Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок
статья по математике (старшая группа) по теме

 

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер), в программах воспитания и обучения детей в ДОУ не отражается.

Мы считаем, что ориентировка в открытом пространстве у детей должна стать одной из ведущих задач формирования пространственных представлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_dpv.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей №82 «Мичээр» городского округа «город Якутск»

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских сказок»

Дьяконова Парасковья Васильевна, Воспитатель высшей категории

Якутск 2012

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер), в программах воспитания и обучения детей в ДОУ не отражается.

Мы считаем, что ориентировка в открытом пространстве у детей должна стать одной из ведущих задач формирования пространственных представлений.

Огромную познавательную ценность в математическом развитии детей имеет сказка. Известные ученые в области математического развития детей дошкольного возраста З.А. Михайлова, АА. Столяр, Н.М. Непомнящая, отмечают, что до сих пор сказка преимущественно используется для насыщения эмоциональных чувств ребенка, что её богатый потенциал для развития умственных способностей ребенка-дошкольника ещё не до конца раскрыт.

Всё вышесказанное послужило основанием для выбора темы «Развитие у детей 6-ти лет пространственной ориентации в открытой среде посредством якутских сказок».

Цель.    Изучение     эффективности формирования пространственных ориентации у детей старшего дошкольного возраста в открытой среде посредством якутских сказок.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что развитие пространственных ориентации в открытой среде у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки будет наиболее эффективным, если:

  • дать детям возможность "путешествовать" по сюжетам сказок в открытом пространстве и решать проблемные задачи разного уровня сложностей;
  • научить   пользоваться   детей   планами-схемами   и  разными типами наглядных изображений для углубления ориентации на местности;
  • стимулировать проектную деятельность детей совместно с родителями по сюжетам сказок;
  • обеспечить    перенос    полученных    умений    по пространственной ориентации в реальную открытую среду.

Как известно,  познание пространства возрастает в зависимости от обогащения жизненного опыта, расширения знаний о предметах и явлениях внешнего мира. Чем больше расширяется круг движений, самостоятельно выполняемых ребенком, тем более точными становятся его представления о расположении предметов в пространстве, о собственных движениях.

По программе воспитания и обучения в детском саду ребенок должен овладетьследующими качествами, которые вы видите на слайде.:

  • только на презентации: способом расчлененного восприятия плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить его элементы: стороны углы, середину;
  • элементарным способом пространственного анализа плоскости листа (поверхности стола, доски, ограниченного участка местности), уметь выделить верхнюю и нижнюю части, правую и левую, верхнеправую части плоскости и верхнелевую, нижеправую и нижелевую;
  • умением активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости на листе элементов узора или располагать их в соответствии с инструкцией воспитателя; выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов, пространственно ориентировать свои действия (вести счет в направлении справа налево или слева направо, проводить линии в разных направлениях);
  • пространственной ориентировкой на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета. Например, приняв данный объект за исходную точку. Размещать остальные предметы рисунка (узора) выше, ниже, правее, левее от исходного (расположить, например, красный кружок на листе справа, а синий слева от зеленого или расположить синие кружки вокруг зеленого и т.д.);
  • умение воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах (размещать рисунок, элементы узора, графические знаки). Таким образом, ориентировка на плоскости считается умением сложным,и дети овладевают им постепенно, начиная с младшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это ответственный этап в развитии механизмов пространственного мышления. В данном возрасте происходит основное формирование пространственных представлений и способов ориентировки детей в окружающем пространстве.

Пространственные представления детей развиваются в разнообразной деятельности - в наблюдениях на экскурсиях и прогулках в ходе утренней гимнастики, музыкальных, физкультурных занятий, разнообразных игр.

Одним из наиболее действенных средств развития пространственных ориентации является сказка.

Необходима специальная организация восприятия детьми сказки. В качестве основного метода работы целесообразно использовать беседы с включением разнообразных приемов, которые вы видите на слайде:

  • вхождение в сказку и совет герою позволяют ребенку занять активную позицию при анализе сюжетов;
  • рассказывания сказки с остановками, во время которых прогнозируются поступки героя и дальнейшие сказочные события, пробуждает детей к самостоятельному рассуждению не только, но и позволяет установить разнообразие отношений;
  • решение проблемных (сказочных) задач, когда ребенку необходимо рассуждать и делать умозаключения и зависимости.

Развитие пространственных представлений посредством сказки способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к усвоению пространственных представлений знаний и формированию новых подходов к решению любой задачи. Ребенок научиться рассуждать, доказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы.

Освоение   пространственного   словаря в   дошкольном возрасте надо рассматривать в единстве с развитием пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей. Какие условия для этого нужны можно увидеть на слайде.

Словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это первое условие, способствующее установлению полного соответствия между пространственным образом и словом, его обозначающим.

Вторым условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого выполняются упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных.

Третье условие - научить детей сравнивать парно противоположные пространственные отношения и направления: впереди - сзади, справа - слева, над- под, под - за, посередине - с краю, вверху -внизу. Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.

Важно показать детям относительность пространственных характеристик предметного окружения и местности, что обусловлено исходной точкой отсчета, в том числе положением предмета. Например, при одном исходном положении шкаф стоит справа от ребенка, но при повороте малыша на 90°или 180° пространственная характеристика расположение шкафа будет иной.

В     работе    с    детьми    важно    не    только    знакомить    их с различными пространственными обозначениями, но и способствовать активному употреблению в их речи пространственных терминов.

Развивающийся у ребенка словарь пространственных обозначений содействует более полному и точному отражению пространственных отношений. Пополнение словарного запаса положительно влияет на формирование грамматического строя устной речи ребенка, а в период школьного обучения помогает ему осваивать правила правописания предлогов и наречий.

Изучение базовых уровней развития пространственной ориентации проводился на базе детского сада МБДОУ Д/с №82 «Мичээр» в течении 2 лет.

Этапы опытно-экспериментальной работы вы видите на слайде.

  1. Этап - выявление уровня сформированности пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Этап - формирование у детей старшего дошкольного возраста пространственной ориентации посредством якутских народных сказок;
  3.  Этап - выявление   влияния   якутских   народных   сказок   на формирование пространственной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Для     выявления     первоначальных     уровней сформированности пространственной ориентации мы установили следующие критерии, которые вы видите на слайде:

Высокий  уровень:  дети  самостоятельно  ориентируются  в  открытом и закрытом пространстве, обоснуют в речи основные пространственные точки отсчета:

  • «на себе»: определяет правую и левую части тела;
  • «от себя»: справа, слева, снизу, сверху, сзади; спереди;
  • «от другого объекта»: слева, справа, между;
  • «относительно от другого человека»: при смене местоположения;
  • «относительно движущегося человека»: вперед, назад, налево, направо; Ориентируются   в   двухмерном,   закрытом пространствах, применяют   предметно-схематические   модели   при   замещении объектов, моделируют пространственные отношения предметов, умеют рассуждать и доказывать правильность своих умозаключений.

Средний уровень: дети умеют определять основные точки отсчета, но при обосновании иногда обращаются за помощью к педагогу:

  • без затруднений находят левые и правые части тела;

-        свободно ориентируются относительно себя и относительно другого

объекта; затрудняются при выявлении относительно другого человека и определения пространственных направлений в процессе ходьбы и бега; ориентируются в двухмерном, закрытом и открытом пространствах, но при этом иногда обращаются к педагогу; применяют предметно-схематические модели при замещении объектов, но при моделировании пространственных отношений предметов иногда требуют помощи взрослого, умеют доказывать правильность своих умозаключений.

Низкий уровень: дети в целом определяют правые и левые части тела, при определении точек отсчета «от себя», «от другого объекта» часто требуют помощи педагога; самостоятельно не могут определить местонахождение объектов относительно от другого человека и от других объектов, при определении пространственных отношений , во время ходьбы и бега очень часто затрудняются или не могут определить, самостоятельно не ориентируются в двухмерном пространстве; самостоятельно не применяют предметно-схематические модели при замещении объектов; не умеют моделировать пространственные отношения предметов, затрудняются рассуждать и не умеют доказывать правильность своих суждений. 

