Главные вкладки

    Развитие познавательного интереса и интеллекта дошкольников
    методическая разработка по математике (средняя группа) по теме

    Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
    Я.А. Коменский.

    Интерес!Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

    У любого  воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с воспитателем,  с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

    Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна . По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд  очень нелегок , и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

     Внимание у детей младшего дошкольного возраста  непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы). Когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать .

    Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направленно внимание малышей, и нивелируются остальные.

    Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

    Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения .

    Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции .

    Пространственные и количественные отношения могут быть отражены при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

    Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Воспитатель дает образец ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем.

    Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям .

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

    Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

    1.     Развивать логическое мышление. Развивать  представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

    2.     Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

    3.     Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

    4.     Развивать пространственные представления.

    5.     Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

    6.     Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

    7.      Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

    8.      Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

    9.     Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

    Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

    На основе логических блоков разработан игровой материал.

    Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги и картона или тонкого картона и толстого картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины – черным цветом, а обозначение  цвета – цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались.  Следует изготовить и карточки со знаком отрицания. Для простоты и удобства можно изготовить и использовать логические блоки, окрашенные с двух сторон, так называемые « блоки – перевертыши», особенно они удобны в играх по комбинаторике, в логических цепочках, в настольно – печатных играх.

    Перед нами воспитателями стоит задача:  формировать познавательный интерес детей младшего возраста . Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

    Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

    Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.

    В чем же назначение занимательности:

    • Первоначальный толчок к познавательному интересу;
    • Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
    • Своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
    • Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

    Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

    • Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
    • Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
    • Внимательны  (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
    • Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
    • Примеры такого занимательного занятия и дидактической игры способствующих развитию познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста мы предлагаем вам.

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

    Программные задачи:

    1. Формировать элементарные математические представления:

    • обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
    • упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
    • развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
    • формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
    • развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.

    2. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    3. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

    Ход занятия

    Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).

    Петрушка:

    Я – мальчишка не простой
    Любопытный, озорной
    Все хочу успеть, узнать
    Будете со мной играть?

    Воспитатель: Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.

    Петрушка:Я и так все знаю.

    Воспитатель:Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно :

    «Научит она никогда не скучать
    И форму, и цифры, и цвет различать,
    Задачки решать
    И предметы считать
    А как же её одним словом назвать?

    Петрушка:Ну, нет – этого я не знаю.

    Воспитатель:Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?

    Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)

    Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:

    - Посчитайте сколько всего вагончиков?

    - Какой формы первый вагончик? 3-й?

    - Какой по счету вагон круглой формы?

    - Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?

    Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.

    (Воспитатель надевает шапочку кондуктора)

    Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!

    - Какого цвета Ваш билет?

    - Какой формы Ваш билет?

    - Покажите только синие билеты.

    Дети рассаживаются.

    Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.

    Раздается свисток.

    Петрушка:Почему остановились?

    Воспитатель:Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)

    - Какое направление указывает эта стрелка? А другая?

    - А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?

    - Как проверить?

    Дети сравнивают ширину колеи меркой.

    Воспитатель:Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?

    Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.

    - Значит, в какую сторону мы дальше поедим?

    Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.

    Воспитатель: Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?

    Дети считаю. Прямой и обратный счет.

    Воспитатель:Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).

    Петрушка:Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».

    Воспитатель:Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.

    Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.

    Петрушка:Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!

    Воспитатель:Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали - все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?

     

    Воспитатель:Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз)

    Если дети затрудняются – напоминает– Где мы сегодня были, и что делали?

    Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.

    Воспитатель:Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.

    Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.

    Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:

    1.     на решение математических примеров;

    2.     с использованием логических блоков Дьенеша.

    Игровой сюжет:Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.

    Игровой материал:картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.

    Учебно-игровые задачи:

    • Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
    • Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
    • Развивать логическое мышление;
    • Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

    На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один

    должно домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.

    Играем! Думаем!Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.

    Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»

    Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon femp.doc69.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развиваем познавательный интерес. Интеллектуальное развитие дошкольников  при использовании логических блоков Дьенеша.

