дипломная работа
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Шевалдова Светлана Владимировна

значение дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota.doc506.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры в образовательном процессе        5

1.1        Понятие о дидактической игре        5

1.2        Функции дидактической игры        12

1.3        Значение дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе        16

Глава 2. Методические проблемы математической подготовки детей к обучению в школе        18

2.1        Задачи, содержание математической подготовки детей к школе        18

2.2        Повышение эффективности математической подготовки детей к школе        24

2.3        Методика использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе        28

Глава 3. Экспериментальное изучение использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе        34

3.1        Диагностика исходного уровня математической подготовки детей к обучению в школе        35

3.2        Организация экспериментальной работы по использованию дидактической игры в процессе математической подготовки детей        46

3.3        Итоги экспериментальной работы по использованию дидактической игры в процессе математической подготовки детей к школе        52

Заключение        57

Литература        58

Приложение        61


Введение

Игра - основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплотиться в образ дети создают игру. Дети не ставят в игре каких-то основных целей, чем цель - играть. Я считаю, что было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

Н. К. Крупская, подчеркивая особенность детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра дошкольников - способ познания окружающего».

А. К. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина».

Вопросы дидактической игры изучали Е. И. Тихеева, А. И, Сорокина, Н. Я. Михайленко, А. К. Бондаренко, В. Н. Аванесова, Р. С. Буре и др. Основой умственного воспитания детей при подготовке к школе являются занятия и дидактические игры.

Таким образом, цель моей работы состоит в изучении возможностей использования дидактических игр в ходе математической подготовки детей к обучению в школе.

Объектом исследования является математическая подготовка детей к обучению в школе.

Предмет исследования: дидактические игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе.

Гипотеза состоит в том, что использование дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе является результативным если:

  1. игры подобраны с учетом типологических особенностей детей;
  2. осуществляется комплексный и дифференцированный подход в подборе игр.

Учитывая предмет, объект, цель и гипотезу в ходе исследования решились следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы использования дидактической игры в образовательном процессе;
  2. Рассмотреть методические проблемы математической подготовки детей к обучению в школе;
  3. Разработать и апробировать в ходе экспериментальной работы систему дидактических игр, позволяющую обеспечить математическую подготовку детей к обучению в школе.

Для достижения цели и решения поставленных задач, использовались такие методы как наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности детей, эксперимент, экспертные оценки. Исследование проводилось на базе прогимназии №151 г. Пензы.


Глава 1. Теоретические основы использования дидактической игры в образовательном процессе

1.1 Понятие о дидактической игре

        Одним из средств умственного развития дошкольников является игра - специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами (22).

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.

Особенно важное место в умственном развитии занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательно содержание и умственная задача.

Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов, в определении их по отдельным признакам.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка (4).

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные. Существую различные классификации, группировки игр по видам. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания; игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений и другие. Иногда игры соотнесены с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры (4).

Игры с предметами

В играх с игрушками используются игрушки ирреальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе в игре используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие самостоятельного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, скажем заботливое отношение к партнеру по игре - кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет» и другие. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам

Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые и по цвету, и по фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинке, могут быть разные по форме, по цвету, но их объединяет, делает похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку (классификация)

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают картинки с изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что было потом?»: дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности развития сюжетных действий.

Запоминание состава, количества и расположения картинок

Игры проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания.

Игровыми дидактическими задачами этого вида игр являются также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказывать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании.

Составление разрезных картинок из кубиков

Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Усложнением в этих играх может быть увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2-4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8-10 частей. При этом для игр в младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предмет одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается сюжет из знакомых детям сказок, художественный произведений. Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому для младших групп необходимо давать детям целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание - сложить целую картинку из ее частей.

Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегают к имитации движений. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки и т.д.). Такое задание дается в игре с детьми младшей группы.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картинке, другие отгадывают, кто нарисован на картинке, что делают там люди.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др.

В младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечает, что его учат.

Условно словесные игры можно разделить на четыре группы:

  1. Игры на формирование умения выделять существенные признаки предметов, явлений.
  2. Игры на развитие умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения.
  3. Игры на развитие умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
  4. Игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты, мышления, чувства юмора.

        Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению и уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра, как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.


1.2 Функции дидактической игры

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические, или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.

С помощью игр-занятий воспитатель учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение в игре. Дидактическая игра используется при обучении детей математике, родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. На занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в одном случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасает интерес к игре, необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. При определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия играющих, назвать лучшего. Но в присутствии педагога этот этап в игре проходит более организованно, четко, хотя сам он и не влияет на оценку, а лишь может, как и каждый участник игры, высказать свое «за» и «против». Так, в играх, помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между самими детьми и воспитателем, между - самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на взаимопонимании к его внутреннему миру, к переживаниям, которые он испытывает в процессе игры.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Умственное воспитание

Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует, углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры направлены на усвоение, уточнение, закрепление знаний. Также игры ставят задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребенком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребенком характерных признаков предметов. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

Нравственное воспитание

У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качеств личности. В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры.

Трудовое воспитание

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Это хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.

Эстетическое воспитание

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки, папки. Яркие, красивые игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Физическое воспитание

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности, т. е. будущему обучению в школе.

Таким образом дидактическая игра обладает несколькими функциями:

  1. как игровой метод обучения;
  2. как форма обучения детей;
  3. как самостоятельная игровая деятельность детей;
  4. как средство всестороннего воспитания личности ребенка.

1.3        Значение дидактической игры в процессе подготовки детей к школе

Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство (А. К. Бондаренко). В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании, как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами (словесным, наглядным), имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей, игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог может выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути воздействия на личность ребенка. Например, если воспитатель в процессе наблюдения за игрой выявил, что у ребенка отсутствует выдержка при выполнении правил игры, он использует игры, которые поставят ребенка в такие условия, которые поставят ребенка в такие условия, когда он должен будет сам контролировать выполнение правил другими детьми.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка. Но и формирует определенные свойства личности.

 Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнить их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Итак, дидактические игры способствуют воспитанию активного стремления детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащают духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему всестороннему развитию.


Глава 2. Методические проблемы математической подготовки детей к обучению в школе

2.1  Задачи, содержание математической подготовки детей к обучению в школе

Учеными замечено, что в словаре пяти-шестилетнего ребенка наиболее употребляемое слово - «почему?». С этого начинается открытие мира. Спонтанное накопление фактов, размышления над ними, стремление объяснить их с высоты своего жизненного, а иногда и первоначального научного опыта - вот что характерно для этого возраста. Дошкольник о многом имеет свое собственное суждение.

Прислушиваясь внимательнее к тому, что говорит ребенок можно проследить путь осознания им окружающей и в том числе математической действительности. Он стремится внести порядок в разрозненные знания, и помощь ему в этом должен взрослый.

Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Задача педагога - направлять детский опыт в нужное русло в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое было развивающим.

Как сделать так, чтобы, познавая дошкольную математику, ребенок становился умнее? Практика показывает, что на успешность обучения детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и познавательную активность.

Важно не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявление активности детей, создавать ситуации, где бы они ощущали радость новых открытий.

Математическая подготовка детей к обучению в школе направлена на решение следующих задач (Т. Н. Доронова):

  1. формирование интеллектуальных операций: абстрагирования признаков, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, сериации, счета, нахождения закономерностей и т. п.;
  2. формирование системы представлений, которые могут стать фундаментом последующего обучения систематическому курсу математики;
  1. развитие воображения;
  1. формирование положительного отношения к предмету, мотивации дальнейшего познания в данной области;

-        предоставление возможности амплификации развития каждого ребенка в данном материале;

воспитание уверенности в собственных интеллектуальных возможностях, устойчивости к фрустрации;

  1. развитие способности к продуктивному диалогу с взрослыми и сверстниками как основы коллективной мыследеятельности;
  1. подготовка к поступлению в школу.

Программа формирования математических представлений и развития логического мышления детей 6 лет имеет три уровня (Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик).

Первый, обязательный для усвоения всеми детьми группы к концу года.

К первому уровню относятся навыки счета, измерения, решения в уме простейших задач на сложение, вычитание в пределах первого десятка, выполнение простейших геометрических построений. В программу этого уровня включен материал, предлагаемый на приемных собеседованиях в школу.

Второй уровень - «зона ближайшего развития». Сюда включен материал, который позволит снизить адаптационный стресс в школе.

Третий уровень - «зона дальнего развития». Этот уровень включает материал, обеспечивающий пропедевтику усвоения наиболее фундаментальных понятий курса математики, которым должны предшествовать правильные представления, или система информативных образов, сформированная в дошкольном возрасте. К их числу относится, прежде всего, представление о числовой прямой и числе, как точке этой прямой, а также о существовании направленных величин, о закономерных и случайных событиях и связанном с ними понятием вероятности.

Развитие логического мышления детей осуществляется в данном возрасте за счет совершенствования умения классифицировать.

Этот материал трудно отнести к какому-либо уровню, потому что уже в первом классе и даже на приемных собеседованиях детям часто предлагаются задания, требующие применения навыков логического рассуждения, выведения следствия поиска закономерностей, умения строить обобщения, давать и понимать определения и т. п.

Далее приводится таблица, в которой представлены программные задачи, три уровня развития математических представлений дошкольников.

Таблица № 2.1

Программа формирования математических представлений у

детей шести лет

Программная задача

I  уровень (обязательно)

II и III уровни

1

2

3

1.Формировать представление о числе как о точке числового ряда.

Рассматривается только ряд натуральных чисел и ноль.

Рассматривается числовая прямая.


Закономерности построения ряда: слева направо ряд возрастает.

Прямая сплошь заполнена точками – числами.

Представление о дробных и отрицательных числах.

2.Формировать навыки счета.

Счет наизусть в пределах 20.

Счет наизусть в пределах 100.

Обратный счет; пересчет; порядковый счет в этих пределах; “Соседи числа”. Сравнение по количеству: понимание и правильное употребление понятий “больше”, “меньше”, “равно”.

Употребление соответствующих знаков. Интервал как множество решений неравенства.

Состав чисел первого десятка. Чтение и запись двузначных чисел.

Разложение их на разрядные слагаемые.

3.Формировать навык измерения различных величин

Измерение длины.

Измерение длины ( в т.ч. отрезков), веса, температуры, объёма, времени.

4.Формировать начальные чертежные навыки.

Умение чертить по линейке прямые линии, отрезки заданной длины.

Чертить пересекающиеся и параллельные прямые, лучи, отрезки. Отмечать точки пересечения. Чертить угол.

Чертить геометрические фигуры, пользуясь различными шаблонами. Ориентировать на листе бумаги в клетку.

Чертить окружность, пользуясь циркулем.

5.Формировать представление о различных преобразованиях.

Представление о преобразованиях, изменяющихся и сохраняющихся длину, количество. Арифметические действия сложения , вычитания, умножения и деления; решение задач в уме.

Чтение и запись выражений с соответствующими знаками (примеров).

Геометрические преобразования: движения (симметрия, поворот, перенос). Направленные величины.

Временные представления: времена года, месяцы, дни недели, части суток. Прошлое, настоящее, будущее.

Представления о вероятности и о прогнозе.

6.Формировать геометрические представления.










Правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, кривую, ломанную линию.

Различать луч и отрезок. Понятие “граница”, “внутри”, “снаружи”. Понятие “угол”, виды углов.

Понимать выражение “пересекаются”, “не пересекаются”, “параллельно”. Различать замкнутые и не замкнутые линии.

Различать виды многоугольников.

Различать линию, плоскость, поверхность. Измерения: протяженность, площадь, объём.

Пространственные представления: правильно употреблять предлоги, обозначающие взаимное пространственное расположение предметов; понятие “впереди-сзади”, “вверху-внизу”, “справа-соева”, относительно себя.

Координаты на прямой и на плоскости.

7.Развивать логическое мышление.

Классифицировать по двум признакам, производить сериации: пользоваться обобщающими словами; понимать определения. Находить закономерности.

Понимать отношения ”род-

вид”, “пересечение”.

Иметь представления об истинных и ложных, частных и общих, утверждающих и отрицательных суждениях.

2.2  Повышение эффективности математической подготовки детей к обучению в школе

В дошкольном возрасте формируются математические представления, и задача педагогов заключается в том, чтобы сделать их адекватными, правильными и достаточно полными, чтобы они могли стать основой последующего усвоения соответствующих понятий.

Если в детском саду формируется представление о числе, как о средстве счета натуральных предметов, то педагог формирует у детей правильное, но очень неполное, неравномерно суженное представление о числе. При встрече впоследствии с дробными или отрицательными числами ребенку приходится ломать, перестраивать именно свое представление о числе как таковом. В то же время, в своей реальной жизни дети часто сталкиваются и с частями целого, и с отрицательными величинами.

Г. Фройденталь пишет: «Числовая прямая должна применяться с самого начала обучения вычислениям или почти с самого начала. Прежде всего на ней должны быть отмечены и обозначены натуральные числа; при делении присоединяются обыкновенные дроби; при измерении - главным образом, десятичные дроби, вначале конечные, а потом бесконечные. Таким образом, числовая прямая заполняется... точками, воспринимаемыми как числа. При этом методе не приходится вводить новые числа, ... есть лишь все расширяющаяся познанная область».

Материал второго третьего уровней дается только ознакомительно, не должен рассматриваться как обязательный для усвоения. Но все-таки наибольшую ценность имеет знакомство с числовой прямой и соответственно с дробными и отрицательными числами.

Важным условием для повышения эффективности математической подготовки дошкольников является и само отношение к математике воспитателя.

Занятия математикой позволяют раскрыть несколько фундаментальных идей, понятий, представлений: в мире есть порядок и закономерности - следовательно, его можно изучать, а затем и прогнозировать какие-то события в нем; внешне разнородные события могут быть в чем-то сходны, подобны, аналогичны. Это позволяет решать некоторые задачи «в общем виде». Именно этим привлекательна математика.

Потребность детей в целостной, связной картине мира, требует для своего возникновения и возможности понимания определенных категорий, понятий, которые выработало человечество на пути эволюции культуры. Эти понятия не возникнут сами собой из опыта повседневной жизни. Их усвоение требует специально организованной среды, целенаправленной работы педагога. Эти понятия не являются частью обыденной речи; но вместе с тем, дети научаются не только понимать, но и правильно употреблять их, формируя достаточно правильные соответствующие представления. Это такие понятия, как пространство и время; изменение, обратимость и сохранение как связанные с ними понятия; случайность, закономерность и вероятность; причина и следствие; непрерывность и прерывность. Качество и количество; часть и целое; единичное и общее; конечное и бесконечное; сходство и различие.

Задача педагогов, таким образом, заключается в том, чтобы создать ту понятийную «систему координат», в которой ребенок сможет размещать все те многочисленные новые сведения, информацию, которую он непрерывно получает, а также собранную ранее.

Ребенок должен получить в результате занятий ощущение силы своего интеллекта, общей упорядоченности и разумности окружающего мира.

Чрезвычайно важный момент обучения - его эмоциональный фон. На занятиях математикой он достигается за счет следующих понятий:

- отношение детей к педагогу;

- сенсорная привлекательность материала, с которым занимаются дети;

- индивидуальная работа.

С отстающими детьми желательно изучить новый материал до прохождения его всеми детьми группы. Это повышает активность на общем занятии, способствует как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе и собственной ценности для отстающих детей.

Еще одно важное условие для повышения эффективности математической подготовки детей - диалог. Невозможно переоценить роль диалога с компетентным взрослым в деле развития ребенка. Взрослые всегда являются катализатором развития интересов детей. По Т.Н.Дорновой, В.В.Гербовой необходимо:

- мотивировать детей участием в поиске решений совместно со взрослыми и сверстниками;

        - настраивать детей на сотрудничество, а не на соревнование и поиск ошибок друг у друга, начиная введение нового материала с постановки проблемы;

- участвовать в диалоге наравне с детьми, выслушивая их решения и предлагая свои, не изолируясь искусственно из ситуации и не занимая позицию «над» ней как наблюдатель или «дирижер»;

- использовать драматизацию как средство обсуждения проблемы с разных точек зрения;

        - создать развивающую среду, собрать материал, который необходим каждому ребенку для занятий.

В развивающую среду можно отнести: календарь, карта мира, глобус, обучающие настольно-печатные игры, конструкторы, геометрические мозаики, головоломки, занимательные книги по математике и многое другое.

Одним из условий повышения эффективности математической подготовки детей к обучению в школе являются и дидактические игры математического содержания. Они могут включаться в занятия по формированию элементарных математических представлений, являясь их частью. Также дидактические игры могут быть организованы в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.

Приведем пример дидактической игры «Лото с геометрическими фигурами».

Цель игры: определение геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Развитие внимания, зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

Правила и игровые действия. У каждого участника должна быть карточка с нанесенными на ней с помощью аппликации геометрическим фигурами. Фигуры различным образом сочетаются по форме и пространственному расположению на карточке. Например: две фигуры -наверху и внизу; две - справа и слева; по две одинаковые фигуры - в четырех углах; три одинаковые фигуры и одна различная; три различные и четыре различные.

У ведущего есть все виды карточек. Он показывает одну из них. Участники, у которых есть такие же карточки, поднимают их, высоко держа руку. Ведущий может спросить детей, какие фигуры изображены и каким образом они размещены. Те, у кого нет необходимой в данный момент карточки, должны проявить силу воли и спокойно продолжать игру. После того как все карточки, на которых изображены различные комбинации, будут использованы в игре, участники их обменивают, чтобы каждый имел возможность использовать карточки с различной степенью сложности фигур как по отношению к виду, так и числу и их расположению.

Таким образом, использование в комплексе различных методик, наглядности, форм организации детей, различных видов деятельности позволяет повысить эффективность математической подготовки детей к обучению в школе.


2.3 Методика использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.

- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

        - определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

        - выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

- определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

        - подготовка дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

        - подготовка к игре самого воспитателя: изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

        - подготовка детей к игре: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

        - объяснение хода и правил игры, обращается внимание на поведение детей в соответствии с правилами (что они запрещают, разрешают);

        - показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил;

- подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, будет ли она с интересом использована в самостоятельной игровой деятельности детей.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Анализ позволяет выявлять индивидуальные особенности в поведении и характере детей (4).

При проведении дидактических игр воспитатель основывается на общих дидактических принципах. Одним из них является принцип системности. Системность предполагает последовательно развивающуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Принцип системности выражается и во взаимосвязи дидактических игр как формы обучения и занятий.

Обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Это требование относится и к дидактическим играм. Только в результате повторений дошкольники учатся выделять в предметах признаки, качества. Необходимость повторности игр определяется и тем, что не все дети одинаково успешно усваивают то, что составляет обучающее содержание игры, игровые действия и правила.

Дидактическая игра представляет сочетание наглядности, слова воспитателя и действия самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Наглядность в игре, прежде всего и представлена в предметах, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов. При объяснении игры, игровых действий и правил воспитатель наглядно, на примере показывает детям, как нужно выполнять действие.

Огромное значение имеет слово воспитателя. При помощи словесных пояснений, указаний, создания образных представлений воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Одновременно способствует развитию речи детей, обогащению их словаря, овладению разнообразными формами речи. Речь воспитателя должна быть понятной детям. Образной и вместе с тем краткой, подробные и многословные объяснения недопустимы.

Дидактическая игра характеризуется разнообразными формами деятельности детей. Воспитатель учит детей целесообразным игровым действиям, используя зрение, слух, двигательно-моторный и осязательный анализаторы. Двигательная активность детей сочетается с речевой, так как воспитатель обозначает качества предметов, действия, движения и, повторяя слово в разных условиях, закрепляет его в словаре ребенка.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач (22).

Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы:

- интригующий и направляющий игру вопрос;

- удивление, высказанное воспитателем, направляющее игровые действия;

- шутка, оживляющая игру и помогающая заметить то, на что дети не обратили внимание;

        - доброжелательный юмор, неожиданные для детей сюрпризы;

- поощряющая или предупреждающая реплика и др.

Руководя игрой, воспитатель ничего прямо не предлагает, он осуществляет свое руководство так, что его влияние сохраняет непринужденность игры и вместе с тем является целенаправленным.

В руководстве игрой и в ее развитии важное значение имеет темп. Он определяется темпом умственной активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями, увлеченностью детей.

Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале игры дети как бы разыгрываются, усваивают содержание игровых действий, правила игры. В этот период темп игры естественно более замедленный. В последующий период, когда игра развертывается в сменяющих одно другими игровых действиях, когда дети увлечены игрой и переживают радость, темп убыстряется, К концу игры эмоциональный настрой как бы спадает и темп вновь замедляется (15).

Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную деятельность.

В дидактической игре действующими лицами являются и педагог и дети. Игра открывает большие возможности для проявления инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны детей вопросов. Держать игру в пределах предлагаемого времени большое искусство. Воспитатель уплотняет время прежде всего за счет сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик детей является условиями развития игры.

Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат, который определяется дидактической задачей, игровыми действиями и правилами и который воспитатель предвидит.

Для воспитателя результат игры - показатель уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение, например, отгадывание поставленных игрой загадок, выполнение поручений, игровых заданий. Заканчивая игру, воспитатель дожжен поддерживать интерес к дальнейшей игре, создавать радостную перспективу ожидания (22).

Итак, зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создает новые полезные и интересные игры.

Таким образом, изучив методические проблемы математической подготовки детей к обучению в школе, можно сделать следующий вывод. Математическая подготовка детей к обучению в школе решает такие задачи как: формирование интеллектуальных операций, формирование системы представлений, развитие познавательных процессов детей, воспитание уверенности в собственных интеллектуальных возможностях, подготовка к поступлению в школу. Программа формирования математических представлений имеет три уровня: первый - обязательный для усвоения, второй - «зона ближайшего развития», третий - «зона дальнего развития». Эффективность математической подготовки повышается за счет комплексного использования различных методов, наглядности, форм организации деятельности детей. Методика использования дидактических игр включает в себя три этапа: подготовка к проведению дидактической игры, проведение дидактической игры, подведение итогов, анализ проведенной игры.

Переходим к следующей главе - экспериментальное изучение использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе.


Глава 3. Экспериментальное изучение использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе

Экспериментальная работа была посвящена изучению возможностей использования дидактических игр в ходе математической подготовки детей к обучению в школе. Работа проводилась в течение 2005 - 2006 учебного года на базе детского сада № 64 г. Пензы. В эксперименте приняли участие 2 группы детей шестого года жизни (старший дошкольный возраст) по 20 человек в каждой. Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы.

Объектом исследования явилась математическая подготовка детей к обучению в школе. Предметом - дидактические игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе.

Экспериментальная работа началась с констатирующего этапа эксперимента, который проводился в начале 2005 - 2006 учебного года.

Затем проводился формирующий этап, по окончании которого - контрольный.


3.1 Диагностика исходного уровня математической подготовки детей к обучению в школе

В целях выявления исходного уровня математической подготовки детей 6-го года жизни, использовалась методика, предложенная в программе «Из детства в отрочество» (Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик, Т. И. Ерофеевой и другие). Диагностика проводилась в виде индивидуальных бесед с детьми контрольной групп. Использовались методы: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности, беседа.

Целью бесед являлось определение содержания, а также особенностей знаний и способов практической деятельности детей в области математического развития. Вопросы бесед составлялись таким образом, что позволяли выявить объем имеющихся на данный момент (начало года) математических знаний, умения перенести их в новую ситуацию.

Результаты фиксируются в протоколах (№ 1, №2). При обработке результатов собеседований с детьми применялась трехбалльная шкала оценок:

  1. балл: ребенок на вопрос не ответил, ответил на угад или с ошибками, объяснить затрудняется, ошибки исправляет неуверенно.

  1. балла: ребенок ответил верно, но односложно, пытается объяснить ответ, исправляет ошибки, но с подсказкой (наводящий вопрос) взрослого.

  1. балла: отвечает на вопросы правильно, полно, аргументирует ответ, сам замечает и исправляет ошибки.

После проведения бесед, оценки результатов и подсчета баллов делается резюме (Т. И. Ерофеева):

33-28 баллов - высокий уровень - дети способны мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи, имеют математические представления, репродуктивно владеют ими, умеют переносить знания в новую ситуацию.

28-20 баллов - средний уровень - дети способны мыслить, понимать причинно-следственные связи, рассуждают посредственно, математические знания поверхностны, с трудом переносятся в новую ситуацию, допуская ошибки, замечает и исправляет их благодаря наводящим вопросам взрослого.

Ниже 20 баллов - низкий уровень - дети имеют запас математических знаний недостаточный для систематического обучения. Не ориентируются в новой ситуации, не освоили причинно-следственные связи, ошибки замечают, отвечают на вопросы односложно.

Ниже (таблица № 2) приведены задания, которые использовались в диагностике исходного уровня математической подготовки детей к обучению в школе.


Таблица № 3.1

Задания для выявления исходного уровня развития

математической подготовки дошкольников

Название задания

Цель

Содержание

1

Подсчитай до 10.

Выявить умение считать до 10 наизусть.

Предлагается подсчитать наизусть от 1 до 10.

2

Разложи цифры по порядку.

Выявить уровень сформированности умения соотносить место числа в ряду.

Перед ребенком комплект карточек с цифрами от 1 до 9 в разбивку. Воспитатель предлагает разложить цифры по порядку.

3

Отсчитай сколько игрушек, сколько на картинке.

Выявит уровень сформированности умения отсчитывать указанное количество предметов, сформированность понятий “сколько”, “столько же”.

Педагог показывает картинку, на которой изображено несколько предметов, ребенок отсчитывает столько же игрушек.

4

Подсчитай предметы, чего больше, чего меньше.

Выявить уровень сформированности понятий “больше”, “меньше” путем образования пар предметов.

Перед ребенком параллельно друг другу разложены две группы предметов, отличающиеся по количеству на один, но начальный и конечный элементы лежат на одной вертикальной линии. Ребенок должен посмотреть и сказать, чего больше, чего меньше, или предметов поровну.

5

Сравни полоски по длине, разложи их по порядку.

Выявить уровень сформированности умения сравнить предметы по длине, используя прием приложения.

Перед ребенком 5 разных по длине полосок, разложенных хаотично. Предлагается сравнить их, разложить их в порядке убывания, затем в порядке возрастания.

6

Игра “Наоборот”.

Выявить уровень сформированности усвоения обратных понятий и терминов для их обозначения, использование их в активном словаре.

Педагог называет слова (“холодный”, “широкий”, “длинный” и т.д.), а ребенок подбирает антонимы.

7

Сколько фигур одинаковой формы, найди, назови цвет.

Выявит умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнить их по равным признакам.

Перед ребенком геометрические фигуры разные по размеру, цвету. Необходимо найти фигуры одинаковые по форме, цвету, размеру. Назвать геометрические фигуры.

8

Назови дни недели.

Выявит умение последовательно называть дни недели.

Педагог предлагает назвать дни недели в разбивку; назвать дни недели от понедельника до воскресенья.

9

Что справа, что слева?

Выявить уровень сформированности пространственных понятий: “справа”, “слева”, “вверху”, “внизу”, “впереди”, “сзади” и др.

Воспитатель предлагает ребенку назвать что находится справа (слева, спереди, сзади и т.д.) от него.

10

Расскажи стишок о числе, вспомни считалки.

Выявить уровень развития памяти, знание математических стихов и считалок.

Педагог просит ребенка вспомнить математические стихи, считалки.

11

Назови математические игры, расскажи правила к ним.

Выявить знание математических игр, умение понятно объяснить правила к ним.

Ребенку предлагается вспомнить математические игры, объяснить правила к одной какой-либо игре.

Далее приводятся протоколы диагностического обследования математической подготовки детей к обучению в школе. Протокол №1 – экспериментальная группа, протокол №2 – контрольная группа.

Протокол 1. Экспериментальная группа

№ п/п

Ф.И. ребенка

Подсчитай до десяти

Разложи цифры по порядку

Отсчитай столько игрушек, сколько нужно

Подсчитай предметы, чего больше, чего меньше

Сравни полоски по длине, разложи по порядку

Игра “Наоборот”

Сколько фигур одинаковой формы, найди, назови цвет

Назови дни недели

Что справа? Что слева?

Расскажи стишок про число, вспомни считалку

Назови математические игры, расскажи правила

Сумма баллов

Уровень знаний

1

Абрамова Эльвира

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

2

30

B

2

Аверьянова Дарья

3

2

2

1

2

3

2

2

1

2

1

20

C

3

Аверьянова Анастасия

3

2

3

2

2

3

3

3

3

3

2

28

B

4

Ахмаев Денис

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

19

H

5

Богданов Максим

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

2

28

C

6

Барыева Юлия

3

2

2

2

2

3

3

3

3

3

3

29

B

7

Воробьёв Виктор

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

17

H

8

Зубков Дмитрий

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

3

21

C

9

Зубкова Диана

1

2

2

1

2

2

1

1

2

2

1

17

H

10

Ивашин Кирилл

3

3

3

2

3

3

3

3

2

3

2

28

C

11

Ильинский Вадим

2

1

1

1

2

2

1

1

1

2

1

15

H

12

Китанин Никита

2

1

2

1

2

2

1

2

2

3

2

20

C

13

Кочетов Максим

2

1

1

2

2

1

2

2

3

2

20

C

14

Михейкина Валерия

3

3

2

2

3

3

2

3

3

3

2

29

B

15

Милехин Николай

2

1

2

2

2

2

1

1

2

2

1

18

H

16

Павлов Артем

2

3

2

2

3

3

2

2

2

3

2

26

C

17

Резвов Артем

1

1

2

2

2

2

1

1

2

2

1

17

H

18

Суслорв Алексей

2

1

2

1

2

2

1

2

1

3

1

18

H

19

Тагирова Эльмира

3

2

3

2

3

3

3

3

3

3

3

31

B

20

Федюков Даниил

3

2

2

2

3

3

2

3

2

3

2

27

C

Итоговый балл

44

37

41

31

48

50

38

44

42

49

36

Протокол 2. Контрольная группа

№ п/п

Ф.И. ребенка

Подсчитай до десяти

Разложи цифры по порядку

Отсчитай столько игрушек, сколько нужно

Подсчитай предметы, чего больше, чего меньше

Сравни полоски по длине, разложи по порядку

Игра “Наоборот”

Сколько фигур одинаковой формы, найди, назови цвет

Назови дни недели

Что справа? Что слева?

Расскажи стишок про число, вспомни считалку

Назови математические игры, расскажи правила

Сумма баллов

Уровень знаний

1

Абрамова Эльвира

2

2

1

1

2

2

1

1

2

1

2

17

H

2

Аверьянова Дарья

2

2

2

1

2

2

2

1

2

2

1

19

H

3

Аверьянова Анастасия

2

1

1

2

2

1

1

2

1

2

1

16

H

4

Ахмаев Денис

3

3

2

2

3

3

2

3

3

3

2

29

B

5

Богданов Максим

3

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

21

C

6

Барыева Юлия

2

1

2

1

1

2

2

2

2

2

1

18

H

7

Воробьёв Виктор

3

3

3

2

2

3

3

3

2

3

2

29

B

8

Зубков Дмитрий

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

21

C

9

Зубкова Диана

3

2

3

3

3

3

3

2

3

2

3

30

B

10

Ивашин Кирилл

3

3

2

2

2

3

3

3

2

3

3

23

C

11

Ильинский Вадим

3

2

3

3

3

3

3

3

2

3

2

30

B

12

Китанин Никита

3

3

3

2

3

3

3

2

3

2

2

29

B

13

Кочетов Максим

2

1

2

1

2

1

1

2

1

2

1

16

H

14

Михейкина Валерия

2

2

1

2

2

2

2

2

1

1

2

19

H

15

Милехин Николай

3

3

2

3

2

2

3

2

3

3

3

29

B

16

Павлов Артем

3

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

19

H

17

Резвов Артем

3

3

2

2

2

3

2

2

3

3

3

28

C

18

Суслорв Алексей

3

3

3

2

2

3

2

3

2

3

2

28

C

19

Тагирова Эльмира

2

1

2

1

1

2

1

1

2

2

2

17

H

20

Федюков Даниил

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

1

17

H

Итоговый балл

51

43

42

36

40

45

42

40

40

43

38

Подсчитав средний балл по каждому заданию, получили следующие результаты, которые представили в таблице (рисунок 3.1) и на линейном графике (рисунок 3.2).

Таблица. №3.2

                     Группа

Уровень

Экспериментальная

(ЭГ)

Контрольная

(ЭГ)

Высокий (В)

5 чел. – 25%

6 чел. – 30%

Средний (С)

8 чел. – 40%

5 чел. – 25%

Низкий (Н)

7 чел. – 35%

9 чел. – 45%

Рис. №3.1

Подсчитав средний балл по каждому заданию, получили следующие результаты, которые представили в таблице (рисунок 3.4) и на линейном графике (рисунок 3.5).

Таблица №3.4

  № зад

группа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

ЭГ

44

37

41

31

48

50

38

44

42

49

36

КГ

51

43

42

36

40

45

42

40

40

43

38

Рис. №3.2

Итак, подведя итоги констатирующего эксперимента, детей экспериментальной и контрольной групп условно можно распределить по трем уровням развития математической подготовки: высокий, средний и низкий.

В экспериментальной группе выявлено 5 человек (25 %) с высоким уровнем развития математической подготовки. Дети мыслят, способны к рассуждению. Понимают задания, выполняют их правильно. Понимают причинно-следственные связи, имеют хорошие математические представления, репродуктивно владеют ими, умеют переносить знания в новую ситуацию. Замечают свои ошибки, сами их исправляют.

Средний уровень - 8 человек (40 %) - дети активно отвечают на вопросы воспитателя, способны понять простейшие причинно следственные связи, но рассуждают посредственно, знания с трудом переносят в новую ситуацию. При допущении ошибок, исправляют их с помощью наводящих вопросов воспитателя.

Дети с низким уровнем развития математической подготовки - 7 человек (35 %) - имеют скудный запас математических знаний, с трудом переносят их в новую ситуацию, не освоили причинно-следственные связи, не замечают собственные ошибки, не исправляют их. Односложно отвечают на вопросы.

Итак, исходя из полученных данных, наметили следующие задачи и тематику дидактических игр, способствующих повышению уровня развития математической подготовки детей к обучению в школе:

- упражнять, в умении соотносить место числа в ряду;

- развивать умение сравнивать предметы по количеству, уточнить знание понятий «больше», «меньше»;

- упражнять в различении и назывании геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, четырехугольник), в узнавании формы знакомых геометрических фигур среди окружающих предметов.

В контрольной группе выявлено 6 человек (30 %) с высоким уровнем развития математической подготовки. Со средним уровнем развития выявлено 5 человек (25 %), дети понимают простые причинно-следственные связи, отвечают на вопросы воспитателя, но рассуждают односложно. Ошибки замечают, с помощью взрослого исправляют их.

Дети с низким уровнем - 9 человек (45 %) - односложно отвечают на вопросы, ошибки не замечают, запас знаний с трудом переносят в новую ситуацию.

Обе группы детей имеют примерно одинаковый уровень математической подготовки на начало эксперимента.

В целях повышения уровня математической подготовки детей у обучению в школе используется система дидактических математического содержания как часть занятий, а также как форма совместной с воспитателем и свободной деятельности детей экспериментальной группы.

Итак переходим к следующей части эксперимента - формирующий этап.


3.2 Организация экспериментальной работы по использованию дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе

После проведения констатирующего этапа экспериментальной работы проводился формирующий этап. Целью формирующего этапа явилось повышение уровня развития математической подготовки детей к обучению в школе с помощью дидактических игр.

На данном этапе эксперимента использовалась система дидактических игр, которые подбирались с учетом типологических особенностей детей. В подборе игр осуществлялся дифференцированный подход. Цель каждой игры ставилась с учетом тех разделов, по которым были выявлены наиболее низкие результаты у детей во время констатирующего этапа. В дидактических играх ставились такие задачи:

- упражнять детей в умении соотносить место числа в ряду;

        - развивать умение сравнивать предметы по количеству, уточнить знание понятий «больше», «меньше»;

- упражнять в различении и назывании геометрических фигур, в узнавании формы знакомых геометрических фигур среди окружающих предметов.

Ниже приводится описание используемых дидактических игр.

«Составь дорожку»

Цель: определить место числа в ряду натуральных чисел до 10.

Игровое правило: закрывать пустые клетки на карточке нужными числами.

Игровые действия: воспитатель показывает маленькие карточки с числами, ребенок находит нужную и закрывает пустые клеточки на большой карточке. Соревнование, кто первый закроет все клеточки.

Ход игры: детям раздаются полоски, разграфленные на 10 клеток. В клетки вписаны числа от 1 до 10, но некоторые клетки пустые. Воспитатель показывает карточки с числами, дети смотрят, берут нужные и закрывают ими пустые клеточки на полосках так, чтобы получился ряд чисел от 1 до 10 (приложение, рисунок № 1).

«Составь дорожку»

Цель: найти место числа в ряду натуральных чисел до 10. Составить ряд чисел самостоятельно.

Игровое правило: из карточек (пазлы) с изображенными на них числами составить ряд натуральных чисел до 10.

Игровые действия: ребенок выбирает нужную карточку и выкладывает в ряд так, чтобы совпали пазлы, и получился ряд чисел до 10. Соревнование, кто первый составит все числа по порядку.

Ход игры: перед детьми наборы карточек - пазлов, на которых изображены числа от 1 до 10. но не все карточки - пазлы совпадают между собой. Дети выбирают из предложенных наборов нужные карточки и составляют ряд чисел, лишние откладывают в сторону. Работа начинается по сигналу воспитателя. Побеждает тот ребенок, который верно разложил числа и подобрал нужные карточки - пазлы (приложение, рис. № 2).

«Больше или меньше»

Цель: сравнить предметы по количеству путем образования пар предметов, определить чего больше, чего меньше.

Игровые действия: на большой карточке изображено 2 ряда геометрических фигур. Эти ряды расположены параллельно, состоят из разного количества фигур, на начальные и конечные элементы рядов совпадают. Ребенку раздаются мелкие карточки с геометрическими фигурами. По количеству их столько же, сколько фигур в нижнем ряду. Ребенок выкладывает карточки между двумя рядами фигур так, чтобы образовались пары с фигурами первого ряда.

Ход игры: воспитатель раздает детям карточки с изображенными фигурами. Спрашивает ребенка: «Каких геометрических фигур больше, каких меньше? Как догадался?». Ребенку предлагается приложить маленькие карточки с геометрическими фигурами к каждому элементу верхнего ряда. Посмотреть и сказать, каких фигур больше, каких меньше (приложение, рис. №3).

«Геометрическое лото»

Цель: соотносить изображенные предметы с геометрическими фигурами.

Игровое правило: соединить две карточки - пазлы: на одной изображен предмет, на другой - похожая геометрическая фигура.

Ход игры:

I вариант: воспитатель показывает карточку с предметом, дети подбирают похожую геометрическую фигуру, соединяют две карточки (и наоборот).

II вариант: дети делятся на две команды. У одной карточки с предметами, у другой - с геометрическими фигурами. Задание - соединить карточки - пазлы (приложение, рис. № 4).

«Закрой окошко».

Цель: узнавать геометрические фигуры, сравнивать по форме, цвету, размеру, называть их.

Игровое правило: закрыть все геометрические фигуры на карте. Сравнивать фигуры на карте с геометрической фигурой водящего, находить такую же.

Ход игры: детям предлагается выбрать карты с изображенными на них геометрическими фигурами, рассмотреть, назвать фигуры. Затем ведущий (ребенок или взрослый) показывает геометрическую фигуру. Ребенок, у которого на карте изображена такая фигура, берет ее и закрывает окошко с геометрической фигурой на своей карте (приложение, рис. № 5).

«Развесь флажки».

Цель: разложить числа по порядку, от 1 до 10, чередовать треугольники и прямоугольники.

Игровые правила и действия: разложить флажки с числами от 1 до 10, чередуя треугольные флажки с многоугольными.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку развесить гирлянду из флажков. Перед ребенком набор треугольно и прямоугольной формы, на которых изображены числа от 1 до 10 на большой карте изображена полоска (веревочка), на которую ребенок раскладывает (развешивает) флажки (приложение, рис. № 6).

«Будь внимательным»

Цель: выложить на одну фигуру больше (меньше), чем в готовом ряду. Определить и назвать каких фигур больше (меньше), путем образования пар.

Игровые действия и правила: на карточке с готовым рядом фигур выложить по заданию фигуры на одну больше или меньше, чем в готовом верхнем ряду. Посчитать фигуры верхнего и нижнего ряда, сказать каких фигур больше, каких меньше (приложение, рис. № 7).

«Сделай фигур больше».

Цель: сравнить геометрические фигуры по количеству, соотнести с числом, выложить в пустой клетке на одну геометрическую фигуру больше.

Игровые действия и правила: рассмотреть карточку с геометрическими фигурами, посчитать их. В пустой клетке справа выложить на одну геометрическую фигуру больше. Внизу под клетками положить нужное число. Соревнование - кто первый верно выложит фигуру и число (приложение, рис. № 8).

Формирующий этап эксперимента проводился в течение 2005 – 2006 учебного года.

Дидактические игры использовались в разных формах организации деятельности детей, на этапе знакомства с новой игрой была организована совместная деятельность воспитателя с детьми. Игры использовались и как часть занятия по формированию элементарных математических представлений.

По мере знакомства детей с дидактической игрой, она включалась и в свободную самостоятельную деятельность детей.

Использовались и различные формы организации детей: фронтальные, групповые, индивидуальные, игры в парах.

Во время формирующего этапа эксперимента мы столкнулись с такими трудностями как:

  1. недостаточные знания у детей по выше отмеченным разделам программного материала, в связи с этим понижение интереса к дидактической игре;
  2. низкий уровень самоконтроля у некоторых детей группы в силу возрастных особенностей;

-    частые ошибки детей по причине рассеянности внимания.

По мере знакомства детей с дидактическими играми, использования их в различных формах организации деятельности, отмечалось повышение интереса детей к играм. Концентрация внимания становилась более продолжительна. Дошкольники приобретали недостающие знания посредством предложенных дидактических игр.

В конце формирующего этапа эксперимента проводился контрольный срез, позволяющий увидеть динамику развития эффективности использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе.

Результаты исследования представлены в следующей главе экспериментальной работы.

3.3 Итоги экспериментальной работы по использованию дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе

По окончании формирующего этапа эксперимента проводился контрольный срез с целью выявления эффективности предложенной системы дидактических игр. Обследовались две группы детей: экспериментальная и контрольная. Детям предлагались задания, которые использовались на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты срезов фиксировались в протоколах (№ 3, № 4).

Протокол 3. Экспериментальная группа

№ п/п

Ф.И. ребенка

Подсчитай до десяти

Разложи цифры по порядку

Отсчитай столько игрушек, сколько нужно

Подсчитай предметы, чего больше, чего меньше

Сравни полоски по длине, разложи по порядку

Игра “Наоборот”

Сколько фигур одинаковой формы, найди, назови цвет

Назови дни недели

Что справа? Что слева?

Расскажи стишок про число, вспомни считалку

Назови математические игры, расскажи правила

Сумма баллов

Уровень знаний

1

Абрамова Эльвира

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

2

Аверьянова Дарья

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

31

B

3

Аверьянова Анастасия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

4

Ахмаев Денис

3

2

2

2

3

3

3

3

3

2

2

28

C

5

Богданов Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

6

Барыева Юлия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

7

Воробьёв Виктор

2

2

3

2

2

2

3

3

2

3

3

27

C

8

Зубков Дмитрий

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

3

31

B

9

Зубкова Диана

2

3

3

3

3

2

2

2

2

3

3

28

C

10

Ивашин Кирилл

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

11

Ильинский Вадим

2

2

2

3

3

2

2

2

2

2

2

24

C

12

Китанин Никита

3

2

3

3

3

2

3

2

3

3

3

30

B

13

Кочетов Максим

2

3

2

3

3

2

3

2

3

3

3

29

B

14

Михейкина Валерия

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

15

Милехин Николай

3

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

25

C

16

Павлов Артем

3

3

3

3

3

3

3

3

2

3

3

32

B

17

Резвов Артем

2

2

3

3

2

3

3

2

2

2

3

27

C

18

Суслорв Алексей

2

3

3

2

2

2

3

3

2

3

3

28

C

19

Тагирова Эльмира

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

20

Федюков Даниил

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

Итоговый балл

54

53

55

54

56

54

57

53

52

56

57

Протокол 4. Контрольная группа

№ п/п

Ф.И. ребенка

Подсчитай до десяти

Разложи цифры по порядку

Отсчитай столько игрушек, сколько нужно

Подсчитай предметы, чего больше, чего меньше

Сравни полоски по длине, разложи по порядку

Игра “Наоборот”

Сколько фигур одинаковой формы, найди, назови цвет

Назови дни недели

Что справа? Что слева?

Расскажи стишок про число, вспомни считалку

Назови математические игры, расскажи правила

Сумма баллов

Уровень знаний

1

Абрамова Эльвира

3

3

2

2

3

2

2

2

2

2

3

26

С

2

Аверьянова Дарья

3

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

25

С

3

Аверьянова Анастасия

3

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

25

С

4

Ахмаев Денис

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

И

5

Богданов Максим

3

2

2

2

2

3

3

2

3

2

2

26

С

6

Барыева Юлия

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

23

С

7

Воробьёв Виктор

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

8

Зубков Дмитрий

2

2

3

2

3

2

2

3

3

2

3

27

C

9

Зубкова Диана

3

2

3

3

3

3

3

3

3

3

3

32

B

10

Ивашин Кирилл

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

11

Ильинский Вадим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

32

B

12

Китанин Никита

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

32

B

13

Кочетов Максим

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

 C

14

Михейкина Валерия

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

C

15

Милехин Николай

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

16

Павлов Артем

3

2

2

2

2

2

2

2

2

3

2

24

C

17

Резвов Артем

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

18

Суслорв Алексей

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

33

B

19

Тагирова Эльмира

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

22

C

20

Федюков Даниил

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

24

C

Итоговый балл

55

49

50

52

50

52

50

50

52

50

49

После проведения контрольного этапа полученные результаты представили в таблице (рис. 3.6) - уровень развития математической подготовки детей по итогам экспериментальной работы.

Рис. № 3.6.

                  Группа                                              

 Уровень              

Экспериментальная группа (ЭГ)

Контрольная группа (КГ)

Высокий (В)

13 чел. – 65%

9 чел. – 45%

Средний (С)

7 чел. – 35%

11 чел. – 55%

Низкий (Н)

0

0

Рис. №3.7.

Итак, подводя итоги контрольного этапа эксперимента можно сделать вывод о повышении уровня математической подготовки детей к обучению в школе.

В экспериментальной группе возросло количество детей с высоким уровнем развития (на 8 человек), уменьшилось количество детей со средним уровнем развития (на 1 человека). Детей с низким уровнем развития математической подготовки не выявлено.

Следует учитывать, что некоторые разделы программы вводились как новый материал в начале учебного года: соотнесение места числа в ряду натуральных чисел; усвоение обратных понятий и терминов (антонимов) для их обозначения, использование их в активном словаре. Другие разделы были знакомы детям, но материал давался с усложнением в связи с учетом возрастных возможностей детей шестого года жизни.

В контрольной группе выявлено 9 детей с высоким уровнем развития, что на 3 человека больше, чем в начале учебного года. Детей со средним уровнем развития выявлено 11 человек, что на 6 человек больше. Низкого уровня не выявлено. Экспериментальная работа в контрольной группе детей не проводилась. В течение учебного года протекал педагогический процесс в соответствии с программой воспитания и развития дошкольников.

Благодаря проведению экспериментальной работы по изучению возможностей использования дидактических игр в ходе математической подготовки детей к обучению в школе, уровень математического развития дошкольников экспериментальной группы значительно повысился. Сопоставив результаты контрольного этапа экспериментальной и контрольной групп, мы можем увидеть, что детей с высоким уровнем развития выявлено на 20 % больше, детей со средним уровнем выявлено также на 20 % больше в экспериментальной группе, чем в контрольной.


Заключение

В данной дипломной работе мы рассмотрели основные теоретические и практические вопросы, касающиеся использования дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе. Основными формами обучения детей дошкольного возраста являются занятия и дидактические игры. Таким образом, дидактические игры дают широкие возможности при подготовке детей к обучению в школе.

Анализируя результаты экспериментальной работы можно сделать следующий вывод: при использовании разработанной системы дидактических игр в экспериментальной группе дошкольников, значительно повысился уровень их математической подготовки.

Итак, можно говорить о подтверждении выдвинутой в начале работы гипотезы. Использование дидактической игры в процессе математической подготовки детей к обучению в школе явилось результативным, т.к. игры подбирались с учетом типологических особенностей детей; а также осуществлялся комплексный и дифференцированный подход в подборе дидактических игр.

По итогам проделанной работы наметились следующие перспективы: воспитателю следует систематически использовать дидактические игры. Повышать интерес детей к играм, используя наглядность, различное сочетание знакомых и новых дидактических игр. Включать игры в различные виды деятельности детей: как часть занятия, как совместная деятельность воспитателя с детьми, как самостоятельная деятельность детей.

По мере освоения детьми той или иной игры, нужно предлагать дидактические игры, которые требуют от детей творческого участия, развивают мышление, волю, чувства, духовные потребности и мотивы деятельности.

Литература

  1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду / Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. - М., 1972.
  2. Агеева С. Обучение с увлечением. Часть 1. - М., 1991.
  3. Бакалдин В. Начинаем мы считать. - Краснодар, 1972.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.-160 с.
  5. Буре Р. С. Готовим детей к школе: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.:     Просвещение, 1987. - 96 с.
  6. Волина В. В. Праздник числа: книга для педагогов и родителей. - М: Мозаика-Синтез, 2003. - 264 с.
  7. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
  8. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд, перераб. М., 1978.
  9. Журналы «Дошкольное воспитание» № 1, 1975; № 2, 1984; № 10, 1983, №8, 1977; №8, 1982.

10 Игра дошкольника/ Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др.; Под ред. С. Л. Новоселовой. - М: Просвещение, - 1989. - 286 с.

11 Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер,О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. - 127 с.

12 Крупская Н. Н. Роль игры в детском саду // Дети наше будущее. - 3-е изд. - М, 1975; - 4-е изд. - М., 1984.

13 Леушина А. М. Формирование элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974.  

14 Михайлова 3. И. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

 -М., 1985.

15 Основы дошкольной педагогики/Под ред. А. В. Запорожца, Т. А.

Марковой. - М.: Педагогика, 1980. - 272 с.

16 Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе /

Под ред. А. М. Леушиной - Минск, 1982.

17 Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А, Сохина и

В. Тарунтаевой. М., 1978.

18 Поддьяков Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н. Н. Поддьяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова и др.;      Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - 2-е изд., дораб. - М.:

Просвещение, 1988. - 192 с.

19 Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (Из опыта

работы) / Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А.

Васильевой. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.

20 Сай М. К., Удальцова Е. И. Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду. - Минск, 1979.

21 Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим

содержанием: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение,        1987.-97 с.

22 Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы).

Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1982. -

96 с.

23 Субботский Е. В. Ребенок открывает мир: Кн. Для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

24 Умственное воспитание детей дошкольного возраста./Под ред.             Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М: Просвещение, 1984. - 207 с.

25 Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада /Пер. с польск. О. А. Павлович. - М.: Просвещение, 1981. -159 с.

26 Чего на свете не бывает?: Занимат. Игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева и др.; Под ред О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. - М.: Просвещение, 1991. - 64 с.

27 Чилингирова Л. К., Спиридонова Б. С. Играя, учимся математике:          Пособие для учителя: пер. с болг. - М.: Просвещение, 1993. - 191 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа по математике

Дипломная работа по математике...

Презентация дипломной работы "Игра как средство развития творческих способностей дошкольников"

«Игра  -  это  огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.  Игра  -   это  искра...

Дипломная работа ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»

Теоретическая значимость заключается в том, что были обобщены теоретические и практические подходы по проблеме формирования пространственной ориентировки дошкольников с применением дидактических игр и...

Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...

Выпускная квалификационная работа (Дипломная работа)

Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возрастав процессе трудовой деятельности...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА "Проектирование системы работы руководителя ДОО по формированию мотивационной готовности педагогов к участию в конкурсах профессионального мастерства" (магистр)

В содержании работы большое внимание уделяется вопросам теории мотивационной готовности педагогов, а также подробно дается анализ внешних и внутренних условий, способствующих формированию мотивационно...