"Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Способствует развитию логического мышления способом моделирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель: развитие логического мышления способом моделирования.

Задачи:

Формировать умение детей решать логические задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой;

Способствовать освоению умения соотносить цвет и число при работе с палочками Кюизенера, цифру и соответствующее ей количество предметов;

Закреплять умение классифицировать геометрические фигуры по двум свойствам;

Закрепить порядковый счет до десяти;

Упражнять в умении строить и преобразовывать геометрические фигуры с помощью игры «Геоконт»;

Закрепить знания о разновидности часов и их функциях;

Расширять и активизировать словарный запас детей

Развивать у детей умение сравнивать, анализировать, мелкую моторику рук;

Демонстрационный материал:

Таблица с логической задачей, два обруча /синий и зеленый/, два набора блоков Дьенеша, игра «Геоконт» и к ней набор разноцветных резинок, детский компьютер, кукла Знайка /в одежде магистра/, песочные часы.

Раздаточный материал:

Магистерские шапочки на каждого ребенка, карточки-схемы с названиями весенних месяцев, карточки с изображением разного количества кружков, бедж на каждого ребенка с номером, палочки Кюизенера, наборы геометрических фигур.

Ход мероприятия

/Дети стоят полукругом/

Воспитатель: Ребята, хозяйка нашего центра занимательной математики Знайка предлагает вам поиграть в интеллектуальную игру «Умники и Умницы». Для этой игры она вам подготовила необходимый атрибут – магистерские шапочки. /Раздаю детям магистерские шапочки/. Наша группа превратится в студию, вы будете не просто дети, а участники игры, наши гости – зрители, а я – ведущая. У каждого из вас есть свой номер, который будет вам необходим для того, чтобы занять свое место в студии. На столах стоят карточки с изображением разного количества кружков. Вы занимаете то место, где количество кружков соответствует вашей цифре.

/Дети занимают свои места и объясняют, почему заняли данное место/

Воспитатель: Ребята, ваши ответы будут оцениваться через компьютер: на правильный ответ будет звучать вот такая мелодия /звучит проигрыш/, неправильный ответ остается без сигнала. В конце игры будет подсчитано количество правильных ответов каждого игрока и победители будут награждены.

Воспитатель: Приступаем к игре «Умники и Умницы»

1 задание: «Разминка»

 - Сколько хвостиков у трех щенят?

 - Назовите второй день недели.

 - Сколько месяцев длится лето?

 - Что лишнее: ручка, карандаш, отрезок?

 - Сколько лап у двух утят?

 - Чего больше на лугу: цветов или ромашек?

 - Если стол выше стула, то стул …/ниже стола/

 - Сколько ушей у двух мышей?

 - Сколько голов у Змея Горыныча?

 - Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

/Каждый правильный ответ озвучивается/

Воспитатель: Знайке очень понравилось, как вы отвечали. Приступим ко второму заданию. Подойдите к доске. Сейчас вы должны решить логическую задачу.

2 задание. Логические задачи А.Зака

Воспитатель: Ребята, перед вами изображение различных фигур. Посмотрите на них внимательно и скажите, чем отличаются фигуры расположенные справа, от фигур с левой стороны?

/Дети высказывают свои предположения, что справа заштрихованный кружок находится вначале ряда, а слева – в середине ряда

правильные ответы озвучиваются/

Воспитатель: И с этим заданием вы справились, молодцы. Займите свои места в студии.

3 задание «Выложи из цветных палочек»

Воспитатель: Скажите, какое сейчас время года?

Дети: Время года  - весна.

Воспитатель: Какие весенние месяца вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Перед вами лежат карточки-схемы. С помощью цветных палочек вы выложите по этим карточкам названия весенних месяцев. Для выполнения этого задания вам будет дано определенное время, которое  будем измерять с помощью вот этого предмета. Как он называется?

Дети: Песочные часы.

Воспитатель: Правильно, это песочные часы, в которых песок пересыпается в течении пяти минут. За это время вы должны успеть выполнить задание. Работать будете по трое, в процессе выполнения задания вполголоса можно договариваться друг с другом. Но вначале нужно подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе»

           Дружат в нашей группе

           Девочки и мальчики          соединить пальцы в "замок".

           С вами мы подружимся

            Маленькие пальчики         касание кончиков пальцев обеих рук                

                                                                                                               

           Раз, два, три, четыре, пять -

            Начинай считать опять.        парное касание пальцев от мизинцев

                                                                                                     

             Раз, два, три, четыре, пять -

             Мы закончили считать.         руки вниз, встряхнуть кистями.

/Дети выкладывают по схемам из палочек

Кюизенера названия весенних месяцев/

Воспитатель: Молодцы, все уложились во времени. Прочитайте слова, которые вы выложили из цветных палочек.

/Дети поочередно читают названия месяцев/

Воспитатель: Вот и с этим заданием вы справились. Я думаю, что вы все достойны называться умниками и умницами. Приступим к следующему заданию.

4 задание «Сгруппируй фигуры»

Перед вами два обруча, которые имеют общую часть и наборы логических блоков. Вам нужно положить в зеленый обруч все треугольники, в синий – все  геометрические фигуры синего цвета. Подумайте, какие фигуры вы положите в общую часть двух обручей?

/Дети выполняют задание/

Воспитатель: Какие же фигуры должны лежать в общей части обручей?

Дети: В общую часть положили синие треугольники.

/Правильный ответ озвучивается/

Воспитатель: Ребята, Знайке очень нравится как вы отвечаете и выполняете задания и она предлагает вам немного поиграть.

Малоподвижная игра «Стройся по порядку»

/под музыкальное сопровождение/

Вы под музыку выполняете различные танцевальные движения, по окончании музыки выстраиваетесь в шеренгу слева направо по порядку от 1 до 10 /в соответствии с цифрами на бедже/.

Таня, ты какая по счету? /треья/

Артем, ты какой по счету? /шестой/

5 задание «Продолжи ряд»

Воспитатель: Приступаем к следующему заданию, займите свои места за столами. Перед вами лежат наборы с геометрическими фигурами, на доске изображено начало ряда геометрических фигур. Какая фигура первая? вторая? третья? четвертая? Вам нужно продолжить ряд из геометрических фигур в такой же последовательности.

/Дети выполняют задание/

Воспитатель: Посмотрите на доску и сравните свой логический ряд с образцом, у кого правильно поднимите руку.

/Дети самостоятельно оценивают выполненное задание/

Воспитатель: Молодцы, все довольны вашей игрой и Знайка, и зрители. У нас осталось еще одно задание. Как называется вот эта игра?

Дети: Это «Геоконт»

6 задание: игра «Геоконт»

Воспитатель:

- выложите самый большой квадрат;

- какими цифрами обозначены вершины квадрата?

- выложите самый маленький треугольник;

- какими цифрами обозначены вершины?

- соедини цифру 4 на красном луче и цифру 4 на зеленом луче, что получилось? /отрезок/

- постройте четырехугольник, преобразуйте его в пятиугольник;

- какими цифрами обозначены его вершины?

Сейчас компьютер подсчитает ваши правильные ответы, а мы с вами вспомним какие же задания выполняли вы выполняли во время игры.

/Дети перечисляют задания/

Воспитатель: Компьютер подсчитал, что у каждого из вас по шесть правильно выполненных заданий. Молодцы, ребята. Знайка очень довольна вашими ответами и  приготовила для вас вот такие медали. Вы настоящие Умники и Умницы.

/Под аплодисменты зрителей вручаются медали/