Математический кружок «Умники и умницы»
учебно-методическое пособие по математике (подготовительная группа) на тему

Морозова Мария Александровна

 

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ООШ №21 г.о. Новокуйбышевск

Структурное подразделение  «Детский сад «Дружная семейка»

Математический кружок

«Умники и умницы»

2013г.

Кружок «Умники и умницы» функционирует с 2012года. Возраст воспитанников меняется в зависимости от перехода из одной возрастной группы в другую. Развивающие занятия с детьми осуществляет воспитатель Морозова Мария Александровна. Основными участниками воспитательно-образовательного процесса в рамках программы «Умники и умницы» являются дети (старшая группа) и воспитатель.

Занятия проводится в игровой форме один раз в неделю, длительность занятия – 20-30 минут. Во время занятий обязательно применяю физкультминутки.

Для осуществления занятий разрабатывается учебный план кружка.

Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности. Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее интересный материал и консультирую родителей.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год.

Пояснительная записка:

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

 Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших школьников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим меня заинтересовала проблема – как обеспечить математическое развитие детей дошкольного возраста, отвечающее современным требованиям.

Рабочая гипотеза – предполагает, что организованная работа по математическому развитию детей в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня математического развития детей.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромномучислу людей различных профессий. Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития.

В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие. Таким образом, роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Методическое обеспечение:

1. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации М.: «Ювента», 2008 г.

2. Т.И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику».

3. Т.Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».

4. Е.В. Колесникова «Развитие математического мышления у детей

 5-7лет.».

5. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».

6. Е.Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».

7.А.В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет».

8. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л. Венгер, О. Дьяченко.

9. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.

10. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985 г.

11. Е.А. Казинцева, Т.А. Терпак «Формирование математических представлений», Издательство «Учитель», 2009г.

12. Стасова Л. П. «Развивающие математические игры в ДОУ»

13. Образцова Т. Н. «Логические игры для детей».

К концу года дети могут

• Уметь

- Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

- Считать до 10 и дальше.

- Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

- Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, <, >) .

- Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

- Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

- Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

- Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

- Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

- Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

- Определять временные отношения (день – неделя – месяц) ; время по часам с точностью до 1 часа.

• Знать

- Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.

- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

• Иметь представление

- О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.

- О временных интервалах: временем суток, года.

- Об определении времени по часам

- О количественной характеристике числа.

К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений (с 29% до 82%).

Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.

Перспективный план кружка «Умники и умницы»

ОКТЯБРЬ 1 НЕДЕЛЯ

 Тема: Свойства предметов. Сравнение групп предметов.

Цель: Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов. Закрепить понятия «равенство» - «неравенство». Учить соотносить число и количество предметов.

Д/И: «Цифровые пазлы», «Нарисуй, как я», «Сорви грибок, «На что похоже?», «Волшебный мешочек», «Соберем урожай», «Магазин», «День-ночь».

2 НЕДЕЛЯ

Тема: Залатай коврик. Найди похожие. Дорисуй картинку.

Цель: Развивать восприятие формы, рисунка, умение концентрировать внимание. Учить устанавливать закономерность.

3 НЕДЕЛЯ

Тема: Дорисуй картинку. Найди два одинаковых предмета и раскрась их. Лабиринт.

Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдательность, сообразительность.

4 НЕДЕЛЯ

Тема: Найди лишний предмет. Закончи рисунок. Напиши нужную цифру в пустом кружке.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Тема: Найди одинаковые. Что останется? Повтори узор.

Цель: Учить видеть закономерность. Ориентироваться на листе бумаги.

2НЕДЕЛЯ

Тема: «Путешествие точки», «В уголке природы», «Строители».

Цель: формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии, точке, отрезке и луче.

З НЕДЕЛЯ

 Тема: Назови время года. Сложи, что получится. Дорисуй узор.

Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать.

4 НЕДЕЛЯ

7:Тема: Самый внимательный. Выложи по образцу

Цель: Развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление.

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Тема: «На лесной полянке», «Сравни», «Живая неделя», «Найди ошибку»

Цель: развивать логическое мышление, наблюдательность; закрепить представление детей о сравнении предметов.

2 НЕДЕЛЯ

 Тема: Помоги Колобку найти дорогу в лабиринте. Что получится?

Цель: Развивать внимание, память, умение ориентироваться на листе бумаги.

3 НЕДЕЛЯ

Тема: Математическое домино. Найди сходства и различия.

Цель: Учить соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

4 НЕДЕЛЯ

Тема: Четвертый лишний. Дорисуй узор. Что изменилось? Узнай по описанию. Наоборот.

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать. Учить работать на листе в клетку.

ЯНВАРЬ

2 НЕДЕЛЯ

Тема: Сосчитай треугольники и квадраты. Найди похожую стрелу. Что останется?

Цель: Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сопоставлять рисунки.

3 НЕДЕЛЯ

Тема: Найди нужную деталь. Построй домик. Проведи крошку крота к клумбе.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

4 НЕДЕЛЯ

Тема: Выбери нужный предмет. Найди похожие кубики.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

 Тема: Найди пару. Сложи квадрат. Нарисуй так же.

Цель: Учить видеть закономерность. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

2 НЕДЕЛЯ

Тема: Кого надо нарисовать? Найди похожие круги. Какая фигура будет последней?

Цель: Учить наблюдательности. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения.

3 НЕДЕЛЯ

Тема: Раскрась ведерки. Найди одинаковые портреты. Повтори так же.

Цель: Закреплять понятия: большой, маленький. Развивать наблюдательность, внимание, глазомер.

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

Тема: Угадай-ка. Поможем Чебурашке.

Цель: Развивать логическое мышление, воображения, умение соотносить число и количество предметов.

2 НЕДЕЛЯ

Тема: Лабиринт. Дорисуй картинку. Времена года. Дополнить предложение.

Цель: Развивать пространственные и временные представления. Развивать умение обобщать.

3 НЕДЕЛЯ

 Тема: Чего не хватает? Покажи одинаковые чашки. Поймай рыбку.

Цель: Развивать умение обобщать, внимание, память, точность движения, пространственные представления.

4 НЕДЕЛЯ

Тема: Задачи-шутки. Найди похожие кораблики. Соедини вместе.

Цель: Упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание.

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Тема: Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры. Дорисуй картинку.

Цель: Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

2 НЕДЕЛЯ

Тема: Чудесный мешочек. Найди паспорт фигуры. Продолжи ряд.

Цель: Развивать умение описывать свойства фигур, умение пользоваться схемами. Учить видеть закономерность.

3 НЕДЕЛЯ

Тема: Найди такой же элемент. Найди похожие предметы. Дорисуй фигуры.

Цель: Развивать Наблюдательность, умение ориентироваться в задании, логическое мышление, внимание.

4 НЕДЕЛЯ

Тема: Загадки без слов. Чудесный мешочек. Какая фигура будет последней?

Цель: Развивать умение работать по схеме. Учить обобщать и классифицировать. Развивать логическое мышление.

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ

Тема: Найди клад. Третий лишний. Продолжи ряд, соблюдая закономерность.

Цель: Развивать умение работать по инструкции. Развивать логическое мышление, внимание.

2 НЕДЕЛЯ

Тема: Найди одинаковые лампы. Соедини вместе. Нарисуй дальше.

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить закономерность, воображение, сообразительность.

3 НЕДЕЛЯ

Тема: Поставь цветы в вазы. Найди две одинаковые фигуры. Продолжи дальше.

Цель: Развивать зрительное восприятие, смекалку, наблюдательность, умение делать умозаключения.

1. Методическая литература.

2.Игрушки по возрасту.

3.Письменный стол.

4.Шкаф.

5.Декоративное оформление для группы.

6.Полки в уголки.

7.Учебная доска.

8.Шторы в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Умники и умницы"

В математической игре непринуждённо осуществляется формирования математический представлений у детей....

математический кружок "Умники и умницы"

Данная работа позволяет предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами, формировать запас знаний, умений и навыков, которые...

"Математическая игра" "Умники и умницы"

МАДОУ «Детский сад пос. им. Карла Маркса»           Конспект открытого занятия (НОД)По ФЭМП в подготовительной к школе группе № 6«Теремок»Т...

Математический конкурс « Умники и умницы»

Закрепить с детьми навыки счёта, умение пользоваться цифрами, арифметическими знаками ( +, - , =); закрепить умение составлять композицию из геометрических фигур.Развивать логическое мышление, память,...

Спортивно-математическое соревнование «Умники» и «Умницы»

Спортивно-математическое соревнование «Умники» и «Умницы»...

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» /подготовительная к школе группа/

Программные задачи:-   Систематизировать знания о цифрах 5 и 6, закреплять знания об образовании этих цифр из 2-х меньших.-   Закреплять знания о числах первого десятка: соседи чис...