Непосредственно образовательная деятельность по познанию в средней группе по УМК (соответствует ФГТ)
план-конспект занятия (математика, средняя группа) по теме

Багаутдинова Эльвера Альбертовна

Непосредственно образовательная деятельность по познанию в средней группе в ДОУ (интегрированный подход).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_po_poznaniyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Багаутдинова Э.А.

              Тема: «Волшебные шары».

              Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)

              Цель: Показать знания, умения детей, полученные на занятиях по познанию.

              Задачи: 1.Образовательная: Закрепить умения различать геометрические фигуры, считать и узнавать цифры до 5, умение сравнивать по длине, ориентироваться в пространстве (Познание). Упражнять в сравнении групп предметов путем приложения (Познание).

              2. Развивающая:  Развивать умение детей сосредотачиваться, не отвлекаться при выполнении задания, умение выполнять действия по содержанию текста (Социализация, физическая культура). Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы (Коммуникация). Развивать умение понимать татарскую разговорную речь, умение отвечать на вопросы по-татарски и составлять предложения из 2-3 слов (УМК).

 3. Воспитательная: Воспитывать усидчивость, старательность и интерес к занятиям (Социализация).

Интеграция образовательных областей: «Познание» (конструктивная деятельность, формирование элементарных математических представлений), «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование).

              Оборудование и материалы:

      Демонстрационный: 5 шаров (желтый, синий, красный, зеленый, оранжевый), рисунок гнома, 5 конвертов, письмо, 2 задачи – рисунки, схема птички, грузового автомобиля, рисунки «Где что находится?», рисунки «Угадай сколько?».

      Раздаточный: набор «Учись считать», полотно для сравнения, листы с заданиями на сравнение, карандаши.

              Индивидуальная работа:  словарная работа «силуэт»; проговаривание отдельных математических терминов, словосочетаний, предложений.

              Методические приемы: словесный – повторное проговаривание, объяснение, вопрос, беседа; наглядный – показ картин, рисунков, художественное слово; игровые – задания от гномов.

              Предварительная работа с детьми: разучивание физкультминутки; изучение понятий «столько – сколько», «больше – меньше», «длинный – короткий»; упражнение в различении и называний геометрических фигур, в счете до 5 и в определении расположения предметов относительно себя.

              Ход НОД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Матур итеп бастык. Исэнмесез, балалар!

Дети: Исэнмесез.

Воспитатель: Хэллэрегез ничек?

Дети: Эйбэт.

Воспитатель: Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся по-татарски.

Дети: Исэнмесез.

Воспитатель: Утырыгыз, бабалар. Посмотрите, вам нравится наша группа?

Дети: Да!

Воспитатель: А чем она сегодня привлекательна?

Дети: Наша группа чистая, красивая, убранная, украшенная шарами.

Воспитатель: Попробуйте сказать все это по-татарски.

Дети: Группа матур, чиста, якты.

Воспитатель: Посмотрите, наши шары какие?

Дети: Разноцветные, воздушные, красивые, большие, перламутровые.

Воспитатель: Еще эти шары необыкновенные. Как вы думаете, почему?

Дети: Их нам, наверное, кто-то подарил. Они не лопаются.

Воспитатель: Когда я утром пришла на работу, у меня на столе лежало письмо. Я хочу вам прочитать, что там написано. «Здравствуйте, наши дорогие, любимые детишки. Пишут вам гномы из волшебной страны. Мы посылаем вам волшебные шары с заданиями. Если вы сумеете их выполнить, то вы большие молодцы. Желаем вам удачи в выполнении заданий».

Воспитатель: Скажите, почему же шары необыкновенные?

Дети: Потому что их прислали из страны гномов. В этих шарах находится для нас задания.

Воспитатель: Кто такие гномы?

Дети: Это маленькие люди из волшебной страны.

Воспитатель: Правильно. Давайте покажем гномам какие мы молодцы.

Дети: Да!

        2. Основной этап.

а) Задание номер один «Веселые  задачки».

Воспитатель: Артем, найди мне, пожалуйста, шар под номером один.

Воспитатель: Правильно он нашел?

Дети: Да. Это цифра один.

Воспитатель: Скажем по-татарски: Это цифра один.

Дети: Бу бер саны.

Воспитатель: Найдите мне конверт под номером один.

Дети: (Дети ищут по группе). Вот конверт с  номером один!

Воспитатель: Посмотрите на шар и на конверт. Чем они похожи?

Дети: Они оба под номером один. Они оба желтые.

Воспитатель:  А что у нас бывает желтым?