Для выявления базовых уровней в констатирующем эксперименте мы разработали следующие методики, вы их видите на следующем слайде:

Методика 1 на выявление умения ребенка ориентироваться на себе.

1 задание детям:

Показать правую и левую руки, ноги по сюжету сказки «Богатырь ростом в шесть кулаков».

Старуха учила своего сына «ростом в шесть кулаков» показать правую и левую руки, ноги. Научила ему вот такие стишки:

Руки в стороны в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло - вперед

Левое крыло - вперед

Раз, два, три, четыре -

Полетел наш самолет. Дети легко выполнили задание.

Покажи домой дорогу

Топай правою ногою,

Топай левою ногою.

Снова - правою ногой

После - левою ногой,

            Вот тогда придешь домой.

2-е задание по сюжету сказки «Паренек - сирота». Цель: научить детей ориентироваться «относительно себя». Материал: атрибуты по сюжету сказки - ключ, гребень, бусы, корова, лошадь. Хорошо подумайте и скажите:

-   парень-сирота, когда услышал за собой шум вихря, что сбросил сзади

себя?

  • Впереди себя, когда увидел море - что сбросил?
  • Справа от избы паслись коровы?
  • Слева от избы паслись лошади?
  • Задание детям, которое состоит в том, чтобы ребенок хорошо подумал, правильно определил и ответил на заданные вопросы.

3-е задание по сюжету сказки «Старуха Суутукээн».

Цель: выявить умение ориентироваться относительно «от другого объекта». Материал: атрибуты по сюжету сказки - уточка, заяц, белка, лисичка. Ребята старуха Суутукээн возвратилась с охоты, расположила добычу следующим образом: в центре - лисичку, справа - уточку, слева - зайца, спереди - уточку, сзади - белку. Задание детям:

  • какая добыча находится между уточкой и зайцем?
  • Какая слева от белки?
  • Какая добыча справа от зайца?

-        Покажите модельной схемой расположение добычи старухи Суутукээн. 4-е задание.

Цель: выявить у детей умение ориентировки относительно «другого человека». Ребенку задавали вопросы «По какую сторону Аси находится стул (стол, шкаф)?».

В результате предшествующей работы у детей сложился стереотип знаний и действий «справа (правее, направо) будет там, где правая рука». Это при ориентировке в пространстве изменилась. Ребенку предложили ориентироваться от другого человека. Здесь прежний опыт вступает как бы в противоречие с новыми вариантами пространственных ситуаций. Например, на самом деле ребенок хорошо знает, что Ася, которая стоит с ним в паре, находится справа от него. Это уже привычно, просто. Но понять обратную пространственную значимость (а именно: «если Ася стоит справа от меня, значит я слева от неё»), столь просто старшему дошкольнику. И чтобы в ней правильно разобраться, ребенок должен прежде всего определить правую и левую сторону у своего товарища.

 5-е задание по сюжету сказки «Старуха Суутукээн»

Цель:  определить уровень ориентировки по основным пространственным направлениям в процессе ходьбы или бега; самому составить план-схему, по ходу составления которого рассказывать о ходе действий персонажей. Материал: атрибут по сказке - самострел.

Злой Ала-Могус спрятал самострел старухи Суутукээн, но нечаянно потерял план-схему. Давайте по этой схеме пойдем и поищем самострел. Задание детям: расскажи как идешь по схеме "иду вперед, дошел до стула и повернул налево, сделал четыре шага и повернул направо».

Методика 2 на выявление умения детей замещать объекты предметно-схематическими или другими видами символов и знаков.

1        задание детям: помочь старухе Бэйбэрикээн сделать план-схему аласа, используя знаки леса, озера; определите основные направления.

2        задание детям: помочь невесте Хаардьыт Бэргэн правильную схему дороги, используя символы леса, озера, дорог; определите по какой стороне направления должна ехать домой невеста.

Методика 3 на моделирование отношения в-открытом пространстве.

  1. задание детям: помочь найти старухе Суутукээн самострел, спрятанный Ала Могусом; сделать план-схему по какую сторону живет Ала Могус.

Как видите из слайда …тут обобщение методик

Из работы двух лет, видно, что дети, которым развивали пространственную ориентировку посредством якутских сказок намного быстрее……

Далее, для того, чтобы узнать, пользуются ли дети в речи пространственными понятиями (предлогами, наречиями, другими частями речи, обобщенно отражающими знаниями о пространственно-предметном

окружении) предложили им в рассказе определить путь от дома к детскому саду, пользуясь пространственными понятиями.

С этим заданием половина детей не справилась. Дети с трудом подбирали слова, охотнее всего пользовались выражениями «там, где этот», «вот так и потом сюда», «прямо у дороги», «с краю», «там» и т.д.

По результатам констатирующего этапа можно сделать вывод: у детей старшего дошкольного возраста на восприятие пространства и умение в нем ориентироваться влияет точка отсчета. У большинства детей достаточно высок уровень сформированности относительно себя, на среднем уровне - сформированность ориентировки в процессе движения. Также дети в речи почти не используют пространственную терминологию, а пользуются ситуативной речью (там, здесь и т.д.) 

Основываясь на программу воспитания и обучения детей дошкольного

возраста в национальных детских учреждениях «Тосхол», мы решали следующие задачи ориентировки в пространстве: свободно ориентироваться в окружающем открытом пространстве; изменять направления в движении; ориентировку в двухмерном пространстве; учить понимать схему, знакомить с графиками, моделями; составить планы закрытого, открытого: пространства. Работа состояла из нескольких этапов, видно на слайде.  Тут обобщение по этапам!

I Этап.

Методика 1. Ориентировка детей по сюжетам сказки «Дети - узоры».

Цель: учить детей ориентироваться по плану пространстве.

Материал: атрибуты по сюжету сказки.

Содержание: Ребята, мы знаем сказку «Дети узоры». К нам идет Ала-Могус, мы от него спрячем игрушки, попросим его найти спрятанные игрушки:

Направо пойдешь - журавлиные яйца найдешь,

Налево пойдешь - живую щуку,

Вперед пойдешь - прибитые гвозди,

Назад пойдешь - бубен найдешь.

Задание детям: сделать словесный отчет о своих действиях. «Я пошел направо и нашел журавлиные яйца, налево пошел - живую щуку и т.д.». Делая   словесный   отчет   о   своих   действиях,   дети   учились быстро ориентироваться на себе и активизировать пространственные термины в

речи. Особое внимание обращали на детей, плохо дифференцирующих

правую и левую стороны на собственном теле.

Методика 2. Ориентировка детей по сюжету сказки «Лыыбырда».

Цель: формирование ориентировки относительно другого объекта развивать

у детей быстроту и чёткость реакции на звуковой сигнал при ориентировке в

пространстве.

Материал: иллюстрации с изображением сказки «Лыыбырда». Содержание: Ребята, к нам сегодня пришел в гости герой из сказки «Лыыбырда». Все мы знаем, что он хороший рыболов. Денис, ты будешь -Лыыбырда, остальные дети - рыбки.

Задание: «Лыыбырда» по голосу должен четко определять местонахождение ребенка - рыбки.

В этой игре дети обучаются определять местонахождение играющих относительно от другого объекта. Перед тем, как начать игру, детям объяснили, что водящий должен точно указать местонахождение рыбок, т.е. не пользоваться ситуативной речью (там, здесь и т.д.), а использовать пространственную терминологию. Например, «находится за горкой, под грибочком, за верандой». Здесь отпадала необходимость определения правой и левой стороны на предметы, что облегчало задачу. Поэтому дети не затруднялись при определении местонахождения играющих.

Известно, что успех задания в большей мере определяет её организация. Трудным и щепетильным делом является выбор водящего, активность и изобретательность которого часто определяет ход игры. Очень популярен среди детей способ выбора водящего при помощи жребия или считалки, когда водящим может быть любой из играющих. Но есть дети нерешительные, которые стесняются действовать перед другими. Поэтому в этой игре сначала водящего назначил воспитатель - активного и изобретательного ребенка. Далее дети выбирали водящего при помощи считалки, так как она исключает несправедливость и проявления других отрицательных действий при выборе.

Методика 3. Ориентировка детей по сюжету сказки «Птичка и водяная крыса».

