математический кружок "Умники и умницы"
методическая разработка (математика, старшая группа) по теме

Агапова Валентина Ивановна

 

Данная работа позволяет предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения, развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematicheskiy_gruzhok_.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Принято  на совете        Утверждаю

педагогов        Приказ № ____ от________

Протокол № ___от________        Заведующая

        МДОУ д/с «Звездочка»

        Бушуева О. А.

Математический кружок «Умницы и умники»

Руководитель кружка воспитатель МБДОУ

д/с «Звездочка»

Агапова В. И.

Направление:

обучающе-развивающее

Возрастная группа:

дети пяти-шести лет

Реализуемая программа:

«Математические ступеньки»

Е. В. Колесникова

Аркадак

2012-2013 г.г.

Математический кружок «Умницы и умники»

Руководитель кружка воспитатель МБДОУ

д/с «Звездочка»

Агапова В. И.

Направление:

обучающе-развивающее

Возрастная группа:

дети пяти-шести лет

Реализуемая программа:

«Математические ступеньки»

Е. В. Колесникова

График работы кружка:

Четверг в 16:00

Аркадак

2012-2013 г.г.

Цель программы:

- предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами);

- формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

- развивать способность к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Задачи программы:

- дать представление о числах и цифрах от 6 до 10;

- учить писать цифры от 1 до 10;

- решать логические задачи;

- закрепить знание о геометрических фигурах;

- развивать глазомер;

- делить предметы на 2, 4 и более частей;

- закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года

- ориентироваться в пространстве.

Ожидаемые результаты:

- овладеть навыками составления числа из 2-х меньших;

- решать арифметические задачи, отгадывать математические задачи;

- овладеть навыками преобразования одной фигуры в другую;

- делить предметы на 4 части;

- овладеть навыками определения места положения предмета по отношению к другому лицу.


Материально-техническая база для организации и работы кружка «Умники и умницы».

- «Математика для детей пяти-шести лет» Е. В. Колесникова;

- рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;

- набор занимательных игр: «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др.;

- разрезные картинки;

- пирамидки;

- набор геометрических фигур;

- набор цифр;

- числовая лесенка;

- цветные карандаши;

- простые карандаши;

- ручки;

- тетради в крупную клетку;

- коврограф;

- доска

График работы гружка:

Четверг в 16:00


Список детей

  1. Гуреева Катя
  2. Малюгина Алина
  3. Мячин Вася
  4. Перунов Дима
  5. Скоробогатова Юля
  6. Инюкина Люда
  7. Ураков Ваня
  8. Хан Полина
  9. Эделев Саша

10.Юрин Данила

График работы кружка:

Четверг в 16:00


Перспективное планирование работы математического кружка на 2012-2013 г.г.

Тема

Задачи

Оборудование

Октябрь

1. Диагностика

- выявить знания детей по математическому развитию;

- знание цифр 1-6;

- счет до 5;

- знание геометрических фигур;

- ориентация во времени и пространстве;

- различение предметов по величине;

-отгадывание математических загадок

- набор цифр;

- набор геометрических фигур;

-игрушки разной величины;

- картинки с изображением частей суток.

2. числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки +, =, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача на установление несоответствия, знакомство с названием месяца- октябрь

- учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- закрепить умение писать цифры 1, 2, 3, 4;

- учить писать цифру 5;

- закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов;

- знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел;

- познакомить с названием текущего месяца – октябрь.

Игры:

- «отгадай и запиши»

- «посчитай и напиши»

- «дорисуй зернышки цыплятам»

-

-рабочая тетрадь;

- набор цифр;

-набор математических знаков;

-цветные карандаши.

3. Число и цифра 6, знаки =,+, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий».

- учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- познакомить с цифрой 6;

- учить писать цифру 6;

- учить порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопрос сколько, на котором по счету мест?;

- знакомить с составом числа 6 из двух меньших;

- учить рещать логическую задачу на установление закономерностей;

Игры:

- «отгадай загадку»

-«исправить ошибку художника

- «дорисуй последний карандаш»

Рабочая тетрадь, цветные карандаши, игрушка ежик.

4. Числа и цифры 3,4,5,6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

- учить отгадывать математические загадки;

- закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;

- учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить со знаками <, >;

- учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

- учить рисовать треугольники в тетради в клетку.

Игры:

- «отгадай и напиши»

- «напиши правильно»

- «считай, сравнивай, записывай»

- цифры 4,5,6;

- знаки <, >,=;

-счетные палочки

- тетрадь в крупную клетку;

- рабочая тетрадь.

Ноябрь

1. числа и цифры 4, 5, 6, установление соответствия между числом,  цифрой и количеством предметов, загадки, логическая  задача на установление закономерностей.

Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

- знакомить с загадками, в которых присутствуют числа;

- учить понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- учить решать лоическую задачу на установление закономерностей.

Игры:

- «число, цифра, предмет»;

- «сосчитай и закрась»;

- загадки и отгадки»;

- рабочая тетрадь;

- цветные карандаши;

- цифры 4, 5, 6;

- знаки <, >, =;

- игрушки поросенок, светофор.

2. Числа 1, 2, 3, 4, 5, 0, знак -, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры, знакомство с названием месяца – ноябрь.

- учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

- познакомить со знаком минус;

- познакомить с цифрой 0;

- учить писать цифру 0;

- закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь), познакомить с названием последнего месяца осени – ноябрь;

- учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

Игровое упражнение:

- «дорисуй листья на деревьях»;

- рабочая тетрадь;

- цветные карандаши;

- простой карандаш;

- макеты деревьев.

3. числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки -,<, >, понятия «слева», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках.

- продолжать учить решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

- продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- познакомить с крылатыми выражениям, в которых есть ноль;

- учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними

- учить пользоваться знаками <, >;

- закреплять умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

- учить находить различие в двух похожих рисунках.

Игры:

- «соедини правильно»;

- «считай, сравнивай пиши»;

- «кто внимательный»;

- рабочая тетрадь;

- цветные карандаши;

- цифры 0, 4, 5, 6;

- знаки<, >.

4. Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части.

- учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- познакомить с цифрой 7;

- учить писать цифру 7;

- учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?;

- учить выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

- учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку;

- учить преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

- учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Игра:

- «отгадай загадку»;

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- счетные палочки;

- тетради в клетку;

- квадрат.

Декабрь

1. Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели.

- продолжать знакомить с цифрой 7

-знакомить с составом числа 7 из двух меньших чисел;

- закреплять умение писать цифры от 1 до 7;

- познакомить с пословицами, в которых упоминается число 7;

- познакомить с днями недели;

- учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Игры:

- «Считай, рисуй, записывай»;

- «Внимание угадай»;

- «Дни недели».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-7.

2.Числа и цифры 1-8, знаки+,-, знакомство с названием месяца- декабрь, логическая задача на установление закономерностей.

- учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- познакомить с цифрой 8;

- учить писать цифру 8;

- учить правильно использовать и писать знаки + или -;

- познакомить с названием месяца – декабрь;

- учить решать логическую задачу.

Игры:

-«Отгадай загадку»;

- «Бусы»;

-«Соедини правильно»

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-8;

- знаки +, -;

- бусы.

3. Порядковый счет, сложение числа  8 из двух меньших, величина – деление предмета на 4 части.

- упражнять в различении порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

- учить составлять число 8 их двух меньших на наглядном материале;

- учить делить предмет на две, четыре части.

Игры:

- «Подарки деда Мороза»

- Дорисуй и напиши правильно»

- «Учимся делить круг».

 - рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- фланелеграф;

- квадрат, круг.

4. Решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

- продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание;

- учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

- учить рисовать овалы в тетради в клетку;

- учить решать логическую задачу.

Игры:

- «А теперь ты сам считай...»;

- «Рисуем овалы»;

- «Раскрась правильно шарики»;

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- игрушки котята;

- тетради в клетку;

- овал;

- корзина.

Январь

1. Числа и цифры 1-9, логическая задача на установление закономерностей, высокий – низкий , ориентировка во времени – дни недели, знакомство с названием месяца – январь.

- учить отгадывать математическую загадку;

- записывать решение с помощью цифр и математических знаков;

- познакомить с цифрой 9;

- учить писать цифру 9;

- познакомить с названием месяца – январь.

Игры:

- «Отгадай загадку»;

- «Дорисуй правильно».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-9.

2. Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи.

- учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?, на котором по счету месте?.

- учить соотносить количество предметов с цифрой;

- учить сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

- учить складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линиям сгиба;

- учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

- учить решать логические  задачи на основе зрительно  воспринимаемой информации.

Игры:

- «Слушай и считай»;

- «Сложи квадрат»

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 7-8;

- квадрат.

Февраль

1. Число и цифра 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках.

-учить отгадывать математическую загадку;

-познакомить с числом 10;

- учить писать число 10;

- познакомить с геометрической фигурой – трапецией;

- учить выкладывать из счетных палочек трапецию;

- учить рисовать трапецию в тетради в клетку;

- учить находить различия в двух похожих рисунках.

Игры:

- «Отдай загадку»;

- «Будь внимательным»

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифра 10;

- геометрическая фигура – трапеция;

-тетрадь в крупную клетку.

2.  Числа от 1 до 10, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, круг, трапеция, треугольник, квадрат.

- закрепить умение писать цифры от 1 до 10;

- учить понимать отношения между числами;

- учить составлять число 10 из двух меньших чисел;

- учить решать логическую задачу на установление закономерностей;

- закрепить знания о геометрических фигурах: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Игры:

- «Запиши пропущенную цифру»;

- «Примеров много, а ответ один»;

- «Дорисуй недостающие фигуры».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-10;

- геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат.

3.Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -, знакомство  с названием месяца – февраль, работа в тетради в клетку.

- учить решать задачи, записывать решение;

- познакомить с названием месяца февраль;

- продолжать учить отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

- учить пользоваться знаками +,-;

- учить рисовать в тетради в клетку кораблик.

Игры:

- «Составь задачу, запиши решение»;

- «Кто отгадывал загадку?»;

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 0-10;

- знаки +, -, =.

4. Решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счетными палочками.

- продолжать учить отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

- учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

-упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы сколько?, на котором по счету месте?;

- учить выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- счетные палочки;

- коврограф.

Март

1. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов, знаки <,>, ориентировка во времени – дни недели, логическая задача на установление закономерностей, круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.

- продолжать учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

- учить пользоваться знаками<,>;

- закреплять знания о днях недели;

- учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

Игры:

- «Считай и рисуй»;

- «Помоги написать знаки»;

- «Узнай какой день недели».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-10;

- знаки <,>.

2.Решение задач на сложение и вычитание, знакомство с названием месяца – март, логическая задача.

- продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание;

- записывать и читать запись

- познакомить с названием месяца – март;

- закрепить знания о зимних месяцах ( декабрь, январь, февраль);

- учить решать логическую задачу на сходство и различие.

Игры:

- « Составь задачу»

- «Закрась лишнюю фигуру»

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-10;

- коврограф

3. Решение задачи на вычитание, установление соответствия между числом и цифрой, ориентировка во времени – части суток, работа в тетради в клетку, треугольники, понятия «большой», «поменьше», «самый маленький».

- продолжать отгадывать математическую загадку, записывать решение;

- учить читать запись;

- учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- закреплять знания о последовательности частей суток(утро, день, вечер, ночь);

- способствовать развитию глазомера;

- использовать в речи определение «большой» «поменьше», «самый маленький».

Игры:

- «Отгадай загадку»;

- «Исправь ошибку художника»;

- «напиши правильно».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- картинки с изображениями частей суток;

- доска.

4. Решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, дни недели, времена года.

- учить отгадывать математическую  загадку, записывать решение;

- учить читать запись задачи;

- учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

- развивать мышление;

 Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы сколько?, какой по счету?.

Игры:

- «Кого боится зайка»;

- «Решим задачу»;

- «Отгадай загадки»

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- набор игрушек – матрешек;

- картинки с изображениями  времен года.

Апрель

1.Решение математической загадки, сложение числа 10 из двух меньших, ориентация на листе, логическая задача на анализ и синтез, круг, овал, треугольник.

- продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

- закреплять умение составлять число 10 из двух меньших;

-закреплять понятия «левый верхний, нижний угол», «середина»;

- учить решать логическую задачу на анализ и синтез;

- закрепить знания о геометрических фигурах: круг, овал, треугольник.

Игры:

- «Отгадай загадку»;

- «Дорисуй цветы»;

- «Рисуем картину».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- геометрические фигуры: круг, овал, треугольник;

- доска.

2. Решение задач, знакомство с названием месяца – апрель, логическая задача на установление закономерностей, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

- продолжать учить составлять задачи, записывать и читать запись;

-познакомить с названием месяца – апрель;

- закрепить знания о первом месяце весны – марте;

- продолжать учить решать логическую задачу на установление соответствия;

- закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Игры:

- «Составь и реши задачу»;

- «Дорисуй правильно».

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- цифры 1-10;

- коврограф.

3. Порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку.

- упражнять в различении количественного и порядкового счета;

- учить отвечать на вопросы сколько?, на каком по счету месте?;

-  закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

- закреплять умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

Игры:

- «Что растет на нашей грядке»;

- «Отгадай загадку»;

- «Нарисуй правильно»;

- рабочие тетради;

- цветные карандаши;

- тетрадь в клетку;

- набор игрушек (матрешек).

4.Диагностическое занятие

- выявить знания и умения детей, полученные в течение учебного года;

- порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, решение логических задач;

- отгадывание математических загадок, знаки >,<, =;

- знание геометрических фигур.

- набор цифр 1-10

- тетрадь в клетку;

- простой карандаш;

-геометрические фигуры;

- счетные палочки;

- коврограф;

- доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Умники и умницы"

В математической игре непринуждённо осуществляется формирования математический представлений у детей....

Математический ринг « Умницы и умники».

Это соревнование, которое проверяет математические знания у детей. Но самое главное, что такие виды рингов, конкурсов очень нравятся детям....

"Математическая игра" "Умники и умницы"

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»           Конспект открытого занятия (НОД)По ФЭМП в подготовительной к школе группе № 6«Теремок»Т...

Математический кружок «Умники и умницы»

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориен...

Математический конкурс « Умники и умницы»

Закрепить с детьми навыки счёта, умение пользоваться цифрами, арифметическими знаками ( +, - , =); закрепить умение составлять композицию из геометрических фигур.Развивать логическое мышление, память,...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Умники и умницы».

Занятие разработано для детей речевой подготовителной группы.  Цель занятия формирование элементарных математических представлений, через использование игровых технологий....


 

Комментарии

Агапова Валентина Ивановна

Поможет Вам уважаемые коллеги организовать кружковую работу в группе