Кружок «Веселый счет»
рабочая программа по математике (подготовительная группа) по теме

Гончарова Наталья Владимировна

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 «Дельфин» г..Саяногорска

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию

Образовательная область: «Познание»

 Кружок «Веселый счет»

Возрастная группа: подготовительная

Автор:

 Гончарова Н.В.

Учитель-дефектолог

+

2011г.


Пояснительная записка

Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях наиболее значимыми компонентами целостного развития выступают личностная, умственная, речевая, эмоциональная составляющие. Экспериментально установлено, что в умственном развитии детей дошкольного возраста немаловажное место занимает математическое развитие, которое не может рассматриваться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка. В дошкольном возрасте у ребенка идет интенсивное накопление и качественное преобразование представлений об окружающем мире, о взаимосвязях вещей и явлений, об отношениях между людьми в процессе использования значимых для ребенка видов деятельности.

Процесс математического развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью строится с учетом закономерностей формирования математических представлений у нормально развивающихся детей.

Важной составляющей программного материала по развитию элементарных математических представлений у дошкольников является специально разработанная совокупность заданий содержательно-логического характера, направленных как на более осмысленное усвоение математического содержания, так и на развитие у детей основных познавательных процессов и  интереса к математике.

Успешное обучение детей в школе зависит от уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение). Особое внимание уделяется работе, направленной на развитие произвольного внимания, так как от уровня его развития зависит успешность и чёткость работы сознания, а следовательно, и осознанного восприятия изучаемого математического материала. Естественно, что все задания и их последовательность подчинены дидактическому требованию постепенного усложнения и в итоге подводят к успешному развитию произвольного внимания, которое служит основой развития других познавательных процессов. Ребёнок должен находить отличия между предметами, выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу, находить несколько пар одинаковых предметов.

Среди заданий на развитие памяти в дошкольном возрасте предпочтение отдаётся зрительным и слуховым диктантам и упражнениям, в содержании которых используются математические символы, записи, термины, геометрические фигуры и их расположение на листе бумаги. Большое значение в развитии словесно-логической памяти имеют дидактические игры, предполагающие развитие у детей приёмов смысловой группировки представленных слов или словосочетаний.

Таким образом, ведущей методической линией является организация разнообразной математической деятельности, в результате которой идёт накопление элементарных математических   представлений и активное развитие основных познавательных процессов у детей, приоритетных  среди которых являются воображение и мышление. Именно поэтому большое внимание уделяется развитию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез, обобщение, классификация, аналогия.

Анализ- это процесс, расчленения целого  не части, а также установление  связей, отношений между ними.

Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и являются одним из основных мыслительных операций.

Сравнение - мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уметь сравнивать, выделяя сначала наиболее существенные признаки сходства и различия, а также видеть разницу между признаками сходства и признаками различия. Развитие умений проводить сравнение отрабатывается с помощью усложняющих заданий: сначала это задания, в которых предполагается сравнивать два предмета, при этом результат сравнения выражается графически; затем сравнивают группы предметов, их изображения, после чего переходят к сравнению несложных сюжетных картинок или композиций.

Обобщение- процесс мысленного объединения в одну группу предметов и явлений по их основным свойствам. Ребёнку старшего дошкольного возраста нужно уметь обобщать предметы, исходя из их существенных признаков, самостоятельно выделяя эти признаки. Классификация- это распределение предметов по группам, обычно по существенным признакам. Очень важно правильно выбрать основание классификаций. Часто дети ориентируются на второстепенные признаки. Необходимо учить малышей называть группы предметов обобщающими словами или, наоборот, подбирать предметы к обобщающему слову.

Учитывая, что запас математических знаний у дошкольников ещё не так велик, задания содержательно- логического блока не всегда будут иметь ярко выраженное математическое содержание, что, однако, не снижает их развивающей ценности и значимости для развития познавательных  способностей детей. Постепенно с ростом математической базы у ребёнка, такие задания всё более обогащаются разнообразным математическим содержанием и выполняют уже одновременно несколько функций. 

Большинство заданий даются в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов у детей. Основные требования к заданиям содержательно-логического характера:- задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет математическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память. Задания должны иметь математическое содержание и нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей, расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.- задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Данная программа разработана на основе программы Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание», М., Просвещение, 2003г.

Цель: Формирование мотивации и интереса к деятельности с математическим содержанием;

Задачи:

  1. Развивать восприятие и представления  детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
  2. Увеличить объём внимания и памяти.
  3. Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышления за счёт обучения приёмам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установление причинно-следственных связей).

Работа кружка один раз в неделю в 15.30 продолжительностью 25 минут. Общее колличество занятий 30. Программа рассчитана на один учебный год.


План работы кружка на 2011-2012гг.

Месяц

Тема

Цель

октябрь

1. 





2.

 


З.


4.

Один - много. Ориентация в пространстве :справа, слева, посередине




Сравнение групп предметов по количественному признаку.


Число и цифра 1


Упражнения на развития внимания (найди такую же, расставь значки).

-Закрепление умений сравнивать кол-во предметов; обозначение словами положение предметов по отношению к себе.

  -Учимся устанавливать соответствие между числом и кол-м.

-Знакомимся с цифрой один как знаком числа один.

-Нахождение цифры среди множества других

ноябрь

1.


2.


3

4.

Игра «Угадай-ка»


Количество и счёт. Число и цифра 2


Игра «У кого больше»

Счет на слух

- Подбираем число  к каждому изображению

-Знакомимся с цифрой два как знаком числа два.

-Учимся сравнивать числа

-Развитие слухового восприятия

декабрь

1.

 2.


3.


4.

Сравнение чисел, геометрических фигур (выявление сходства и различия)

Количество и счёт. Число и цифра 3.


Игра «Какой цифры не стало?»


Ориентация во времени :раньше, позже, сначала, потом

 -Установление равенств и неравенств групп.

-Знакомимся с цифрой три как знаком числа три.

-Развитие внимания, наблюдательности.

-Учимся различать понятия времени.

январь

1.


2.


3.

Игра «Угостим зверюшек»


Игра «Считай, не ошибись»


Количество и счёт. Число цифра 4

-Развитие внимания и навыков счета

-Развитие внимания и навыков счета

-Знакомимся с цифрой четыре как знаком числа четыре.

февраль

1.


2.


3.


4.

Игра «Убираем цифры»


Игра «Ориентировка»


Количество и счёт. Число и цифра5


Сравниваем числа

- Развитие внимания и навыков счета.

-Различие понятий «далеко», «близко».

-Знакомимся с цифрой пять как знаком числа пять.

-Считаем по образцу, устанавливаем равенство между двумя группами предметов.

март

1. 


2.


3



4.

Ориентация на листе бумаги


Количество и счёт. Число и цифра 6

 

Сравнение величин по  линейным размерам с использованием условной меры


Игра «Назови соседей»

-Учимся ориентироваться на листе бумаги.

-Знакомимся с цифрой шесть как знаком числа шесть.

-Закрепление умения сравнивать непрерывные множества.

-Закрепление знаний смежных чисел.

апрель

1


2

 

3.


4.


5.

 Выделение нужного количества (в пределах 5) из множества

Положи столько же, сколько  здесь (уравнивание множеств)

Игра «Положи столько, сколько услышишь звуков»

Игра «Разложи по порядку»


Количество и счет. Число и цифра 7

- Отсчитывание заданного количества предметов.

-Преобразование непрерывных множеств

-Развитие слухового внимания, навыков счета.

-Усвоение порядка следования чисел натурального ряда.

- Знакомимся с цифрой семь как знаком числа семь

май

1.

2.

Счет с названием итогового числа

Найди цифру, которую я назвала (от 0 до 7), выложи их по порядку

-Различие количественного и порядкового счета, отвечаем на вопрос «сколько», «какой по счету».

-Закрепление знаний цифр, порядкового счета

Планируемые результаты освоения Программы

К концу года ребенок должен научиться:

- осуществлять количественный счет в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;

- пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;

- осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;

- определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами;

- измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку;

- знать цифры от нуля до семи, соотносить их с числом предметов.

Способы проверки ЗУН

Диагностика проводится два раза в год: в сентябре – с целью выявления уровня развития ребенка на данный момент, и в мае - с целью выявления динамики развития.

Способами проверки ЗУН является индивидуальное обследование развития ЭМП практическими методами в игровой форме. Для этого используются методики, описанные в пособиях И. В. Чумаковой (исследование сформированности количественных представлений) и Н.В. Серебряковой, С.Д. Забрамной (цвет, форма, величина, пространственная ориентировка).

Список средств обучения

Наглядные пособия: реальные предметы, игрушки сюжетно-образные и дидактические, муляжи, картинки, счетные палочки, настольно-печатные игры.

Технические средства: магнитофон, магнитная демонстрационная доска.

Список детей:

Список литературы:

  1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.  Издательство: «Учитель» 2007г.
  2. Колесникова Е.А 500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет. М. , 2004г.
  3. Колесникова Е.А. Математика для детей 4-5 лет, М., 2004г.
  4. Соколова Е.И. Математика для малышей  Издательство: ООО «Атберг 98» 2007г.
  5. Чумакова И.В. «Формирование дочисловых колличественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта» М., 2001г.

ИГРЫ

накомимся с цифрами

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки.

Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

 

Угадайка

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

 

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.

Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

У кого больше

В эту игру можно играть вдвоем и втроем. Для игры понадобится кубик с точками. В качестве счетного материала можно использовать пуговицы, шишки, орехи т.д.

Положите в вазу или коробку пуговицы (орехи). Теперь по очереди бросайте кубик. Какое число выпадет, столько и берут из вазы предметов. Когда ваза опустеет - подсчитайте, у кого больше.

 

Счет на слух

Для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.

 

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."

 

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.

 

Угостим зверюшек

Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

 

Считай, не ошибись!

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике. "Веселый счет"

Конспект для обучения детей младшей группы счету до 5, и ознакомления с геометрическими фигурами....

Веселый счет

игра для детей дошкольников 5-6 лет дети должны собрать правильно пазл. посчитать предметы на оной половине пазл и нажать пазл с соответствующей цифрой....

"Веселый счет от 0 до 10"

Цифры от 0 до 10 в стихах....

Презентация "ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ"

Презентация по математике на тему "Веселый счет"...

презентация "Веселый Счет"

демонстрационный материал...

Дидактическая игра "Веселый счет" (счет до 5)

Цель: посчитать количество предметов и найти соответствующую цифру....

Дидактическая игра "Веселый счет" (счет до 10)

цель: посчитать количество предметов и найти соответствующую цифру...