Главные вкладки

    Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
    план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

    ЯППАРОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА

    Здесь представлен конспект занятия  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести занятие и правильно его оформить. Спасибо!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    По формированию элементарных математических представлений на тему:

    «Математическая сказка»

    (старшая группа)

    Используемая программа: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех»

    Руководитель авторского коллектива Н.В. Федина


    Тема занятия

    «Математическая сказка»

    Программное содержание:

    - Развивающая задача: развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

    -Образовательная задача: Обогащать  представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и их свойствах (углы, стороны); продолжать  развивать элементарные счетные навыки: порядковый счет, учить считать в пределах восьми, умении отвечать на вопросы «который», «какой по счету». Научить детей  делить на 2 равные части целое, дать понятие, что одна из них называется "одна вторая", что целое больше части,  а часть меньше целого. Продолжить обучению счету, видоизменению геометрических фигур (деление квадрата на два треугольника), с целью развития логического мышления.

    -Воспитательная задача: воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении задания, воспитывать взаимоуважение.

    Предварительная работа с воспитанниками

    -Знакомство с геометрическими фигурами; подготовка выставки детского творчества «Краски осени» на листах разной геометрической формы;  работа с ножницами; работа с чипсами (Монтессори - материал) четные, нечетные числа.

    Дидактическое обеспечение занятия

    - Магнитная доска, музыкальный центр, аудиозапись «Где ты, где ты, милая осень», мультимедийная установка, интерактивная доска, презентация «Физминутка»,  фигурки короля Треугольника и короля Квадрата, 8 треугольников одинакового размера, ножницы для каждого ребенка, набор квадратов четырех разных цветов из цветной бумаги для каждого ребенка, по 6 счетных палочек на каждого ребенка, карточки от 1 до 8 с изображением цифры и количества.

    Структура занятия

    1)Вводная часть (длительность 1-2 мин). Цель: настроить группу на совместную работу, создание интереса и  эмоционального настроя к занятию и  между всеми участниками.

    2)Основная часть (длительность 20 мин.) Цель: реализация задач программного содержания.

    Методические приемы:

    -наглядные приемы: показ;

    -словесные приемы: вопрос, использование загадки, стихотворения;

    -игровые приемы: сюрприз,  неожиданность;

    - косвенные приёмы: напоминание, совет, замечание, поправка;

    -творческая работа (аппликация изготовление гирлянд для украшения домов).

    3)Заключительная часть(2-3 мин)

    Цель: подвести итог занятия,  создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

    Используемая литература

    1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» Издательство «Просвещение», 2011, стр. 78-80
    2. Большая книга загадок
    3. В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей). Издательство «Знание», 2003.
    4. Педагогика нового времени. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада.- Воронеж, 2007

    Этап занятия. Время, продолжительность

    Содержание работы

    Действия детей

    Примечания

    1. Вводная часть (длительность 1-2 мин.)

    Воспитатель входит в группу в осеннем наряде и эмоционально приветствует детей.

    -Здравствуйте дорогие ребята, вы меня узнали?

    -Заглянула я к вам, потому что увидела в группе замечательную выставку осенних работ. Вижу, что выполнили вы их на листах разной геометрической формы. Какие фигуры вы использовали?

    - Катя, какой формы листок ты использовала?

    -Данила, какой формы листок ты использовал?

    - Камила, а у тебя?

    - А ты, Азамат?

    -Чудесная выставка!

    - Ребята я хочу пригласить вас на коврик и рассказать вам  интересную сказку.

    - Жили-были в одном сказочном городке мирные, добрые и трудолюбивые жители. Правил тем городом старый король. Отгадайте, как его звали:

    Узнает   очень просто

    Меня любой дошкольник –

    Я  тупо-, прямо-, остро-

    Угольный .....

    - Жили жители города большими дружными семьями и были очень хорошими строителями. Строили они дома и вместе.

    Воспитатель читает стихотворение и раскладывает на магнитной доске «стенку»

    Ты на меня, ты на него,

    На всех нас посмотри,

     У нас всего, у нас всего, у нас

    Всего по три-

    Три стороны я три угла,

    И столько же вершин,

    И трижды трудные дела

    Мы трижды совершим.

    - Вот какая стенка у нас получилась.

    - Какой формы были кирпичики?

    -Из скольких кирпичиков она сложена.  Давайте посчитаем.