Дети: Солнце, цветы, лимон, банан, цыпленок.

Воспитатель: Под номером один у нас задание «Веселые задачки». Слушайте и внимательно смотрите на рисунок:

                        Отправляйтесь за добычей,

                        Отыщите пять различий.

                        Докажите, что у вас

                        Самый острый в мире глаз.

Дети: В первом торте две свечи, а во втором - три. В первом торте есть одна вишня, а во втором - вишни нет. В первом торте горят все свечи, а во втором  -одна не горит. В первом торте один слой оранжевый, а во втором –  этот слой желтый. В первом торте крем с маком, а во втором – без мака.

Воспитатель: Правильно, слушаем следующую задачу:

                        В непарной обуви негоже

                        Гулять на улицу идти,

                        Придется из семи сапожек

                        Два одинаковых найти!

Дети: (Находят два одинаковых носка на рисунке).

Воспитатель: Правильно, вы справились. Похлопайте себе.

б) Задание номер два «Забавные фигуры».

Воспитатель: Султан, найди, пожалуйста, шар под номером два.

Воспитатель: Правильно он нашел?

Дети: Да. Это цифра два.

Воспитатель: Скажем по-татарски: Это цифра два.

Дети: Бу ике саны.

Воспитатель: Найдите мне конверт под номером два.

Дети: (Дети ищут по группе). Вот конверт с номером два!

Воспитатель: Посмотрите на шар и на конверт. Чем они похожи?

Дети: Они оба под номером два. Они оба красные.

Воспитатель:  А что у нас бывает красным?

Дети: Яблоко, вишня, ягода, виктория.

Воспитатель: Под номером два у нас задание «Забавные фигуры». Какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети: Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, конус, шар, цилиндр.

Воспитатель: Правильно. Возьмите набор «Учись считать», внимательно посмотрите на мой рисунок и постройте точно такой же.

Дети: (Строят птичку из одного круга (голова), одного квадрата (туловище), трех треугольников (два крыла и хвост). Строят грузовой автомобиль из двух кругов  (колеса), из четырех квадратов (кабина и кузов)).

Воспитатель: Сейчас усложняю задание. Надо самостоятельно построить силуэт человека. Что такое силуэт?

Дети: Силуэт – это как бы тень человека, но в меньших размерах и темного цвета.

Воспитатель: Правильно. Постройте  силуэт человека из геометрических фигур.

Дети: (Строят человека из одного круга (голова), одного квадрата или прямоугольника (туловище), четырех треугольников (две руки и две ноги)).

Воспитатель: Расскажите, из каких геометрических фигур построили силуэт человека.

Дети: Я голову сделала из круга, туловище из квадрат, руки из треугольника, ноги из квадрата.

Воспитатель: Правильно, вы справились с заданием. Похлопайте себе. Предлагаю сейчас немного отдохнуть и поиграть в игру «Угадай сколько?» Сколько на рисунке фигур, столько же присесть, наклониться вперед, поднять руки, прыгнуть, обняться.

в) Задание номер три «Интересные друзья».

Воспитатель: Тимур, найди, пожалуйста, шар под номером три.

Воспитатель: Правильно он нашел?

Дети: Да. Это цифра три.

Воспитатель: Скажем по-татарски: Это цифра три.

Дети: Бу оч саны.

Воспитатель: Найдите мне конверт под номером три.

Дети: (Дети ищут по группе). Вот конверт с номером три!

Воспитатель: Посмотрите на шар и на конверт. Чем они похожи?

Дети: Они оба под номером три. Они оба синие.

Воспитатель:  А что у нас бывает синим?

Дети: Небо, реки, слива, колокольчик, василек.

Воспитатель: Под номером три у нас задание «Интересные друзья». Положите перед собой столько кругов, сколько раз я топну.

Дети: (Считают до трех и ложат перед собой три круга).

Воспитатель: Положите перед собой столько квадратов, сколько раз я постучу.

Дети: (Считают до пяти и ложат перед собой пять квадратов).

Воспитатель: Сколько кругов вы положили?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько квадратов вы положили?

Дети: Пять.

Воспитатель: Подружите круги с квадратами. Как вы это сделали?

Дети: Приложили круги с квадратами.

Воспитатель: Сравните, каких фигур больше и на сколько?

Дети: Квадратов больше на два, чем кругов.

Воспитатель: Каких фигур меньше и на сколько?

Дети: Кругов меньше на два, чем квадратов.

Воспитатель: Сделайте так, чтобы они были одинаковые.

Дети: (Убирают два квадрата или ложат еще два круга).

