Конспект итогового интегрированного занятия "Путешествие в сказку" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Данный конспект является интегрированной непосредственно организованной деятельностью для детей с общим недоразвитием речи. Доминирующий компонент - ФЭМП (ОО "Познание"), интегрируемые компоненты - Развитие речи (ОО "Коммуникация"), Чтение художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_starshey_gr._femp.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной деятельности «Путешествие в сказку» по ОО «Познание» (ФЭМП), «Чтение художественной литературы» (Художественная литература), «Коммуникация» (Развитие речи) в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Программное содержание:

обучающие задачи:

  • упражнять в счете и отсчете в пределах 10, обратном счете от 5 до 1
  • закрепить знание о геометрических фигурах – умение различать их, подбирать предметы определенной формы
  • закрепить знание цифр от 1 до 10
  • закрепить умение ориентироваться на плоскости листа
  • закрепить умение сравнивать группы предметов и уравнивать их двумя способами
  • закрепить умение делить квадрат на две равные части, выбирая любой известный способ,  сравнивать часть и целое
  • закрепить знания о литературных жанрах (сказке, загадке, считалке, стихотворении), о героях народных  и литературных сказок

развивающие задачи:

  • создавать условия для развития наглядно - образного мышления, логического мышления, сообразительности, зрительного и слухового внимания, чувства рифмы, мелкой моторики, эмоциональной сферы
  • способствовать формированию мыслительных операций (анализа и сравнения), умения аргументировать,  координации речи с движением

воспитывающие задачи:

  • воспитывать интерес к математическим знаниям
  • воспитывать интерес к художественной литературе, драматизации

Оборудование:

  • демонстрационный материал – «волшебная палочка»; ростовая кукла гном Наум (на одежде расположены цифры от 1 до 10); «волшебная книга» (книга большого формата);  иллюстрации к русским народным сказкам «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок»; диск с записью музыки к кинофильму «Буратино»; портрет А.Толстого;  изображение героев сказки «Буратино» (Мальвина, Пьеро, Буратино); загадки о геометрических фигурах, героях сказок; паук (игрушка), ткань темного цвета, ширма (для обозначения «чулана»);  портреты Буратино (3 одинаковых, 1 отличный от остальных);  картинка с изображением дерева с арбузами (3 висят на дереве, один – возле дерева); 2 таблицы «Какого предмета не хватает?»; куклы Лиса и Кот,  Карабас Барабас; маска волка; картинка с нарисованным очагом,  книга «Азбука», книга – самоделка для драматизации сказки «Гуси – лебеди»
  • раздаточный материал – наборы счетных палочек; по 1 веревочке; по 1 листу бархатной бумаги; по 10 кружков зеленого и красного цвета; карточки с двумя свободными полосками,  изображения геометрических фигур; изображения предметов различной формы; по 1 квадрату; ножницы; листки с лабиринтом; по 1 простому карандашу, изображения грибов – боровиков

1. Орг. момент «Соберемся в круг»

 - Ра – ра - ра – начинается игра. Выйдем на лужок да построим кружок! (Дети образуют круг)

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

- А теперь покажите свои пальчики. Давайте их подружим!

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.           (хлопки в ладоши в парах)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.            (пальцы рук собрать в «замок»)

1, 2, 3, 4, 5      -                                                                      (соединять поочередно пальцы обеих

                                                                                                рук, начиная с больших)

Начинай считать опять                                                      (хлопки в ладоши)

5, 4, 3, 2, 1                                                                             (соединять поочередно пальцы обеих

                                                                                                 рук, начиная с мизинцев)

Дружно мы в кругу стоим!                                              (хлопки в ладоши)

3. Д/и «Считай дальше»

Обратить внимание детей на гнома Наума. Гном Наум очень любит математику. Он предлагает поиграть в игру «Считай дальше». У него есть волшебная палочка. На кого она покажет, тот продолжает счет.

4. Д/и «Найди цифру»                                                                                                                          - Посмотрите, какой у Наума необычный наряд – на его одежде нарисованы цифры. Давайте найдем все цифры от 1 до 10 по порядку.  Кто начнет?

(Дети находят на одежде гнома цифры)

5. Д/и « Угадай жанр»

  - Гном Наум принес нам подарок – книгу. (Демонстрируется книга большого формата)

Книга эта необычная, а волшебная. Она может перенести нас в сказку.

Но в сказку попадут только смекалистые и умные ребята. Попытаемся попасть в сказку?

Для этого нужно выполнить некоторые задания. Присядем на диванчик. Готовы?

Для начала определите, что прочитал гном Наум – стихотворение, сказку, рассказ, считалку или загадал загадку?

 - Жили – были дед да баба,  и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое...(Сказка)

 - Сидит девица в темнице, а коса на улице (Загадка)

 - Травка зеленеет, солнышко блестит,

   Ласточка с весною в сени к  нам летит. (Стихотворение)

6. Д/и «Играем в рифмы» (с опорой на иллюстрации к известным сказкам)

Мы знаем, что в стихах есть рифмы – похожие по звучанию слова.

Сейчас нам с вами нужно будет придумать рифму и угадать название сказки.

   Маша в коробе сидит,                                        Жили семеро ребят -

   Далеко она … (глядит)                                        Белых маленьких…(козлят)

   Кто несет её, ответь,                                       Мама их любила,

   Быстрыми шагами?                                             Молочком…(поила)            

   А несет её …(медведь)                                        Тут -  зубами щелк да щелк -

   Вместе с пирогами.                                             Появился серый…(волк)

   Провела его малышка,                                       Шкуру белую надел,

   Будет он умнее впредь.                                     Нежным голосом …(запел)

   Вот у нас какая книжка –                                  Мы ответим без подсказки,

   Это «…(Маша) и …(Медведь)                            Кто сумел спасти козлят

                                                                                      Это знаем мы из сказки

                                                                                      «…(Волк) и …(семеро козлят)»

Из муки он был печен,                                        А когда малыш в лесу

  На сметане был мешен,                                    Встретил рыжую … (лису).

На окошке он студился,                                       От неё уйти  не смог.

По дорожке…(покатился)                                    Что за сказка? «…(Колобок)»

Гном хвалит детей,  приглашает в путешествие в сказку. А в какую сказку – дети должны догадаться по звучащей музыке.

7. Д/у «Угадай сказку»

(Звучит отрывок из песни к кинофильму «Буратино»)

Дети угадывают название сказки. Воспитатель спрашивает,  кто автор (демонстрируется портрет А.Толстого), литературная эта сказка или народная.

8. Д/и «Угадай фигуру»

Воспитатель «открывает» книгу, демонстрирует детям портрет Мальвины и Пьеро.

- Ребята, вы узнали этих героев? (Это Мальвина и Пьеро). Ребята, обратите внимание на Пьеро. Какой он? (Грустный, расстроенный, печальный)

Дело в том, что его друг Буратино вел себя плохо, не хотел учиться, рассердил Мальвину,  и она заперла его в чулан. Давайте поможем Буратино – выполним те задания, с которыми он не справился.

Мальвина загадывала Буратино загадки о геометрических фигурах, а отгадки нужно было выложить на бархатном коврике. Подходите к коврикам. Выложить фигуру нужно из палочек или веревочки. Подумайте, какие фигуры удобнее выкладывать из палочек, а какие  - из веревочки.

Я фигура  - хоть куда!                                  Растянули мы квадрат

Очень ровная всегда,                                  И представили на взгляд,

Все углы во мне равны                               На кого он стал похожим

И четыре стороны.                                       Или с чем – то очень схожим.

Кубик – мой любимый брат,                     Не кирпич, не треугольник,

Потому что я  - …(квадрат)                         был квадрат, стал - …(прямоугольник)

3 угла, 3 стороны                                        Нет углов у меня

Меж собой соедини.                                 И похож на блюдце я,

Получился не угольник,                            На тарелку, на кольцо,

А красивый…(треугольник)                      И на солнце, колесо (круг)

Он похож на яйцо

Или на моё лицо

Круг приплюснутым вдруг стал,

Превратился он в…(овал)

Какие фигуры вы выложили из веревочек и почему? (Круг  и овал удобнее выложить из веревочек, т.к у них нет углов)

9. Д/и «Сравни»

А теперь нужно выполнить второе задание Мальвины. Садитесь за столы.

У Пьеро было 6 красных яблок. Положите на верхнюю полосочку карточек 6 красных кружочков. А у Буратино 5 зеленых яблок. Положите на нижнюю полосочку 5 зеленых кружков. У кого яблок больше? На сколько? Буратино очень расстроился, что у него яблок меньше. Как сделать, чтобы у друзей яблок было поровну? (Уравнивание 2 способами)

10. Д/и «Сувениры»

- Ребята, вы очень  помогли Буратино. Мальвина его простила и сейчас Пьеро проводит нас к чулану, где заперт Буратино. А еще Пьеро советует взять с собой сувениры – небольшие подарки. Дело в том, что чулан охраняет  паук. Мы подарим ему сувениры, и, я думаю,  он выпустит Буратино. Возьмите карточки с геометрическими фигурами и подберете  сувениры похожей формы.                                                                                                         (Дети подбирают предметы похожей формы, обосновывая свой выбор. «Сувениры» складываются в коробочку)

11. Д/и «Хитрые задачки»

Дети подходят к ширме, не которой сидит игрушечный паук.

 - Здравствуйте, многоуважаемый паук! Мы принесли вам подарки. Выпустите, пожалуйста, Буратино. Мальвина его уже простила.

 - Ишь чего захотели! Подарки – это хорошо, но сначала решите мои хитрые задачи!

 - Ну что, ребята, готовы?

Задача №1. (Демонстрируется 4 портрета Буратино, три из которых одинаковые, а на четвертом Буратино смотрит в другую сторону)

- Буратино нарисовал свои портреты. Один из них лишний. Догадайтесь, какой и объясните, почему он лишний.

Задача №2. (Демонстрируется картинка  - на дереве изображено 3 арбуза, возле дерева – один)

 - На дереве росло 4 арбуза. Один созрел и упал. Сколько арбузов осталось на дереве?

(Ни сколько. На дереве арбузы не растут)

Задача № 3 (Демонстрируется таблица с 3 рядами предметов; в каждом ряду по 3 разных предмета; в третьем ряду не хватает одного предмета)

 - Какого предмета не хватает в ряду?

Ну, молодцы! Все задачи решили! Ладно, пойду приведу Буратино. (Заглядывает за ширму). А его здесь и нет! Это всё проделки кота Базилио и лисы Алисы! А я их вижу – вон они на полянке о чем-то спорят!

Воспитатель предлагает отыскать Буратино и посоветовать вернуться к Мальвине, потому что ему ещё многому нужно научиться.

12. Д/и «Подели печенье»

(Воспитатель ведет диалог от имени героев сказки)

 - Добрый день! А вы не видели Буратино?

 - Ой, удрал от нас этот мальчишка. Вот, вместо золотых нам печенье отдал, а сам убежал. А мы никак не можем печенье поровну поделить. Чувствую я, обманет меня Алиса!

  - Ну, это не беда! Ребята, научите кота и лису делить предмет  квадратной формы пополам. Сделайте это любым знакомым способом.

(Дети складывают квадрат пополам, разрезают по линии сгиба)

Кот:  - А как назывется эта часть? (Половина или одна вторая часть)

Лиса: - А что больше – целое печенье или  половина печенья? А что меньше – целое печенье или половина печенья?

Ой, спасибо! Как вы хорошо все объяснили!

 - Угощайтесь, лиса и кот, печеньем, а мы поиграем на полянке!

13. Динамическая пауза в сочетании с пальчиковой гимнастикой и элементами драматизации

П/и «Апельсин»

 Дети встают в круг. Выбирают волка по считалке. Водящий надевает шапочку волка, становится в центре круга.

Мы делили апельсин.               (изображают пальчиками круглый апельсин)

Много нас, а он один.               (разводят руками, показывают указательный пальчик)

Эта долька – для ежа,                (поочередно загибают пальцы рук)

Эта долька – для чижа,

Эта долька  - для котят,

Эта долька  - для утят,

Эта долька  - для бобра,

А для волка – кожура!              (показывают  волку пустые ладошки)

Он сердит на нас – беда!         (дети качают головами, водящий идет по кругу,  

                                                              изображая злого волка)

Разбегайтесь кто куда!              (дети разбегаются, волк ловит их)

14. Д/и «Найди грибок»

Появляется Карабас – Барабас (кукла)

 - Это кто тут расшумелся? Ух  я вас!

 - Простите, Карабас – Барабас! Потревожили мы Вас!  Мы ищем Буратино.

 - Да я сам бы его нашел, но очень уж устал за ним гоняться. Подкрепиться бы надо. Ну, хоть грибочков жареных поесть.

Наберете мне грибов на обед, тогда скажу, куда побежал Буратино.

Идите вслед за ежиком да не заблудитесь!

(Детям раздаются листочки с заданием, карандаши, дается установка:

 поставьте карандаш на стрелочку; поднимитесь вверх на пригорок до елочки; сверните направо, дойдите до цветочка; поднимитесь вверх до дерева; сверните налево)

 - Какой гриб вы нашли? (Боровик)

Давайте соберем грибы и отнесем Карабасу – Барабасу.

Карабас Барабас  благодарит детей. Сообщает, что Буратино нужно искать за дверью с нарисованном на ней очагом.

Дети ищут дверь, находят Буратино (плоскостное изображение).  Дети советуют Буратино вернуться на уроки к Мальвине.  Буратино соглашается, что ему нужно ещё многому научиться и дарит ребятам азбуку и книжку – самоделку для изготовления сказочных персонажей.

15. Рефлексия

Воспитатель спрашивает детей, в какой сказке они побывали, интересуется, понравилось ли детям путешествие в сказку, что понравилось особенно, какие задания были наиболее интересными, какие – самыми трудными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "На помощь малышу Гео"

Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельности "На помощь малышу Гео" или "Путешествие в сказочную страну"  с использованием технологии "Сказочные лабирин...

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР НА ТЕМУ: «НАШИ ПОМОЩНИКИ-ОРГАНЫ ЧУВСТВ».

Занятие разработано с целью закрепления знаний детей с ЗПР об органах чувств,их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект итоговой ОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Познавательное развитие)

Тема: "К школе готовы";. Обобщение и закрепление знаний у детей подготовительной к школе группы по пройденному материалу за учебный год, через организацию различных видов деятельности....

Конспект итогового занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Заколдованный лес»

Конспект итогового занятия по рисованию в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Заколдованный лес»...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»

Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...