Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Осенние приключения насекомых"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Покрова Анна Викторовна

Занятие разработано для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы с целью обобщения и систематизации знаний о насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osennie_priklyucheniya_nasekomyh.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Непрерывная образовательная деятельность

Тема: «Осенние приключения насекомых»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Тип: интегрированное занятие.

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6-7 лет).

Цель: формирование лексико-грамматической стороны речи.

Программные задачи:

-ОО «Речевое развитие»:

  1. Обогащение активного словаря детей;
  2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической речи;
  3. Упражнение в согласовании прилагательных с существительными;
  4. Развитие  артикуляционного  праксиса.
  5. Развитие мимической мускулатуры.

-ОО «Познавательное развитие»:

1. Ознакомление детей с малоизвестными фактами из жизни насекомых.

2. Расширение и активизация словаря детей.

3. Развитие умения классифицировать  с помощью кругов Эйлера.

-ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Формирование умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  2. Обогащение эмоционально-чувственной сферы детей  (желание помочь попавшим в беду насекомым).

-ОО «Физическое развитие»:

  1. Согласование движений (шаги, бег, прыжки) со словесной инструкцией;
  2. Смена двигательной активности в процессе занятия.

Словарная работа:

- Обогащение: синквейн, исследование, поэт, паукообразные

-Активизация: насекомые (кузнечик, комар, пчела, жук-рогач, шмель, муравей, саранча и т.д.), пополнение словаря: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Оборудование и материал:

  • Экран, ноутбук и презентация;
  • Дидактическая игра «4-ый лишний»;
  • Маркеры;
  • Набор муляжей насекомых;
  • Фонарь;
  • Бумажные лупы;
  • Таблички нагрудные;
  • 2 обруча;
  • 4 стола, 16 стульчиков.
  • Смайлики желтого и красного цвета;
  • Подарочные буклеты (8 штук).

Форма организации детей:

Подгруппа детей в количестве 8 человек.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Логопед: - Ребята, я приглашаю вас на прогулку в осенний лес.

(Идут по залу, подходят к экрану. На экране – осенний лес.)

Логопед: -Вы слышите? Что это за звуки? (насекомые стрекочут)

Логопед: Как же так? Разве осенью насекомых можно встретить в лесу?

Предполагаемые ответы детей: Насекомые осенью прячутся.

Логопед: Скоро наступят холода, и они замерзнут! Что-то произошло, и насекомые не успели устроиться  на зимовку!

(на экране дуб, вокруг него - насекомые)

-Это старый, могучий осенний дуб.

Мимическая разминка

Логопед: Посмотрите, какие насекомые не успели спрятаться на зимовку?

Дети рассматривают слайд и называют насекомых.

Логопед: -Комар. А какой нос у комара, давайте покажем! (поглаживание и «вытягивание» носа). А лапки у комара тонкие, длинные. (массаж пальцев)

-У кузнечика бооольшие глаза («рисуем» большие круги вокруг глаз).

-А у пчелки полосочки (пальчиками рисуем на лице полосочки).

-У муравья  щечки  гладкие-гладкие (разглаживаем щеки).

- Посмотрите, какие рога у жука-рогача (рисуют на лбу рога), а усы у него длинные, закручивающиеся (массажируем указательными пальцами щеки, «закручивая» усы).

-Какие они все разные! Но все они просят нашей помощи! Ребята, вы готовы помочь им?

Предполагаемые ответы детей: -Да, хотим!

Логопед: Для этого нужно выполнить сложные задания!

2. Основная часть.

На слайде - комар.

Логопед: К нам прилетел комарик. Чтоб ему помочь, нужно выполнить задание «логическое».

-Давайте пройдем к столам. Обратите внимание на  смайлики на столах и на вашей одежде. Сядьте за стол  с цветом вашего смайлика.

- Игра называется «4-ый лишний». Переворачивайте листочки, обсудите и обведите фломастером лишний предмет.

После выполнения задание проверяется.

Логопед: Вы молодцы! Верно справились с заданием!

-Посмотрите, сможет ли теперь комар спрятаться на зимовку?

-Кто следующий спешит к нам за помощью?

Ответ детей: -Это кузнечик.

Задание «Исследовательское».

Логопед: Что же это значит? Кто такие исследователи?  Исследователи что-то изучают и делают выводы!

-Ребята, посмотрите на нашу поляну-сколько здесь насекомых! Как передвигаются  насекомые?

Предполагаемые ответы детей: летают, плавают, ползают, прыгают.

-Поднимите руку команда с желтыми смайликами! Вы должны найти и отправить в желтый обруч насекомых, которые летают!

-Поднимите руку команда с красными смайликами! Вы должны найти и отправить в красный обруч насекомых, которые ползают!

Дети выполняют задание.

Логопед: -Рассаживайтесь вокруг обручей на нашей полянке. Давайте проверим, как вы справились с заданием.

-Ребята, а почему муха оказалась среди летающих насекомых? Она ведь не только летает! Что еще она умеет делать? Как передвигается?

Ответы детей: -Ползает.

Логопед: Как же быть? Муха должна оказаться и в первой, и во второй группе!

Педагог объединяет обручи, частично накладывая один на другой.

Логопед: Посмотрите, именно здесь поселятся те насекомые, которые умеют и ползать, и летать! Кто еще попадет в этот домик?

Предполагаемые ответы детей: божья коровка, жук и т.д.

Логопед: -Помогите мне собрать насекомых (убирают в контейнер).

Логопед: -Мы молодцы! Мы справились с заданием.

-Кузнечик отправляется на зимовку под корни деревьев. (на слайде)

- К нам спешит жук-рогач. Мы должны выполнить  «Поисковое задание»

Задание «Поисковое»

-Жук просит нас найти в этом зале его друзей-насекомых!

-Вы видите их? Как же мы это сможем сделать? Ведь насекомые такие маленькие, что не видны невооруженному глазу!

-Может быть, нам понадобятся для поиска какие-то приборы? С помощью каких приборов можно рассмотреть что-то очень маленькое?

Предполагаемые ответы детей: -Микроскоп, лупы…

Логопед: -Давайте поищем то, что нам может помочь в поисках. (находят лупы)

Логопед: -А теперь вы можете рассмотреть насекомых? Нет, ничего не видно.

-Ребята, а ведь мы в необычном, волшебном лесу! И предметы в нем волшебные! Эти приборы работают только от солнечного света! Ох, как же далеко  солнышко от нас! Солнечные лучики не смогут нам помочь… Что может заменить нам солнечный луч?

Ответы детей: -Фонарик.

Логопед:-Верно, давайте включим фонарик и попробуем рассмотреть насекомых через лупу!

Педагог подставляет лупу к фонарю, в свете луча проявляется насекомое.

Логопед: - Посмотрите, кого я нашла? (комара)

Логопед: -Я нашла комара.

Педагог подходит к каждому ребенку, он подставляет лупу  к фонарю, рассматривает насекомое и составляет предложение «Я нашел….»

-Молодцы! Вы настоящие сыщики!

-Посмотрите, жук спрятался на зиму.

-Присаживайтесь на стульчики,  отдохните.

-К нам летит пчелка. Ждет нас сложное  задание «интеллектуальное».

Задание от Пчелки «Интеллектуальное»

-Вы знаете, что обозначает слово интеллектуальный? Кто такой интеллектуал?  (выслушиваются ответы детей)

Логопед: -Это человек, очень умный,  он очень много знает и постоянно стремится узнать все больше нового и интересного.

-А вы хотите узнать что-то очень интересное? Я хочу с вами поделиться интересными фактами о насекомых.

Логопед: -Насекомые – это самые-самые первые существа, которые появились на земле.

-А вы знаете, кто самый сильный на земле? Муравей! Он переносит тяжести в 10 раз больше, чем он сам! И муравьи никогда не спят!!!