Воспитатель: Что вы сделали, чтобы они были одинаковые?

Дети: Я добавил еще два круга. Я убрала два квадрата.

Воспитатель: Правильно, вы справились. Похлопайте себе.

г) Задание номер четыре  «Сами с усами».

Воспитатель: Лилия, найди, пожалуйста, шар под номером четыре.

Воспитатель: Правильно она нашла?

Дети: Да. Это цифра четыре.

Воспитатель: Скажем по-татарски: Это цифра четыре.

Дети: Бу дурт саны.

Воспитатель: Найдите мне конверт под номером четыре.

Дети: (Дети ищут по группе). Вот конверт с номером четыре!

Воспитатель: Посмотрите на шар и на конверт. Чем они похожи?

Дети: Они оба под номером четыре. Они оба зеленые.

Воспитатель:  А что у нас бывает зеленым?

Дети: Трава, яблоко, салат, лук, лягушка.

Воспитатель: Под номером четыре у нас задание «Сами с усами». Я раздам вам листы бумаги, которые отправили гномы. Вы должны самостоятельно выполнить задание, а затем ваши работы отправим обратно гномам, чтоб они посмотрели, как вы справились с заданием. (Раскрасить длинную ленту оранжевым цветом, а короткую розовым).

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо сесть.

д) Задание номер пять  «Где что находится».

Воспитатель: Анастасия, найди, пожалуйста, шар под номером пять.

Воспитатель: Правильно она нашла?

Дети: Да. Это цифра пять.

Воспитатель: Скажем по-татарски: Это цифра пять.

Дети: Бу биш саны.

Воспитатель: Найдите мне конверт под номером пять.

Дети: (Дети ищут по группе). Вот конверт с номером пять!

Воспитатель: Посмотрите на шар и на конверт. Чем они похожи?

Дети: Они оба под номером пять. Они оба оранжевые.

Воспитатель:  А что у нас бывает оранжевым?

Дети: Апельсин, цветы, мандарин.

Воспитатель:  Под номером пять у нас задание «Где что находится». Посмотрите на первый рисунок и скажите где что находится.

Дети: Туча находится перед солнцем, а солнце находится за тучой.

Воспитатель:  Скажем по-татарски: «Это туча», «Это солнце».

Дети: Бу болыт. Бу кояш.

Воспитатель:  Посмотрите на второй рисунок и скажите где что расположена.

Дети: Яблоко находится в середине, груша находится слева от яблока, банан находится справа от яблока. Между грушой и бананом находится яблоко. Первым находится груша, второй – яблоко, третьим – банан.

Воспитатель:  Скажем по-татарски: «Это яблоко».

Дети: Бу алма.

Воспитатель: :  Посмотрите на третий рисунок и скажите где что находится.

Дети: На столе стоит чайник, под столом лежит кошка.

Воспитатель:  Скажем по-татарски: «Это стол», «Это кошка»..

Дети: Бу остэл. Бу песи.

Воспитатель: Правильно, вы справились. Похлопайте себе.

Воспитатель: Вот, ребята, наши конверты перед вами, посчитаем по-татарски.

Дети: Бер, ике, оч, дурт, биш.

3. Итог.

Воспитатель: Вам понравилось наше занятие?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто нам сегодня   прислал задания?

Дети: Гномы.

Воспитатель: Кто такие  гномы?  

Дети: Это маленькие люди из волшебной страны.

Воспитатель: Какие задания мы с вами выполняли?

Дети: Мы решали веселые задачки, из геометрических фигур сделали птичку, автомобиль, человека, и т. д.

Воспитатель: Какое новое слово вы узнали на занятии?

Дети: Силуэт - это как бы тень человека, но в меньших размерах и темного цвета.

Воспитатель: Давайте попрощаемся по-татарски. Сау булыгыз.

Дети: Сау булыгыз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект и конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы, выстроенный с учётом принципа интеграции образовательных областей «Познание», «Художественное творчество» на тему: «Для любимой мамочки!».

В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта....

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы. «в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная область: познание.

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми средней группы.«в гости к зимушке зиме» - приоритетно образовательная  область: познание....

Непосредственная образовательная деятельность по познанию в средней группе   на тему : «Воздух и его свойства»

1. Формировать у детей представление о воздухе и его свойствах: невидимый, прозрачный, занимает место, ролью и значением воздуха в жизни человека и живых существ;  2. Формировать навыки постановк...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Познанию в средней группе Тема: «Обитатели скотного двора» №20

Конспект непосредственно образовательной деятельности по Познанию в средней группе...