"Математика в сказках"
методическая разработка (математика, младшая группа) на тему

Джебраилова Севиль Ага кызы

Предлагаю Вашему вниманию   авторские конспекты, апробация которых на практике с моими маленькими друзьями  позволила  подтвердить динамическую  целесообразность увлекшей меня темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_v_skazkah.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА В СКАЗКАХ.

        Не секрет, что большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны и не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей дошкольного возраста характерно именно образное мышление. Детям нравится находить сходства между игрушками и реальными предметами.  Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например. поставить три стула подряд – получится автобус или самолет и т.д.. Эту особенность детского мышления нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним. Для формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет объединить в себе и то, и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, при этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, возникающий у ребенка, можно использовать для повышения эффективности математического развития.        Данная форма работы актуальна в любом дошкольном возрасте и позволяет опережать освоение программы по ФЭМП и достигать раннего интеллектуального развития ребенка-дошкольника. Так, мои воспитанники уже с трехлетнего возраста успешно оперируют математическими символами и владеют основными шахматными приемами.

        Предлагаю Вашему вниманию   авторские конспекты, апробация которых на практике с моими маленькими друзьями  позволила  подтвердить динамическую  целесообразность увлекшей меня темы.

        С уважением, воспитатель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска муниципального образования Белореченский район Джебраилова Севиль Ага кызы.

Тема: «Маша и медведь» (вторая младшая группа)

Задачи:

  1. закреплять счет до двух;
  2. познакомить с формой наглядного изображения чисел 1 и 2;
  3. развивать умение соотносить цифру с количеством;
  4. воспитывать наблюдательность и внимание.

Компоненты развивающей среды:

  1. персонажи сказки «Маша и медведь»,
  2. два игрушечных медвежонка,
  3. две коробочки,
  4. три бутафорские баночки меда,
  5. карточки с изображением  баночек меда, цифр «1» и «2»,
  6. магнитная доска.

Предварительная работа: просмотр видеосказки «Маша и медведь».

ХОД:

Организационный момент: воспитатель предлагает детям поиграть с медвежатами:

                Сидели два медведя на тоненьком суку-

                Один читал газету, другой мешал муку,

                Раз ку-ку, два ку-ку, оба шлепнулись в муку!

Дети имитируют движения упавших медвежат. Слышится стук в дверь, входят Маша и медведь. У медведя за спиной корзина.

Медведь: Здравствуйте, дети!

Маша: Здравствуйте, ребятки!

Маша объясняет детям, что медведь провожает ее домой, и у них посылка для двух непослушных медвежат, которые ушли без разрешения от мамы-медведицы.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же прислала медведица?

Достает коробки из корзины и ставит на стол. Сколько коробок я поставила на стол? (две) А теперь посмотрим, что же в коробках? В первой коробке находится баночка с медом, откроем другую коробку – здесь тоже баночки с медом. Ставит все на стол. Сколько баночек в первой коробке? (одна) А во второй? (две) Дети подходят к магнитной доске и выполняют с помощью карточек с изображением баночек меда задание: на магнитной доске справа расположены две баночки, а слева – одна. Детям необходимо посчитать, сколько банок слева и справа (1 и 2) и расставить карточки с изображением нужной цифры под карточками с баночками.

Ребята, а сейчас давайте подойдем к нашим коробкам и вместе с Машей прикрепим нужные цифры к коробкам. Дети выполняют задание. Молодцы! сейчас мы с Машей видим, что в первой коробке лежала одна баночка меда, а во второй – две. Отдает коробки с баночками медвежатам. Тот, который получил одну баночку, плачет. Мишутка, ты почему плачешь? Ребята, как вы думаете, почему Мишутка плачет? Что же сделать, чтобы он не плакал? Правильно, надо подарить ему еще одну банку меда. сколько банок меда будет у каждого из них? (две, поровну) Воспитатель обращается к медведю и просит его дать еще одну банку меда; медведь отвечает, что больше у него меда нет. Что же делать? Ответы детей. Чтобы получилось поровну, надо одну баночку подарить детям! Вот и наш Мишутка уже не плачет и хочет с нами поиграть.

Игра «Веселая полянка»: воспитатель располагает на столе лист ватмана с изображением цветов и пчелок. Дети должны карандашами или фломастерами раскрасить цветы по индивидуальным заданиям (например, два синих, один красный и т.д.) По окончании педагог задает ряд вопросов:

- сколько красных цветов;

- сколько синих цветов;

- каких цветов поровну;

- сколько пчел;

- какую форму имеет поляна (квадрат).

Индивидуальная работа «Собери квадрат». Маша хвалит детей за правильные ответы и просит медведя угостить детей пирожками. гости прощаются и уходят. воспитатель тоже благодарит детей и медвежат и спрашивает, из какой сказки приходили гости, добиваясь индивидуальных ответов.

Тема: «Три поросенка» (вторая младшая группа)

Задачи:

  1. учить считать до трех;
  2. познакомить с образованием числа три на основе сравнения двух совокупностей, содержащих два и три элемента;
  3. развивать стремление обосновывать правильность решений;
  4. продолжать знакомить с геометрическими фигурами (треугольник);
  5. воспитывать творческие способности

Компоненты развивающей среды:

  1. магнитная доска;
  2. изображения персонажей и их домиков;
  3. плоскостные цифры;
  4. счетные палочки, блоки Дьенеша, геометрические фигуры.

Предварительная работа: просмотр видеосказки «Три поросенка»».

ХОД:

Организационный момент: воспитатель проводит беседу с детьми по просмотренной сказке «Три поросенка», в ходе беседы располагая на магнитной доске два домика и в них поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа:

Воспитатель:

- Сколько домиков?

- Сколько поросят?

- Из чего сделан первый домик, второй домик?

- У кого крепче домик, почему?

- Из чего можно построить самый крепкий дом?

- А из чего построил свой дом Наф-Наф? (ставит на магнитную доску еще один домик – Наф-Нафа)

Давайте посчитаем, чего больше, домиков или поросят? Сколько стало домиков? А поросят? Как сделать, чтобы домиков и поросят было поровну? (воспитатель ставит третьего поросенка) Сколько стало поросят? Теперь и поросят и домиков стало поровну. У каждого есть свой дом. (Дети называют по имени каждого поросенка, воспитатель крепит на магнитную доску цифру три, дети считают до трех, указывая на поросят и на домики). Ребята, давайте поможем поросятам найти дорогу к своим домикам. (упражнение в тетради «Проведи дорожку»). Посмотрите, наши поросята обрадовались. Улыбнемся вместе с ними?

Физминутка «Улыбнись»:

                Мы сначала будем хлопать – раз, два, три,

                А затем мы будем топать – раз, два, три,

                А сейчас мы повернемся и все вместе улыбнемся!

Воспитатель показывает детям большой треугольник и говорит, что в одной дружной веселой семье жила-была геометрическая фигура, она часто пела веселые песенки:

                Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри.

                У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:

                 Три вершинки, три угла, три сторонки – вот и я!

И зовут меня треугольник!

Ребята, давайте вместе считать, сколько углов, сколько сторон у этой веселой фигуры? (воспитатель с детьми подходят к столу, на котором расположены разные по форме, цвету, размеру геометрические фигуры. Задание: выбрать друзей веселого треугольника).

Игра с блоками Дьенеша «Найди свой домик». Дети раскладывают треугольники из набора логических блоков в обручи, лежащие на полу:

- по цвету (три обруча);

- по размеру (два обруча).

Дети, как вы думаете, поросятам втроем не тесно в домике Наф-Нафа? Хотелось бы им иметь новые дома? Давайте построим домики для наших поросят.

Коллективная работа на ковре. Воспитатель кладет большой треугольник. Детям раздаются счетные палочки и предлагают внутри треугольника, в углах, составить изображение (по замыслу) домиков для поросят и обосновать свое решение (что составили, какой формы, кто будет жить, какой формы крыша и т.д.)

Воспитатель:   Ребята, а как поросята смогут ходить друг к другу?

(показывают)

Сколько домиков?

На какой геометрической фигуре расположились домики? Нашим поросятам так понравились построенные вами для них домики, что уже слышна мелодия их веселой песенки.

Общий танец «Песенка Наф-Нафа»:

                Дом я строил из камней (3 раза);

                У меня хороший дом, новый дом, прочный дом,

                Мне не страшен дождь и гром (3 раза).