практический материал для детей
план-конспект занятия (математика, подготовительная группа) по теме

Ротанова Ольга Сергеевна

 

 

Игры и упражнения

для занятия

по

Формированию  элементарных

математических  представлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический материал для работы с детьми

Игры и упражнения

для занятия

по

Формированию  элементарных

математических  представлений

Подготовила и провела воспитатель:

Ротанова Ольга Сергеевна

г. Мытищи

2007г

1 вариант “Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении”

Данная группа игр помогает дошкольникам тренировать свое внимание, точно следовать указаниям ведомого, работать последовательно и добиваться желаемого результата, сравнивая свой рисунок с образом учителя.

При проведении этих игр воспитатель не должен забывать о подготовке к ним: нужно прежде всего научить детей ориентироваться в клетке. Только после этого можно предлагать  их воспитанникам. Поняв правила выполнения данных рисунков, дети с большим удовольствием выполняют их, с нетерпением ожидая: что же получится? Образец предлагается детям только для сравнения и прорисовки отдельных деталей.

Котенок

Поставить точку в любом углу клетки;

5 клеток вниз

1 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетка вправо        

     2 клетки вверх

6 клетка вправо

2 клетки вниз

1 клетки вправо

7 клетки вверх

1 клетка вправо        

1 клетки вверх

2 клетка влево

3 клетки вниз

4 клетки влево

3 клетки вверх

3 клетки влево

Глядя на образец, выполнить рисунок до конца

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2 вариант

1 строчка

1пропуск,1коричневая,1пропу-к,1коричнивая.

            2 строчка

1пропуск,3 оранжевая, 3пропуск, 1серая,1оранж-я

             3строчка

1пропуск,3оранживае, 3пропуск, 1серая

             4строчка

2пропуск, 6 оранжевая.

              5строчка

2пропуск, 6 оранжевая

              6 строчка

2пропуск, 2коричневые, 2пропуск, 2коричневые.

               7строчка

1пропуск, 3коричневые, 2пропуск,2коричневые.

               8 строчка

1пропуск, 1зелёная,2пропуск, 1синия,2 пропуск, 1оранжеавая.

                9строчка

1зелёная, 1 красная, 1зелёная, 1 синея, 1жёлтоя. 1синея, 1оранжевая, 1красная, 1оранжевая.

                10 строчка

1пропуск,1зелёная, 2пропуск, 1синея, 2пропуск, 1 оранжевая.

Занимательные задачи в стихотворной форме

При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности.

Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания

          * * *

Белка на елке грибочки сушила,

Песенку пела и говорила:

“Мне зимой не знать хлопот,

Потому что есть грибок:

Белый, рыжик, два масленка,

Три веселеньких опенка.

Подосиновик велик,

Этим он и знаменит

А лисичек ровно шесть.

Ты попробуй все их счесть!”

   ** *

  Яблоки с ветки на землю упали.

Плакали, плакали, слезы роняли

Таня в лукошко их собрала.

В подарок друзьям своим принесла

Два Сережке, три Антошке,

Катерине  и Марине,

Самое большое - маме.

Говори давай скорей,

Сколько Таниных друзей?

      * * *

С неба звездочка упала,

В гости к детям забежала.

Две кричат во след за ней:

“Не за будь своих друзей!”

Сколько ярких звезд пропало,

С неба звездного упало?

***

Дождик, лей веселей!

Теплых капель не жалей!

Пять Сережке, три Антошке,

Две Валюше и Катюше.

А для мамы и для папы

Сорок будет маловато.

Ну а вы друзья считайте,

Сколько капель отвечайте!

* * *

Мы с мамой в зоопарке были,

Зверей с руки весь день кормили.

Верблюда, зебру, кенгуру

И длиннохвостую лису.

Большого серого слона

Увидеть я едва смогла.

Скажите мне скорей, друзья,

Каких зверей видала я?

А если их вы счесть смогли,

Вы просто чудо! Молодцы!

* * *

Скоро праздник. Новый Год,

Встанем в дружный хоровод.

Звонко песенку споем,

Всех поздравим с этим днем.

Приготовим всем подарки,

Этот праздник очень яркий.

Кате, Маше и Аленке

Мы подарим по Буренке,

А Андрюше и Витюше –

По машине и по груше.

Саша будет рад Петрушке

И большой цветной хлопушке.

Ну а Танечке - Танюше –

Бурый мишка в сером плюше.

Вы, друзья, гостей считайте

Имена их называйте.

