Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игрового набора «Дары Фребеля»
методическая разработка по психологии (старшая группа)

Галина Сергеевна Свинцова

Статья рассматривает вопрос развития пространственного мышления детей дошкольного возраста посредством игрового набора "Дары Фребеля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством игрового набора

«Дары Фребеля»

Г.С. Свинцова,

МБДОУ № 66 «Детский сад

комбинированного вида»,

г. Кемерово, Кемеровская обл.,

E-mail:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на этапе окончания освоения программы дошкольного образования у ребенка должны быть развиты все психические функции, в том числе и пространственное мышление, которое реализуется через игру, как основной вид деятельности. Умение ориентироваться в ситуациях, связанных с трансформацией изображений предметов, знаков и символов, в которых появляются различные изменения у дошкольника, развивается на основе формирования пространственного мышления. Высокий уровень развития пространственного мышления создаст для дошкольника дополнительные возможности при обучении в школе.

Пространственным мышлением А. Г. Маклаков называет способность человека воссоздавать изображение в трехмерном пространстве на основе чертежей и рисунков.

Вопросам развития пространственного мышления и конструктивной деятельности детей как дошкольного, так и школьного возраста посвящали свои научные труды А. Р. Лурия, Л. А. Парамонова, Е. С. Романова, В. Б. Синельников, В. Г. Ткаченко, Э. А. Фарапонова и др.

Психологически обоснованно, что развитие пространственного мышления происходит в результате целенаправленной деятельности (принцип деятельностного подхода). Особая роль отводится действиям руками с конкретными объектами в пространстве и на плоскости. Как утверждают ученые-психологи Бернштейн Н.А., Бехтерев В.М., Леонтьев А.Н., Лурия А.Н. и др., моторные действия лежат в основе развития интеллекта.

Развитие данного вида мышления начинается с 3-4 лет. Уже начиная с этого возраста ребенок способен четко визуализировать объекты в деталях и цветопередаче. Во время занятий с игровым набором «Дары Фребеля» дошкольник закрепляет знание геометрических фигур, учится определять размер, форму, и положение предметов.

С помощью представленного набора «Дары Фребеля» и углового зеркала мы, как педагоги, можем развивать все высшие психические функции ребенка. Как писал Лев Семенович Выготский, материал должен быть привлекательным и интересным для детей. Кроме того, обучение должно быть впереди развития, чтобы вести ребенка за собой.

Абсолютно все игры и пособия, входящие в игровой набор «Дары Фребеля» для ребенка состоят из ряда правил и различных целей, которые они воспроизводят с помощью наглядных материалов. На основе данного набора, а точнее его части под названием «Поверхность» нами было разработано пособие «Волшебное зеркало, где наглядным материалом выступают карточки с заданиями. Цели и задачи методического пособия расположены в порядке, в котором сложность возрастает, что позволяет улучшить навыки и способности детей.

Пособие «Волшебное зеркало» направлено на развитие структур головного мозга, которые отвечают за память, концентрацию внимания, восприятие и пространственное мышление. Дает возможность для развития таких интеллектуальных качеств, как изобретательность, любопытство, способность систематизировать знания и делать соответствующие выводы. Это позволяет ребенку развиваться самому. Ребенок визуально может сравнить выполненное задание с ответом и самостоятельно проверить точность выполнения задачи. Кроме того, наше пособие не ограничивается предлагаемыми заданиями, оно позволяет детям создавать новые варианты заданий и даже изобретать новые развивающие игры и выполнять творческие задания более высокого уровня.

Суть заданий заключается в воссоздании геометрических рисунков на угловом зеркале по предложенной схеме, которая расположена на карточке. Необычная игровая ситуация с элементами задачи интересна для детей. Желание достичь цели - сделать фигуру, смоделировать, добиться результата - стимулирует активность, проявление волевых усилий. Все это будет способствовать успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Цель пособия – развитие пространственного воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста.

Так же пособие «Волшебное зеркало» позволяет решать ряд задач:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать внимание;

- развивать аналитические и творческие способности;

- развивать наблюдательность;

- совершенствовать навыки конструирования;

- усваивать представления о форме и положении предметов в пространстве;

- осваивать азы геометрии и черчения;

- формировать умение действовать по образцу;

- воспитывать аккуратность.

Пособие может быть использовано в качестве игрового материала в образовательной области познавательное развитие.

Так же может быть использовано на специально организованных занятиях коррекционных педагогов, педагогов – психологов, логопедов и дефектологов.

Используемое оборудование и материалы – зеркальный уголок, геометрические фигуры, карточки с изображением геометрического узора (серия А, серия Б, пустая карточка)

Описание хода проведения занятий -

Вариант 1: Ребенку предлагается карточка из серии А (изображена часть узора). Необходимо выложить узор из геометрических фигур, соблюдая цвет, на зеркальном уголке, который изображен на карточке. После завершения задания ребенок может сравнить полученный результат с узором на обратной стороне.

Вариант 2: Ребенку предлагается карточка из серии Б (изображен весь узор). Как и в первом варианте необходимо выложить узор из геометрических фигур. После завершения работы ребенок может сравнить изображение на карточке с полученным изображением на зеркальном уголке.

Вариант 3: Предлагается карточка из серии А или Б, но с условием, что цвет одной или нескольких фигур меняется.

Вариант 4: Ребенку предлагается самостоятельно придумать и выложить геометрический узор на зеркальном уголке и создать свою карточку на пустом бланке.

Занятия с пособием «Волшебное зеркало» развивает образное мышление, дает возможность реализовать задуманное, на практике познать пространственные взаиморасположения фигур (лево - право, верх – низ). Дошкольник не только осознает расположение деталей, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.

С помощью нашего пособия решается одна из важнейших задач образования - развитие познавательной активности и исследовательских навыков детей. Укрепляя и расширяя умения по созданию геометрических образов и моделей на занятиях в детском саду, мы закладываем основу для изучения технических наук в последующем. Хорошо развитое пространственное мышление необходимо для освоения большинства профессий (архитектор, инженер, дизайнер, летчик и т.д.).

Литература:

  1. Вахрушева, Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. – Москва: Форум, 2011 – 192 с.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский - 5-е изд., исп. - Москва: Лабиринт, 1999 – 351 с.
  3. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. / Ж. Пиаже – Санкт-Петербург: Питер, 1997 - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Предлагаемые игры развивают способность сравнивать предметы (логический прием, направленный на установление признак...

«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Презентация из опыта работы " «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Деловая игра «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования»

Консультация для родителей на тему:«Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Легоконструирования» Дошкольный возраст &nda...

СБОРНИК ЗАДАНИЙ ПО 3D-МОДЕЛИРОВАНИЮ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ КРУЖКА «3D-МОДЕЛИРОВАНИ

В сборнике дано описание заданий по 3D-моделированию, направленных на развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста, при организации непосредственно образовательной и допол...