Статья "Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности по математики с детьми дошкольного возраста"
статья по математике по теме

Бабаева Ольга Александровна

      В дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bloki.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Использование блоков Дьенеша в образовательной деятельности по  математике с детьми дошкольного  возраста».

     Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

      В дошкольной педагогике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

      Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. . Когда дети свободно научатся пользоваться  карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» ( не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т.д.).Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

     Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с детьми 2-10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

  1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
  3. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  4. Развивать пространственные представления
  5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

     Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.

      Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

– для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

– для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

– для развития действий классификации и обобщения;

– для развития способности к логическим действиям и операциям.

      На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).

     Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

     Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

     Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.   

     Игра с использованием блоков Дьенеша будет интересна детям разного возраста. Даже если ваш ребёнок ещё мал, но уже что-то начинает соображать, ему можно предложить поиграть с ним в такую игру под названием «Найди все фигуры такого цвета» или «Найди все квадраты из общей кучи деталей». Так, например, детям трёх или четырёх лет можно предложить простые игры, цель которых освоение свойств предмета, т.е. например, предложить им найти такую же фигуру по форме или цвету или предложите ребёнку найти все фигуры такие же как и эта по размеру. Детям постарше, можно предложить чуточку усложнённый вариант этой игры. Например, предложите ребёнку найти такие же фигуры, как и эта по форме и цвету, но другую по размеру или такие же по форме и размеру, но только другого цвета и так далее, вариантов может быть много.

     Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно.  Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.

     С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

Мнение о том, что математическое мышление совсем не обязятально в жизни, что оно может пригодиться только на уроках математики, очень ошибочно. Умение верно устанавливать причинно-следственные связи, ...

Использование инновационных методов в организованной образовательной деятельности по плаванию с детьми дошкольного возраста в бассейне ДОУ

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровьесбережения, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучение...

Семинар-практикум «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум  для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

Презентация к семинару-практикуму «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

Презентация к семинару-практикуму для педагогов «Использование   блоков  Дьенеша и палочек Кюизенера  в работе с детьми дошкольного возраста»...

«Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста»...

Консультация по использованию логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста.

Важнейшая задача детского сада — интеллектуальная подготовка ребёнка к школе. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях используются всевозможные развивающие игры, однако не ...

Педагогический проект по использованию мини-роботов «Bee-bot» «Умная пчела» в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Статья посвящена введению в коррекционно-образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста с ОВЗ современные технические средства. Данный опыт могут использовать педагоги дошкольного об...