-А как вы думаете, у комаров есть уши?..... Оказывается, есть! У самцов, то есть у комариков-мальчиков, уши прячутся в усах. Конечно, не такие уши, как у нас. С помощью такого органа слуха комар узнает по звуку свою подружку.

-А вы знаете, что у кузнечика кровь белого цвета? Это так!

-Самые быстрые насекомые на планете - стрекозы! К сожалению, они живут очень мало – одни день и одну ночь - сутки.

Физминутка  с  артикуляционной разминкой.

Логопед: -Ребята, вы засиделись на нашей полянке, устали?

-Я говорила вам, что я немножко волшебница. Я сейчас вас превращу в насекомых! (надевает таблички на детей)

-Комарики, ко мне! (выбегают комары) Какие звуки издают комары? (ззззззз)

-Растяните губы в улыбке, язычок вверх за зубками- зззззззззззззз

Комары летают по полянке.

Логопед: -Молодцы, достаточно, летите на места!

-Выбегайте, жуки!  Округляем губки, язычок внутри вверх «чашечкой» -жжжжжжжжжжжжжжжж.

Жуки жужжат и «летают по полянке». Садятся на места.

Логопед: -А теперь выбегают кузнечики.

Дети: -Ччччччччччч

Логопед: -Кто превратился в сверчков? Выбегайте, прыгайте и пойте свою песенку– цццццц.

-Молодцы, а теперь все вместе – бегаем, прыгаем, летаем и поем каждый свою песенку!

-ЗдОрово у нас получилось! Замечательный оркестр насекомых! Набегались, налетались, напрыгались. Присаживайтесь на стульчики.

-Пока вы бегали и летали, не растеряли ли вы  новые знания о насекомых?

-Я сейчас проверю!

Вопросы:

Логопед: -Какие существа появились на земле самыми первыми? (насекомые)

-Каким цветом кровь у кузнечика? (белая)

-А кто из насекомых самый быстрый, запомнили? (стрекоза)

-А самый сильный кто? (муравей)

-Могут ли комары слышать? Где у них уши? (в усиках)

Логопед: -Вы правильно ответили на все интеллектуальные вопросы! Посмотрите на экран, сможет ли пчелка с нашей помощью найти место для зимовки? (на экране пчела прячется в дупле)

Логопед: -Один муравей остался без помощи. Если мы справимся с последним заданием, то и ему сможем помочь.

Задание «Поэтическое»

-Ребята, кто такие поэты, вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: - Это люди, которые сочиняют стихотворения.

Логопед: -Вот и мы с вами сейчас попробуем стать поэтами и сочинить стихотворение. Я вас научу этому. Но наше стихотворение будет необычным: из пяти строк и без рифмы! И название у нашего стихотворения необычное: синквейн.

Логопед: -Давайте попробуем!

Дети с помощью педагога  составляют синквейн на тему «Муравей».

Муравей отправляется на зимовку в муравейник.

3. Заключительная часть:

-Ребята, вам понравилась наша прогулка?

-Какое задание было самым трудным для вас? Какое задание было самым интересным? А какое самым познавательным? А вы запомнили, как называется стихотворение про муравья, которое мы сочинили?

-Я благодарю вас за замечательную прогулку, за помощь насекомым. За вашу смелость и находчивость.

- Хочу подарить вам наш синквейн «Муравей». Расскажите о нем своим воспитателям, деткам и родителям. Запомнили, как составлять синквейн? Научите и других сочинять такие стихотворения! А чтоб вы точно справились с этим, я оставила вам схему составления синквейна. Он поможет вам превратить своих воспитателей и родителей в поэтов!

-До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»

Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Весна"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Мы- будущие первоклассники"

Целями занятия является расширение у детей семантического поля «Школа», а также закрепление навыка чтения слов....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Ромашка» МБДОУ д/с № 16 г. Кропоткин, Краснодарский край, Кавказский район.Прове...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...