НОД по математическому развитию
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Чупрова Людмила Михайловна

Готовое открытое мероприятие по области "Познание" - раздел математическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математическому развитию

Тема: «Играя - исследуем»

Чупрова Людмила Михайловна, зам.заведующей по ВМР

Марихина Наталья Александровна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 8» г.Усинска

   Цель: Формирование навыков исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по математическому развитию.

   Задачи:

- Развитие умений пользоваться условными и общепринятыми мерками  при линейных измерениях объёмных измерений, сыпучих веществ и жидкостей;

- Закрепление знания состава числа 5;

- Развитие логического мышления, фантазии, творческих способностей памяти, умений воспроизводить увиденное;

- Совершенствование  диалогической формы речи;

- Воспитание чувства взаимопомощи, самостоятельности и любознательности.

   Ход занятия

Дети входят в группу вместе с воспитателем, встают на ковёр вокруг воспитателя.

 - Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями. Дети посмотрите, и скажите, какое у меня сегодня настроение? (Радостное, весёлое, доброе).

 - И я хочу видеть вас сегодня весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая и весёлая улыбка. А вы хотите поделиться хорошим настроением с другими людьми? Тогда давайте отправим это настроение воздушным поцелуем друг другу, новому дню, нашим гостям.

- Ребята сегодня на занятие я принесла детские журналы, вы их наверняка читали. Скажите, а для чего людям вообще нужны газеты и журналы?  (чтобы читать, узнавать что-то интересное, новости).

 – Да, Чтобы узнавать новости. И вот в одном журнале я прочитала интересную и необычную новость, о том, что русская народная сказка «Гуси – лебеди» написана на новый лад.

Вы помните ребята эту сказку? (показ на слайдах иллюстраций к сказке)

- Кто герой этой сказки? (Алёнушка, братец Иванушка).

 – А кто были герои помощники?   (Речка, печка, яблоня).

 – А как они помогали главным героям?  (Они прятали их от гусей-лебедей, но прятали только после того, как они выполняли некоторые задания).

 – Ребята, а  вам интересно узнать, что же такое новое автор мог внести в сказку. А как мы можем это узнать? (Нужно нам попасть в эту сказку).

 -  Совершенно верно. Только попав в эту сказку, мы можем увидеть всё своими глазами. Чтобы попасть в сказку подойдём поближе к экрану, возьмемся за руки, и я произнесу волшебные слова.

1,2 – закрываем все глаза

3,4,5 – начинаем колдовать

6,7,8 – ждут чудеса нас в гости

9,10 – мы уже на месте. 

(Звучит спокойная музыка).

Поворачиваемся к группе, открываем глаза.

 – Ребята мы с вами попали в сказку. Наше путешествие началось. Раз мы с вами в сказке, будьте очень внимательны. Нас могут ждать самые неожиданные встречи, идем только вместе со мной, потому что мы с вами находимся в волшебном лесу.  (на пути речка).

Реченька в лесу журчит

Всех водою угостит

Ребята речка встретилась нам на пути нужно её нам перейти, а речка глубока, а вода холодна, как нам попасть на тот бережок? Ну – ка скорей  подскажи мне дружок.  (Нужно построить мост!)

-  А из чего мы будем его строить? (Из кирпичиков).

 – А хватит ли нам кирпичиков что бы построить мост? А как это узнать? (Нужно измерить ширину реки).

– А чем можно  измерить ширину реки? (Называют чем можно измерить).

– Линейкой нельзя – она короткая, шагами  - река глубокая. Ребята, а вот тут палочка, давайте измерим палкой. А вот какую нужно взять, будем выбирать.

 (Измеряют ширину реки, выбирают нужную палку).

– Эта мерка условная, нам теперь нужно узнать, сколько кирпичиков потребуется для постройки моста. Берём мерку, берём кирпичик и  отмеряем, сколько кирпичиков нужно?  (Дети измеряют, считают выкладывают)

– Молодцы, построили мост. А для чего мы его построили?  (Чтобы перейти речку).

 – Этим мостиком воспользуемся не только мы, но и все те, кто окажется в этой новой сказке. Дружно переходим мостик, мальчики помогают перейти  девочкам. (Звучит музыка).

Перешли, берёмся за руки, весело шагаем дальше.

Ой, ребята, посмотрите, стоит печка – а на ней надпись. Давайте прочитаем.

Печка во поле стоит

Пышет жаром – пылом

Кашей всех нас угостит

Ешь дружочек милый.

- (заглядывает в печь, достаёт чугунок). Ребята, а каши то в печке нет. Что же нам делать (ставим на стол чугунок, дети садятся вокруг стола,  на столе 2 ёмкости, одна из них заполнена крупой; 2 мерных стаканчика, 1 большой др. маленький).

 Дети высказывают свои предположения, увидев крупу, могут сказать, что кашу можно сварить самим.

 – А крупа – то нам здесь не зря приготовлена. Придется кашу нам варить самостоятельно. Что же сделать нужно в начале. (Взять и насыпать крупу в чугунок).

 – А мы знаем, сколько нам понадобится крупы?

– Сможем узнать.