Цель: учить детей на направление движения, на имеющиеся возможности его изменения.

Материал: атрибуты птичек и водяной крысы.

Содержание и ход: на ровной площадке на расстоянии 3-4 метра друг от друга проводятся две линии. Площадка между ними - это часть между двумя водоемами, которую стережет птичка. Она не имеет права пересекать линию озер, где водятся водяные крысы. Время от времени птичка должна перелетать с озера на озеро и задача птички «усалить» водяную крысу. Осаленный считается убитым и выбывает из игры. Игра ведется до последней крысы. В случае, если птичка не сумеет поймать всех крыс, его заменяют другим.

Задание детям: при объяснении игры воспитатель обратил внимание детей не только на направление движения, но и на имеющиеся возможности его изменения. Например, если ребенок увидит, что птичка бежит ему на перерез, он может повернуть назад, вправо или влево.

Таким образом, дети учатся быстро ориентироваться в пространстве в процессе ходьбы или бега. Далее, учитывая, что процесс овладения пространственными ориентировками связан у ребенка с развитием первой и второй сигнальных систем, мы усложнили задание тем, что включили словесные ориентиры, отчет о своих действиях, расположение детей в пространстве.

Методика 4. Ориентировка детей по сюжету сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

Цель: учить детей определять местонахождение играющих относительно предметов; самостоятельно придумать схематическое изображение аласа, где живет Старуха Бэйбэрикээн. упражнять детей в использовании различных пространственных терминов для обозначения местоположения предмета в открытом пространстве (в, над, под, за и др.)

Материал: карточки, бумага, карандаши.

Содержание: Ребята, все мы знаем сказку «Старуха Бэйбэрикээн с пятью

коровами». Все коровы разбрелись в разные стороны аласа.

Задание:

  • нарисуйте самостоятельно схематическое изображение аласа где живет Старуха Бэйбэрикээн.
  • Сделать словесный отчет о своих действиях, при этом используйте пространственные термины: в, над, под, за и др.

В этой методике дети получали возможность использовать уже приобретенные знания и представления в новой, более сложной игровой ситуации. По сюжету сказки дети самостоятельно придумали план-схему аласа; при словесном отчете о своих действиях дети сначала дали клички коровам, исходя из этого дети правильно указали местонахождения коров, используя пространственную терминологию и кодовые карточки. Например, «находится за озером», «под горой». Здесь отпадала необходимость определения правой и левой стороны на предмете, что облегчало задачу. Поэтому дети не затруднялись при определении местонахождения коров по своему плану-схеме.

Методика №5 Ориентировка детей по сюжету сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

Цель:  научить детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами  пространственные  отношения  и быстро дифференцировать пространственные направления в процессе ходьбы и бега. Материал: картинки по сюжету сказки.

Содержание: начали играть свадьбу дочери старухи Бэйбэрикээн. Съехались - собрались на неё гости из всех племен, из всех улусов, играли в разные игры. Мы поиграем сегодня в игру «Сокол и лиса».

Ход игры: дети вставали в колонну и определяли кто где стоит (перед, за, между). Затем первому ребенку - «соколу» давали направление движения карточками, по которому он поведет своих «соколят». Например, идите

вдоль ограды, поверните налево, пройдите между кочками, стоящими посреди площадки. При этом он производит руками «летательные» движения: то вверх, то в стороны, то вперед.

Задание: объясняя детям, направление движения мы использовали наглядные ориентиры, так как они оказывают большую помощь в осуществлении успешной ориентировки в пространстве. Например: «дойди до качели и поверни направо».

Для правильного выбора направления движения ребенок обычно прибегает к ориентировке на себя, в этом ему помогали напоминанием: «подумай, в какую сторону ты пойдешь, где у тебя правая рука». Если направляющий не справлялся с заданием, остальные дети ему подсказывали. Сначала установили два-три направления движения. В дальнейшем количество заданий по изменению направления увеличили.

После игры дети делали словесный отчет о своих действиях. Например, «бежали вдоль забора, потом повернули влево, в это время выскочила «лиса» она осалила Борю. Он бежал между Линой и Машей.

