Главные вкладки

    Математика и экология №1
    методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

    Через формирование элементарных математических представлений ребенок получает экологическое образование. В данных разработках  используются пословицы, загадки, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, логи
    ческие задания на экологическую тему.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_no1.docx26.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие №1

    Задачи: закреплять знания детей о временах года, что смена времен года и месяцев года постоянна; учить определять название текущего месяца года; формировать умение определять текущий отрезок времени (время года, месяц) по отрывку литературного произведения или загадке; упражнять в сравнении количества предметов в двух группах; определять количественное неравенство; уравнивать способом увеличения и уменьшения на 1; закреплять знание о числе и цифре 1; познакомить с пословицами, в которых говорится о числе один; учить моделировать числовой ряд палочками Кюизенера.

    Оборудование: муляжи фруктов, овощей для каждого ребенка: карточка с двумя полосками, по 6 треугольников и квадратов, тетради в клетку и простые карандаши. Кубик Кьюизенера белого цвета.

     ***

    Воспитатель

    Золотая осень наступила,

    Тронув красками поля, леса, сады.

    Щедро урожаем одарила,

    Людям не жалея

    Фрукты, овощи, орехи и грибы.

    Все недавно зелено стояло.

    Не узнать родимые края.

    Легким ветром осень пробежала,

    И теперь вся в золоте земля. Н. Рогожина.

    О каком времени года говорится в стихотворении?

    Дети. (об осени)

    Воспитатель. Смена времен года постоянна: было лето, сейчас настала осень. За осенью придет зима и так далее.

    У каждого времени года 3 месяца. Вот послушайте:

    Перелетной птицей осень прилетела.

    Золотою — первой, пестрою — второй,

    Бурой — третья,

    И дождем задела,

    И еще прохладою ночной. Н. Рогожина

    Сколько птиц в стихотворении?

    Дети. Три.

    Это месяцы осени. Первый — сентябрь, второй — октябрь, третий — ноябрь. Сейчас идет первый месяц осени. Как он называется?

    Дети отвечают

    Воспитатель. Посмотрите сюда и скажите, что это.

    Дети. Фрукты. Сколько яблок?

    Дети. Одно.

    Воспитатель. Сколько груш?

    Дети. Одна.

    Воспитатель. Сколько дынь?

    Дети. Одна.

    Воспитатель. Сколько арбузов?

    Дети. Один.

    Воспитатель. Сколько лимонов?

    Дети. Один.

    Воспитатель. Итак, всех фруктов по одному. Число 1 мы обозначим кубиком белого цвета. Числу 1 соответствует цифра 1. На что она похожа?

    Вот один иль единица,

    очень тонкая как спица.

    Поднимем руку вверх и попробуем указательным пальцем нарисовать цифру 1 в воздухе. А теперь напечатаем цифру 1 в тетради.

    Пословицы: «Один в поле не воин». «Один ум хорошо, а два лучше». «В одно ухо влетает, в другое вылетает».

    Работа детей с раздаточным материалом.

    Задание: выложить на верхнюю полоску столько карточек с треугольниками, сколько фруктов (5); на нижнюю полоску столько карточек с квадратами, сколько овощей(6).

    Чего больше? Треугольников или квадратов? Чего меньше? На сколько?

    Дети отвечают

    Как сделать поровну? Можно добавить 1 треугольник, тогда треугольников и квадратов будет поровну — по 6. Можно убрать 1 квадрат, тогда их тоже будет поровну — по 5.

     Физкультминутка.

    С мамой мы пошли гулять         Ходьба на месте,

    Стал дождь землю поливать         Стряхивают кисти

    Поливал да поливал         Проводят кистями рук плавно сверху вниз

    Всех под зонтики загнал         Присели, сложили руки над головой в виде зонтика

    Дидактическая игра «Который предмет по счету»

    Дети определяют место фруктов или овощей в ряду. Меняют местами, считают в разных направлениях.

    Игра «Чего не стало?»

    Дети называют предметы.

    Воспитатель убирает 1 из них. Дети открывают глаза и говорят, чего не стало.

    Усложнение: в ряду и овощи, и фрукты.

    Занятие №2

    Задачи: закреплять названия текущего месяца и времени года; познакомить с загадками, в которых упоминается текущее время года и месяц; закреплять представление о независимости числа от пространственного расположения предметов; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1); увеличивать и уменьшать число на 1; закреплять знание о числе и цифре 2; познакомить с пословицами, в которых говорится о числе два; учить моделировать числа палочками Кюизенера; упражнять в ориентировке в пространстве (группе), в назывании антонимов пространственных понятий.