– Как нам узнать, сколько понадобится крупы, что бы сварить кашу. (Измерить).

 – Чем будем измерять? (Стаканчиками).

– Стакан это условная мерка. Сколько нужно отмерить стаканов.  (Столько сколько нас).

 – Каким стаканом будем мерить? (Большим).

 – Хорошо, будем мерить большим стаканом. Я буду насыпать, а Вика будет на доске откладывать фишки, что бы не забыть, сколько стаканов мы уже отмерили.

– А крупы нам не хватило.

 – Как быть?

 – Нужно измерить крупу, маленькими стаканчиками (воспитатель отмеряет количество крупы, а ребенок откладывает фишки).

 – А теперь хватило крупы?

– Ребята, почему в первом случае нам не хватило крупы?  (Мерка была большая).

– Значит количество мерок, зависит от величины условной мерки.

А чем ещё можно измерить количество крупы? (Кружкой, ложкой, банкой, тарелкой, ладошками, пригоршнями).

 – Пересыпаем крупу в горшочек, ставим в печку, пусть варится. Придут следующие посетители, а каша уже будет готова. Поедят, скажут спасибо не только печке, но и нам. (Звучит музыка, дети весело шагают, выполняют танцевальные движения).  

Далеко на путь лежит

Яблонька в лесу стоит

Под кроной яблони густой

Приятно отдохнуть нам в зной.

(Яблонька, около неё 2 скамьи, стол, под яблоней корзина, накрытая салфеткой, в ней яблоки, яблок в 2 раза меньше количества детей).

– Давайте мы с вами отдохнем, присядем около яблони, ребята, а что у нас тут под яблоней стоит?  (Корзина. Поднимают салфетку. В ней яблоки).

– А сколько яблок в корзине?  (Дети пересчитывают и выкладывают их на стол)

– Хватит ли нам яблок на всех детей.  (Нет. Детей 10, а яблок всего 5).  

– А как же сделать так чтобы яблок хватило всем, причём поровну.  (Их нужно поделить и разрезать).

– А как разрезать? (Пополам, на 2 равные части)

 (Со дна корзинки достаёт нож, и разрезает яблоки). Давай те посчитаем, сколько получилось половинок?

– Хватит ли сейчас, яблок на всех?

 – Что мы сейчас с вами сделали, чтобы яблок хватило всем (разделили), вот теперь вы умеете, целое делить на части. Дорога дальняя, яблоки сложим в корзинку, закроем салфеткой и возьмем с собой. Прихватив с собой весёлое настроение, отправляемся дальше. Ох, дорога далека, ох, дорога не легка. (звучит музыка).

 – (глядя из под руки). Дети, что же я вижу?

Дом стоит в лесу чудной

На двери замок большой

Как открыть нам тот замок…

Под замком лежит листок

 – Ребята здесь записка, давайте прочитаем её «Замок кодовый, шифр должны подобрать сами, если узнаете из каких двух меньших чисел, состоит число 5?

Как будем выполнять такое задание?

Что нам поможет в этом?  (Палочки Кюизенера)

– Конечно, вы будете мне называть состав числа 5, а я буду записывать это  на доске. (Дети садятся за стол, воспитатель у доски).

После проделанной работы, воспитатель подходит к замку, (Звучит музыка) дети называют шифр, гаснет свет, дети оказываются снова в группе.

– Ребята, оказывается замок не простой, и шифр не зря мы с вами подбирали. Всё это помогло нам вернуться в группу.

- Вы не устали? Путешествие в сказку «Гуси-лебеди» закончилось, но не закончились наши испытания.

– Сейчас мы с вами вспомним, что же нового увидели в сказке, нужно сравнить две эти сказки.

(Воспитатель выкладывает модели на доске)

- Что было в сказке у речки? А сейчас?

- Что было в сказке у печки? А сейчас?

- Что было в сказке у яблони? А сейчас?

- Что было в сказке у домика? А сейчас?

– А мы нашли дорогу домой!

В начале путешествия, я вас предупреждала о том, чтобы вы были внимательны.

- На каких занятиях мы делали всё это, что делали сейчас во время путешествия?

– Скажите, чем увлекается тот  человек, который решил изменить сюжет сказке?   (Математикой).

– Вы очень внимательны.

- Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

- Что запомнилось в нашем путешествии?

- Чему научились?

- Чему можете научить других?

- Что было трудного, непонятного при выполнении заданий.

- Сохранили ли вы хорошее настроение?

- Покажите его нашим гостям, улыбнитесь им.

- Спасибо вам большое за общение с вами, за вашу помощь. Будьте всегда такими же весёлыми и жизнерадостными.

- А на память я вам хочу подарить записные книжки, и ручки, в дороге они всегда пригодятся.

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....

Конспект ОД во второй младшей группе по математическому развитию Образовательная ситуация: «Математическое путешествие».

Конспект ОД во второй младшей группепо математическому развитиюОбразовательная ситуация: «Математическое путешествие»....

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...


 

Комментарии

Белова Галина Константиновна

cheekyyesСпасибо за конспект.Очень грамотное занятие! Возьму на заметку несколько моментов.

Согласна с предыдущим комментарием. Есть интересные решения.