Педагогическое мероприятие « Путешествие по просторам космической галактики» (познавательно-речевой направленности) для детей 6 – 7 лет
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Чулкова Татьяна Николаевна

Представленное педагогическое мероприятие составлено в  соответствии с  ФГТ к условиям реализации  основной общеобразовательной  программы  дошкольного образования. Прослеживается тесная связь специалистов дошкольного учреждения: учителя - логопеда и  воспитателя данной возрастной группы. К данному   мероприятию прилагается демонстрационный материал, который создаёт  ситуацию успеха каждому воспитаннику группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_meropriyatie.docx428.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колобок» с приоритетным осуществлением

 физического направления развития воспитанников

пгт Юрья Юрьянского района Кировской области

        

Педагогическое  мероприятие

« Путешествие по просторам космической галактики»

(познавательно-речевой направленности)

для детей 6 – 7 лет

Авторы-составители:

Чулкова Т.Н., воспитатель и

Яговкина Е.Н., учитель-логопед

Пгт Юрья

2012г.

Цель: Систематизация основных знаний ,  умений и навыков  посредством игры – путешествия в математическую и речевую галактики.

Задачи

обучающие

- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;  

- Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше;

- Закрепить знания по временным представлениям;

- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;

- Закрепить знания детей о геометрических фигурах;

- Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;

- Продолжать учить составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;

- Закреплять умения правильно пользоваться знаками <, >, =

- Закреплять умения составлять числа из 2-х меньших;

- Закрепить умение рисовать по точкам;

- Закрепить знания детей о речевых единицах (звук, буква, слог, слово, предложение);

- Продолжать учить писать печатные буквы, различать гласные и согласные буквы и звуки;

- Закрепить умение составлять и записывать предложения по сюжетной картинке с одним действием,  соотносить предложение с соответствующей схемой.

Развивающие:

- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- Продолжать развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

- Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу по слуховой инструкции педагога и выполнять её самостоятельно;
- Воспитывать интерес к занятиям;

- Воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос педагога.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Методические приёмы:
• Игровой (игровая ситуация – путешествие в математическую  и речевую галактики, использование сюрпризных моментов – «метеорит», разминки).
• Наглядный (использование иллюстраций).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
• Поощрение, анализ занятия.

Интригующая проблемная ситуация (замок).

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки, для украшения группы названия планет Математической и Речевой Галактик, изображения Звездочёта, Звёздной собачки, замка, Цифроежки, Звуковичка, Буквоежки, Слоговичка, звёзды-задачки, звезды разного цвета (фиолетовая, зеленая, синяя), карточки с цифрами, листочки в клеточку, альбомные листочки, карточки с буквами, слогами, наборы фишек для обозначения звуков (красный, синий, зеленый), карточки для индивидуальной работы «Салют», предметные и сюжетные картинки,  схемы слов из 7 клеток, рабочие тетради, простой карандаш, призы для поощрения детей.

Содержание  

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. Поэтому мы сегодня  постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели на свои места.

Ребята, я хочу сообщить вам одну новость, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Хотите там побывать? Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).

Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания.

Для того, чтобы помочь жителям математической галактики, нам нужно быстро считать, думать, решать задачи и я предлагаю провести мозговой штурм.

Игра «Назови соседей». Я буду показывать цифры, а вы называть их соседей.

Игра «Ответь скорее». Я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне быстро на них отвечать.

- Какое сейчас время года?
- Сегодня четверг, а завтра?

- Если бы сегодня была пятница, то завтра будет …?

- Какие арифметические знаки вы знаете?
- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?
- Если стол выше стула, то стул…?
- Если дорога шире тропинки, то тропинка?

- Если сестра старше брата, то брат…?

- Сколько месяцев в году?
- Назовите зимние месяцы.
- Сколько ушей у трех мышей?
- Сколько концов у двух палок?
- Сколько дней в неделе?

- Назови третий день недели.

- Назови самые теплые месяцы.

- Сколько времен года вы знаете?

- Сколько солнышек на небе?

- Как называется геометрическая фигура без углов?

- У какой геометрической фигуры меньше всех углов?

Воспитатель: Молодцы! Мы трудностей не боимся и можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы с вами отправимся?  

Загадка.  Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звёзд. /Ракета/

Дети: На ракете.

Воспитатель: Можно отправляться в путь. Садитесь поудобней. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо правильно нажать нужные кнопки от 10 до 1. (Дети считают в обратном порядке)

Пуск! Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы нам не было скучно и наши руки-ноги не затекли, мы проведём разминку.

Физкультминутка (2-3 раза)

Раз, два - стоит ракета.

Три, четыре - самолет,

Раз, два - хлопок в ладоши,

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре-

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре-

И на месте походили.

Пять, шесть – тихо сесть.

Воспитатель: Вот мы и прибыли на первую планету. Ребята, посмотрите, здесь замок, да непростой, а цифровой.  Чтобы попасть на эту планету, нужно разгадать секрет замка, вставить недостающие цифры.

Игра  “Впиши пропущенные цифры”

5…7…6 10

 - Почему же не открывается замок?

Упражнение “Найди ошибку” (6 заменить на 9 – “Цифра 9 акробатка, то шестерка, то девятка”)

Воспитатель: Ну вот, теперь мы можем сойти на эту планету – планету Звёздочетов. Ребята, смотрите, Звездочет. Он любит изучать звезды, и наблюдать за ними в свою подзорную трубу. Но он не умеет считать звезды, и определять какое число больше, какое меньше, и какие числа равны, расставлять между ними знаки <, >, =. И поэтому все звезды из его подзорной трубы пропали. Помогите ему. К доске вызываются несколько желающих.

Задание на сравнение чисел.

7*3, 5*5, 4*1, 9*8, и т.д.

Воспитатель: Мы очень хорошо поработали, и смело можем отправляться на планету №2. Это планета Звездочек. Но звёздочки эти непростые,  они приготовили для нас задачки. Одни задачки нужно решить, а другие составить. Прежде чем вы составите и решите задачки, давайте вспомним:
- Из каких двух частей состоит задача? (условие, вопрос)
- Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить?
- Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить?
- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?

К доске поочередно вызываются дети, каждый выбирает себе звёздочку-задачку.

Игра «Придумай и реши задачку»
1
. 9 грибов нашел Вадим, а потом еще один.
Вы ответьте на вопрос: сколько он грибов принес?» Решение: 9+1=10.  
Прочитать запись.
2. Запись: 4-1=3(от четырех отнять один осталось три). Придумай задачку
3. Задача: На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был номер у машины? Можно ли решить эту задачу? Как надо изменить вопрос? Конечно, - Сколько машин осталось? Сделай запись этой задачи и найди ответ. 6-1=5

Воспитатель: Ну вот, все задачки решены, и я предлагаю проследовать к планете №3 – к планете Цифр. Все цифры здесь живут в своих домиках-ракетах. Но сойти на эту планету не так-то просто, её охраняют, а кто – я не знаю. Чтобы узнать, кто же это, необходимо выполнить следующее задание.

Графический диктант

2 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 3 – вниз, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – вправо, 5 – вниз, 2 – влево, 2 – вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 2 – влево, 4 – вверх, 2 – влево, 2 – вверх.

Воспитатель: Кто же охраняет эту планету? ( Звёздная Собачка) С таким сложным заданием вы справились, так как были внимательны и настойчивы. Я горжусь вами.  А вы знаете, от кого охраняет эту планету собачка? От вредного Цифроежки. Дома на этой планете необычные: на каждом доме живут числа соседи, которые в сумме дают число дома. Но пришел Цифроежка. Он съел некоторые цифры на домах, пока наша собачка спала, и теперь жители домов не могут заселиться. Заселите домики цифрами. Вызываются несколько желающих.

Задание «Состав числа»

Воспитатель: Ребята, здесь конечно очень интересно, но нам пора домой на Землю. Но чтобы лететь назад, нам нужно найти другие кнопки. А теперь возьмите листочек бумаги и карандаш в руки.

Математический диктант «Геометрические фигуры».
В левом верхнем углу нарисуем квадрат. В правом нижнем углу овал.
В левом нижнем углу прямоугольник. В правом верхнем углу круг.
А посередине треугольник.
Это и будет наш пульт управления полёта назад на землю. Нажимаем: квадрат, где он находится, Вася? И т.д. Пуск! А чтобы в полёте наше тело не затекло, мы немножко разомнёмся.

Физкультминутка:

Все ребята дружно встали,

И на месте зашагали

На носочках потянулись,

И назад прогнулись

Как пружинки все присели,

И на место разом сели.

Воспитатель: Прилетели, ребята.

Заходит корреспондент газеты «Удивительный космос» (учитель-логопед) с микрофоном.

- Здравствуйте, ребята! Я корреспондент газеты «Удивительный космос». Я очень рада, что вы  удачно приземлились на нашей планете Земля. Скажите, пожалуйста,

Где вы были?

Кто живет в математической галактике?

 Чем вы занимались? Вам понравилось?

Логопед:  Я предлагаю побывать еще в одной очень интересной галактике – Речевой галактике. Как вы думаете, кто может жить в этой необычной  галактике? (звуки, буквы, слова, слоги). Они живут на своих планетах.

Логопед: Отправляемся в речевую галактику! А на чем вы уже летали? (на ракете). Продолжим наше космическое путешествие и отправимся на первую планету. Пока мы летим, я буду бросать вам звуки,  вы эти звуки ловите и узнаете название той планеты, на которую мы отправимся    (Б, У, К, В, Ы).

Дети:  БУКВЫ.

Логопед:  Вот мы и на планете Букв и Звуков. А скажите, ребята, чем отличаются буквы от звуков? Что это буква или звук? (игра: «Звук - буква») Молодцы!

 На планете живут жители. Вот они вышли к нам на встречу. Это Звуковичок и его подружка Буквоежка. Звуковичок предлагает поиграть в его любимую игру «Салют».  Взяли карточки. Поставили пальчик на желтую фишку. Это старт игры, от нее начинаем движение. Выделяем первый звук в слове и двигаемся вверх до звездочки того цвета, которую задумал Звуковичок.  А  задуманную звездочку Звуковичок нам покажет.(на доске у Звуковичка звездочка фиолетовая, синяя).

Сейчас выделяем последний звук в слове (зеленая звездочка). Молодцы!

Ой, посмотрите какие странные слова. В них не хватает букв. Это Буквоежка их съел, а Звуковичок, чтобы нам помочь, поставил фишки, заменив буквы звуками, которые обозначают эти буквы. Давайте попробум их разгадать (дети отгадывают и вставляют нужную букву в слова). Кто проверит задания? (один проверяет).

                ДВЕ….Ь (зеленая)     КАП…СТ….. (красные)             БЕ….КА  (синяя)

Логопед: Мы хорошо поработали и смело можем отправиться на планету №2. А чтобы нам не было скучно в полете немного разомнемся.

Разминка

-  Как живешь?

-  Вот так!

Большой палец вверх.

- Как идешь?

- Вот так!

Два пальца шагают по другой ладони.

- А бежишь?

- Вот так!

Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге.

- Ночью спишь?

- Вот так!

Руки «лодочкой» на щеку положить голову на них.

- Как берешь?

- Вот так!

Хватательные движения.

-А даешь?

- Вот так!

Руки перед собой, ладони вверх.

-Как грозишь?

- Вот так!

Грозить указательным пальцем.

- А шалишь?

- Вот так!

Надуть щеки и разом стукнуть по ним.

Идет спокойно наш полет

Нас впереди планета ждет.

Логопед:  Вот и вторая планета в Речевой галактике. Кто прочитает ее название? (Дети читают).  Да, это планета слогов и  здесь встречает нас хозяин  Слоговичок (игрушка Гном). Слоговичок – это гномик, который учит дружить. А кого он учит дружить? (звуки)

Дружит с берегом река,

 Дружат с небом облака,

   Кофе дружит с молоком,

А повидло – с пирогом.

- Ребята, а что получается, когда согласные звуки  дружат с гласными звуками? (слоги).

Если дружат П и А,

Получается слог ПА.
Если дружат М и У,

Замычит корова МУ.

- Слоговичок предлагает разгадать его трудную шифрограмму. Чтобы  разгадать шифрограмму нужно правильно разделить слова на слоги, а потом соединить слоги для получения нового слова. Если вы разгадаете правильно, Слоговичок покажет правильный ответ. (дети выкладывают слоги (РЕ, КА, ПО, ЛЕ)

            ЧЕРЕПАХА +    ШАПКА     =     РЕКА (картинка)

                     2                    2

            ПОМИДОР   +    ТЕЛЕФОН  =   ПОЛЕ  (картинка)

2

Логопед: А это что такое? Слоги рассыпались. Надо составить слова из этих слогов.

Ты на слоги посмотри,

       В них три слова ты найди.

(Катя, Лиза, Таня).

Логопед:  Что это такое? Имена.

Логопед: Мы снова справились с заданиями на планете слогов и можем лететь дальше.

Идет спокойно наш полет

Нас впереди планета ждет.

Наша следующая планета слов и предложений. Открыли наши космические тетрадки. Занятие № 31.  Нашли задание № 1: Добавьте  в пустые  клеточки гласные буквы так, чтобы получилось название предмета слева. Кто допишет гласные на доске? (дети дописывают слова).

- Какие гласные буквы дописали в первом слове? Во втором? В третьем? А если бы у вас были цветные карандаши, каким бы цветом вы написали эти буквы? (красным). Молодцы!

- А сейчас задание № 2: наоборот, надо дописать согласные буквы так, чтобы получилось название предмета слева Кто допишет на доске?.(дети дописывают). А если бы у вас были цветные карандаши, то карандашами какогоцвета вы дописали согласные в первом слове? Во втором? В третьем?(ответы детей).

Логопед: Молодцы, ребята!  Но у нас ведь планета не только слов, но и предложений. Посмотрите на картинку в задании № 3 и составьте предложение из 2 слов (дети сосотавляют: Девочка прыгает.

Запишем это предложение. Первое слово: ДЕВОЧКА. Каждая клеточка домик для одной буквы. Второе слово: ПРЫГАЕТ.( дети пишут на доске). Сколько слов в предложении? Какая схема подходит к нашему предложению? (на доске нарисованы  схемы, дети выбирают нужную схему).

Такое же задание №4: Придумать предложение из двух слов: МАЛЬЧИК РИСУЕТ. Записать это предложение словами. Сколько слов в предложении? Какое первое, второе?

Ребята, из чего состоят предложения? (из слов). Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями на планете. Поставьте себе оценку: если все правильно – шарик зеленого цвета, ошибка – желтого, много ошибок – красного.

Логопед: Можно возвращаться домой на нашу планету Земля.  А чтобы нам не было скучно в полете немного разомнемся.

Разминка

-  Как живешь?

-  Вот так!

Большой палец вверх.

- Как идешь?

- Вот так!

Два пальца шагают по другой ладони.

- А бежишь?

- Вот так!

Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге.

- Ночью спишь?

- Вот так!

Руки «лодочкой» на щеку положить голову на них.

- Как берешь?

- Вот так!

Хватательные движения.

-А даешь?

- Вот так!

Руки перед собой, ладони вверх.

-Как грозишь?

- Вот так!

Грозить указательным пальцем.

- А шалишь?

- Вот так!

Надуть щеки и разом стукнуть по ним.

Корреспондент:  Вы не забыли, кто я? Я корреспондент газеты «Удивительный космос».

- Скажите, пожалуйста, где вы были, в каких галактиках?

-  На каких планетах?

-  Кого вы  там встретили?

-  Какая планета вам больше понравилась?

-  Что было интересным?

 -  А трудным? Почему?

Выходит воспитатель.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Ребята, пока вы летали в речевую галактику, у нас в посёлке прошёл метеоритный дождь, и на территорию нашего сада упал вот такой метеорит. Кажется, жители галактик, где мы с вами побывали, прислали нам подарок.

Подходят к “метеориту” и находят внутри сюрприз.

ЗАМОК

        

Звездочёт

Звёздная собачка

        

Цифроежка

ЗВУКОВИЧОК

        

БУКВОЕЖКА

Игра «САЛЮТ»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия "Путешествие в сказку" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Данный конспект является интегрированной непосредственно организованной деятельностью для детей с общим недоразвитием речи. Доминирующий компонент - ФЭМП (ОО "Познание"), интегрируемые компоненты - Ра...

Конспект по развитию речи "Путешествие в осенний лес" в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Открытое занятие по развитию речи с применением здоровьесберегающих технологийВ начале занятия учитель - логопед преподносит детям сюрпризный момент: "Сегодня шла на работу и увидела ежа. Знаю, ч...

Программа краткосрочной образовательной практики в технике оригами и аппликация «Путешествие к планетам» с движущейся ракетой. (технической направленности) Возраст детей: 5-6 лет.

Программа краткосрочной образовательной практикив технике оригами и аппликация «Путешествие к планетам» с движущейся ракетой.(технической направленности)Возраст детей: 5-6 лет. Поясни...

Конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности с использованием элементов хромотерапии "Путешествие в Радужную страну" в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет с нарушением речи.

План - конспект групповой непосредственно - образовательной деятельности, направленной  на развитие речи, активизацию эмоционального восприятия и мыслительной  активности дошкольников, ...

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Группа общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Тема: «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка» Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию...

Конспект родительского собрания на тему: «Занимательное путешествие в страну игр» в группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет

Цель родительского мероприятия: сплочение педагогического и родительского коллектива; построение эффективного командного взаимодействия....

Педагогический проект: «Путешествие в мастерскую художника» Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»

В необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Ведь современные дети совершенно не интересуются данным видом искусства и погружены в мир виртуальн...