    Оборудование: фланелеграф, силуэты листьев кленовых и березовых, силуэты грибов и елочек, кубик белого цвета, карточка с двумя полосками, палочка Кюизенера розового цвета,

    ***

    Время года отгадай.

    Собирают урожай.

    Разноцветный лес красивый.

    Мокнут скошенные нивы.

    Тучи по небу гуляют.

    Птицы к югу улетают.

    Грибники в леса спешат.

    Листья желтые летят.

    Ежик листья собирает,

    Свою норку утепляет.

    (Осень)

    А теперь скажите, о каком месяце эти строчки:

    Ясным утром сентября хлеб молотят села.

    Мчатся птицы за моря,

    И открылась школа.

    Правильно о сентябре. Какой сейчас месяц?

    Дети. Сентябрь.

    Воспитатель. Который сентябрь по счету?

    Дети. Первый.

    Воспитатель. Отгадайте загадку. Висят на ветке золотые монетки. Что это? Правильно, листья.

    На демонстрационной доске расположены 2 группы листьев — кленовые и березовые в равном количестве, но в разной конфигурации. Варианты: одни ближе, другие дальше друг от друга. В круге большом и в круге маленьком, но с одинаковым количеством. И т.д.

    Задание: определить не считая, каких листьев больше.

    Затем проверяют, располагая каждый кленовый лист под березовым листом. Выясняют, что их одинаково. Вывод: как бы мы не располагали предметы — далеко или близко, количество их не изменяется.

    Задание: выложить на верхнюю полоску столько карточек с грибами, сколько листьев на доске (6). А на нижнюю полоску елочек больше на 1, чем грибов.

    Воспитатель. Сколько выложили елочек? Чего больше? Чего меньше? На сколько?

    Дети. На 1.

    Воспитатель. Как сделать поровну, одинаково?

    Уравнивают двумя способами.

    Воспитатель. Чем обозначаем число 1?

    Дети. Кубиком белого цвета.

    У детей — квадрат белого цвета.

    Воспитатель показывает палочку розового цвета. У детей — полоска розового цвета.

    Воспитатель. Палочка, а у вас полоска розового цвета обозначает число 2. Сколько вам надо добавить квадратов белого цвета, чтобы получить число 2?

    Дети. 1 квадрат.

    Воспитатель. Как получили число 2?

    Дети. 1+1=2, один плюс один, равняется двум.

    Воспитатель. Изобразим цифру 2 пальцем в воздухе.

    А вот это цифра 2.

    Посмотрите, какова!

    Выгибает двойка шею,

    Волочится хвост за нею.

     А теперь напечатаем цифру 2 в тетради.

    Пословицы: «два друга — метель да вьюга.» «Два сапога — пара».

    Физкультминутка

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

    Ветер тихо клен качает.

    Вправо, влево наклоняет.

    Раз — наклон

    И два — наклон.

    Зашумел листвою клен.

    Дидактическая игра «Наоборот»

    Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет: вперед. Ребенок — назад. И так, пока не ответят все дети. (Вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз, внутри — снаружи и т.д.)

    Занятие №3

    Задачи: закреплять представление о независимости результата счета от расстояния между предметами; учить группировать геометрические фигуры по заданному признаку (форме, цвету, величине); упражнять в изображении геометрических фигур с помощью шнурочка; развивать мелкую моторику руки; закреплять знание о числе 1 и 2; образование числа 3 и моделирование чисел палочками Кюизенера; устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; развивать умение анализировать, самостоятельно решать логическую задачу.

    Оборудование: фланелеграф, изображения цветов или фруктов, или овощей, или грибов; палочки Кюизенера, у детей палочки можно заменить полосками аналогичного цвета, конверты с полосками аналогичного цвета палочкам Кюизенера — по количеству детей; наборы геометрических фигур разного цвета на всех детей; карточки к логической игре «Чего не хватает»; шнурки разного цвета.

    ***

    На фланелеграфе расположены изображения астр и ноготков (вариант: овощи, фрукты, грибы). На верхней полосе находятся астры, на нижней находятся ноготки (по 6). Они расположены друг под другом. Считают астры. Их 6.

    Воспитатель. Можно ли сказать, сколько ноготков, не считая их?

    Дети. Да. Так как они стоят под астрами, и каждому ноготку хватает астры, то их тоже 6.

    Воспитатель. А теперь проверим, сосчитаем.

    А сейчас, я «пересажу» ноготки и астры

    Воспитатель. Ноготки ближе друг к другу, между астрами увеличить расстояние.

    Воспитатель. Что изменилось? Как теперь растут ноготки и астры? Поровну ли теперь цветов? К5ак доказать? Поставить друг под другом. Почему кажется, что астр больше чем ноготков? А теперь, добавим 1 ноготок. Сколько стало ноготков? Как получили число 7? Каких теперь цветов больше, каких меньше? Как доказать?

    Сравнивают.

    Какое число , 6 или 7, и на сколько оно больше или меньше?. Как сделать, чтобы было видно, что ноготков было больше, чем астр?

    Вспомним, как обозначаются числа 1 и 2

    Дети. Белым квадратом и розовой полоскою.

    Воспитатель. Как мы получили число 2? Из чего составили? 1 белый квадрат и еще 1. Значит число 2 это 1+1. Воспитатель показывает палочку голубого цвета.

    Эта палочка обозначает число 3. Сколько нужно добавить белых квадратов к розовой полоске, чтобы получить число 3?

    Дети. Один квадрат.

    Далее терминология следующая: палочка-полоска, кубик-квадрат.

    Значит 3, это 2+1.

    Дети моделируют числовую лесенку до числа 3.

    Пословицы: «Третий — лишний». «Обещанного три года ждут». «За двоих попотеешь — за троих поешь».

    Физкультминутка

    Дождик, дождик, веселей!         Хлопают в ладоши.

    Теплых капель не жалей.        Растирают ладони.

    Для лесов                Руки вверх, покачиваются из стороны в сторону.

    И для полей,        Показывают простор поля.

    И для маленьких детей,         Приседают.

    И для мам,                Берутся за юбочку, повороты в стороны

    И для пап                Руки на пояс, повороты в стороны.

    Дождик кап, кап, кап.        Стучат попеременно пальцами по столу.

    Далее дети печатают цифру 3 в тетради.

    Тройка-третий из значков.

    Состоит из двух крючков.

    Воспитатель. А теперь послушайте загадку, о каком времени года в ней говорится?

    На колючего ежа

    Листья падают кружа.

    Завернется в листья он

    И увидит сладкий сон.

    Правильно, об осени.

    А теперь угадайте, о каком месяце говорится.

    Что за чудо? Ну и диво!

    Кто раскрасил так красиво

    Все леса, поля и травы?

    Неужели для забавы

    Цвет багряно-золотой лег на зелень?

    Нет, постой.

    Есть законы у природы:

    Что ни цвет, то месяц года.

    Так когда, вопрос простой,

    Лес багряно-золотой?

    Дети. В сентябре.

    Воспитатель. А сейчас какой месяц?

    Дети. Сентябрь.

    Работа с раздаточным материалом.

    Задание: отложить все фигуры, кроме треугольников.

    Воспитатель. Какой они формы?

    Отложить желтые маленькие фигуры. Какой они формы?

    Отложить четырехугольники. Назовите их другим словом. Сколько здесь разных четырехугольников?

    Логическое упражнение

     

    Детям предлагается карточка с геометрическими фигурами. Нужно определить какой фигуры не хватает. Варианты расположения фигур и их видов различны. Можно использовать как один из вариантов изображения фруктов, овощей, грибов и других объектов природы.

    Составление геометрических фигур из шнурочка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по математике и экологии "Вершки и корешки" старшая группа

    Конспект открытого комплексного занятия  "Вершки и корешки" (Математическое развитие и экология) старшая группа...

    Интегрированное занятие по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»

     Цель: Продолжать учить детей количественному счету в пределах 10, пользуясь при этом правильными приемами счета.Продолжать учить детей порядковому счету в пределах 10.Продолжать знакомить детей с дня...

    Конспект интегрированного занятия по математике и экологии "В гостях у Золушки"

    конспект  интегрированного занятия по математике и экологии  "В гостях у Золушки"...

    Интегрированное занятия по математике и экологии в старшей группе «Поможем ежику собрать грибы»

    Интегрированное занятия по математике и экологии в старшей группе«Поможем ежику собрать грибы»...

    Конспекты занятий:по математике, рисованию,экологии,развитию речи, литературе.

    конспекты занятий: по математике,рисованию. экологии,развитию речи, литературе....

    Математика и экология

    Задачи:—      уточнить знания детей о зимних месяцах, второй месяц зимы — январь;—      познакомить с пословицами о январе;&mdash...

    Конспект итоговой интегрированной организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в страну Математики и Экологии» в старшей группе №7” Лесная сказка”

    Используя данный конспект возможно провести срез знаний по математике и экологии в старшей группе и определить уровень усвоенных воспитанниками знаний....