    -Правильно! Какие вы молодцы!

    Чтобы продолжить нашу сказку я приглашаю вас за столы. Приглашаю сначала девочек, а потом мальчиков. Согласны? Уступим место сначала девочкам?

    - Однажды король Треугольник объявил жителям города о приближении праздника и велел каждой семье изготовить гирлянду из разноцветных треугольных флажков и украсить ими свои дома. Он раздал горожанам разноцветную бумагу для флажков. Вот такую.

    -Какой формы листы бумаги?

    -  Какой формы листы бумаги? Правильно, квадратные. Никак не могли жители города догадаться, как же им сделать треугольные флажки из квадратных листов бумаги. Долго думали. И придумали, давайте и мы подумаем.

    - Кто догадался?

    -Правильно. Умница Дина. Давайте каждый из вас возьмет понравившийся квадрат и путем сложения пополам по диагонали разрежет его ножницами.

    - На сколько частей вы разделили лист? Покажите пожалуйста.

    - Правильно, на две.

    _ Матвей, скажи пожалуйста, как можно назвать одну часть?

    Воспитатель дает детям новое понятие, что одна половина называется «одна вторая». Ребята повторите.

    -Зарина, а как ты думаешь, что больше целый лист или один флажок?

    -Миша, а как можно проверить что больше?

    -Вот так и жителя этого сказочного городка сделали красивые разноцветные флажки, из них гирлянду,  украсили ими свои дома, давайте и мы, ребята, сделаем такие разноцветные гирлянды из 8 флажков, но так, чтобы, ни один цвет не повторялся. Воспитатель приглашает Матвея выполнить это задание на интерактивной доске

    -Проверьте пожалуйста, правильно ли ваш сосед выполнил задание.

    -Давайте посчитаем, сколько флажков в нашей гирлянде.

    -С такими красивыми гирляндами так и хочется поиграть! Давайте поиграем в игру «Назови какой по счету»

    -Арсений, какие по счету у тебя синие флажки?

    -Катя, какие по счету у тебя красные флажки?

    - Настя, какие по счету у тебя зеленые флажки?

    - Какие вы молодцы справились с заданием! Сейчас давайте выполним зарядку. Воспитатель включает мультимедийную установку и просит обратить внимание детей на экран.

    Воспитатель читает физминутку:

    -Сколько видите квадратов

    Столько раз присесть вам надо.

    -Сколько видите кругов

    Столько сделайте прыжков

    -Сосчитаем точки в круге

    Столько раз поднимем руки

    -Мы качнемся столько раз

    Сколько ромбиков у нас

    -Осенние листья мы посчитаем

    И на стульчики присядем

    -Все запомнили сколько листочков вы посчитали, я буду подходить к вам а вы мне будете говорить число так чтобы ваш сосед не услышал. (Воспитатель применяет метод нашептывания Амонашвилли).

    - Правильно, Листочков у нас получилось столько же сколько и флажков на нашей гирлянде.

    -Продолжим нашу сказку. И вот наступил день праздника Осени. Весь народ пришел на площадь города. В центре площади на троне сидел старый король треугольник.

    - Верные мои граждане, - обратился к людям король.

    -Хочу объявить вам, что трудно мне старому стало управлять городом. Отныне городом будет править самый умный, самый сообразительный и самый догадливый. А чтобы найти такого, задам я вам две задачи. Но для этого нам нужно поделиться на 2 команды: четные и нечетные.

    Воспитатель использует для выполнения задания короля индивидуально-дифференцированный подход. Для того чтобы нам поделиться на команды я предлагаю вам вы брать любую карточку с изображением цифры и количества, которые лежат на моем подносе.

    - По смотрите и проверьте какая у вас цифра: четная или нечетная?

    Воспитатель предлагает детям занять сторону четных и нечетных чисел.

    -Молодцы ребята! Итак, 2 команды построены. Уважаемый король задает первое задание команде четных чисел. На коврике  в ряд лежат 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее руками?  

    Контроль заданий осуществляется показом ребенка на магнитной доске

    - Воспитатель зачитывает второе задание короля для нечетных чисел: составить домик из 6 палочек.

    Контроль заданий осуществляется показом ребенка на магнитной доске

    -Молодцы ребята! Все вы сегодня можете стать моими помощниками. И не огорчайтесь, у кого не получилось. Мы с вами будем тренироваться. А поможет нам в этом зона логических игр в свободное время.

    -Король видит, как вы все старались сегодня.

    -Молодцы ребята, говорит вам королева Осень.  

    Воспитатель снимает осеннюю корону и привлекает внимание детей к зоне опытно-экспериментальной деятельности в группе.

    Спасибо за внимание!

    Дети встречают Осень около входа в группу с большим интересом.

    - Да! Мы Вас узнали. Вы осень.

    -Мы использовали геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник.

    -Катя отвечает: квадратный.

    -Данила отвечает: треугольный.

    -Камила отвечает:круглой.

    -Азамат отвечает: прямоугольный.

    Дети радуются похвале.

    - Дети проходят на коврик и располагаются не мешая друг другу

    Слушают внимательно воспитателя

    Дети хором отвечают: треугольник.

    Дети внимательно смотрят, как воспитатель выкладывает стенку из кирпичиков на магнитной доске.

    - Кирпичики треугольной формы.

    Дети считают из скольки треугольников построена стена. Получилось 8 треугольников.

    -Мальчики: согласны.

    Девочки берут стульчики и садятся за столы.

    Мальчики берут стулья и садятся за столы.

    Дети обращают внимание на листы бумаги, которые лежат у них на столе

    -Листы квадратной формы

    Дети думают, как сделать треугольные флажки из квадрата

    -Дина отвечает: квадрат нужно сложить пополам и разрезать его на 2 части.

    Дети берут любой квадрат и разрезают его по диагонали пополам.

    Дети отвечают: на две, показывая 2 треугольника, которые у них получились путем деления.

    -Матвей отвечает: половина.

    Дети повторяют что одна часть половины листа называется «одна вторая»

    Зарина отвечает: целый лист больше чем флажок.

    -Миша отвечает и показывает: наложить треугольник на квадрат.

    Матвей выполняет задание на интерактивной доске

    Ребята проверяют друг друга, не совпадают ли у них цвета.

    Дети считают флажки и отвечают: 8 флажков

    -Арсений отвечает: первый и шестой.

    -Катя отвечает: пятый и третий.

    -Настя отвечает: второй и восьмой.

    Дети смотрят на интерактивную доску

    -Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и приседают.

    -Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и прыгают.

    -Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и поднимают руки.

    -Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и качаются.

    -Дети смотря на экран, считаю, думают и делают и садятся на стульчики.

    Дети отвечают по одному : 8 листочков.

    Дети берут по 1 карточке с подноса воспитателя

    Дети проверяют по карточке какая им досталась цифра методом Монтессори

    Дети занимают свои места

    Дети думают и выполняют задание

    Матвей выходит к магнитной доске и демонстрирует правильный ответ от 1 команды

    Дети думают и выполняют задание

    Миша выходит к магнитной доске и демонстрирует правильный ответ от 2 команды

    Звучит осенняя мелодия «Где ты, где ты, милая осень»

    - На магнитную доску выставляется фигура короля Треугольника

    8 одинаковых треугольников

    На столах 4 листа бумаги квадратной формы разного цвета и ножницы на каждого ребенка.

    На интерактивной доске расположены треугольники разного цвета

    Мультимедийная установка, интерактивная доска

    Слайд 1 с изображением квадратов

    Слайд 2 с изображением кругов

    Слайд 3 с изображением круга с точками внутри него

    Слайд 4 с изображением ромбиков

    Слайд 5 с изображением осенних листьев.

    Карточки с изображением цифры и количества на  подносе.

    По 3 счетные палочки на каждого ребенка

    По 6 счетных палочек на каждого ребенка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по формированию элементарных мтематических представлений на тему: "Как помочь Буратино!"

    Ход занятия: Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад , то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете заг...

    Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО деятельности, в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в зимний лес»

    Расширяет  знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы). Формирует основы экологической культуры, приучает  детей бережно...

    Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в старшей, подготовительной группе «Всемирный день животных»

    Цель: Дать детям представление о разнообразии природы, перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых, объяснить, почему нужно охранять животный мир, обогащать словарный...

    Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе на тему "Перелетные птицы"

    В занятии представлен материал о зимующих и перелетных птицах,  материал направлен на углубление представлений о причинах отлета птиц,  классификации зимующих и перелетных птицах....

    Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"

    Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Сравнение».Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупн...