Главные вкладки

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием ИКТ "Приключение колобка"
    план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

    На занятии дети учатся сравнивать шар и круг, называть диких животных и их детенышей. Ребята закрепляют счет в пределах 3-х, откладывают определенное количество предметов, сравнивают две группы предметов по количественному составу, соотносят с цифрой, знакомятся с задачами. Играют в малоподвижную и пальчиковую игру и в интерактивные игры "Что не похоже на круг?", "Четвертый лишний", "Сколько?" С ними проводится релаксационная зрительная гимнастика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kolobok_ml.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 93» комбинированного вида

    городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

    Конспект

    занятия по формированию элементарных математических способностей с использованием компьютерных технологий

     для детей с задержкой психического развития

     «Приключение Колобка

    или счет до 3»

    Подготовила                 

    учитель-дефектолог         

    Саламатина А. А.                

    2011


    Задачи.

    Коррекционно-обучающие:

    • закреплять цифры и числовой ряд в пределах 3;
    • продолжать учить откладывать нужное количество предметов;
    • соотносить количество предметов с цифрой;
    • учить сравнивать объемные и плоскостные фигуры круг и шар между собой;
    • учить отвечать на вопрос предложением;
    • учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
    • закрепить название геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, овал прямоугольник;
    • закрепить цвета: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый;
    • закрепить знание по охране безопасности жизни детей на улице и дома.

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать мелкую и общую моторику через работу с компьютерной мышкой, игры с мячом и кругом, и использование лечебной физкультуры;
    • развивать внимание, память, мышление через обучение счетным операциям и дидактическим играм;
    • развивать связную речь через полные ответы на вопросы.

    Коррекционно-воспитывающая.

    • Закрепить правила ОБЖ;
    • воспитывать нравственные качества личности дошкольников, сопереживание, ответственность и заботу о родных людях.

    Оборудование.

    Демонстрационный материал:

    • ТСО.

    Раздаточный материал:

    • в коробочке – колесо от машины и пирамидки, тарелка игрушечная, колечко, мячик, яблоко, апельсин;
    • цифры от 1 до 3;
    • наборное полотно из 2-х полосок;
    • прямоугольники по 4 штуки.

    Спортивный инвентарь:

    • мяч, обруч, круг.

    Технические средства обучения:

    • Мультимедиа,
    • ноутбук,
    • компьютерная мышка,
    • презентация «Колобок».

    Словарь: круглый, катится, шар,  круг, объемный, плоский, лишний, больше, меньше.

    Методические приемы: разминочные загадки, имитация, сравнение, игра, показ образца, зрительная гимнастики, беседы, интерактивные игры.

    Ход занятия.

    Слайд 1.

    Организационный момент. Ребята сегодня я вам расскажу и покажу сказку. Отгадайте про кого.

    Круглый бок, румяный бок,

    Живет в сказке …

    Дети: Колобок.

    Педагог: Правильно ребята, это колобок.

    Слайд 2.

    Жили-были старик со старухой.

    Слайд 3.

    Вот и говорит старик старухе: «Поди-ка старуха по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок».

    Слайд 4.

    Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. А потом замесила муку на сметане.

    Слайд 5.

    Стала стряпать Колобок. Положила его в печь да изжарила в масле.

    Слайд 6.

    А когда поджарился и подрумянился колобок, старуха на окошко студить его положила.

    Слайд 7.

    Колобок полежал, полежал, взял да и покатился – с окна на стол, со стола на пол, по полу и двери, прыг через порог – да в сени.

    Слайд 8.

    Из сеней на крыльцо, с крыльца во двор.

    Слайд 9.

    Со двора за ворота.

    Слайд 10.

    А потом все дальше и дальше.

    Ребята, а скажите мне, почему говорят, что колобок катился?

    Дети: Потому что он круглый.

    Педагог: Правильно, он круглый, как шар или мячик. Посмотрите, как они хорошо катятся. Педагог катит мяч детям по столу. Ловите. Если его не поймать он может далеко укатиться. А на какую геометрическую фигуру похож колобок?

    Дети: На круг.

    Педагог: Правильно, посмотрите, он похож на круг.

    Слайд 11.

    Посмотрите, это круг.      

    Много есть кругов вокруг!

    Солнце круглое и мяч,

    Круглый обруч и калач.

    Колобок глядит вокруг,

    Надо ж, я похож на круг.

    Ребята, Колобок похож на круг только тогда, когда мы его будем рисовать, а на самом деле он объемный и похож на шар, а круг плоский. И круг катится не так хорошо как шар, он может упасть. Педагог катит круг. Мячик катится и останавливается, а круг катится и падает. Возьмите мяч и покатайте его друг другу. Хорошо катается?

    Дети: Да.

