Экономическая азбука
методическая разработка (математика, старшая группа) по теме

Панина Галина Витальевна

Материал будет полезен воспитателям работающим по экономическому воспитанию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskaya_azbuka.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Аукцион

Мы решили купить котенка. Самого красивого, самого умного и самого веселого.

- Надо выяснить у знакомых, - сказала мама.

- Зачем? Поедем на птичий рынок, - предложил я.

- Аукцион! – решительно заявил папа. – Мы купим его только на аукционе.

В переполненном зале наступила тишина. На сцене в плетеной корзиночке сидел маленький рыжий котенок с большими зелеными глазами, такими искристыми и веселыми, как у Даши в день рождения, когда она достает из-под подушки подарки.

- Берем? – обернулся папа.

Мы дружно кивнули.

- Пятьсот. Раз… - объявил на сцене нарядный мужчина с молоточком в руке.

- Шестьсот! – сказал папа и встал.

- Шестьсот. Раз… - поднял молоточек аукционщик.

- Шестьсот. Два… Шестьсот. Три! – и ударил молоточком о стол.

- Поздравляю, - обратился он к папе. – Вы сделали замечательную покупку. Ждем вас с котятами на будущих аукционах.

- У нас самый лучший и самый красивый котенок в мире, - сказала Даша.

- И самый дорогой… - поцеловала котенка мама.

Банк

- Кто знает, что такое банк? – спросил папа.

- Я, - вскочила Даша.

- Вот, - протянула она банку от кофе, из которой на стол выкатились два металлических рубля и несколько медных монет.

- Это банка, а не банк, - улыбнулся папа.

- А какая разница? – поинтересовалась Даша.

- В твоей банке деньги лежат мертвым грузом, а в настоящем банке они всегда в обороте.

- Как это? – заинтересовался я.

- Пока твои деньги тебе не нужны, ими пользуются другие…

- Моими деньгами? – возмутилась Даша.

- Конечно.

- А если я захочу их забрать?

- Пожалуйста, - улыбнулся папа. – Сколько денег сдали в банк, столько и находится в обороте. Ты всегда можешь получить свои деньги обратно. Тебе еще заплатят процент за то, что твоими деньгами пользовались.

- А откуда они знают, сколько у меня денег? Вдруг я захочу взять больше?

- В банке есть твой счет, а у тебя сберкнижка, в которой все записано.

- Придется сдать деньги в банк, - серьезно сказала Даша.

- Отлично, - поддержала ее мама. – В субботу пойдем платить за квартиру и откроем свой счет.

Бюджет

Сегодня у родителей день зарплаты.

- Когда идем покупать коньки? – спросил я. – Вы же обещали: скоро зима!

- А мне лыжи, - подхватила Даша.

- Сперва определим наш бюджет, - строго сказал папа. – А уж потом все остальное.

- Какой бюджет? – не понял я.

- Бюджет нашей семьи. – Папа взял лист бумаги и написал: “Доход”. – Итак, сколько мы с мамой заработали? – Он подсчитал деньги и написал под словом “Доход” общую сумму. – Теперь подсчитаем расходы, – вздохнул он.

- Овощи – 20 рублей, - начала диктовать мама. – Мясо – 40, сахар – 23… - под словом “Расход” растет колонка цифр. – Не забудь проездные билеты и квартирную плату. – Колонка становится еще длиннее.

- Теперь отнимем от дохода расходы. – Папа печально посмотрел на нас. – Только на одну лыжу…

- У нас очень маленький доход, - отвернулась Даша.

- Вот когда мы пойдем работать, у нас будут большие доходы, - объявил я.

- И расходы, - добавила Даша.

- Молодцы, - похвалил папа. – Вы поняли, что такое бюджет.

Валюта

Папа уезжал в заграничную командировку. Когда шумные сборы закончились и мы. Наконец, присели, глядя на папу, он спросил:

- Ну, какие будут заказы? Только поскромнее: у меня напряженка со средствами, - похлопал по внутреннему карману.

- Переводные картинки, - выдохнула Даша.

- Водяной пистолет, - попросил я. – Вот тебе три рубля, если не хватит. Я сэкономил на мороженом.

- Потрать их по назначению, - вернул мне деньги папа. – Там покупают все только на валюту.

- На что? – не поняла Даша.

- На валюту. На деньги той страны, в которой ты находишься. В Швеции, куда я еду, необходимо иметь кроны.

- Где же ты возьмешь на пистолет и картинки? – нахмурилась Даша.

- Сэкономлю на мороженом, - пошутил папа.

Нам понравилась шутка, и мы весело засмеялись. А потом поехали на аэродром провожать папу. Это было очень интересное путешествие.

Импорт

В подвале нашего дома открыли новый магазин “Феникс”. Мы вошли и умолкли: такого мы еще не видели: красавицы-куклы с шикарными нарядами; полный комплект полицейского набора (пистолеты, наручники, знаки отличия); разноцветные жвачки, шары из шоколада. Кожаные мячи, какими играют чемпионы мира, потрясающие переводные картинки…

- Пошли, - обняла нас мама. Мы молча вышли.

- Вот это кайф! – перевел я дыхание.

- Вот это цены… - покачал головой папа. – Две моих зарплаты – за одну рубашку.

- А почему они такие дорогие? – спросил я.

- Импорт, - вздохнула мама.

- А что такое импорт?

- То, что привозят из других стран.

Конкуренция

После завтрака мама сказала:

- Сегодня мы разделимся. Я с Дашей займусь домашним хозяйством и едой, а мужчины отправятся по магазинам. – И она протянула мне две большие хозяйственные сумки. – Только не покупайте овощи в магазине возле нашего дома, а идите на соседнюю улицу.

- Какая разница! – возразил я.

- Большая. Там вы купите свежие и чистые овощи. А здесь всегда все вялое и грязное.

- Естественно, - сказал папа. – Если овощи не покупают, то они вянут.

- К ним никто не ходит – пусть торгуют покультурней.

- Конкуренция? – усмехнулся папа.

- А почему бы и нет? – не сдавалась мама. – Здоровая конкуренция только на пользу делу.

- Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше? – улыбнулся папа.

- Вот именно, идите туда, где лучше.

- А что такое конкуренция? – спросил я, когда мы вышли из дома.

- Соперничество, соревнование, - объяснил папа. – Как в любом деле, так и в торговле. У кого товар лучше, к тому и идут.

- Пойдем, где лучше, - кивнул я, и мы пошли на соседнюю улицу.

Продукция

- Куда мы приехали? – спросил я папу.

Мы стояли перед огромным павильоном, украшенным флагами разных стран.

- Читай, - папа кивнул на плакат, висевший над входом.

- “Международная книжная выставка-ярмарка”, - прочитал я.

В огромном помещении павильона стояли на полках тысячи книг. Таких красивых обложек и картинок я еще не видел.

- А почему мы ничего не покупаем? – удивился я.

- Это же выставка, а не магазин, - сказал папа. – На ней демонстрируется лучшая продукция разных стран.

- Продукция? – я даже оглянулся вокруг. – А где же она?

- Перед тобой, - засмеялся папа.

- Но здесь только книги, - возразил я.

- Продукция – это то, что выпускает предприятие. Продукция издательства – книги.

- А продукция автозавода – машины?

- Правильно. А птицефабрики?

- Куры и яйца.

- А это чья продукция? – протянул мне папа конфету.

Я развернул обертку и прочитал: Кондитерская фабрика “Красный Октябрь”.

Процент

Сегодня мы читали на уроке свои домашние сочинения. Виталик Куликов сочинил настоящую сказку:

“Волк нигде не мог купить сахар и попросил у Лисы. Лиса дала Волку сахар, но сказала:

- Будешь платить каждый раз мне два процента.

- Согласен, - кивнул Волк,  взял сахар и пошел домой пить чай.

А когда сахар кончился, он опять отправился к Лисе.

И так продолжалось, пока Лиса не потребовала отдать долг.

Волк заволновался – что делать? И придумал. Он пригласил Лису к себе в гости.

- Пей чай, - усадил Волк Лису за стол. – Не жалей сахара, насыпай, сколько хочешь.

Лиса пила чай,  стакан за стаканом. А когда уходила, сказала:

- Ты мне должен два килограмма. Когда отдашь?

- Никогда, - ответил Волк. – Ты истратила весь мой сахар. А я беру пять процентов. Так что с тебя еще килограмм.

Так и делят они до сих пор сахар: Лиса требует свои 2 %, а Волк свои 5%”.

 

Товар

Папа остановился в дверях нашей комнаты.

По всему полу были разложены наши игрушки.

- Разложил товар купец!

- Это игрушки, а не товар, - обиделась Даша.

- Почему же не товар? Мы ведь покупали их с мамой. Значит, товар.

- И кукла товар? – удивилась Даша.

- И кукла.

- И жвачка?

- Мы же ее покупали.

- И конфеты?

- И платье, и бант, и стулья, и ластик – все, что продается и покупается, является товаром.

- А наш котенок, мы ведь его тоже купили?

- Котенок?.. – папа задумался. – Котенок – наш друг. А друзей не продают.

Фермер

Как только за папиным знакомым закрылась дверь, Даша спросила:

- А почему этого дядю с бородой так смешно зовут?

- Как? – удивился папа.

- Фермер.

- Его зовут Андрей Сергеевич. А фермер – это его прозвище. Мы его так называем потому, что он приобрел в деревне участок земли и собирается завести там целое хозяйство: разводить кур и поросят, выращивать картофель, огурцы…

- У него и собака, наверное, будет? – мечтательно вздохнула Даша.

-  Обязательно. И не одна. Ферму надо охранять.

- Квартира у нас в Москве. А у него ферма. Это целое хозяйство: жилой дом, мастерская, гараж, свинарник, птичник, баня, колодец, будка для собаки… И это все в лесу. Вот что такое ферма. Поняла?

Даша кивнула.

- Тогда нарисуй ее. Только не забудь и ее хозяина-фермера. Ты его теперь знаешь.

Экспорт

Возле нашего дома остановился огромный фургон. На темно-синих бортах белели иностранные надписи.

- Ух ты!.. = вырвалось у меня.

Я даже остановился, чтобы получше рассмотреть этот автопоезд. Кабина, как второй этаж дома – высоченная, с широкими окнами. На дверях надписи по-английски.

- Экспорт, - объяснил папа.

- Какой экспорт? – спросил я его.

- Разный, - ответил папа. – Телевизоры, холодильники, посуда, ткани – все, что покупают у нас другие страны, мы вывозим на таких машинах, а еще на самолетах, кораблях, поездах.

- А зачем мы их продаем за границу?

- Все страны торгуют друг с другом. Мы продаем, чтобы купить у них потом то, чего у нас нет – кофе, апельсины, видеокассеты, жевательную резинку…

- Давай купим у него что-нибудь, - предложил я.

- Эти товары везут на склады. Машины заперты и опечатаны специальными пломбами. Их вскроют только там, где примут их и зарегистрируют груз. А уж потом товары отправят в магазины. Там их и купят.

- Вот это торговля.

- Внешняя торговля, - объяснил папа. – Экспорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕМАТИКА.Перспективное планирование кружковой работы - "Маленькие бизнесмены" (Экономическая азбука)

Перспективный план разработан  к образовательной программе "Маленькие бизнесмены" (экономическая азбука), срок реализации 1 учебный год. В него включены занимательные занятия с использование...

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с проектной деятельностью «Азбука юного финансиста», с использованием лэпбука

муниципальный семинар «Воспитание и обучения основам финансово – экономической грамотности детей дошкольного возраста», с   проектной деятельностью  «Азбука юног...

Презентация программы по формированию финансово-экономической грамотности старших дошкольников «Денежная азбука»

Рассмотрено в контексте формирования предпосылок функциональной математической грамотности и познавательного развития...

Рабочая программа «Азбука юного финансиста» по финансовой грамотности в рамках примерной парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» МДОУ «Центр развития ребенка «Дубравушка» - детск

1.1.1. Цель и задачи Программы.Цель Программы: совершенствование образовательного процесса в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка «Дубравушка» ...

Конкурс «Экономическая азбука» для дошкольников

Конкурс «Экономическая азбука» для дошкольников...

Конспект организованной образовательной деятельности по экономическому воспитанию детей подготовительной группы «Азбука денег»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...

Финансово – экономическая азбука словарь экономических терминов для детей старшего дошкольного возраста

Акция – специальная ценная бумага, которая выдается всем, кто вложил деньги в производство каких – либо товаров или услуг, дает им право на получение части прибыли и управление производств...