Занятие "Из истории часов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Кузьмина Лидия Михайловна

Материал учит детей определять причинно-следственные связи, знакомит  с историей  часов, поддводит к пониманию их значения и функции, закрепляет умение выделять особенности предметов (форму, размер, части), развивает творческое воображение и логическое мышление детей, учит беречь время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_istorii_chasov_zanyatie.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории часов

Цель:

Учить детей определять причинно-следственные связи. Образовательные задачи:

  1. Познакомить детей с историей  часов.
  2. Подвести к пониманию их значения и функции.
  3. Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части).

Развивающие задачи:

     Развивать творческое воображение и логическое мышление детей.

Воспитательные задачи:

      Учить беречь время.

Материал: игрушка-медвежонок, игрушка-петушок, настенные часы, песочные часы, наручные механические часы, предметные картинки с изображением часов.        

Ход занятия

   Педагог:  Ребята, иду я сегодня утром и слышу, что кто-то плачет. Посмотрела я и увидела, что это вот такой маленький медвежонок. Я его спросила, что случилось. А он говорит, что его пригласили в гости, а когда он пришел, то было уже поздно — все гости разошлись, а главное, ему не хватило меда. Как вы думаете, почему мишутка опоздал?

Дети: Поздно вышел из дома.

Педагог: Ребята, вы все говорили правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома?

     Дети: Надо посмотреть на часы.

Педагог: А вы думаете, у медведя в лесу есть часы?

Дети: Нет.

Педагог: А что будет, если и у нас пропадут все часы?

Дети: Все будут опаздывать на автобус, на работу...

Педагог: Если было время, когда часов не было, так как же люди определяли, когда надо было вставать, когда ложиться спать?

Дети: По солнцу.

Педагог: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались. А теперь подумайте и скажите, когда они спали больше — летом или зимой?

Дети: Люди спали дольше зимой. Потому что солнышко зимой встает позже, чем летом.

Педагог: А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно? Когда солнце светит, то от деревьев отходит тень. Скажите, когда тень длиннее?

Дети: Тень длиннее, когда солнышко только встает или когда оно зайдет за горизонт.

Педагог: Тень от солнца длиннее утром и вечером, а днем — короче. Проснулся человек и увидел тень от солнца. Как он определял время?

Дети: Утром тень в одной стороне, а вечером в другой.

Педагог: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал вот такие часы (показывает рисунок солнечных часов). Эти часы называются солнечными. Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

Дети: Нет, их неудобно было носить.

Педагог: А что плохого в этих часах? Почему мы ими не пользуемся сейчас?

Дети: Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду они не работали.

Педагог: Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Дети: Люди придумали песочные часы.

    Педагог: С тех пор прошло немало лет,

               и люди поняли ответ,

               Что лишь песок, он есть один

               и бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показывает песочные часы). Что в них было хорошо? А что плохо?

Педагог:  Конечно,  эти  часы  надо  было  всегда  вовремя

переворачивать. Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 15 минут Нужно было каждые 15 минут их переворачивать. Потом эти часы нельзя брать с собой, когда ты уходишь из дома. Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы с собой в детский сад на занятие.

Дети: Надо постоянно их переворачивать, а это неудобно.

Педагог: А вот эти часы рассчитаны на 1 минуту. А как вы думаете,   1 минута — это много или мало? Что можно сделать за одну минуту?

Дети: Поиграть.

Педагог: Сейчас мы с вами проверим, много ли это — 1 минута.

Физкультминутка «Часы».

Педагог: Будем играть до тех пор, пока не пересыплется песок в песочных часах.

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу).

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачиваются как маятники).

Налево — раз, направо — раз,

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Наклоняют голову то к одному, то к другому плечу).

Педагог: А хотите, проведем еще один опыт? Вы сами согласились, теперь пеняйте на себя. Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Играем?

Игра «Молчанка».    

Дети: Да! (Дети молчат ровно 1 минуту пока сыплется песок).

Педагог: А теперь 1 минута — это много или мало?

Дети: Это очень  много.

Педагог: Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго.

Дети: Когда ничего не делаешь, время долго идет.

Педагог: Правильно вы сказали. Время долго тянется, когда делать нечего. А когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица: «Скучен день до вечера, когда делать нечего». Дети, а вы хотите запомнить эту пословицу?

Дети: Да. (Повторяют все вместе).

Педагог: Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло, но и такие часы показывали неточное время. Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени? Как вы думаете, что плохого было в таких часах?

Дети: Мог случиться пожар. Это очень опасно.

Педагог: Вы сказали все правильно. Все часы - солнечные, песочные и масляные — были не очень удобны, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки эти часы были тоже неудобны. Почему?

Дети: Потому, что они далеко и высоко.

Педагог: Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И какие тогда часы придумали люди?

Дети: Придумали часы, которые можно было повесить в каждом доме.

Педагог: Часы стали вешать на стене, ставить на пол. Как называются часы, которые висят на стене?

Дети: Настенные часы.

     Педагог: Как называются часы, которые стоят на полу?

     Дети: Напольные.

     Педагог: Как называются часы, которые стоят на столе?

     Дети: Часы, которые стоят на столе, называются настольные.

    Педагог: А как называются часы, которые носит человек на руках?

Дети: Наручные.

Педагог: Вот часы-будильник. А почему у них такое название?

Дети: Потому, что они будят людей по утрам. Они звенят.

Педагог: (Заводит наручные часы и спрашивает). Ребята, что я делаю?

Дети: Заводите часы.

Педагог: А зачем я их завожу?

Дети: Чтобы часы работали.

Педагог: Долго ли будут работать эти часы?

Дети: Пока не закончится завод.

Педагог: Какие недостатки у механических часов?

Дети: Эти часы надо заводить. Пружина, которая есть в них, часто ломается. Если забудешь завести такие часы, они остановятся.

Педагог: Вот для этого человек придумал электронные часы. Они работают на батарейках. Их можно поставить на то время, которое нужно, и они подадут сигнал. Это настоящие чудо-часы. Мы с вами рассмотрели все часы и все картинки, которые у нас есть. Но почему у нас здесь есть петушок? Может быть, он попал сюда случайно?

Дети: Петушок тоже помогает узнавать время. Он утром кукарекает и всех будит, вечером кукарекает, чтобы все ложились спать.

Педагог: Так давайте споем песенку про петушка (Дети поют песню).

Педагог: Ребята, скажите, а у электронных часов есть недостатки? Назовите их.

Дети: Может батарейка сломаться, и они не будут показывать время.

Педагог: А сейчас я предлагаю вам стать изобретателями.

Попробуйте придумать часы, которые не надо было бы носить на руке, чтобы эти часы были маленькие, но мы бы всегда могли знать, который час.

Дети: Часы-кулончик, часы-кошелек.

Педагог: Возможно, будет такое время, когда часы будут вмонтированы в сережки, или их можно будет носить, как линзы для глаз. Может быть, будут часы, вмонтированные в очки и т.д. Человеческая мысль не стоит на месте, человек всегда изобретает что-то новое. Ну вот и все. Дома, пожалуйста, нарисуйте часы, которые вы хотели бы иметь. Пусть это будут новые, оригинальные часы, которых пока еще нет на свете. На следующем занятии вы мне их покажете и расскажете о своих изобретениях. Ваши рисунки мы подарим медвежонку. Он выберет самые подходящие для себя часы и больше никуда не будет опаздывать.

А медвежонок нам на прощание подарил стихотворение.

Педагог: Говорят 1-й ребенок: Часы стоят, Педагог: Говорят 2-й ребенок: Часы спешат, Педагог: Говорят 3-рёбенок: Часы идут, 4-й ребенок: Но немножко отстают. Все дети: Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте.

Педагог: Почему так говорят «часы идут», «часы стоят», «часы отстают»?

Дети: «Часы идут» - значит, показывают время. «Часы стоят» - значит, не работают. «Часы отстают» - значит, неправильно показывают время.

Педагог: Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня работали на занятии и много интересного узнали о часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История часов"

Презентация может быть использована при изучении темы "Из прошлого предметов", как иллюстративный материал....

презентация "Часы" из истории часов

Знакомство детей с историей часов, от древнейшего времени до наших дней...

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЭМП «Часы. История часов»

Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи:1. Познакомить детей с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам (с точностью до часа). Закрепит...

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме "История часов. Водяные часы"

Время является регулятором жизни и деятельности ребенка в разные периоды жизни. Много трудностей приходится преодолевать ребенку, у которого не развиты временные различения. Поэтому уже в дошкольном в...

Конспект познавательной беседы в старшей группе «Часы. История часов»

Конспект познавательной беседы в старшей группе«Часы. История часов»Цель занятия: Познакомить детей с историей изобретения часов.Задачи: 1. Познакомить детей с циферблатом часов,...