    Педагог: А теперь покатайте круг. Хорошо катится?

    Дети: Нет.

    Педагог: Посмотрите, это обруч, он похож на круг или на шар?

    Дети: На круг.

    Педагог: Почему вы думаете, что он похож на круг?

    Дети: Потому что когда его покатишь, он упадет.

    Посмотрите, у вас в коробочках лежат предметы, одни похожи на круг, а другие на шар. Выберите предметы, которые похожи на круг  и положите их на стол.

    Слайд 12.

    Вы правильно справились с заданием, а теперь помогите Колобку выбрать предметы похожие на круг. Дети выполняют задание на компьютере.

    Слайд 13.

    Колобок похож на геометрическую фигуру «КРУГ», а какие еще геометрические фигуры мы с вами знаем.

    Дети: Квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.

    Слайд 14 - 20. Игра Большой – маленький.

    Молодцы, а сейчас давайте продолжим нашу сказку. Покатился колобок в лес и встретил там …

    Дети: Зайца.

    Педагог: Правильно. Зайца. Но заяц был не большой, а маленький … (зайчонок) И стали они с зайчонком в игру играть. Давайте и мы с вами с ними поиграем.

    Большой … (медведь), а маленький … (медвежонок)

    Большая … (лиса), а маленькая … (лисичка)

    Большой … (ёж), а маленький … (ежонок)

    Большая … (белка), а маленькая … (белочка)

    Большой … (волк), а маленький … (волчонок)

    Большой … (дом), а маленький … (домик)

    Малоподвижная игра «Есть у каждого свой дом»

    У лисы в лесу глухом                                        Ходят как лисички

    Есть нора надежный дом.

    Не страшны зимой метели                                Прыгают, слегка присев и

    Белочке в дупле на ели.                                выгнув спину.

    Под кустами еж колючий                                Ходят в присядку.

    Нагребает листьев кучу.

    Из ветвей, корней, коры                                Изображают, как тянут ветки и

    Хатки делают бобры.                                        корни.

    Спит в берлоге косолапый,                                Ходьба в перевалку.

    До весны сосет он лапу.

    Есть у каждого свой дом,                                 Пальцы рук соединяют над

    Всем тепло уютно в нем.                                    головой, изображая крышу дома.

    Слайд 21.

    Поиграл колобок с зайчонком и покатился дальше и встретил …

    Дети: Волка.

    Педагог:  Правильно волка. Но в лесу он встретил не большого волка, а маленького … (волчонка). Волчонок, спросил у Колобка, знает ли колобок цифры,  колобок ответил, что плохо. Ребята, а вы знаете цифры?

    Дети: Да.

    Педагог: Тогда смотрите на экран и быстро называйте цифры, которые увидите.

    Слайд 22.

    Помогите колобку выложить числовой ряд. Дети выкладывают числовой ряд на столе самостоятельно, затем проверяют правильность на экране.

    Слайд 23.

    Волчонок очень умный и хозяйственный, поэтому он знает все цифры и умеет решать задачи. Давайте и мы вместе с волчонком будем решать задачи.

    У богатого волчонка

    Было кваса два бочонка.

    Тут ещё один бочонок

    Прикатил домой волчонок.

    Вместе складывать их стал –

    Сколько бочек насчитал.

    Дети: Три.

    Педагог: Сколько бочонков было у волчонка?

    Дети: Два.

    Педагог: Положите столько же прямоугольников на верхнюю полоску, сколько было бочонков у волчонка.

    Сколько бочонков прикатил еще волчонок?

    Дети: Один.

    Педагог: Положите столько же прямоугольников на нижнюю полоску, сколько добавил бочонков  волчок.

    Педагог: Сколько стало бочонков у волчонка?

    Дети: Три.

    Педагог: Бочонков стало больше или меньше?

    Дети: Больше.

    Педагог: Давайте вспомним нашу задачу. У волчонка было два бочонка, он прикатил еще один бочонок, и стало три бочонка. Как у нас получилось три?

    Дети: Мы к двум добавили один, и получилось три.

    Вхождение в образ «Дикие животные».

    Мы с волчонком играли и решали задачи, а ночью ему очень скучно и он воет на луну. Давайте представим, что мы волчата, нам грустно и поэтому мы воем на луну.

    И. П. Ноги на ширине плеч наклониться и коснуться пальцами рук пола. На раз сделать вдох через нос, на два присесть, поднять голову вверх и выдохнуть с произношением звука «У». Повторить 4 – 5 раз. 

    Услышав, как воют волчата, зайчата сразу пугаются и убегают от них подальше. Давайте и мы превратимся в испуганных зайчат. Поставим ушки на макушки и будем прыгать как зайчата.

    И. П. Ноги вместе, кисти рук прижаты к голове, пальцы слегка согнуты (ушки). Прыжки на месте 10 – 15 сек.

    А вот медведь совсем не боится волка и идет довольный не спеша вперевалочку.  

    И. П. Стоя. Ноги на ширине плеч, руки слегка расставлены в стороны. На раз наклон вправо с отрывом левой ноги, на два наклон влево, левая нога встает на пол, правая подымается. Повторить 4 – 5 раз.

    А лиса хитренькая, тихо крадется по лесу, её вообще никто не слышит.

    И. П. Стоя. На раз подымается левая нога, согнувшись в коленном суставе,  и плавно опускается на носок, а правая рука сгибается в локтевом суставе и плавно выпрямляется вперед и опускается. На два тоже упражнение выполняется зеркально. Повторить 4 – 5 раз.

    Поиграли, отдохнули, а теперь пора продолжить нашу сказку, поиграл Колобок с волчонком и покатился дальше и встретил в лесу … (медведя).

    Слайд 24.

    Правильно, только не большого, а маленького … (медвежонка). Ребята, посмотрите внимательно, в каком настроение наш медвежонок?

    Дети: В грустном.

    Педагог: Наш медвежонок грустный, потому что не может справиться с заданием. Поможем ему.

    Дети: Да.

    Педагог: Только прежде чем помочь медвежонку нам надо приготовить свои пальчики для игры на компьютере.

    Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому».

    Дети поочередно соединяют пальцы рук с большим пальцем.

    В гости к пальчику большому

    Приходили прямо к дому,

    Указательный и средний,

    Безымянный и последний

    Сам мизинчик малышок

    Постучался на порог.

    Слайд 25, 26, 27. Игра «Четвертый лишний»

    Перед медвежонком и колобком сложная задача. Им надо найти лишнею фигуру.  Дети по очереди выполняют задание на компьютере.

    Слайд 28.

    Помогли медвежонку, и покатился колобок дальше мимо болота, а там скачут зеленые попрыгушки, не рты, а ловушки, попадут в ловушки и комар и мушки. Кто знает, что это за попрыгушки?

    Дети: Лягушки. По щелчку мыши на экране появляются лягушки. Потому что они зеленые, умеют прыгать, у них большой рот, и они ловят насекомых.

    Педагог: Остановился Колобок на берегу болота и стал наблюдать за ними. Давайте и мы вместе с ним понаблюдаем за лягушками.

    Слайд 29.

    Дети наблюдают за появлением цветов и перемещением лягушек на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за лягушками, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. А теперь давайте дадим отдохнуть глазкам, поморгайте ими (3 сек), а теперь закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

    Слайд 30.

    Покатился наш колобок дальше и встретил … (лису). И предложила лиса поиграть.

    Слайд  31; 32, 33, 34, 35, 36.

    Детям предлагается посчитать предметы и соотнести их количество с цифрой. Ребята по очереди выполняют задание на компьютере.

    Слайд 37.

    Поиграл Колобок с лисой и покатился домой к бабушке и дедушке. Сегодня наша сказка со счастливым концом. Никто даже и не собирался, есть Колобка. В лесу ему попались добрые животные, которые с ним играли. Но мы с вами знаем и другую сказку, где хитрая лиса съела Колобка. А все потому, что он без разрешения и один ушел из дома от бабушки и дедушки.

    Педагог задает вопросы детям.

    Ребята, скажите, можно уходить из дома одному?

    Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?

    Можно ли брать у незнакомых людей угощения?

    Можно ли с незнакомыми куда-нибудь уходить или уезжать?

    Какие правила безопасности жизни нарушил Колобок?

    Слайд 38.

    Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец!

    Итог занятия.

    Ребята, вам понравилась сказка?

    Мы сегодня вместе с Колобком научились сравнивать предметы похожие на шар и на круг, решать задачи, закрепили цифры и числовой ряд, соотносили цифру с количеством предметов. Помогли медвежонку найти недостающий предмет, поиграли с зайчонком в игру противоположности. Мы закрепили правила безопасности жизни. А теперь нам пора прощаться с Колобком. Давайте скажем ему до свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием развивающих игр в средней группе.

    Развивающая игра-это один из путей развития познавательных процессов....

    Конспект занятия по ФЭМП с использованим ИКТ

    Занятие в средней группе по математике с использованием  комьпьютера...

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития.

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием технологии саморазвития....

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием Блоков Дьенеша в подготовительной группе.

    Занятие по ФЭМП в подготовительной группе. С использованием Блоков Дьенеша и карточек - символов для них....

    конспекты занятий по ФЭМП с использованием дидактических игр

    НОД по ФЭМП посредством использования дидактических игр...

    конспект занятия по ФЭМП c использованием ИКТ "Путешествие в цирк"

    конспект занятия в средней группе по ФЭМП...