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, воспитатель говорить: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желты треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”. Затем задает вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше?

Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру.

В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам.

В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

Дети в тетрадях по математике выполняют много рисунков, которые помогают им научиться концентрировать внимание, точно следовать указаниям ведущего, работать последовательно и добиваться желаемого результата.

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это игры “Математическая рыбалка”, “Лучший летчик”, “Лучший космонавт”, “Самый быстрый почтальон”, “Глаз -фотограф”, “Каждой игрушке - свое место” и другие.

“Математическая рыбалка”

Дидактическая цель. Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их по памяти.

Средства обучения. Рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красные, 2 полосатые.

Содержание игры. На магнитном моделеграфе размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. воспитатель поочередно вызывает детей к доске, они “ловят” (снимают) рыбку, читают пример на сложение и вычитание. Все ребята решившие пример, обозначают ответ цифрой  и показывают её воспитателю. Кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Кто “наловит” рыбок (решит примеры правильно), тот лучший рыболов.

Аналогично проводится игра “Поймай бабочку”

Игры, в которых запрограммирована преобразующая деятельность детей.

С помощью этих игр дети изменяют примеры и задачи, другие, логически связанные с ними.

Например, игры “Цепочка”, “Математическая эстафета”. К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля (“Контролеры”, “Арифметический бег по числовому ряду”, “Проверь Угадайку!”)

Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Это “Угадай загадки Веселого Карандаша”, “Определи курс движения самолета” и другие. Дети очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, интересе поиск недостающего. Эти игры настолько заинтересовывают ребят, что они начинают придумывать их сами.

Универсальное лото” Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток, вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона (одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять детей в классификации по  разным признакам.

Серия  1.

Каждый ребенок собирает серию картинок, изображающих объекты, имеющие общие названия. Например: бабочка, поезда, корабли, самолеты, спутники, кошки, лошади, цветы, ягоды, грибы, дома, шляпки, туфли и т. д.

Серия  2.

Каждый ребенок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Примерный набор:

круг - пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко;

квадрат - часы наручные, портфель, телевизор, книга, окно;

треугольник - крыша дома, шапка из газеты, воронка, елка, египетская пирамида, пакет молока;

прямоугольник - чемодан, кирпич, дом;

овал - огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

Серия З.

Каждый ребенок выбирает себе “кляксу” из цветной бумаги (красной, синей, желтой, зеленой, коричневой, белой) и по. подбирает предметы такого же цвета.

Игры на развитие внимания

“Что изменилось?” Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

“Найди отличия”. Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. “Найди одинаковые”. На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

“Ухо-нос”.По команде “Ухо” дети должны схватиться за ухо, по команде “Нос” -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки. “Карлики и великаны”. Аналогичная игра: по команде “Карлики” дети приседают, по команде “Великаны” встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

“Замри”. По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

Повторяй за мной”. Под любую считалку (например: “Сантики-фан-тики-лимпопо”) вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,  выбывает из игры.

“Платочек”. Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком  в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

“Съедобное - несъедобное”. Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

“Игра с флажками”. Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте

игра “Заметь все!”

На наборном полотне выставляю, в один ряд 7-8 картинок с изображением предметов (гриб, мяч, пирамида). Детям предлагается рассмотреть предметные картинки (10 сек.). Затем предметные картинки закрываются, и детям предлагается перечислить их, назвать последовательность. Поменять местами две-три картинки и спросить, что изменилось на наборном полотне. Убрать одну из картинок, и спросить какая, картинка исчезла, попросить описать ее. Игру “Заметь все!” проводить можно с теми же заданиями, но заменив предметные картинки геометрическими фигурами. Дошкольникам задаются соответствующие вопросы:, какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности изображены? Попросить каждого ребенка расположить эти фигуры на парте, используя для этого индивидуальный счетный материал.

Эти задания используются при сравнении групп предметов, знакомство с понятием “столько же”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)

Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...

Практический материал для детей старшего дошкольного возраста

Данную карточку можно использовать в индивидуальной и групповой форме работы с детьми в процессе НОД по формированию элементарных математических представлений....

Ознакомление детей с трудом взрослых (подборка практического материала по теме "Труд взрослых")

Данная подборка материлов подходит для ознакомления детей с трудом взрослых на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в течении дня....

Практический материал для организации тематической недели в детском саду для детей старшей и подготовительной групп «Этот день мы приближали как могли…» ( посвящённой празднованию Великой Победы)

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Важнейшей составной частью воспитательного п...

игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.

Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....