«Страна занимательных чудес»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

 

Конспект занятия по формированию

элементарных геометрических представлений

у детей младшего дошкольного возраста

( средняя группа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_2-oy_konspekt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

1. Вид  занятия: формирование элементарных геометрических представлений у детей младшего дошкольного возраста

2. Тип  занятия: интеллектуально - развивающее

3. Тема  занятия: «Страна занимательных чудес»

4. Возраст  детей: 4 -5 лет

5. Способ  организации  детей  на  занятии: с подгруппой  детей (8 чел.)

6. Предварительная  работа с детьми: дидактические игры: «Третий лишний», «Геометрическое лото», «Построй цепочку», «Построй геометрическую фигуру»;  аппликация с помощью геометрических фигур

7. Наглядный  дидактический  материал: 

- демонстративный дидактический  материал:  макет  - улица с пятью домами; игрушки животные: дикие – ёжик, заяц, лиса,  домашние – собака, кошка; плакат с изображением четырех домов; 4 каравая

- раздаточный материал:  карточки с цифрами, набор геометрических фигур  (

                                             ), счетные палочки

 8. Словарь  новых  слов:

9. Задачи :

- обучающая  задача: формировать умение прямого счета в предела   5, формировать представление о геометрических фигурах,

- развивающая  задача: активизировать умственную деятельность детей, развивать сообразительность, развивать логическое мышление. Учить творчески, инициативно подходить к решению поставленной задачи.

-  воспитывающая  задача: воспитание  доброжелательного  отношения к окружающим


Ход  занятия

Воспитатель:  Ребятки, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ножки поставили вместе, спинка прямая. Занятие начнем со стихотворения. 

Давайте, ребята, учиться считать!
Запомните все , что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа,
Без счета не будет на улице света,
Без счета не сможет подняться ракета,
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Беритесь ребята скорей за работу
Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Воспитатель:   Ребята, как вы думаете, а какое у нас сейчас будет занятие? Сегодня у нас с вами необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в Страну  Занимательных Чудес. Там нас ждут большие трудности, но я думаю, что вы с ними справитесь. А на чем мы с вами отправимся? Перед вами листок бумаги, а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.

Дети соединяют цифры по порядку

               

                1            1                                                              2

        

                    3        3    

                         

                             5                                                4

Рисунок 1

Воспитатель:  Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?

Дети отвечают: На ракете

Воспитатель:   Ну вот, сели поудобнее, заняли свои места. Но чтобы поднялась наша ракета, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них. Вот они перед вами – разноцветные геометрические фигуры.

 

Рисунок2

Воспитатель: Поднимите и покажите самый большой круг. Теперь маленький.

Дети выполняют задание воспитателя

 Воспитатель: Сколько красных фигур?

Дети отвечают: Две

 Воспитатель: Сколько желтых?

Дети отвечают: Две

Воспитатель:  А сколько всего геометрических фигур?  

Дети отвечают: Пять

Воспитатель:   А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный прямоугольник, сравним их. Чем они похожи? Чем не похожи?

Дети отвечают:                                                                                                 Похожи - у прямоугольника и треугольника есть углы,                                    не похожи – у них разное количество сторон,                                                        у треугольника – 3, а у прямоугольника – 4

Воспитатель:  Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке и показать.

        Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны одинаковой длины
Вам его представить рад
Как зовут его…(квадрат)

Дети отвечают: Квадрат (показывают квадрат)

Воспитатель:   Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я вам загадаю загадки, где спрятались числа.

 Загадки

Два кольца, два конца - посередине гвоздик? (ножницы)

Стоит Антошка на одной ножке. (гриб)

Двое глядят, двое слушают. (уши и глаза)

Четыре братца под одной крышей. (стол)

Воспитатель:   Ребята, мы и не заметили, как быстро долетели. Посмотрите какая красивая улица и дома какие высокие стоят.

Дети видят улицу: на ней стоят дома

и рядом с каждым домом животные

Воспитатель:   Кто интересно в этих домах живет?

Дети отвечают: Животные.

Воспитатель:   А на какие две группы можно разделить этих животных?

Дети отвечают: Дикие и домашние

Воспитатель:   Сколько диких животных? 

Дети отвечают: три

Воспитатель:   А сколько домашних? 

Дети отвечают: два

Воспитатель:   А сколько всего животных ?

Дети отвечают: пять

Воспитатель:   Назовите мне соседа ежа слева.

Дети отвечают: заяц

Воспитатель:   Соседа лисы справа.

Дети отвечают: собака

Воспитатель:  Ребята, а давайте покажем, животным, на чем мы  сюда прилетели.

Проводится физкультминутка космонавт.

Космонавт
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивания — руки вверх.)
А внизу леса, поля —
Расстилается земля. (Низкий наклон вперёд,                                                                 руки разводятся в стороны.)

Воспитатель:  Молодцы, ребята, смотрите  у этих домиков и номера есть. Правильно ли - по порядку стоят эти номера – цифры? 

Дети отвечают: да, правильно

Воспитатель:   Какое число стоит за числом 2?

Дети отвечают: число 3

Воспитатель:   А перед числом пять? 

Дети отвечают: число 4

Воспитатель:   Число меньше 4 на 1 единицу? В названии какой сказки мы встречаем? 

Дети отвечают: сказка «Три поросенка»

Воспитатель:   Укажите мне цифру, которая показывает, сколько раз в году бывает день рождения?  

Дети отвечают: цифра один

Воспитатель:   Как называется фигура, у которой столько же углов, сколько единиц в числе 4?

Дети отвечают: квадрат

Воспитатель:  Молодцы, ребята, а теперь мы с вами пойдем дальше. Смотрите, здесь еще дома стоят.

                   

Рисунок 3

Воспитатель:   Здесь каждый дом может быть лишним. Посмотрите внимательно и покажите лишний.

(игра «Четвертый лишний»)

3 решения:
1) 1-й домик с одним окошком, а остальные - с двумя;
2) 3-й домик выше остальных;
3)4-й домик имеет прямоугольную крышу, а остальные – треугольную. 

Воспитатель:  Вот мы и побывали в Стране  занимательных чудес, а теперь пора нам возвращаться домой. Но чтобы улететь назад, нам нужно найти другие кнопки. Давайте сядем за столы и выполним следующее задание.

Воспитатель:   Ребята, вам надо, с помощью счетных палочек, построить геометрические фигуры - квадрат и треугольник

Дети строят треугольник и квадрат

Воспитатель:   Молодцы, ребята, вы все правильно построили  геометрические фигуры. А теперь посмотрите и скажите сколько углов у этих геометрических фигур.

Дети отвечают: У треугольника – 3 угла, а у квадрата – 4 угла

Воспитатель:   Правильно, а сколько сторон у каждой фигуры?

Дети отвечают: У треугольника – 3 стороны, а у квадрата – 4 стороны

Воспитатель:   Правильно, а теперь попробуйте построить круг и овал

Дети пробуют построить круг и овал, но у них не получается

Воспитатель:   Ребята у вас не получилось построить, из счетных палочек,  круг и овал. А как вы думаете почему?

Дети отвечают: Потому что круг и овал не имеют углов, а при использовании счетных палочек фигуры получаются с углами

Воспитатель:   Ребята, но что, же нам делать? Как же мы полетим обратно если не найдем главную кнопку?

Дети предлагаю различные варианты

Воспитатель:   А давайте мы с вами встанем, возьмемся за руки и посмотрим что у нас получится. Ну и что же у нас получилось?

Дети отвечают: круг

Воспитатель:   Молодцы, а сейчас закрывайте глаза, держитесь крепче за руки, мы  опять берем старт.  Но считать теперь надо в обратном порядке от 5 до 1.

Дети считают: 5, 4, 3, 2, 1.

Воспитатель:  Пуск! Полетели! Теперь можно открыть глаза.                                               А пока мы с вами летим, мы по решаем задачки.

          Красная шапочка нашла в лесу грибы: 3 боровика и 1 лисичку.  
  Сколько всего грибов?

Дети отвечают:  4

 Воспитатель:  Правильно 3 да 1 (4). А как еще можно получить 4.

Дети отвечают:2 и 2;  3 и 1;  1 и 3;  1 1 1 и еще раз 1.

 Воспитатель:   А еще Красная шапочка нашла 4 колокольчика и 1 ромашку.  Сколько всего цветов?

Дети отвечают:  5

Воспитатель:  Молодцы,  4 да 1 (5). А как еще можно получить число 5?

Дети отвечают:  4 и 1; 1 и 4;  2 и 3;  3 и 2;  пять раз по одному

Воспитатель:  Ну вот мы приземлились! Земля встречает нас хлебом и солью. Гости преподносят детям 4 каравая. Ребята, а что нам надо сделать что бы всем досталось поровну? Давайте разделим  каждый каравай сначала на 2 , а затем, получившуюся часть, еще раз на 2 части. (коллективная работа)

Воспитатель:  Молодцы ребята, вы справились и с последним заданием, а теперь скажите, где мы с вами побывали?

Дети отвечают: в стране занимательных чудес

Воспитатель:  Правильно, а как мы туда попали?

Дети отвечают: мы отправились в путешествие на ракете, которую построили сами.

Воспитатель:  Дети, а что мы там видели?

Дети отвечают: красивую улицу с домами, в которых живут дикие и домашние животные

Воспитатель:  Молодцы, а что нам пришлось построить, что бы вернуться назад.

Дети отвечают: треугольник, квадрат, круг

Воспитатель:  Правильно, а каким способом мы построили эти геометрические фигуры?

Дети отвечают: треугольник и квадрат с помощью счетных палочек,               а круг –мы все встали и взялись за руки и у нас получился круг.

Воспитатель:  Ребята вот и подошло к концу наше занятие . Вам понравилось?

Дети отвечают: да

Воспитатель:  А сейчас давайте попробуем  наш каравай и угостим наших гостей.


Дети угощают друг друга и взрослых вкусным караваем.

Конспект занятия по формированию

элементарных геометрических представлений

у детей младшего дошкольного возраста

( средняя группа)

«Страна занимательных чудес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебники в стране детей-чудес

Гумманость и необходимость профессии воспитателя ...

"Путешествие в страну занимательной математики"

Для детей младшего школьного возраста....

Тематический досуг для детей по правилам дорожного движения " Страна занимательных знаков!"

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на дороге и дорожных знаках....

Конспект НОД по математике с применением ИКТ Тема: «Путешествие в страну математических чудес», с самоанализом

Цель: обобщить полученные знания по математике; формировать навыки счета и знания геометрических фигур. Задачи: Образовательная: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры; упраж...

Занятие "В стране занимательной математики"

Занятие "В стране занимательной математики"...

Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес» 2015 -2016 год.

Цель проекта: обеспечение социальной успешности, сохранение и укрепление психического здоровья ребенка через внедрение элементов песочной терапии....

Проект педагог – психолога «Песочная страна- страна полна чудес»

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Ко...