презентация "Развитие логических операций у дошкольников"
презентация по математике по теме

презентация освящает вопрос развития у дошкольников логических операций и основ логического мышления на примере программы "Детство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashkareva_i.a._logicheskie_operacii.pptx224.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Студент ( ка ) 3-го курса «ДПП» Кашкарева И.А. Развитие логический операций у детей дошкольного возраста (на материале программы «Детство»)

Слайд 2

Актуальность темы Результаты современных педагогических и психологических исследований ( Ю.К.Бабанский , Л.А.Венгер , Н.А.Ветлугина, Н.Н.Поддъяков , И.Я.Лернер ) показали: -навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе -ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат, времени и сил -овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы -учиться станет легче, а следовательно и процесс учебы и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение

Слайд 3

мышление -высшая форма отражения мозгом окружающего мира - неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида -возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы - является высшим интеллектуальным процессом

Слайд 4

Виды мышления Наглядно (предметно) – действенное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. Этот вид мышления применяется при изготовлении разнообразных материальных объектов. Начинает функционировать уже в раннем возрасте, когда дети строят сооружения из песка, лепят фигурки, делают куклы…

Слайд 5

Виды мышления Наглядно – образное мышление – вид мышления, связанный с практическими действиями над образами предметов. Является творческим и применяется в изобразительном искусстве, в литературе и техническом творчестве.

Слайд 6

Виды мышления Словесно-логическое и Абстрактное мышление - наиболее сложный вид мышления. Оперирует отвлеченными мыслями, возникающими на основе суждений, умозаключений и понятий. Знания, полученные посредством словесно – логического мышления, всегда истинные, убедительные, доказательные и непротиворечивые. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям при совершении любых логических действий (анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Чем выше уровень обобщения, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагированию.

Слайд 7

Логические операции и формы мышления Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Мы познаем любой предмет, только приравнивая его к чему то и отличая от чего-то. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления, на образующие его части. Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов частей и признаков в единое целое. Понятие – это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенный свойства предметов и явлений. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждения бывают общими, частными и единичными. Единичное суждение – это суждение, в котором речь идет о каком то индивидуальном понятии, например: «Москва – столица России». Общие суждения – в них утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: « Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: « Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление – значит уметь высказывать о нем правильное содержательное суждение, т.е. уметь судить о нем.

Слайд 8

Проблемность обучения в ДОУ 1.Контрастность в развитии дошкольников: некоторые дети опережают сверстников в развитии. Необходим индивидуальный подход в обучении. 2.Недостаточность занятий по ФЭМП – 1 раз в неделю. Это должно компенсироваться повседневной игровой деятельностью. 3.Уделение игре большей роли: ВВД и формирование взаимоотношений

Слайд 9

Цель работы с детьми: Овладение дошкольниками на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления

Слайд 10

Задачи 1.Обучить логическим операциям: анализ, синтез, сравнение, умению использовать частичное отрицание (не), классифицировать и упорядочивать. 2. Обучить умению рассуждать и доказывать; развивать произвольность внимания, познавательный интерес и творческое воображение. 3.Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе.

Слайд 11

Программа «Детство» (программа развития и воспитания в детском саду) Цели программы: -обогащенное развитие детей дошкольного возраста -обеспечение единого процесса социализации – индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей Девиз программы: «Чувствовать – познавать – творить»

Слайд 12

Программа «Детство» (программа развития и воспитания в детском саду) Математический блок «Первые шаги в математику» (авторы З.А.Михайлова, Т.Д.Рихтерман ) + пособие «Математика до школы»: I часть (авторы А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт ) методические рекомендации, развивающие игры с дидактическими средствами, варианты работы с моделями и схемами II часть (авторы З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая) описание игр-головоломок для работы с детьми

Слайд 13

Программа «Детство» (программа развития и воспитания в детском саду) Математический блок «Первые шаги в математику» с I младшей группы (2-3 года) до подготовительной группы (6-7 лет) Разделы: «Свойства» «Отношения» «Числа и цифры» «Сохранение (неизменность) количества и величин» «Алгоритмы» По каждому разделу сформулированы «представления» и «познавательные и речевые умения», определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы

Слайд 14

Особенности развивающей среды Игровой материал разного уровня сложности I уровень: -лото, парные картинки, мозаики: магнитная, геометрическая, плоскостная, кубики: 2-9 шт., игры с моделированием и строительные наборы - II младшая и средняя группы II уровень: -игры на сравнение по разным свойствам (цвет, форма, размер, функции), группировки по свойствам, на воссоздание целого из частей ( пазлы , « Танграм », «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», « Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», « Пентамино ») + 15% игр для детей с опережающим развитием

Слайд 15

Игры, развивающие мысль ребенка и приобщающие к умственному труду «Палочки Кьюизенера » «Блоки Дьенеша » серия «Логические кубики»: «Уголки», «Составь куб», « Собирайка » серия «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Хамелеон», «Цветное панно», « Уникуб » «Математический планшет» «Логическая мозаика», «Конструктор-мозаика», «Конструктор геометрический» «Логика и цифры» серия «Логический экран»

Слайд 16

Занятия с детьми Проблемно-игровые По подгруппам Интегративного характера Комплексные (во взаимосвязи и контексте других содержательных видов деятельности: экология, развитие речи, конструирование, изобразительная) Содержат игры, творческие задания, практические упражнения, пальчиковую гимнастику, моделирование, элементы драматизации)

Слайд 17

Где используется занимательный и дидактический математический материал? на занятиях; в самостоятельной деятельности детей; в совместной деятельности воспитателя и детей в утренний и вечерний отрезок времени, при подготовке к занятиям; на прогулке; дома, родителями с детьми; в ходе праздников и развлечений.

Слайд 18

Организация совместной и самостоятельной деятельности Дни недели Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Понедельник Настольно-печатные и дидактические игры Загадки , головоломки, ребусы, лабиринты, задачи – шутки Игры для развития моторики, шнуровки, мозаики, с пересыпным материалом Вторник Блоки Дьенеша серия «Логический экран» Настольно-печатные и дидактические игры Среда Палочки Кьюизенера Математические логические упражнения и задачи Блоки Дьенеша Игры в Уголке экспериментирования Четверг Работа со строительным материалом по схеме и без Работа со счетными палочками Палочки Кьюизенера Серия «Кубики и цвет», «Логические кубики» Пятница Игры на развитие творческого воображения Элементы ТРИЗ ( МПиО , ММЧ) + новые дидактические игры Работа со строительным материалом по схеме и без

Слайд 19

Работа с детьми Педагоги Родители Дети слабые сильные

Слайд 20

Формы Работы с родителями Консультации о разном дидактическом и занимательном математическом материале, рекомендации по подбору Индивидуальные беседы Собрание с показом совместной деятельности Совместные игры с детьми и родителями ( II половина дня ) Математические состязания, викторины между командами родителей и детей Совместный выбор развивающих игр для группы Подбор и выставка методической литературы Разъяснительная и образовательная работа (лекции, семинары, деловые игры)

Слайд 21

Вывод Специальная работа, цель которой - формирование логических приемов мышления, значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. Развитие у дошкольников способности мыслить приводит к определенным изменениям в их поведении и психике: *возрастает самоконтроль; *появляется самостоятельность деятельности.

Слайд 22

Вывод Развитие логического мышления, умения классифицировать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, познавательных и творческих способностей, самовыражение и самостоятельность имеет важное значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения Обучение дошкольников в процессе игры приводит к тому, что стремление к получению радости от игровой деятельности постепенно переходит в радость учения.

Слайд 23

«Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его.» К.Д . Ушинский «Развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения» В.В. Давыдов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные упражнения на развитие логических операций

Данные задания будут полезны как детям дошкольного возраста, так и учащимся начальной школы.Из предложенных вариантов необходимо выбрать один правильный ответ, соответствующий задаваемому вопросу....

"Сказка в формировании логических операций у младших дошкольников"

Педагогический проект по работе с формированием логических операций средствами художественной литературы и фольклора для детей 3-4 лет....

Развитие логических операций у детей дошкольного возраста.

В этом материале вы почерпнете сведения о том, как развить у детей логическое мышление....

Коррекционная работа по формированию логических операций.

Коррекционная работа по формированию логических операций. Формирование сериации.Интеллектуальные операции — это система умственных действий, включающих целый ряд разнообразных логических актов: анали...

Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания.

Использование проблемно-  практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня  развития логического мышления старших дошкольников....

Презентация на тему: "Использование блоков З. Дьенеша для развития логических операций мышления в дошкольном возрасте".

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Опыт россий...

Ознакомление с основными логическими операциями в рамках курса занятий по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Развитие логического мышления у дошкольников – одна из задач обучения в курсе занятий по формированию элементарных математических представлений. (Программа воспитания и обучения дошкольников в д...