Развитие логического мышления посредством «веселой математики».
материал по математике (старшая группа) по теме

Алиева Елена Владимировна

Рашринение знания об элементарных матемитических объектах (числа и действия с ними, множества, фигуры, преобразование и т.д.), развитие общих умственных и математических способностей, заинтересованности предметом математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления посредством

«веселой математики»

                                                                                           

                                                                                            Наука чисел и искусство воли –

                                                                                          Вот два ключа магии, которые

          Открывают все двери Вселенной, -

                                                                                     Говорили жрецы Мемфиса.

Математика как абстрактное выражение наиболее общих законов мировоздания, как результат попыток человеческого разума постичь существо Гармонии и Красоты.

А что же такое математика для ребенка. Для него математика – это особое «тридевятое царство», «тридесятое государство», это «выдумка без обмана», это мир идей. Этот мир существует объективно и, прежде всего в сознании людей. В этом случае , моя задача как педагога упрощается: мне нужно лишь стать для ребенка проводником в этот мир и рассказать ему о законах существования чисел и фигур.

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле « математика далеко не всем будет нужна», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т.е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики -  в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления, в том числе и логический. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте 5-11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

Этот вопрос меня заинтересовал и после изучения большого количества литературы, в том числе и психологической, была выработана тема-проблема: «Развитие логического мышления посредством веселой математики». Работа по теме-проблеме началась с моими первыми детьми в средней группе. Для начала я провела диагностику.

Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. Поэтому я обследовала детей по всем разделам программы «Радуга» и вывела свои критерии оценок. Оценка результатов выводилась в баллах и заносилась в таблицу. После обследования, я анализировала уровень развития детей на данном этапе (их знание, умения и навыки). Диагностирование проводится на начало и конец учебного года. Затем составляется план, который затрагивает мою работу не только на занятиях по математики, но и все виды деятельности детей в повседневной жизни, и где решаются не только обучающие, но и развивающие, нравственно-эстетические (морально-волевые качества, самостоятельность) задачи.

Мои занятия проходят через игру. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью развивается внимание, память, мышление, воображение, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, мои дети приобретают новые знания, умения, навыки, развивают способности, подчас не догадываясь об этом.

Как я уже говорила выше, математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Поэтому большинство занятий носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов, средств, проверки правильности решения. Занятия предполагают различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей учебно-воспитательной деятельности и индивидуальных особенностей. Это позволяет мне воспитывать у ребят учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, коллективной деятельности.

Обучение математики немыслимо без использования занимательных игр, задач и развлечений. Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений, сказок загадок, логогрифов и т.д. Занимательный материал преподносится детям по мере трудности, что способствует у них развитию сообразительности, логики, смекалки и мышления (наглядно-образного и абстрактного). Моя задача состоит не в том, чтобы научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себя, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предлагают жесткой оценки: «верно - неверно». Я должна научить ребенка принимать критику без обид, стойко переносить свои неудачи, а также радоваться успеху товарища.

Рассмотрим наглядно несколько примеров. При закреплении состава числа прекрасно пользоваться задачами в стихах:

     • В класс вошла Маринка,

        А за ней Аринка,

        А потом пришел Игнат.

        Сколько стало всех ребят?

Задачи-шутки для развития смекалки, поднятия эмоционального настроения детей:

       • Гусь весит два килограмма. Сколько он будет весить, если встанет на одно ногу?

       •Сколько орехов в пустом стакане?

При решении арифметических задач на сложение и вычитание, необычными рисунками, связанные с сюжетом или сюрпризным моментом занятия.

Лабиринты, где на основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, вход и т.д.

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей решением логических задач на поиск недостающих фигур и логические упражнения, с помощью которых ребенок осуществляет последовательные умственные действия: анализ, синтез, обобщение по признаку, целенаправленно думать.

Особенно у детей пользуются успехом следующие игры: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», головоломки, графические диктанты и сказки-загадки.

Игры «Колумбово яйцо», «Танграм», «Волшебный круг» называют еще «геометрическим конструктором», т.к. вызывают интерес у ребят своей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы.

А из всего многообразия головоломок наиболее приемлены головоломки с палочками (можно пользоваться спичками без серы):

     

        • К разложенным на столе 4 спичкам прибавить еще 5 спичек так, чтобы получилось 100.

        • Дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложить только 2 спички.

Графические диктанты учат детей ориентироваться на странице тетради, перерисовывать рисунок, рассказывать при этом, в каком направлении необходимо двигаться при рисовании:

       

         • Отсчитать 3 клетки вправо и соединить точки линиями, отсчитать 4 клетки вверх, одну вправо, 4 вниз, 2 вправо и т.д.

Сказки-загадки побуждают моих ребят рассуждать, логически строить свое доказательство, при этом активизируются психические процессы (внимание, память, воображение, мышление), развивается речь:

                                   

       Куда идти?

Ночью в степи мы заблудились. Стояла лютая стужа, и хотелось скорее найти какой-нибудь кров. Холмы закрывали горизонт – огней не увидишь. Тишина. Мы шли наугад. Но вот, наконец, удалось различить справа паровозные гудки (где-то в этом районе была узловая станция), а слева – ржание лошадей и лай собак. Мы быстро свернули…

       В какую сторону мы пошли?

Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними и определяют характер этих действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем и моя роль, как воспитателя, также составляет элемент развивающей среды, поскольку от меня в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети, будут их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. Поэтому развивающей среде я уделяю огромную роль. Активно насыщаю ее играми, занимательным материалом, журналами, книгами, популярными сборниками и комиксами. В течении года, по мере усвоения детьми игр, я разноображу их виды, ввожу более сложные игры с новым занимательным материалом.

Работа ведется в сотрудничестве с родителями. Они являются первыми помощниками в педагогическом процессе. Я рекомендую родителям собирать занимательный материал, организовывать совместные игры, больше уделять времени своему ребенку, жить его интересами. Для этого создан уголок для родителей (Вести с занятий), где они получают всю необходимую информацию и рекомендации.

Вся проводимая мною работа дала и дает хорошие плоды. Это доказывает поступление моих выпускников в гимназии и классы развивающего обучения. А при тестировании дети показывают высокий уровень подготовленности к школе. Довольны все: родители, учителя (есть хорошая база для успешного обучения), дети (чувствуют себя уверенными и учатся на 4 и 5) и я, как воспитатель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания»

Данный проект состоит из трёх направлений: дети, педагоги, родители.   Первый этап проекта разрабатывался на базе  подготовительной группы.  Второй этап проекта разраба...

Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания

Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания                                      ...

Развитие логического мышления посредством игры. Программа для детей 5 - 7 лет

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ      Разработала: Слюняева Татьяна Михайловна,воспитатель МБДОУ «Детский садкомбинир...

Программа по развитию логического мышления посредством дидактической игры, с использованием нетрадиционного материала (четырёхгранные деревянные палочки)

Пояснительная запискаДидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания. Очень велико значение дидактической ...

План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываютс...