Конспект по развитию речи "Путешествие в осенний лес" в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Барабанова Елена Геннадиевна

Открытое занятие по развитию речи с применением здоровьесберегающих технологий

В начале занятия учитель - логопед преподносит детям сюрпризный момент: "Сегодня шла на работу и увидела ежа. Знаю, что животных трогать нельзя, потому что на них останется человеческий запах и лесные жители могут не принять его обратно. Но побоялась, что его может задавить машина, взяла и принесла в группу". И вмесете с ним ставит задачу, что делать?

Рассмотрев ежа и побеседовав о нем, пришли к выводу, что скоро зима и еж ляжет в спячку.

Дети вместе с учителем - логопедом решают отправиться в осенний лес, чтобы отнести ежа маме ежихе.

По дороге вспоминаем осенние месяцы, слушаем звуки природы. На лесной полянке дети рассматривают листья, описывают их, называют, с какого дерева. Делят названия деревьев по слогам, играют в игру "Четвертый лишний", вспоминают предлоги.

Чем же закончилось путешествие? Вернулся ли еж в свою семью? 

Об этом вы узнаете, посмотрев конспект занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_osenniy_les.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №1 Муравейник"

Подготовила: учитель - логопед Барабанова Е.Г.

Конспект по развитию речи

Тема: "Путешествие в осенний лес"

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Цель: закреплять знания и представления детей об осени.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

-формировать умение образовывать существительные способом словосложения и навык употребления притяжательных прилагательных;

-совершенствовать навык употребления существительных единственного числа в родительном падеже.

Коррекционно - развивающие:

-уточнять и активизировать словарь по теме «Осень»;

-формировать правильное речевое дыхание;

-развивать координацию речи с движением.

Коррекционно - воспитательная:

-воспитывать бережное отношение к природе и животным, желание помогать им.

Средства ИКТ: звукозапись «Звуки природы».

Демонстрационный материал: картинки с изображением осени.

Атрибуты: игрушка ежик, корзина, листья, деревья, яблоки.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Организационный

момент

Учитель - логопед вместе с детьми входят в группу. - Дети, посмотрите, сколько гостей к нам пришло в гости. Давайте поздороваемся.

Мотивационно - ориентировочный

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весть день

Будет веселее.

Разотрем ладошки

Сильнее, сильнее,

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Разводят руки в стороны

и слегка кланяются друг другу.

"Пружинка"

Поднимают руки вверх

Выполняют движения по тексту

Наклоны головы к правому и левому плечу поочередно

Движения по тексту

Разводят руки в стороны.

Валеологическая песенка - распевка с оздоровитель ным массажем "Доброе утро!"

Поисковый

Рефлексия

Ребята, я сегодня шла на работу и увидела ежа. Знаю, что животных трогать нельзя, потому что на них останется человеческий запах и лесные жители могут не принять его обратно. Но побоялась, что его может задавить машина, взяла и принесла в группу.

Дети, рассмотрите ежа и скажите, какой еж?

Скажите, что у него есть?

Ребята, как он двигается?

Если опасность?

Что он кушает?

Зимой еж сможет найти себе еду?

Верно. В какое время года еж начинает готовится к спячке?

Сколько осенних месяцев?

Давайте вспомним название осенних месяцев.

Значит, скоро ежи лягут в спячку. Что же делать, даже не знаю.

Вы готовы?

Тогда вперед.

В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти,

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

1, 2, 3, 1, 2, 3  по дорожке мы пошли

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

Лес осенний увидали и к нему все побежали.

Дети, куда вы прибежали?

Как вы догадались, что мы уже в лесу?

Правильно. Посмотрите, какая красота нас окружает!

Чувствуете, какой аромат. Давайте подышим ароматом осеннего леса.

Листья тихо падают на землю и превращаются в яркий, разноцветный ковер. Как это называется?

Тихо в осеннем лесу, только слышно, как листья шуршат под ногами. Какие листья под ногами?

Возьмите по одному листочку, внимательно посмотрите и скажите, все ли листья одинаковые?

Саша, у тебя лист с какого дерева?

Ребята, у кого такой же лист?

Значит, лист какой?

Дети, что вы слышите?

Мне кажется, что от такого ветра наш еж замерз.

Будем мы сейчас водить,

Вслух слова произносить.

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Бе-ре-за. Сколько раз мы хлопнули в ладоши?

Сколько деревьев вы назвали? Назовите их.

Как вы думаете, какое дерево лишнее?

Скажите, яблоня может расти в лесу?

Ежи любят яблоки. Яблоня высокая. Как же нам достать яблоки?

Вспомним, вдох делаем через нос, выдох ртом, не надувая щек. Губы трубочкой. 3, 4 - вдох, выдох. (2 раза).

Шагом, осторожно пойдемте посмотрим, упали ли яблоки от нашего ветра.

Где лежат яблоки?

Аккуратно, чтобы не раздавить яблоки, разгребем листву и наберем с вами яблок. Скажите, можно брать в рот грязные яблоки?

Смотрите, какая куча листьев, наверное, под ней очень много яблок.

Слышу я шуршанье ножек. Кто же это, дети?

Здравствуй, ежик! Не бойся нас, мы тебя не тронем. Посмотри, кого мы тебе принесли.

Посмотрите, как радуются ежи. Может, это его мам или папа.  Как здорово, когда вся семья в сборе. Давайте яблоки сложим кучкой и оставим ежам.  Вот и закончилось наше с вами путешествие. Нам пора возвращаться в группу. До свидания, ежи!

По тропинке мы пойдем,
В детский сад назад придем.

Вам понравилось наше путешествие?

Где мы сегодня побывали?

Скажите, что мы с вами сегодня сделали?

Как мы помогли ежу?  

Молодцы, мы сегодня славно потрудились. Скажем нашим гостям: "До свидания!"

Дети рассматривают ежа.

Маленький, колючий, красивый, толстый.

Носик, глаза, мордочка, лапки, ушки, туловище, яблоко на спине.

Бегает, ходит, топает.

Еж свернется в клубок.

Он кушает жучков, червячков, слизняков, корешки, ягоды, яблоки и грибы.

Нет, не сможет. Еж ложится на зиму в долгую  спячку.

Еж начинается готовится к спячке осенью.

Три месяца.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Давайте отнесем его к маме в лес.

Да.

Шагают на месте

Хлопают по коленкам

Шагают за учителем - логопедом

Ходьба змейкой

Ходьба с высоко поднятыми коленями и головой

Смотрят вдаль

Прыжки

Бег

Мы прибежали в лес.

Вокруг много деревьев, слышно пение птиц, стук дятла.

Листопад.

Красные, желтые, зеленые, оранжевые, разноцветные.

Нет, листья все разные, потому что они с разных деревьев.

У меня лист с березы.

Березовый лист.

Ветер воет.

Давайте укроем его листочками.

Три раза.

Три дерева.

Перечисляют.

Яблоня.

Может. В лесу тоже растут яблони, только они дикие, потому что за ними никто не

ухаживает.

Давайте подуем и яблоки упадут.

Яблоки лежат внизу под деревом.

Нет, сначала яблоки надо помыть.

Ежик.

Да, понравилось.

Мы побывали в лесу.

Мы сделали доброе дело.

Мы вернули ежа в маме.

Беседа

Двигательное упражнение "Осенний лес"

Звучит музыка "Звуки природы".

Дыхательная гимнастика.

Дети собирают листья.

Аналогично с листом дуба,  клена, рябины.

Звук ветра.

Дети с учителем - логопедом укрывают ежа листьями.

Аналогично с о словами "Дуб, "Яб -ло-ня", "Рябина".

Дыхательная гимнастика

Учитель -логопед вместе с детьми подходят к яблоне.

Дети под яблоней ищут яблоки.

Раздается шуршание ежа.

Учитель - логопед  выкладывает из корзины ежа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: “Кубанская весна ”

В представленном конспекте НОД отражен комплексный подход  к воспитанию детей в духе патриотизма, приобщению дошкольников к истории и культуре родного края. В конспекте НОД использован краеведчес...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: «Перелетные птицы»

Цель: познакомить детей с перелетными птицами.Задачи: уяснить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные», «водоплавающие»; образовывать существительные с  уменьшительно - ласк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности тема «Мимоза»(направление-художественно-эстетическое развитие) В подготовительной к школе группы компенсирующей направленности у детей с ОНР.

Предварительная работа: закрепление разных свойств бумаги (мягкость, плотность, гладкость, цвет, легко рвется и мнется) в процессе самостоятельного экспериментирования с ней; рассматривание иллюстраци...

"Конспект открытого итогового коррекционно-развивающего занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Данное итоговое, комплексное коррекционно-развивающее занятие позволяет систематизировать знания и представления у детей об окружающем мире, закрепить временные, пространственные и количественные пред...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук по теме «Осень» в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

У детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии  недостаточный уровень сформированности  не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии тон...

Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....