План по самообразованию на тему: "Развитие логического мышления, посредством сенсорного развития"
календарно-тематическое планирование на тему

Егорова Надежда Игоревна

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребёнка. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.

Мышление – главное условие дальнейшего сенсорного развития ребёнка. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2016-2017_gg.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

Тема:

«Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания »

На 2016-2017 учебный год.

Воспитатель: Евко Н. И.

Воронеж 2016 – 2017 гг.

Актуальность:

Детство – самая счастливая  пора жизни человека. Дошкольник очень энергичен и активен. Его притягивает практически всё, он пытается многое узнать и понять. Ещё в раннем детстве закладываются основы развития логического мышления ребёнка. Мышление, как известно, представляет собой процесс познания и осознания окружающего мира. Одним из условий развития логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.

Мышление - это форма познания, которая строится на основе образов восприятия и является результатом их переработки. Логическое познание, в котором ведущая роль принадлежит мышлению, вырастает из чувственного опыта, отражает его и формируется на его основе.

Мышление – главное условие дальнейшего сенсорного развития ребёнка. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Дидактические игры, включающие в себя сенсорное восприятие ребёнка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющего, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя. Дидактические игры способствуют формированию подвижности и гибкости ума.

Исходя из выше изложенного, мною было составлено перспективное
планирование работы с детьми по данной теме. Мое планирование является тематическим и содержит дидактические игры и игровые упражнения,
направленные на развитие умения созерцать предметы и явления, в процессе
восприятия, уметь выделять несколько качеств предметов, умение сравнивать предметы по разным качествам, выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, развитие умения классифицировать предметы по общим качествам и по характерным деталям, обогащение
представлений о цветах и их оттенках, умение называть цвета по предметному   признаку,   закрепление   знаний   эталонов.
  Также   я 

Предусмотрела  сопутствующие формы работы, которые тесно взаимосвязаны с различными видами деятельности ребёнка.   Для успешной реализации планирования, мною был  разработан методический комплект, который включает: конспекты занятий,  дидактические упражнения, логические игры, кроссворды, головоломки.

Цель:

Обучение детей основным действиям и правилам восприятия сенсорных эталонов, посредством дидактических игр.

Задачи:

- Приучать  детей объединять свойства предметов в целостный образ предмета.

- Ознакомление с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя на практике перцептивные действия.

- Развитие логического мышления, внимания, памяти и воображения.

- Расширять кругозор детей.

- Обучать детей действиям с предметами, помогать обнаруживать основные свойства предметов, их назначение, особенности.

-  Формировать познавательную активность, любознательность.

Месяц

Информационно-педагогический блок

Форма работы

Практический выход

Сентябрь

Изучить книгу

Л.А. Венгер,

Э.Г. Пилюгина,

Н.Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»

1. Индивидуальная работа с родителями вновь поступивших детей по адаптации ребенка в детском саду.

2. Диагностика сенсорного развития детей.

3. Подбор материалов и игр по сенсорному развитию.

4. Проведение игр:

 Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы, различающиеся по одному  признаку).

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Октябрь

 

1. Использование сенсорных игр на занятиях и в игровой деятельности.

2. Подготовка занятия-развлечения «Платье для Осени».

3. «Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала),

«Узнай фигуру» (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру).

4. Подготовка к конкурсу «Воспитатель года в ДОУ»

1. Индивидуальная работа по подготовки к празднику «Осени».

2. Проведение занятия с родителями на тему: «Платье для Осени».

Ноябрь

1. Пять сенсорных систем.

2. Совершенствование деятельности органов чувств.

3. Накопления представлений об окружающем мире.

4. Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, дидактические игры)

1.Участие в конкурсе «Воспитатель года».

2. Подготовка к Дню Матери (слова, инсценировка).

3. Участие в благотворительной акции: «Покормите птиц зимой». Кормушки своими руками.

Декабрь

Изучить книгу

Э.Г. Пилюгина  «Сенсорные способности малыша»

1. Осязание. Развитие тактильных ощущений.

2. Сенсорное развитие осуществляемое в процессе обучения рисованию, элементарному конструированию.

3. Игры: «Что внутри», «Золушка», «Найди пару» (на ощупь найти пары одинаковых предметов).

4. Долгосрочный проект: «Здоровье каждый день».

4. Выставка работ: «Елка – барахолка»

1.  Развитие мелкой моторики, через нетрадиционную технику рисования.

2. Подготовка к Новогоднему утреннику, разучивание стихотворений, песен.

3. Беседы на тему: «Здоровый образ жизни», «Витамины», «Личная гигиена».

Январь

1. Слух. Научить ребенка распознавать звуки.

2. Помочь детям правильно ориентироваться в пространстве.

3. Игры: «Музыкальная бутылочка», «Волшебное яйцо», «Подбери предмет", «Где звенит».
3. Постройки снежных фигур.

4. Пополнение картотеки дидактических игр по сенсорному развитию.

1. Формирование и развитие речи детей, устойчивые, закрепленные в речи представления о геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами.

2. Проведение открытого занятия с детьми и родителями на тему: «Здоровье каждый день».

Февраль

1. Зрение.

2. Игры: «Найти предмет указанной формы», Волшебное яйцо», «Из каких фигур состоит…?»  (нужно по рисунку определить,  из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их), «Подбери предмет», «Где звенит?». «Какого цвета не стало?».

3. Проведение бесед на тему: «Наша дружная семья»

1. Формирование у ребенка зрительного  контраста,  между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве.

2. Проведение конкурса к 23 февраля: «Военная техника».

Март

Чтение книги Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2008

1. Обоняние.

2. Игра с вязанными куклами «Что нам подскажет запах?», «Чем пахнет?», «Фрукт или овощ?», «Территория запахов».

3. Подарки сделанные своими руками к 8 марта.

4. Экологический проект: «Секреты воды» - экспериментирования с водой.

5. Папка-передвижка – «Вода»

6. Индивидуальная работа с детьми и родителями.

7. Привлечение родителей и детей к участию в конкурсах.

1. Возможность услышать разные запахи, помогает обогатить и оживить нашу жизнь.

2.  Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями: «Развития творческого воображения детей».

3. Участие родителей и детей в городских конкурсах: «Я шагаю по улице», «Моя сказка».

4. Участие в конкурсе  ДОУ «Экологическая книга».

Апрель

1. Вкус.

2.  Развивающие упражнения на развитие вкусо различение

Упражнения с развивающим оборудованием «Настольное панно»,  «Тактильная папка»

Развивающие упражнения с использованием дидактического оборудования «Звукарик – шумовик»

3. Индивидуальная работа с детьми.

4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

1. Формирование воображения и мышления.

2. Выставка «Дидактические игры нашей группы».

3. Привлечение родителей к организации развивающей среды на участке.

Май

1. Повторная диагностика сенсорного развития детей.

2.  Индивидуальные беседы с  родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»

1. Познакомить родителей с достижениями детей.

2.  Родительское собрание «Путешествие в страну 

Сенсорика»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания»

Данный проект состоит из трёх направлений: дети, педагоги, родители.   Первый этап проекта разрабатывался на базе  подготовительной группы.  Второй этап проекта разраба...

Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания

Развитие логического мышления посредством сенсорного воспитания                                      ...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План по самообразованию по теме "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование средств занимательной математики"

Должное внимание в настоящее время уделяется введению детей в мир элементарной математики, логики и освоению ими математических действий. Так как только гибкость ума, сообразительность и смекалка откр...

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

План по самообразованию на тему: «Развитие речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....

Перспективный план по самообразованию на тему: "Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук"

Цель: формирование речевой деятельности детей через развитие мелкой моторики....