     «Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…»
    Я.А. Коменский.

    Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

    У любого  воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Если у ребенка нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое. – это беда для всех. Беда для педагога: очень трудно обучать того, кто не хочет учиться. Беда для родителей: если нет интереса к знаниям, пустота будет заполняться иными, далеко не всегда безобидными интересами. И самое главное, это беда ребенка: ему не только скучно, но и трудно, а отсюда сложные отношения с воспитателем,  с родителями, со сверстниками, да и с самим собой. Невозможно сохранить уверенность в себе, самоуважение, если все вокруг к чему-то стремятся, чему-то радуются, а он один не понимает ни стремлений, ни достижений товарищей, ни того, чего от него ждут окружающие.

    Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна . По прогнозам ученых третье тысячелетие ознаменовано информационной революцией. Знающие, активные и образованные люди станут цениться как истинное национальное богатство, так как необходимо компетентно ориентироваться во все возрастающем объеме знаний. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Эти способности и умений «вырастают» из прочных познавательных интересов, потому так важно формировать их, учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста -  одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд  очень нелегок , и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра.

     Внимание у детей младшего дошкольного возраста  непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы). Когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать .

    Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направленно внимание малышей, и нивелируются остальные.

    Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки — установить соотношение предметов именно по данному признаку.

    Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения .

    Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции .

    Пространственные и количественные отношения могут быть отражены при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

    Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Воспитатель дает образец ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем.

    Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям .

    В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

    Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

    1. Развивать логическое мышление. Развивать  представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
    2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
    3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
    4. Развивать пространственные представления.
    5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
    6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
    7.  Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
    8.  Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
    9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

    Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

    На основе логических блоков разработан игровой материал.

    Игры составлены на основе комплекта геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Изготовить логические блоки можно из цветной бумаги и картона или тонкого картона и толстого картона. Также необходимо изготовить кодовые карточки, на которых условно обозначены свойства блоков. Целесообразно изображать условные обозначения формы, размера, толщины – черным цветом, а обозначение  цвета – цветным расплывчатым пятном. Это нужно для того, чтобы свойства блоков не перемешивались.  Следует изготовить и карточки со знаком отрицания. Для простоты и удобства можно изготовить и использовать логические блоки, окрашенные с двух сторон, так называемые « блоки – перевертыши», особенно они удобны в играх по комбинаторике, в логических цепочках, в настольно – печатных играх.

    Перед нами воспитателями стоит задача:  формировать познавательный интерес детей младшего возраста . Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

    Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.

    Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.

    В чем же назначение занимательности:

    1. Первоначальный толчок к познавательному интересу;
    2. Опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
    3. Своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
    4. Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

    Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

    1. Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
    2. Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
    3. Внимательны  (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
    4. Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
    5. Примеры такого занимательного занятия и дидактической игры способствующих развитию познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста мы предлагаем вам.

    Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе.

    Программные задачи:

    1. Формировать элементарные математические представления:

    1. обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум и более свойствам:
    2. упражнять в порядковом и количественном счете в пределах 5;
    3. развивать умения сравнивать предметы с помощью мерки;
    4. формировать представления о пространстве (право, лево) и времени (дни недели, время суток);
    5. развивать умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, абстрагировать и удерживать в памяти.

    2. Развивать первичные приемы логического мышления (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации) развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.

    3. Воспитывать любознательность, интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

    Ход занятия

    Воспитатель: Сегодня, ребята, к нам в детский сад пришла посылка. Интересно, что в ней? (Воспитатель достает Петрушку и письмо с загадкой).

    Петрушка: 

    Я – мальчишка не простой
    Любопытный, озорной
    Все хочу успеть, узнать
    Будете со мной играть?

    Воспитатель: Все бы тебе, петрушка, играть. Очень важно заниматься, чтобы много знать и уметь.

    Петрушка: Я и так все знаю.

    Воспитатель: Тогда помоги отгадать загадку. И вы ребята, слушайте внимательно :

    «Научит она никогда не скучать
    И форму, и цифры, и цвет различать,
    Задачки решать
    И предметы считать
    А как же её одним словом назвать?

    Петрушка: Ну, нет – этого я не знаю.

    Воспитатель: Тогда я вас ребята, приглашаю отправиться в интересное путешествие: выполнить разные задания, поиграть и правильный ответ на загадку узнать. Хотите в путешествие?

    Посмотрите необычный поезд – поедим на нем. (вагончики поезда – детские стульчики, на которые прикреплены геометрические фигуры)

    Чтобы получить билет, дайте правильный ответ:

    - Посчитайте сколько всего вагончиков?

    - Какой формы первый вагончик? 3-й?

    - Какой по счету вагон круглой формы?

    - Какой по форме вагон находиться между 1-м и 3-м?

    Молодцы! Получите билет и займите место в вагоне такой же формы.

    (Воспитатель надевает шапочку кондуктора)

    Воспитатель: Внимание! Проверка билетов!

    - Какого цвета Ваш билет?

    - Какой формы Ваш билет?

    - Покажите только синие билеты.

    Дети рассаживаются.

    Пока дети едут можно провести любую речевую игру на тему поезд.

    Раздается свисток.

    Петрушка: Почему остановились?

    Воспитатель: Развилка. (Стрелки на право и налево. Две колеи: правая широкая, левая узкая)

    - Какое направление указывает эта стрелка? А другая?

    - А по какой колее нам ехать? Они одинаковые или разные?

    - Как проверить?

    Дети сравнивают ширину колеи меркой.

    Воспитатель: Какая колея подойдет по ширине нашему поезду?

    Дети прикладывают мерку к импровизированным колесам поезда и выясняют, какая по ширине колея подходит.

    - Значит, в какую сторону мы дальше поедим?

    Дети встают друг за другом паровозиком. Динамическая пауза.

    Воспитатель: Станция «Лесная». Выходите на опушку, смотрите, а на дереве нас ждет мудрая сова. Она знает все цифры, а вы знаете?

    Дети считаю. Прямой и обратный счет.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой полянке растут грибы, ягоды, цветы. Растут они не врозь, а вместе, группами. Найдите на поляне группу предметов, которые соответствуют по количеству цифре 3? 5? (Воспитатель проверяет правильность ответов).

    Петрушка: Давайте поиграем! Вставайте в круг, игра с мячом «Назови дни недели», «Время суток».

    Воспитатель: Делу время, а потехе час! На лесной полянке живет ёжик. И он просит нашей помощи. Надо помочь ему собрать в корзину только съедобные грибы. Ёжик даст подсказку как определить съедобный гриб.

    Задание выполняется с блоками Дьенеша. Детям раздаются карточки с кодировкой фигур. Дети «читают» кодировку и находят нужный им блок (съедобный гриб) складывают в корзину к ёжику.

    Петрушка: Как долго мы гуляем по лесу, наверно, все проголодались. Давайте угостим наших зверят чем-нибудь?!

    Воспитатель: Ой! Пока мы на поезде ехали, по дорожкам сказочного леса шагали - все угощения перемешали. Давайте разберемся, что здесь у нас в ведерке? Кого чем угостить?

    Воспитатель: Может быть, теперь вы сможете догадаться, про что же была загадка (читает еще раз)

    Если дети затрудняются – напоминает – Где мы сегодня были, и что делали?

    Что нам помогло справиться со всеми заданиями? Знание Математики.

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с Петрушкой наградим вас самой лучшей отметкой, которую ставят в школе.

    Воспитатель раздает детям медальоны с цифрой пять.

    Дидактическая игра для старших дошкольников в двух вариантах:

    1. на решение математических примеров;
    2. с использованием логических блоков Дьенеша.

    Игровой сюжет: Однажды на страну сказочных героев налетел ураган. Сильный ветер сорвал номера со всех домов. И теперь почтальоны не могут доставить корреспонденцию по нужному адресу. Поросенок Наф-Наф ждет телеграмму от брата, лягушка – Квакушка поздравление от мышки – Нарушки, а кот Матроскин ждет посылку от дяди Федора. Но почтальону Печкину одному, ни как не успеть доставить письма и открытки во время. Давайте, ребята, поможем почтальонам разнести письма и телеграммы адресатам. Для того, чтобы правильно доставить почту необходимо соблюдать некоторые условия.

    Игровой материал: картинки с изображением домиков, почты, почтальона Печкина; карточки с математическими примерами на сложение и вычитание и карточки со схемами кодирования свойств блоков.

    Учебно-игровые задачи:

    1. Учить на наглядной основе решать простые задачи на сложение и вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий плюс и минус;
    2. Развивать способность к замещению и моделированию свойств предметов с помощью схем кодирования и декодирования их;
    3. Развивать логическое мышление;
    4. Воспитывать самостоятельность в принятии решений.

    На магнитной доске представлены картинки с изображением домиков. Один

    должно домик является почтой, рядом с ним стоит почтальон Печкин Александр Иванович. Остальные домики: Наф-Нафа, теремок, домик из деревни Простоквашино. Под домиками карточки с математическими примерами, решив, который дети определят номер (адрес) домика, аналогично и номер почты.

    Играем! Думаем! Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер не совпадает (разный) с номером почты. А для этого, чтобы узнать номер дома, необходимо решить пример, результат и есть номер. Остается только сравнить номер дома и почты, на нужный адрес закрепляется конвертик. Условия можно изменить по желанию воспитателя.

    Для проведения второго варианта игры необходим набор «Логических блоков Дьенеша»

    Условия будет таким: Почтальон Печкин доставит письмо в тот дом, у которого номер дома совпадает с номером почты. А номер дома обозначен блоком, который закодирован в схеме-карточке. Совпадение или несовпадение может быть по одному, двум, трем признакам, в зависимости от умений детей пользоваться блоками.

     




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных интересов у старших дошкольников посредством создания электронных пособий в совместной деятельности

    Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом. Для того чтоб поддержать и стимулировать инте...

    Итоговый практико-значимый проект Тема: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

    Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников....

    Презентация к итогово практико-значимому проекту на тему: «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность»

    В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появляются исс...

    Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности

    В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...

    Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности

    В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...

    Развитие познавательного интереса у старших дошкольников в опытно-исследовательской деятельности

    В статье выдвинута гипотеза об условиях развития познавательного интереса у старших дошкольников  в опытно-исследовательской деятельности. Приведено понятие познавательного интереса. Рассмотрены ...

    Консультация для родителей «Развитие познавательных интересов у старших дошкольников»

    В данной консультации подчеркнута необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов.Основа познавательного интереса  - активная  мыслительная деятельность.Говорится ...


     

    Комментарии

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок , и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. Внимание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы). Когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать . Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направленно внимание малышей, и нивелируются остальные. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки — установить соотношение предметов именно по данному признаку. Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения . Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным.

    Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок , и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно – поисковый, а главная форма организации – игра. Внимание у детей младшего дошкольного возраста непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью. Поэтому на занятиях широко используются игровые приемы и дидактические игры. Они организуются так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать своей очереди. Проводятся игры, связанные с активными движениями: ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает, чтобы они отвлекали детей от главного (пусть еще и элементарной, но математической работы). Когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать . Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий. В каждом пособии ярко подчеркивается именно тот признак, на который должно быть направленно внимание малышей, и нивелируются остальные. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения предметов, характеризующихся либо сходными, либо противоположными свойствами. Используются предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1—2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, скажем, шарфика, ленточки — установить соотношение предметов именно по данному признаку. Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение проводится на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения . Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным.

    Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2—3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным.