Серия занятий по математике
план-конспект занятия (математика, старшая группа) по теме

Сагитова Гульмира Махмутовна

Серия занятий по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seriya_zanyatiy_po_matematike.docx200.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по математике (младшая группа) на тему:
"Путешествие в сказочный лес""

Цель: учить детей называть цвет, величину предметов (большой -маленький); формировать умение различать предметы по форме и называть (квадрат, треугольник, круг).

Материал: два зайчика, разные по величине;  деревья для оформления леса, геометрические фигуры разные по цвету (треугольник, квадрат, круг).

Ход:

Воспитатель: А давайте сегодня с вами отправимся в “сказочный лес”. Хотите попасть туда?

Ответы детей.

Воспитатель: Но, чтобы попасть в “сказочный лес”, мы должны пройти  по дорожкам, цвет которых вы выберете сами.

Дети, называют, какого цвета они выбрали себе дорожку и под музыку, осторожно, вместе с воспитателем проходят по ним. И оказываются в “сказочном лесу”. Там дети встречают трех шумных зайчиков, которые о чем-то спорят.

– Ребята, посмотрите, какие интересные зайчики, давайте подойдем к ним ближе и поздороваемся.

Дети здороваются с зайчиками.

– Извините, пожалуйста, зайчата, о чем у вас спор?

Один зайчик на ушко шепчет воспитателю, что они не могут определить, кто из них самый большой и самый маленький.

– Ребята, оказывается, зайчата не знают и не умеют, как определить, кто из них самый большой и самый маленький. Давайте поможем им, скорей и они перестанут так шумно спорить.

Дети используют способ приложения и определяют, какая из них большой, а какой  маленький.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята! За это зайчата нам дарят сундучок.

- Ребята, я вижу, вам понравилось в «сказочном лесу» и мы отправляемся дальше гулять по лесу.

Дети прощаются, благодарят за сундучок.

В сказочном лесу слышны звуки леса и пение птиц.

Воспитатель: Какое сейчас время года (весна). Весной прилетает к нам много птиц. А где они будут жить? Как мы можем им помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: Зайчата подарили нам сундучок, давайте посмотрим, что там находится.

Воспитатель с детьми рассматривают геометрические фигуры.

Воспитатель: Какие замечательные фигуры нам подарили зайчата. Назовите их (круг, квадрат, треугольник). А что же из них можно построить, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте, ребята, построим домики для птиц, а называются они скворечники.

Дети выполняют задания.

Воспитатель: Давайте, поселим в ваши замечательные домики скворцов. Расскажите, из каких фигур у вас построены скворечники.

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад. Для этого мы должны пройти по дорожкам.

Рефлексия:

  1. Ребята, где мы сегодня с вами были?
  2. Кого мы встретили в лесу?
  3. Кому мы помогли построить домики?

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для детей среднего возраста. Тема: "Поможем Буратино".


Задачи:
Закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5 и 10, знание цифр в пределах 10; закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
Упражнять в сравнении и уравнивании двух групп предметов; в составлении закономерностей; и геометрических фигур из счётных палочек.
Совершенствовать умения решать логические задачи на установление последовательности событий (части суток, времена года); учить соотносить цифру с количеством предметов.
Формировать умения преобразовывать готовые формы, разрезая на 2 части квадраты и прямоугольники.
Развивать любознательность, память, логическое мышление; интерес к математике, любовь к стихам и пению.
Воспитывать аккуратность при разрезании и наклеивании.
Вызывать желание помочь Буратино.

Интеграция образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, музыка, художественная литература.

Оборудование и материалы:

Игрушечный Буратино, письмо, мяч, ковролин с цветами, бабочками, деревьями, листьями, силуэтами речки, ручья, птицами (одна птица из геометрических фигур), цифры, «кочки» с цифрами, нарисованный домик с замком, золотой ключик.

Раздаточный: геометрические фигуры (квадраты и прямоугольники) двух цветов на каждого, клей, салфетки, кисточки.

Предварительная работа с детьми: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик»

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, вчера вечером нам пришло письмо от Буратино. Вот оно: «Ребята, помогите! Хитрая Лиса Алиса и Кот Базилио похитили Золотой ключик и спрятали его в Стране Дураков».

А утром пришёл и сам грустный Буратино. Вот он.

- Поможем ему отыскать Золотой ключик? (Да).

- Буратино, отдохни пока.

Воспитатель: А поедем мы на паровозике. Встаём друг за другом и поехали. А чтобы было веселее ехать споём песню «Мы едем, едем, едем в далёкие края...».

- Впереди поляна, но нам нужно преодолеть болото, перепрыгивая строго по кочкам, которые пронумерованы от 1 до 5 (дети прыгают и называют цифры).

- Ну, вот мы на поляне (дети садятся на ковре). Аня загадает вам загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

- Что это? (Бабочка). Правильно. Посмотрите, здесь растут цветы, летают бабочки. А бабочки любят сладкий цветочный нектар, всем ли бабочкам достанется по цветочку? (сравнить количество цветов (5) и бабочек (4). Одинаковое ли количество? (Нет) Как их уравнять? (Сорвать один цветочек или может прилететь ещё одна бабочка).

- Посмотрите, на поляне есть яблоня, сколько листочков на ней?(10). Кто хочет выложить числовой ряд от 1 до 10? (Индивидуальная работа)

- А кто это на дереве сидит? (птицы) Сколько?(4). Все ли они одинаковые? (одна из геометрических фигур) Каких? (треугольника, квадрата, прямоугольника, круга). Что ещё бывает похожим на эти фигуры?

- Посмотрите, здесь ещё ёлочки и яблоня растут. Кто нам хочет про яблоню стих рассказать.

Яблоня.

Зимою спит устало

Под снежным одеялом.

Весною белым цветом,

Как девица одета.

А с наступленьем лета

Подарки дарит детям.

Ее плоды сочны, вкусны.

Едят до самой до зимы.

Один бочок - зеленый.

Под солнышком взращенный.

Другой бочок горит огнем

И солнца луч играет в нем.

- Что можно сказать про яблоню и ёлочки, если их сравнить? (яблоня высокая, а ёлочки низкие), а если сравнить речку и ручей? (речка широкая, ручей узкий).

- Давайте вспомним, какой сегодня день недели и что мы делаем в течение дня?

Физкультминутка «Дни недели».

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

А в четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

- А что же мы ещё можем делать?

«Закончи предложение» (с мячом)
Завтракаем мы утром, а ужинаем... (вечером)
Катаемся на коньках зимой, а купаемся... (летом)
Днём мы обедаем, а завтракаем... (утром)
Солнце светит днём, а луна... (ночью)
Весной листья распускаются, а падают с деревьев... (осенью).

Воспитатель: Ключик мы так и не нашли, давайте выложим дорожку из геометрических фигур, которая приведёт нас к Золотому ключику. Дорожка будет состоять из маленьких треугольников, квадратов, которые будут чередоваться (составить закономерность). Посмотрите, у нас есть только большие прямоугольники и квадраты, что же делать? (Согнуть квадраты по диагонали, разрезать, и получим маленькие треугольники, а прямоугольники согнуть пополам, разрезать и получим маленькие квадраты). А теперь наклеим её на свои листочки. Будьте аккуратны во время работы с клеем.

- Дорожка привела нас к домику, в котором спрятан Золотой ключик, но на двери весит замок. Он откроется, если мы построим такой же домик из счётных палочек. Сколько палочек мы возьмём? (6), из каких геометрических фигур состоит домик? (квадрата и треугольника).

- Молодцы! Посмотрите, замок открылся, а в домике действительно спрятан Золотой ключик. Мы его нашли! Скорее в обратный путь к Буратино! Поскачем по кочкам в обратном порядке (то 5 до 1), и на паровозике приедем в детский сад и вернём ключик Буратино.

- Давайте расскажем Буратино, что мы видели во время путешествия и что делали для того, чтобы добыть Золотой ключик.

- Буратино благодарит вас и дарит вам фишки с изображением животных.

План-конспект Непосредственно Образовательной Деятельности для детей старшего возраста «Дорожная математика»

Образовательная область «познание математических представлений»

Цели и задачи:

повторить порядковый счёт до 6

учиться составлять примеры на сложение

развивать внимание

учить внимательно слушать вопрос задачи

развивать сообразительность, логическое мышление

Оборудование:

Картинки автомобиля, светофора

Картинки двух светофоров, 6 машин

Доска, мел

У каждого ребёнка набор счётных палочек, цифровой веер

«Дорожная математика»

Отгадайте загадку

Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется.

(Автомобиль)

Давайте посчитаем, сколько машин на доске. (счёт до 6 и обратном в  порядке)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь

(Светофор)

Сколько глаз у светофора? Покажите цифру 3. покажите число , следующее за цифрой 3, предыдущее.

3    4     2

Сколько светофоров на доске? (2)

Давайте сосчитаем, сколько глаз у двух светофоров.

Записываю на доске:

У одного светофора 3 глаза. Пишем цифру 3.

У другого светофора тоже 3 глаза. Пишем цифру 3.

Какой знак нужно поставить между ними? +

Читаем: 3+3 будет.. посчитайте… правильно, 6. какой знак пишем? =

Получился пример. Прочитайте его.

3 + 3 = 6

Физминутка

Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль.

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.

Завели машину: ш-ш-ш.

Вращения руками перед грудью.

Накачали шину: ш-ш-ш.

"Насос".

Улыбнулись веселей

И поехали скорей. (2 раза).

Вращение воображаемого руля.

Ребята, все хорошо знают правила дорожного движения? Проверим.

Задача 1

Семеро ребят играли в мяч на проезжей части дороги. Двое ушли домой. Остальные ребята остались играть на дороге.

Сколько ребят поступили правильно?

Задача 2

Два мальчика и три девочки вышли из школы. Когда они подошли к пешеходному переходу, зеленый сигнал уже начал мигать. Мальчики побежали через дорогу бегом, а девочки остались дожидаться следующего зеленого сигнала.

Сколько ребят правильно перешли дорогу?

Задача 3

Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, остальным - 15.

Сколько ребят не нарушили Правила дорожного движения?

Задача 4

Из автобуса вышли семь человек. Трое из них подошли к пешеходному переходу, двое пошли обходить автобус спереди и двое остались на остановке.

Сколько человек поступило правильно?

Ответы:

  1. Ни одного. Играть на проезжей части дороги нельзя.
  2. Две девочки. Зеленый мигающий сигнал предупреждает, что скоро включится желтый, а затем - красный, поэтому безопаснее всего дождаться следующего зеленого сигнала. Бежать через дорогу тоже опасно.
  3. Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет.
  4. Двое. Правильнее всего подождать, пока автобус отъедет от остановки и только затем переходить дорогу.

Молодцы, ребята, вы хорошие пешеходы. А художники?

Рисование светофора.

Молодцы!

План-конспект интегрированного занятия во 2-ой мл.гр.
Тема: «Приглашение от солнца в весенний лес»


Программное содержание:

  1. Связнaя речь: учить детей составлению небольшого описательного рассказа вместе с воспитателем.
    Словарь: активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, и глаголов.
    Грам. матика: соединять в законченное смысловое целое не только слова, но и отдельные предложения.
    Звуковая культура речи: учить выделять (интонировать) звуки, вводим мягкие и твёрдые согласные.
  2. Величина: учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине.
    Ориентировка в пространстве: учить определять направление от себя: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз.
    Геометрические фигуры: продолжать учить называть, узнавать и различать геометрические фигуры, сравнивать, находить сходства и различия.
  3. Изобразительная деятельность: учить использовать нетрадиционные формы рисования на крупе пальчиком для изображения солнцаглавнойпри меты весны.
  4. Воспитывать активность, инициативность; способствовать развитию психических процессов и положительных эмоций.

Демонстрационный материал:

Игрушки: ворона, белка, лиса, медведь;

2 полоски («речки»):узкаякороткая, широкаядлинная;

Большой квадрат «Воскобовича»: схема сложения «кораблика»;

Плоские изображения: деревья, цветы, картинки с изображением насекомых и животных, изображение «солнца» на ковралине,

Музыка: «Звуки леса»

Раздаточный материал: конверт с геометрическими фигурами, квадраты «Воскобовича», подносы с крупой (пшено).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1)

- Ребята, поглядите кто залетел к нам в группу? Ворона прилетела к нам с приглашением от солнца в весенний лес.

- Ребята, но как же нам добраться до леса, ведь он находиться далеко? (на автобусе, самолёте, поезде, корабле. .. )

- А что это тут у вороны? Да это же билеты на поезд. Спасибо тебе, Ворона.(раздаём ребятам билеты в форме геометрических фигур)

- Ребята, внимательно поглядите на свои билеты и найдите в вагончиках поезда свои места. Все правильно сели, молодцы, отправляемся в путешествие в весенний лес. Мы проезжаем мимо большого города, где много жителей. Давайте их поприветствуем, помашем им рукой. Вот мы и добрались до леса.

2)

- Проходите, ребята на опушку леса. Нас уже встречают жители леса.

- Дети узнают белочку, лисичку и медведя.

- Как выглядит лисичка?

- Лисичка рыжая, пушистая, с огромным хвостом. Она живет в лесу.

- Как ходит лисичка?

- Вот так: она заметает хвостом следы, чтобы никто не догадался, что она выслеживает добычу. (дети изображают походку лисы)-Какие звуки издаёт лиса?

- Она разговаривает вот так: «Тяв-тяв!»

- Как выглядит медведь?

- Он огромный, бурый, косолапый, неуклюжий. Он ходит вот так.(дети изображают походку медведя)

- Какие звуки издаёт медведь?

- Он разговаривает вот так: «Ур-ур!»

- Как выглядит белочка?

- Она маленькая, пушистая, с длинным пушистым хвостом. Она грызет орешки и прыгает с ветки на ветку.

3)

- Ребята, поглядите, нам дорогу загородили речки. Сколько их? (2). Какие они? (узкаякороткая; широкая - длинная). Как нам можно перебраться на другой берег узкой, широкой реки? (перешагнуть, перепрыгнуть). А через широкую реку? (переплыть). А на чём можно переплыть? (на лодке, плоту. .. ). А я вам предлагаю переплыть на кораблике, используя квадрат. Я буду «читать» квадрат, а вы делать: кораблик мы делаем из ромба. Верхний и нижний углы на себя, получилась конфета. А сейчас сложим пополам. Вот и наш кораблик. А теперь переплываем через речку на другой берег. Молодцы!

4)

- Вот мы и добрались до весёлой полянки. Как тут красиво! Растут красивые цветы и летают насекомые.

- Летают пчелки и? Жужжат, собирают пыльцу. Ж-ж-ж. (воспитатель выставляет картинки, а дети изображают насекомых).

- Неожиданно, откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: 3-з-з, а чем ближе, тем громче слышно: 3-з-з. Маленькие комарики: 3*-з*-з*

- Вдруг под кустиком увидели ёжика. Ёжик пугает колючками и возмущённо фыркает: Ф-ф-ф, а маленький ежонок: Ф*-ф*-ф*.

- Ой, а это кто? Ползёт змея и злобно шипит: Щ-щ-щ

- Иногда с деревьев срывается и тихо кружится листочек: Ш-ш-ш.

- Раздаётся звук дятла: Д-д-д.

- А это кто стрекочет? Кузнечик: Стр-стр-стр.

- Полетел жучок: Ж-ж-ж.

- Махнула хвостиком белочка: Цвирь-цвирь-цвирь.

- Летит, машет крыльями бабочка: Фррр-фррр-фррр.

5) Звучит металлофон (по всем клавишам молоточком). Воспитатель выставляет солнышко на ковралин.

Солнышко красно, Гори, гори ясно!

В небе пташкой залети, Нашу землю освети,

В море рыбкой поплыви, Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек Обогрей, оздорови!

- Можно сказать, что оно лучистое? Почему? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы вы начали? После того, как нарисуем круг, что следует нарисовать? Сколько лучиков нарисуем? Посмотрите у меня солнышко есть, а у вас пока нет, давайте каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас в весеннем лесу будет ещё светлее. (Дети подходят к подносам с крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).

- Какие замечательные солнышки у нас получились!

- Весной так хочется погулять, подставить своё личико солнышку, потянуть ладошки к солнышку, прогреть их, а затем прислонить к лицу И ощутить солнечное тепло. Вот так пригревает солнышко нашу землю.

