Конспект занятия по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Максарова Дарима Сандановна

Конспект занятия в подготовительной группе. Программа "Развитие"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в подготовительной группе

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством прогулки в математический парк.

Задачи:

- Активизировать в речи детей математическую терминологию: “больше чем”, “меньше чем”, “вправо”, “влево”.

- Закрепить умения узнавать  детали по схемам  разверткам.

- Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Добиваться правильного чтения неравенств;

- Закрепить умения отгадывать математическую загадку;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, = и  умение давать оценку другим.

- Воспитывать аккуратность,  ответственность за поставленную оценку, организованность.

Демонстрационный материал: 

  1. Указательные знаки со стрелочками “вправо”, “влево”,  с неравенствами “...< 6”, … > 12 и т.д.
  2. карточки с цифрами от 1 до 20;
  3. чертежи куба, призмы, конуса и цилиндра в 3-х проекциях, такие же строительные детали.

Раздаточный материал: 

  1. цифры от 0 до 20;
  2. графическая модель в виде оси на 20 единиц;
  3. карандаши 2-х цветов.

Словарная работа.

Ход занятия

А теперь, ребята, я предлагаю вам прогуляться по Математическому Парку. Но сначала я вам раздам эти карточки с цифрами. Они могут нам понабиться. (Раздает) Ну что, прогуляемся?

- Смотрите ребята, мы куда-то попали? Тут что-то написано, и зачем-то стоят два столбика со стрелками. Что обозначают эти стрелки?

(Ответы детей)

- Давайте прочитаем, что здесь написано.

(Дети читают) АЛЛЕЯ  ЗАДАЧ

- Ребята, оказывается, мы попали на Аллею Задач.

(Ответы детей)

Хорошо, ребята. Но прежде чем пройтись по этой Аллее нам необходимо разделиться.

(Дети предлагают варианты)

 (Ответы детей)

- Правильно, ребята. Налево и направо. Но этих столбиках приклеены какие знаки с цифрами. Какие это знаки, ребята?

(Ответы детей)

- Молодцы!

У вас есть цифры. И по этим цифрам вам необходимо разделиться.

– направо пойдут все цифры, которые < 6

– налево идут цифры, которые  > 12

(Дети проходят и садятся)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на Аллею Задач мы не одни, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Вот мы и на Аллее Задач. А как вы думаете, что мы будем делать на Аллее Задач?

(Ответы)

- Правильно ребята.

- Мы будем решать разные задачи. А для этого нам необходимо немало потрудиться и напрягать свой ум. Я предлагаю вам провести небольшую «гимнастику для ума», потому, что для вашего мозга также нужна тренировка, как и для других частей тела. Гимнастика называется «мозговой штурм»

Задания детям:

1. Счет прямой от 0 до 20.

2. Счет обратный от 20 до 0.

3. Счет порядковый от 1 до 10.

4. Счет в обратном порядке от 10 до 1 (порядковый)

5. Назовите число последующее после 13.

6. Назовите число предыдущее 15.

7. Назовите соседей числа 9

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со штурмом. А теперь, внимательно послушайте задачу: “Для участия в военном параде нужно отправить поездом солдат и моряков в Москву. Сколько вагонов понадобится для солдат, если в каждом вагоне поместится  по 6 человек? И сколько вагонов понадобится для моряков, если в каждом вагоне будет по 4 моряка?

- Для решения этой задачи вам необходимо поработать на листочках.

- Давайте проведем небольшую пальчиковую гимнастику. (ответы)

Пальчиковая гимнастика.

Папа, мама, брат и я

Вместе дружная семья

Раз, два, три четыре,

Все живем в одной квартире.

- Что изображено на листочках. Сколько делений на вашей оси.

- Отмечайте вагоны солдат одним цветом, а, “вагоны” для моряков другим.

(Дети работают на оси)

Вопросы и задания по задаче.

1. Сколько вагонов понадобилось для солдат?

2. Сколько вагонов понадобилось для моряков?

А теперь посмотрите на экран. Проверьте вашу работу. У кого правильно? А у кого неправильно?

-  Выложите на стол цифры, обозначающие количество вагонов для солдат и для моряков. С помощью знаков неравенства сравните количество вагонов между собой.

(Дети решают задачу)

- Поменяйтесь  друг с другом листочками и проверьте работу вашего соседа.

-  Прочтите запись правильно.

- На сколько вагонов с солдат меньше, чем с моряками? Почему?

 - Выложите перед собой цифры, обозначающие количество солдат, едущих в одном вагоне, и количество моряков, едущих в одном вагоне. С помощью знака сравните их количество.

 Поменяйтесь с листочками и проверьте.

 Прочтите правильно свою запись.

Физкультминутка в кругу.

Игра “Будь внимателен”.

Воспитатель демонстрирует детям цифры и дает задания:

1. Прохлопайте больше этой цифры на 3 раза.

2. Присядьте, пожалуйста, меньше этой цифры  на 1 раз.

3. Потянитесь на носочках столько же раз.

4. Наклонитесь вперед на 1 раз больше.

5. Подпрыгните, пожалуйста, на 1 раз меньше.

- садитесь, ребята.

1. Покажите мне число, которое больше 4, но меньшее 6

2. Покажите мне число, которое меньше 8, но большее 6

- Молодцы, ребята!

(Раздается в стук дверь)

- Ребята, нам прислали какую-то посылку. Посмотрим, что внутри.

- Смотрите, ребята это какие-то схемы-развертки.

Давайте угадаем от кого пришли нам эти послания.

 (Воспитатель демонстрирует схемы – развертки куба, призмы, конуса, цилиндра).

Ребята по трем проекциям узнают, от кого пришло послание.

Задачка от Куба

Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, “косой”,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог,
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел,
Он считать ведь не умел...
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех друзей!

Задачка от Призмы

Вышла курочка гулять,
Повела своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 осталось позади
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.

Задачка от Цилиндра

Сколько у трех мышей ушей?

Задачка от Конуса

Росли 4 березы.
На каждой березе по 4 больших ветки.
На каждой ветке по 4 яблока.
Сколько яблок на березе?

Превращение воспитателя в журналиста.

- Добрый день, дорогие ребята! Я журналист детского журнала «Мурзилка». Я вот мимо проходила, и услышала что на нашу аллею пришли ребята из детского сада «светлячок». Что вы можете рассказать об этом? Чем вы занимались? Что нового узнали? Вам понравилось прогулка в этот Парк. Спасибо, ребята. На днях я напечатаю про вас журнале. До свидания, ребята! Приходите еще!

-

Ну вот, ребята, нам пора возвращаться в наш садик.

(Ответы детей)

- Молодцы, ребята! Мы не зря пришли в этот парк. Вы теперь стали ещё умнее и сообразительнее. Попрощайтесь, пожалуйста, с посетителями Парка.

Давайте, теперь встанем, и вернемся в группу.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе.

Дата проведения: 17 января 2012 года

Тема: Задача. Структура задачи.

Цель: Создание условий для знакомства с арифметической задачей и ее структурой.

Задачи:

1.Дать представление об арифметической задаче, учить выделять: условие, вопрос, решение и ответ.

2. Развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики

3. Воспитывать бережное отношение к природе

Ход занятия:

- Вы уже много умеете: считать, отгадывать математические загадки, решать хитрые и веселые примеры.

- А для чего нужна нам математика? Нужна ли она нам вообще?

(Чтобы уметь считать числа, деньги и т.д.)

- Мы можем прожить без математики?

(Нет)

- А почему?

(Ответы детей)

- Когда вы станете большими, и мама отправит вас в магазин, чтобы вы купили продукты. А если вы хорошо не будете знать математику, то что тогда будет?

(ответы детей)

- Правильно, ребята! Математика нужна нам всегда и везде.

А сегодня, ребята,  мы познакомимся и подружимся с настоящей арифметической задачей.

Разминка

Добрый Доктор Айболит –

Он под деревом сидит,

И пришли к нему лечиться и….

(на слайдах изображение ежа, котенка, лисы, волка, медведя, белки)

- Сколько всего зверей пришло к Айболиту?

- Кто стоит первый, кто четвертый, кто последний, кто второй?

Игра на внимание «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, в это время меняется расположение картинок. Дети открывают глаза и отвечают, что изменилось.

Появляется слайд с изображением Незнайки.

- Незнайка сообщает о том, что слышал, что на уроке дети будут решать какие-то задачи. А что такое задача – он не знает. Давайте поможем Незнайке разобраться? Поможем, ребята?

- Да!

- Тогда слушайте:

  1. Сто одежек и все без застежек. Что это?

- Это задача?

- Нет, загадка!

  1. Можно ли сорвать ветку, не спугнув на ней сидящей птицы?

- Нельзя!

- А почему?

(Ответы детей)

- А это задача?

- Нет!

- Что это тогда?

- Вопрос!

  1. Жили у бабуси веселые гуси: один – серый, другой – белый.

- А это задача?

- Нет!

- Что тогда?

- Это слова из песни!

- А если я дальше продолжу: Сколько гусей было у бабуси?

- Два!

- Что же получилось?

- Задача.

- Правильно ребята! В задаче обязательно есть  вопрос – это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать.

- Что еще есть в задаче?

- В задаче обязательно есть условие. Условие – это то, что мы уже знаем. Например, скажите, какое условие стоит в задаче про гусей?

Дети отвечают.

- Правильно, ребята. Это и есть условие задачи.

- А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

(Решить, сложить, или отнять)

- Значит, у задачи есть ещё что?

- Есть решение.

- А когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли…

- Ответ!

- Молодцы! Умницы!

Задача

1.Условие

2. Вопрос

3. Решение

4. Ответ

- Подскажите Незнайке, как отличить задачу от загадки, от песни или от вопроса-шутки?

(Ответы детей)

- Надеюсь, что Незнайка после такого объяснения сможет узнать и решить задачу.

Физминутка.

  1. Сделайте столько прыжков, сколько мячей на картинке у Незнайки.
  2. Сделайте столько наклонов, какую цифру показывает Незнайка.
  3. Сделайте столько приседаний, сколько вам лет.
  4. Сделайте столько хлопков в ладоши, сколько сделает воспитатель.

- Вы уже знаете что такое задача. Попробуем решить другие задачи?

Гимнастика для глаз

На слайде – знак бесконечность.

Задача 1:

Четыре котёнка играли с клубочком. К ним прибежал еще один котенок. Сколько всего стало котят? Докажите, что это задача.

- Что известно про котят?

- Сколько их было сначала?

- Сколько котят прибежало?

- Как называется эта часть задачи? (Условие – то, что мы знаем).

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько котят стало всего?

- Правильно! Их надо подружить, объединить, сложить вместе)

4+1=5

- Как называется эта часть задачи? (Решение)

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

(Дети хором проговаривают ответ полным предложением).

- Доказано ли, что это была задача?

- Как?

Задача 2. 

Эту задачу вам нужно решить самостоятельно. Давайте, покажем Незнайке, что мы уже сами можем решить задачи.

Пальчиковая гимнастика.

- На дереве сидело 8 птичек. К ним прилетело еще 3 птички. Сколько всего птичек стало на дереве?

(дети  решают самостоятельно в тетрадях)

- Ребята, вы сможете сами сочинить настоящую задачу? Вы ведь знаете, из чего состоит задача? Попробуйте сами?

 Проверка задачи.

- Молодцы, ребята! Какие вы у меня умные!

А теперь послушайте, какую хитрую задачу нам прислал доктор Айболит.

Хитрая задача:

- В поезде 4 вагона. В них едут собака, петух, кошка, обезьяна и мышка. В каком вагоне едет мышка, если собака сказала, что в ее вагоне мышки нет, петух сказал, что в его вагоне мышки тоже нет. Где же едет мышка?

Решение задачи:

Мышка едет либо в вагоне, где кошка. Но так как мышка с кошкой не дружат, значит она в вагоне, где обезьяна.

- Молодцы, ребята!

Решить эту задачу вам помогли ваши смекалка и внимание.

- Какие задачи вам понравилось решать больше: арифметические или хитрые?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Теперь, когда вы пойдете в школу, вы уже будете знать что такое задача.

- Можете пройти в свою группу.

Этапы занятий

Содержание

Форма организации

Примечания

Вводно-мотивационный

Операционно-содержательный

- Вы уже много умеете: считать, отгадывать математические загадки, решать хитрые и веселые примеры.

- А для чего нужна нам математика? Нужна ли она нам вообще?

(Чтобы уметь считать числа, деньги и т.д.)

- Мы можем прожить без математики?

(Нет)

- А почему?

(Ответы детей)

- Когда вы станете большими, и мама отправит вас в магазин, чтобы вы купили продукты. А если вы хорошо не будете знать математику, то что тогда будет?

(ответы детей)

- Правильно, ребята! Математика нужна нам всегда и везде.

А сегодня, ребята,  мы познакомимся и подружимся с настоящей арифметической задачей.

Разминка

Добрый Доктор Айболит –

Он под деревом сидит,

И пришли к нему лечиться и….

(на слайдах изображение ежа, котенка, лисы, волка, медведя, белки)

- Сколько всего зверей пришло к Айболиту?

- Кто стоит первый, кто четвертый, кто последний, кто второй?

Игра на внимание «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, в это время меняется расположение картинок. Дети открывают глаза и отвечают, что изменилось.

Появляется слайд с изображением Незнайки.

- Незнайка сообщает о том, что слышал, что на уроке дети будут решать какие-то задачи. А что такое задача – он не знает. Давайте поможем Незнайке разобраться? Поможем, ребята?

- Да!

- Тогда слушайте:

  1. Сто одежек и все без застежек. Что это?

- Это задача?

- Нет, загадка!

  1. Можно ли сорвать ветку, не спугнув на ней сидящей птицы?

- Нельзя!

- А почему?

(Ответы детей)

- А это задача?

- Нет!

- Что это тогда?

- Вопрос!

  1. Жили у бабуси веселые гуси: один – серый, другой – белый.

- А это задача?

- Нет!

- Что тогда?

- Это слова из песни!

- А если я дальше продолжу: Сколько гусей было у бабуси?

- Два!

- Что же получилось?

- Задача.

- Правильно ребята! В задаче обязательно есть  вопрос – это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать.

- Что еще есть в задаче?

- В задаче обязательно есть условие. Условие – это то, что мы уже знаем. Например, скажите, какое условие стоит в задаче про гусей?

Дети отвечают.

- Правильно, ребята. Это и есть условие задачи.

- А что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

(Решить, сложить, или отнять)

- Значит, у задачи есть ещё что?

- Есть решение.

- А когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли…

- Ответ!

- Молодцы! Умницы!

На слайде появляется таблица:

Задача

1.Условие

2. Вопрос

3. Решение

4. Ответ

- Подскажите Незнайке, как отличить задачу от загадки, от песни или от вопроса-шутки?

(Ответы детей)

- Надеюсь, что Незнайка после такого объяснения сможет узнать и решить задачу.

Физминутка.

  1. Сделайте столько прыжков, сколько мячей на картинке у Незнайки.
  2. Сделайте столько наклонов, какую цифру показывает Незнайка.
  3. Сделайте столько приседаний, сколько вам лет.
  4. Сделайте столько хлопков в ладоши, сколько сделает воспитатель.

- Вы уже знаете что такое задача. Попробуем решить другие задачи?

Гимнастика для глаз

На слайде – знак бесконечность.

Задача 1:

Четыре котёнка играли с клубочком. К ним прибежал еще один котенок. Сколько всего стало котят? Докажите, что это задача.

- Что известно про котят?

- Сколько их было сначала?

- Сколько котят прибежало?

- Как называется эта часть задачи? (Условие – то, что мы знаем).

- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько котят стало всего?

- Правильно! Их надо подружить, объединить, сложить вместе)

4+1=5

- Как называется эта часть задачи? (Решение)

- Теперь мы можем ответить на вопрос задачи?

(Дети хором проговаривают ответ полным предложением).

- Доказано ли, что это была задача?

- Как?

Задача 2. 

Эту задачу вам нужно решить самостоятельно. Давайте, покажем Незнайке, что мы уже сами можем решить задачи.

Пальчиковая гимнастика.

- На дереве сидело 8 птичек. К ним прилетело еще 3 птички. Сколько всего птичек стало на дереве?

(дети  решают самостоятельно в тетрадях)

- Ребята, вы сможете сами сочинить настоящую задачу? Вы ведь знаете, из чего состоит задача? Попробуйте сами?

 Проверка задачи.

- Молодцы, ребята! Какие вы у меня умные!

А теперь послушайте, какую хитрую задачу нам прислал доктор Айболит.

Хитрая задача:

- В поезде 4 вагона. В них едут собака, петух, кошка, обезьяна и мышка. В каком вагоне едет мышка, если собака сказала, что в ее вагоне мышки нет, петух сказал, что в его вагоне мышки тоже нет. Где же едет мышка?

Решение задачи:

Мышка едет либо в вагоне, где кошка. Но так как мышка с кошкой не дружат, значит она в вагоне, где обезьяна.

- Молодцы, ребята!

Решить эту задачу вам помогли ваши смекалка и внимание.

- Какие задачи вам понравилось решать больше: арифметические или хитрые?

- Что нового вы узнали на занятии?

- Теперь, когда вы пойдете в школу, вы уже будете знать что такое задача.

- Можете пройти в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

Конспекты занятий по математике Занятие по математике в средней группе «Путешествие в сказку»

Закрепить название геометрических фигур: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник; выделить их свойства: форма, цвет, размер; структурные элементы: сторона, угол, их количество; закрепить...

Конспект занятия по математике. Занятие по математике в средней группе «Три медведя».

продолжать знакомить с числом 3;учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько;отгадывать загадку на основе зрительно воспринима...

Конспект занятия по математике в средней группе «Сказка «Репка» не простая, а математическая». (Закрепляющее интегрированное занятие по математике)

Цель: Развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального развития.Задачи: 1.Систематизировать знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник), цвете, величине предмета.2....

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

«Сказочная история про Царицу Математику, Фею Музыку и Мадам-Минор » Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста. план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Занятие направлено на создание условий для формирования математических представлений, через интеграцию образовательных областей программы «Познавательное развитие» и «Музыка»....