КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Конспект интегрированного занятия по математике в коррекционной группе VIII вида имеет практическую значимость, будет полезен для работников дошкольных учреждений учителям - дефектологам, воспитателям, музыкальным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

М.С. Коротина (МБДОУ II категории комбинированного вида №32 «Аист» г.Сургута, воспитатель, I квалификационной категории)

К.А. Андреева (МБДОУ II категории комбинированного вида №32 «Аист» г.Сургута, учитель – дефектолог II квалификационной категории)

С.И. Семенова (МБДОУ II категории комбинированного вида №32 «Аист» г.Сургута, музыкальный руководитель первой квалификационной категории)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППЕ VIII ВИДА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА»

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья  и испытывающих вследствие этого трудности в развитии. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям образования. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует активному взаимодействию всех специалистов, в центре внимания которых находится личностно-ориентированное отношение к ребенку и связанная с ним педагогика сотрудничества и развития. Предлагаемая методика интегрированных (бинарных) занятий позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, развитию коммуникативных навыков.

Цели:

Коррекционно – обучающие:

  1. Закрепление умения пересчитывать элементы множеств, воспринимаемых на слух;
  2. Закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5;
  3. Закрепление умения решать арифметическую задачу на нахождение суммы;
  4. Закрепление умения уравнивать две группы предметов;
  5. Закрепление умения дифференцировать времена года, знать порядок их наступления, основные признаки.

Коррекционно – развивающие:

  1. Развитие словесно – логического мышления ( Упражнение «Четвертый – лишний»);
  2. Развитие слухового внимания (Упражнение «Капель»);
  3. Развитие мелкой моторики (Пальчиковая гимнастика « Мы во двор пошли гулять» );
  4. Развитие общей моторики (Физ. минутка «Осень»).

Коррекционно – воспитательные:

  1. Воспитание умение работать в коллективе;
  2. Воспитание интереса к занятиям по математике.

Оборудование и материалы:

Декорации весенней, летней, осенней, зимней поляны.

Карточки с изображением разного количества предметов в пределах пяти и цифр до пяти.

Раздаточный материал в виде плоскостных цветов и игрушечных пчел.

Карточки для выполнения упражнения «Четвертый – лишний».

Конструктор и дом из серии  Lego Duplo.

Металлофон, магнитофон.

Аудиозаписи: П.И. Чайковский «Времена года», «Осенняя песня», Т.Э. Тютюнникова «Звуки окружающего мира» ( «Зимняя буря», «Весенняя фантазия», «Флейта и цикады»).  

Ход занятия

Структурные этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Психологический настрой. Упражнение «Улыбнемся солнышку»

Закрепление умения вести прямой устный счет до 10.

 Дефектолог и воспитатель встают в  круг вместе с детьми:

 - Ребята, посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит нам в окно! Давайте улыбнемся солнышку! И подарим улыбки друг другу!

- А давайте сделаем свое солнышко! Представим, что наши руки – это лучики. Посчитаем их!

Дефектолог начинает счет, выставляя вперед свою руку, далее каждый ребенок по очереди кладет свою руку поверх всех, продолжая устный счет. Устный счет Дефектолог и дети ведут до 10.

 - Ребята! Сколько лучиков у нашего солнышка получилось?

  - Ребята, вы любите путешествовать?

 - Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года! А какие времена года вы знаете?

Улыбаются «солнышку» и друг другу.

Дети ведут устный счет до 10, выполняя необходимые для упражнения действия.

 - 10.

- Да.

 - Весна, лето, осень, зима.

II. Основная часть.

1. Развитие слухового внимания. Упражнение «Капель»

 Воспитатель:

 - Ребята, чтобы узнать, с какого времени года мы начнем путешествие, надо отгадать загадку:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ... (весна)

  - Правильно!

 - Какое сейчас время года у нас на дворе?

 - А как мы догадались, что весна?

 - Молодцы!

Музыкальный руководитель играет остинато на металлофоне «изображая» капель.

Дефектолог:

 - Ребята, слышите, звучит капель кап – кап – кап. Давайте посчитаем, сколько раз капель зазвенит. Чтобы не ошибиться, мы будем сперва, внимательно слушать ушками, а затем слушать капель и хлопать ладошками по ножкам и считать.

Дефектолог  в самом начале упражнение проводит со всеми детьми, затем просит каждого по очереди. Музыкальный руководитель на металлофоне воспроизводит звуки капели.

 

- Весна.

 - Весна.

 Дети по очереди проговаривают признаки времени года.

Дети слушают звуки, выполняя определенные движения и считая их количество.

2. Закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5.

   Дефектолог:

- Ребята, садитесь за стол. Посмотрите, какие интересные карточки! А кто на них изображен? Ребята, вам необходимо посчитать количество подснежников, перелетных птиц и обвести ту цифру, которая указывает это количество.

Далее дефектолог вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

 - Ребята, какое сейчас время года? А как мы догадались?

 - Ребят, а давайте продолжим наше путешествие!

Дети пересчитывают количество изображений и обводят нужную цифру.

 

 - Весна.

Называют признаки.

3. Закрепление умения решать задачу на нахождения суммы.

 Воспитатель:

 - Ребята, вы сможете отгадать, к какому следующему времени года мы отправимся в гости? Отгадайте загадку:

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Угадать нетрудно …  ( лето)

Музыкальный руководитель на фоне загадки включает запись музыки «Флейта и цикады» из программы Т.Тютюнниковой

Дефектолог:

 - Ребята, лето приготовило нам интересное задание, давайте пройдем на летнюю полянку.

Дефектолог выставляет перед детьми картинку с изображением цветка  и пчел, раздает каждому ребенку по цветку, в отдельной емкости лежат пчелы:

 На цветке сидели пчелки,

Три жужжали очень громко,

А одна к цветку летела,

На него она присела.

Ну – ка, быстро, посчитайте,

Сколько пчелок, отвечайте?

 - О ком говориться в задаче?

 - Сколько пчел сидело сначала на цветке?

 - Возьмите трех пчел.

 - Сколько еще пчел прилетело потом?

 - Возьмите одну пчелу.

 - Сколько всего пчел село на цветок?

 - Ребят, в гостях у какого времени года  мы сейчас были?

 - А какие признаки этого времени года вы знаете?

- Ребят,  давайте продолжим наше путешествие!

 - Лето.

 

- О пчелах.

 - Три.

 - Одна.

 - Четыре.

 - У лета.

Дети называют признаки времени года.

4. Развитие словесно – логического мышления. Упражнение «Четвертый - лишний»

Воспитатель:

- Ребята, вы сможете отгадать, к какому следующему времени года мы отправимся в гости? Отгадайте загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я... (осень).

Музыкальный руководитель включает запись музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года». Звучит она на фоне загадки.

 - А какие признаки осени вы знаете?

Далее дефектолог раздает детям карточки для выполнения упражнения «Четвертый – лишний», где просит детей определить по смыслу лишний предмет.

 

 

- Осень.

Называют по очереди признаки.

Дети выполняют задание.

5.  Развитие координации речи с движением. Физкультурная минутка «Осень»

 - Осень приготовила интересные задания. Пойдемте и отдохнем в осеннем лесу.

Дефектолог показывает движения  и читает стихотворение, побуждая детей повторять слова и движения:

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Приходи!

зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень,

трем ладошки друг о друга

Погляди!

ладони на щеки

Листья желтые кружатся,

плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся.

ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет,

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

Ветер дует все сильнее,

синхронно наклоняем руки в разные стороны

К югу полетели птицы,

«птица» из двух скрещенных рук

Дождик к нам в окно стучится.

барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем

имитируем

И ботинки обуваем

топаем ногами

Дефектолог:

- А какие признаки этого времени года вы знаете?

- Ребят, давайте продолжим наше путешествие!

Дети повторяют движения за дефектологом, повторяют стихотворение.

Дети называют признаки времени года.

6. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

Воспитатель:

- Ребята, вы сможете отгадать, к какому следующему времени года мы отправимся в гости?

Музыкальный руководитель включает запись музыки «Зимняя буря» из цикла Т.Тютюнниковой «Звуки окружающего мира»

  Отгадайте загадку:

Дел у меня не мало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня … (зима)

 - А какие признаки зимы вы знаете?

 - Давайте поиграем нашими пальчиками!

Воспитатель показывает движения руками и пальчиками, побуждает повторять за ним слова и движения, читает стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

(“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

( Лепят комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)

С горки мы потом катались,

(Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись.

(Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли.

(Отряхивают ладошки)

(Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

 

 

- Зима.

Дети проговаривают признаки времени года по очереди.

Дети повторяют движения за дефектологом.

 7. Закрепление умения уравнивать две группы предметов.

 - Ребята! Пойдемте греться в дом к человечкам, а то очень холодно в гостях у зимы!

 - Поздоровайтесь с человечками. Они хотят попить чай, поставили греться чайник, посадим их за стол? Ой! А стульев – то нет! Давайте каждый из вас сделает человечку стул.

Далее воспитатель показывает детям образец уже построенного стула. Вместе с детьми определяют части предмета мебели, строят.

Дефектолог:

 - Ребята, как вы думаете, хватит ли стульев человечкам? Давайте проверим!

  - Посадим человечков на стульчики.

 - Поровну?

 - Кого больше?

 - Чего меньше?

 - На сколько человечков больше, чем стульев?

 - На сколько стульев меньше, чем человечков?

 - Что надо сделать, чтобы стало поровну?

 Воспитатель ставит стул, сделанный ею.

 - А сейчас поровну стульев и человечков?

 -  Помогли человечкам? А теперь пора прощаться.

Дефектолог:

- А какие признаки этого времени года вы знаете?

 - Здравствуйте.

Строят стулья из конструктора Lego

 

Садят человечков на стульчики.

 - Нет.

 - Человечков.

 - Стульев.

 - На один?

 - На один.

 - Нужно взять еще один стул.

 - Да.

 - До свидания!

Называют признаки.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

Музыкальный руководитель включает запись из цикла Т.Тютюнниковой «Звуки окружающего мира» «Весенняя фантазия»,  дефектолог читает стихотворение:

Придумала  мать  дочерям   имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна —  зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло —  всё под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам  щедрая  Осень  приносит  плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

 - Ребята! Вот мы и вернулись из путешествия по временам года! В гостях у каких времен года мы были и что мы делали? Что вам понравилось? Что было сложным?

 Воспитатель и дефектолог:

 - Ребята, вы справились с очень сложными заданиями.

- Спасибо вам! До свидания!

Список литературы

  1.  Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание [Текст] : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – М. : Просвещение, 2007. – 270 с.
  2. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии [Текст] : Пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
  3. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.
  4. Морозова, И. А., Пушкарева, М. А. Ознакомление с окружающим миром [Текст] : Конспекты занятий для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР. – 2-е изд., испр. и доп. / И. А. Морозова, М. А. Пушкарева – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 160 с.
  5. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] / О. П. Радынова – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 г. – 340с.
  6. Тютюнникова, Т. Э. Из чего родилась музыка? [Текст] / Т. Э. Тютюнникова – Весть- ТДА, 1997г, 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи и ручной моторики в коррекционной группе VIII вида на тему «Мебель»

Конспект занятия имеет практическую значимость. может быть использован учителями    - дефектологами при организации подгрупповых занятий...

Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по областям: конструирование, познание, коммуникация...

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну математики»

Цель: Формирование начальных математических знаний.Задачи: Образовательные:- Формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;- упражнять в порядковом счете;- систематизировать знания дет...

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе «Путешествие в страну Математики»

ull; Закрепить: счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.• Развивать слуховое внимание и коорд...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с ЗПР на тему: «Путешествие по временам года»

Цель: закрепить и обобщить полученные знания. Совершенствовать умение ориентироваться во временных понятиях и их последовательности; закрепить характерные признаки времен года....

Конспект открытого урока музыки в средней группе детского сада по теме « Путешествие по временам года ».

Использование разных видов деятельности (пение, прослушивание музыки, танцевальную, игровую, речевую). Закреплять полученные знания, умение создавать игровые образы. Развивать музыкальные и артистичес...

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе на тему: «Путешествие в страну Математики»

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе на тему:  «Путешествие в страну Математики»Интеграция образовательных областей: «Познавательное ра...