Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Рекало Татьяна Сергеевна

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtozapravka.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием

«Автозаправочная станция».

      Ц е л ь  и г р ы. Устное, с опорой на знаки (цифры), сравнение чисел, определение связей и отношений между ними, осознание выражений до и после. Воспитание интереса и уважения к труду транспортников, пробуждение желания работать так же добросовестно, ответственно, как взрослые, заботиться о сохранности техники.

      М а т е р и а л. Дорожные знаки, бензоколонка с циферблатом, движущейся стрелкой, кнопками и шлангами (резиновыми трубочками), форма для регулировщиков движения и другие атрибуты, изготовленные детьми под руководством воспитателя; различные машины; карточки с цифрами.

      И г р о в ы е  п р а в и л а. В игре намечаются роли диспетчеров, оператора, шоферов. Диспетчер гаража выдает шоферам путевые листы, определяет назначения рейсов (перевезти строительный материал, доставить продукты в детский сад и магазин, перевезти почту, зверей в зоопарк и др.). Шофер, отправляясь в рейс и увидев знак АЗС, должен заехать на заправку; сказав оператору, какое количество бензина необходимо для одного и другого бака, найти среди разложенных цифр карточки с нужными цифрами, устно определить, в какой бак он нальет бензина больше (меньше) и на сколько. Затем на циферблате бензоколонки он должен передвинуть стрелку на нужную ему цифру, нажать на кнопку, открыть шланг и «наполнить бензином» первый бак, затем поменять показатель циферблата и заправить второй бак. (На первом этапе игры на баках машин можно написать разные цифры, тогда и количество бензина шоферам потребуется различное. Оператор спрашивает у шофера, какое количество бензина ему требуется, следит за правильностью выбора той карточки, цифра которой соответствует названному числу, предлагает шоферу назвать предыдущее и последующее число по отношению к указанному числу и после этого оплатить стоимость бензина, необходимого ему для поездки.

      Х о д   и г р ы. Дети построили автозаправочную станцию.

Диспетчер выдает путевые листы. Шофер Миша получает задание привезти зверей в зоопарк. Он едет по улице, видит знак АЗС и заезжает на заправку. К нему обращается оператор.

      Оператор. Что вы хотите, товарищ шофер?

      Миша. Заправиться бензином.

      Оператор. Сколько литров бензина вам нужно?

      Миша (смотрит на баки). 7 литров и 8 литров.

      Оператор. Возьмите, пожалуйста, талончики с цифрами 8 и 7.

      Миша ищет карточки с указанными цифрами, находит их и показывает оператору.

Тот предлагает сравнить, какое из чисел, указанных цифрами, больше (меньше) какого.

      Оператор. Скажите, товарищ шофер, сколько литров бензина вы нальете в первый бак?

      Миша. В первый бак я налью 7 литров.

      Оператор. А на сколько больше литров бензина нальете во второй бак?

      Миша. Больше на один литр.

      Оператор. Значит, сколько всего литров нальете во второй бак?

      Миша. 8 литров. Во второй бак больше нальется бензина, чем в первый.

      Оператор. Почему вы так думаете?

      Миша. В один бак я налью 7 литров бензина, в другой бак на 1 литр больше, значит, 8. 8 больше, чем 7, на 1, а 7 меньше, чем 8, на 1. Если бы к 7 я добавил 1, тогда стало бы 8.

      Оператор. Молодец, товарищ шофер. Можете заправлять бак бензином. Идите к третьей колонке, там бензин для вашей машины. Поставьте стрелку на цифру, которая обозначает число, стоящее до 8. Я включу автомат, и вы можете заправлять один бак, а потом поставьте стрелку на цифру, которая обозначает число, идущее после 7, и наполните бензином второй бак.

      Мальчик передвигает стрелку на цифру 7, нажимает кнопку, открывает кран и наполняет бак бензином. То же проделывает и с цифрой 8. Затем вступает в разговор с другим подъехавшим шофером.

      Миша. Сколько тебе литров нужно? (После ответа продолжает.) А мне нужно много бензина: 7 и 8 литров. Я далеко еду. Вернусь из рейса и опять заправлюсь.

       В следующий рейс шоферу потребовалось наполнять бензином баки ёмкостью в 6 и 8 литров. Стрелка на колонке показывает цифру 7. Прежде чем заправиться бензином, шофер называет, какое число идет до 7, и , передвинув стрелку на соответствующую цифру – 6, определяет, что число 7 больше, чем 6, на 1. Далее шофер называет число, идущее после 7, сравнивает числа 7 и 8, устанавливает, что 7 меньше, чем 8, на 1.

      Выполняя разнообразные действия по доставке грузов, уходу за машиной и т.д., ребята решают практические задачи на сравнение чисел. Причем эту математическую операцию они производят не только устно, но делают и соответствующие «записи» (например, 6=6, 6<7, 7>6, 7<8, 8>7 и др.). Таким образом, цифры становятся связующим звеном между предметным и умственным планом действий.

   

      О ш и б к и,  д о п у с к а е м ы е   д е т ь м и.

      Некоторые ребята долго не понимают, что каждое число больше предыдущего и меньше последующего на 1; вместо выражений до и после используют слова впереди и сзади. Особенно ярко это проявляется в ситуации, когда сравниваются числа от 6 до 10. Очевидно, это объясняется тем, что дети, усвоив связи и отношения между числами в пределах 5, не переносят общий принцип этих отношений на числа от 6 до 10.

      Образование последующего числа из предыдущего усваивается детьми постепенно. Зная эту особенность, воспитатель должен в затруднительных ситуациях варьировать содержание заданий по ходу игры, переходить на знакомые и доступные ребенку задачи, возвращать его к действию с предметами (в пределах 5), а затем постепенно усложнять эту задачу. Слабых детей следует как можно чаще привлекать в процессе игры к выполнению различных математических заданий. Например:

      Игра в «Автозаправочную станцию» объединила несколько игр (в «Зоопарк», «Магазин»,  «Почта»), поэтому все дети прямо или косвенно приняли в ней участие: в роли водителей транспорта, диспетчеров, рабочих, пассажиров и т.д.

      Так, Артему, который допускает ошибки в определении предыдущего и последующего числа в пределах второго пятка, воспитатель порекомендовал выполнить роль водителя грузового автомобиля. Он должен подъехать к диспетчеру и отдать ему путевой лист – карточки с цифрами, обозначающими количество предметов, которое требуется перевезти: товары в магазин, оборудование на почту, животных в зоопарк и т.д. Мальчик, перевозя различные предметы, каждый раз наглядно убеждается, каких предметов больше (меньше), какое число больше (меньше) названного, на сколько оно больше (меньше), как сделать поровну, т.е. он убеждается в постоянстве связей и отношений между числами. Кроме того, шоферу приходится совершать то короткие рейсы – и тогда баки наполняются меньшим количеством бензина и он действует с цифрами от 1 до 5, то длительные – тогда при заправке он оперирует с цифрами, обозначающими числа в пределах от 6 до 10.

      Эти действия выступают для него как важные смысловые задачи, и, решая их, он постепенно овладевает знаниями, недостаточно усвоенными на занятиях. Неоднократно действуя то с разными предметами (при перевозке указанного числа предметов), то со знаками-цифрами (при заправке машины бензином), мальчик убеждается, что предыдущее число всегда меньше последующего на один, а последующее больше исходного тоже на один; выражение до требует называния меньшего числа, а выражение после – большего. Некоторые задания он начинает выполнять в словесной форме.

      Бывают случаи, когда дети сравнивают числа и определяют, какое из них больше (меньше), но затрудняются в практическом доказательстве этого утверждения. Последнее особенно важно, так как, рассказывая о произведенных действиях, ребенок еще раз представляет себе весь ход выполнения той или иной счетной операции. Для доказательства правильности своего ответа он может вернуться в случае необходимости к действию с реальными предметами. Помощь этим детям обычно оказывают сами играющие, поскольку в ходе игры все её участники вступают во взаимоотношения друг с другом и вольно или невольно предметом их разговора становятся счетные действия. Слушая ответы своих товарищей, дети учатся у них, подражают им и становятся более уверенными в своих объяснениях.

      П р и м е р н о е  у с л о ж н е н и е  з а д а н и й.

      В процессе игры у дошкольников совершенствуются математические представления об упорядочивании чисел и о наличии в натуральном ряду двух отношений: каждое число на 1 больше, чем предыдущее, и на 1 меньше, чем последующее. В дальнейшем воспитатель может изменить задания, включив в них упражнения на закрепление умения определять отношения больше или меньше, действуя с цифрами и знаками >, <, =.

      Так, например, выполняя роль оператора, воспитатель не только предлагает сравнить, какое из чисел больше (меньше), но и записать результаты этого сравнения с помощью цифр и знаков. Запись с помощью цифр обычно вызывает у детей повышенный интерес к сравнению чисел. Они делают различные записи: 7>6, 8>7, 7=7, 7<8 – и читают их. Ребятам, успешно выполняющим задания и проявляющим к ним интерес, можно предложить упражнения, подводящие к пониманию транзитивных отношений между числами.

      Так, группа мальчиков – шоферов самостоятельно уяснила такое соотношение чисел, когда 4>3, а  3>2, то, следовательно, 4>2. Они тут же с радостью поделились своим открытием с другими участниками игры.

      Последовательное усложнение заданий в процессе игры способствует постоянному развитию математического мышления дошкольников, которое идет от конкретного к более общему, а затем к абстрактному.

      Д а л ь н е й ш е е   р а з в и т и е   с ю ж е т а   и   с о д е р ж а н и я   и г р ы.

      Для успешного продолжения игры, поддержания интереса к ней и к выполняемым счетным действиям игру в «Автозаправочную станцию» можно трансформировать в игру «Уличное движение». Из строительного материала дети строят улицу, на которой расположены дома, магазины, школа, больница, кафе, перекресток со светофорами и соответствующими уличными знаками. Так, перед кафе появляется новый знак, показывающий, что здесь можно пообедать. В больнице начинают лечить пациентов. Открывается магазин. Перед школой и больницей шоферы снижают скорость, а на перекрестке ждут зеленого сигнала светофора.

      Для активизации игры приглашают гостя – сотрудника ГИБДД. Он, охотно включившись в игру, проверяет и уточняет знания ребят о правилах уличного движения. Этот сюрприз вызывает оживление и придает выполняемым в игре правилам обязательный характер.

      Включение игры «Автозаправочная станция» в игру «Уличное движение» не снижает требований к выполнению действий с цифрами при заправке транспорта бензином. Более того, многие участники игры включают счет, сравнение чисел, операции с цифрами и при заказе обеда в кафе, и при покупке в магазине, и при получении лекарства в аптеке.

      Выполняя роль диспетчера, Ангелина на путевках ставит номер гаража и требует, чтобы каждый шофер ставил машину на указанное в путевом листе место.

      То же самое происходит и в других самостоятельно организованных играх: «Аэродром», «Таксомоторный парк», «Школа».

      Мальчики, развернув игру в «Аэродром» и выполняя роли летчиков и техников, используют количественный и порядковый счет, сравнение чисел. Между техником Владом, проверяющим готовность самолетов к вылету, и летчиком Женей происходит следующий разговор. 

      Влад. Через 30 минут объявят посадку пассажиров. Вы заправились топливом?

      Женя. Ещё не успели. Сейчас будем заправляться.

      Влад. Твой самолет который?

      Женя. (пересчитывает самолеты про себя). Четвертый справа. (Для убедительности показывает жестом на игрушку).

      Влад. Сейчас подрулим к самолету. (Ведет машину по аэродрому, гудит.) Осторожно! Дайте дорогу! Едем заправлять горючим самолет.(Подъезжает к самолету).

      Женя. Вместимость первого бака (показывает на бак, устроенный в крыле) 10 литров, а второго (показывает) – на 1 литр меньше. Можете наливать 10 и 9 литров.

       Техник согласно кивает головой, ставит стрелку на цифру 10, берет длинный резиновый шланг и вставляет его конец в бак: наполняет бак бензином. Затем убирает шланг, переставляет стрелку на цифру 9 и наполняет второй бак.

      Влад. Порядок! Можно лететь! Для полета горючего хватит. Баки полные! (Мальчик доволен своей работой, улыбается, проводит ладошкой по лицу – «вытирает пот». Озабоченно смотрит на другие игрушки.) И эти самолеты надо заправить, а то в рейс могут опоздать. (Пересчитывает оставшиеся самолеты.) Осталось заправить 7 самолетов.

      В это время диспетчер Сережа запрашивает метеостанцию, узнает, что погода благоприятна для полета, вызывает летчиков и вручает им полетные листы.

      Р е з у л ь т а т и в н о с т ь   и г р ы.

      Понимание взаимно обратных отношений между числами натурального ряда в пределах 10 формируется не сразу. Наблюдения и практическое сравнение элементов соответствующих групп предметов, а в дальнейшем числовые операции, осуществляемые в процессе занятий и игр, способствуют формированию у всех детей устойчивого понимания количественных отношений, хорошей ориентировке в построении числового ряда, умения устанавливать взаимно обратные и разностные отношения между числами, умения рассуждать и доказывать правильность своего ответа.

      Используя в игре счет (отсчет, пересчет), ребята убеждаются в том, что можно считать не только до 10, но и дальше. Некоторые из них включают в игру упражнения в нахождении последующего и предыдущего числа к каждому из чисел в пределах 20. Осуществляя взятую роль, каждый участник игры решает счетную задачу на разном материале, в различных условиях, что приводит к развитию его мышления, способности оперировать числами в уме. Вначале действия в мысленном плане протекают при опоре на реальные предметы, но постепенно от реальных действий с предметами ребенок переходит к действиям в плане представлений. Операции с числами, цифрами и знаками >, <, =, -, + способствуют формированию отвлеченного понятия  числа как характеристики количественных отношений любых предметов.

      Самостоятельное использование математических знаний в новых игровых условиях является показателем наличия у шестилеток интереса к числу и счету. Эта заинтересованность основывается на понимании бытового назначения математических действий, ведущих к содержательному, реальному результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно - дидактической игры «Путешествие на вертолете» в старшей группе

     Программные задачи: Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Расширить знания о видах транспорта, о правилах безопасного поведения на улице, о дорожных зн...

Конспект сюжетно-дидактической ролевой игры в подготовительной к школе группе на тему: «Супермаркет».

Обеспечить обогащение впечатлений у детей об окружающем мире и расширение границ сюжетно-ролевой игры «Семья» походом в магазин «Супермаркет»....

Роль сюжетно - дидактических игр в развитии математических способностей детей

Главное место в жизни ребенка занимает игра. Это его основная деятельность, непременный спутник жизни. Дети играют в самые разнообразные игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и др. Для педаг...

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием для детей старшей группы.

Формипрование математических представлений в процессе сюжетной игры....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием для детей старшей группы

Тема: «Кондитерская фабрика»Цель:- формировать математические представления в процессе сюжетной игры. Задачи:Образовательная:- продолжать  закреплять  математический  с...