Таким образом, цель данной игры заключалась в том, чтобы научить детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения и быстро дифференцировать пространственные направления в процессе ходьбы и бега.

Методика №6 Ориентировка детей по сюжету сказки «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами».

Цель: развитие у детей точности воспроизведения направления движения к источнику звука; ориентировка в закрытом пространстве с закрытыми глазами.

Содержание: Старуха Бэйбэрикээн собрала всех детей поиграть с ней в игру «Поймай звоночек».

Ход игры: на веревочку расположенную выше роста детей привязывают звоночек. Ребенку предлагаем внимательно посмотреть на его расположение и затем с закрытыми глазами поймать звоночек и позвонить. Здесь ребенку дается пробный ход с открытыми глазами, а затем, подойдя с закрытыми глазами поймать звоночек и позвонить.

С начала дети шли к звоночку с открытыми глазами, затем им завязали глаза, когда ребенок шел с закрытыми глазами, подсказывали ему правильное направление. Постепенное усложнение состояло в том, что проводили игру в виде соревнования, кто точно поймает звоночек.

Цель этой игры заключается в том, чтобы научить ребенка ориентироваться в пространстве на основе словесных инструкций и дифференцировать основные пространственные направления в процессе движения. В ходе игры все дети по очереди подсказывали правильное направление. Тем самым они учились ориентироваться от другого человека.

II Этап.

Развитие пространственных ориентации детей в открытой среде.

  1. Ознакомление детей в основными направлениями: юг, север, восток, запад - по субъективным и объективным показателям.

Средства: сюжеты из сказки «Ый кыыпа»

Задание детям: определите по положению Солнца, Полярной звезде четыре положения.

  1. Ознакомление  с  основными  направлениями  по  веткам деревьев, растущих около детского сада.

Средства: сюжеты сказки «Мэник Мэнигийээн».

Задание детям: решить проблемную задачу - помочь Мэник Мэнигийээну определить основные направления и найти родной домик.

  1. Ознакомление детей с компасом - юг, север, восток, запад. Средства: компас.

Задание детям: помочь «Тулаайах уол» вернуться домой, используя компас.

  1. Обучение детей ориентироваться от своего дома до детского сада. Задание детям: Составить план-схему от дома до детского сада, используя топографические знаки домов, огородов, озера, леса и подарить старухе Суутукээн.

Следующее, что мы провели – это  изучение эффективности развития пространственной ориентации детей в замкнутой среде.

Для решения данной задачи были использованы те же методы что и на
первом этапе. Итоги эксперимента показали следующее:

Результаты контрольного этапа эксперимента по определению

Сравнительная таблица показателей по итогам обучающего

эксперимента.

уровни

Экспериментальная группа 1

Контрольная группа 1

Экспериментальная группа 2

Контрольная группа 2

Высокий

43,34

39,96

71,68

47,7

средний

46,68

47,74

28,32

49,22

низкий

9,98

12,3

-

3,8

Таким образом, сверив результаты констатирующего и контрольного этапов, пришли к следующему выводу. Дети экспериментальной группы более высокий уровень сформированности пространственных ориентировок после эксперимента, чем контрольной группы.

Так, ориентировка относительно себя на высоком уровне у 97,7 % детей экспериментальной группы, тогда как в контрольной группе этот показатель составляет только 69,3 %, ориентировка относительно предмета у 41,6 % детей экспериментальной группы и у 38,5 % детей контрольной группы. Далее высокий уровень сформированности относительно человека наблюдается у 66,7 % детей экспериментальной группы и у 30 % в контрольной группе и ориентировки в пространстве в процессе движения -соответственно у 66,7 % детей экспериментальной и у 30,7 % в контрольной группах.

Результаты показали, что в экспериментальной группе после формирующего этапа наиболее возрос уровень развития ориентировки относительно человека и ориентировка в пространстве в процессе ходьбы или бега. Таким образом, посредством якутских народных сказок успешно формируется ориентировка относительно человека и ориентировка в процессе движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"

Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...

Тема: «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных сказок

Создать условия способствующие проявлению у детей желания участвовать в работе по созданию детских мини-проектов....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...

Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...

Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»

Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок"

Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение....