи.)

     

     

    V. Итог занятия.

    - Кот Леопольд был очень рад встрече со своими гостями и с вами: у него никогда еще не было такого веселого дня рождения. А вам понравилось в гостях у Леопольда? Какая игра была самой интересной, а какая — самой трудной?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Как в саду - садочке»

    Цель:  ·            Уточнить пространственные отношения: между, посередине.·...

    Звездный час в школе космонавтики Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

    Конспект итогового занятия по математике в старшей группе детского сада в соответствии с программой "Радуга" (под ред. Дороновой, Якобсон)...

    Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности.

    Тема: «Ориентировка в пространстве и во времени». Программное содержание: уточнить пространственные представления: справа, слева, внизу, впереди ( перед), сзади (за), между, рядом. Закрепить умени...

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

    Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе....

    Итоговое занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Тема: «Математическое королевство»

    Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года....

    Конспект открытого просмотра организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «День рождения».

    Цель:Образовательная: учить считать предметы (в пределах 5) пользуясь правильными приемами счета; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов; закреплять знани...