6) Ребята, вам понравилась наша прогулка в весенний лес? Что особенно вам запомнилось? Вы все ребята, молодцы, ловко справлялись со всеми заданиями. Ну а теперь пора возвращаться в детский сад. Давайте полетим на самолёте, итак заводим моторчики: Р-р-р. Полетели!

 План-конспект интегрированного занятия по развитию речи и математике во  второй младший группе

Тема: «Весенняя прогулка»

Цель:

- Закрепить у детей умение находить «много», «один»;

- развивать у детей речь на тему весны, активный словарный запас;

- закрепить знание диких животных: медведь, белка, заяц, лиса.

- развивать у детей внимание, сообразительность и активность на занятиях.

Демонстрационный материал:

- маленькие картинки птицы: грачи, скворцы, журавли, ласточки, дикие гуси, утки.

- макеты деревьев;

- геометрические фигуры;

- корзинки 3 штуки; цветы, руль.

Индивидуальная работа: Алина, Дима проговаривание слов; Данил, Рита повторять цвета.

Ход занятия

- Ребята послушайте загадку.

Снег чернеет на поляне,

С каждым днем теплей погода

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года.

- Дети: весна.

-Правильно, о времени года, о весне.

-А на улице, какие признаки есть весны.

- Дети: зеленеют деревья, птички повсюду поет, солнце греет, первый дождик.

- Молодцы, ребята сегодня мы с вами отправляемся в лес.

-А на чем поедим, в лес? (ответы детей: паровоз, на машине)

-Мы с вами отправляемся на автобусе.

- Я буду шофером, а вы пассажирами.

-Ребята, а сколько в автобусе пассажиры?

-Дети: Много.

- А шофер?

-Дети: Один.

-Прежде чем ехать все пассажиры на местах? Посмотрите направо (налево) .

(дети поворачивают головы направо налево) .

- Ребята пока мы в автобусе едим, чтоб скучно не было поиграем с вами сидя.

Пальчиковая игра

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять.

В домик спрятались опять. 2 раза повторять

-Молодцы, вот мы приехали.

-Посмотрите, ребята, сколько здесь деревья (на деревья птицы) .

-А на деревьях что вы видите?

-Дети: Птицы

- Какие птицы прилетает к нам весной?

(ответы детей: грачи, скворцы, журавли, дикие гуси, утки, ласточки)

- А где живут птицы (в городе, в лесу) .

- Чем они питаются? (червячки, жучки) .

-Ребята и еще кто живет в лесу? Я вам загадки задам, а вы попробуйте отгадать.

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

- Ребята! Весной что делает медведь?

- После долгой зимы просыпается

Я хожу в пушистым шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу. (Белка)

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

Рыжая хозяюшка

Из леса пришла,

Всех кур пересчитала

И с собой унесла. (Лиса)

Подвижная игра

Зайка серенький сидит.

Зайка серенький сидит.

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так.

Волк зайчишку испугал

Зайка прыг и убежал.

Математическая игра «Собери цветок»

- Ребята у меня на руках три корзин, это какой по размеру?

(Ответ детей большой, поменьше, маленький)

- Сейчас большой корзине – желтый; поменьше корзине – синий; маленький корзине – красный цветы собираем.

- Нам пора возвращаться в детский сад. Но в нашем пути появился ручеек, как будем ребята его переходить.

(Ответ детей мост надо)

Да надо нам мост, давайте построим мост.

- На коврике лежит геометрические фигуры.

Детей называет:

- Какого цвета.

- Какую фигуру взяли.

- Какого размера большой или маленький.

- Молодцы вот такая интересная прогулка у нас получилось! Понравилось вам? Мне тоже понравилось. Спасибо, ребята.

   интегрированных занятий

             по математике

                   

                                                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).

В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....

Занятие Путешествие в Древнюю Грецию. История возникновения Олимпийских игр». Из серии занятий «Навстречу XXIII Олимпийским играм…»

Занятие посвящено  истории возникновения Олимпийских игр, первым видам спорта , в которых участвовали олимпийцы...

Занятие по математике «Иван царевич и серый волк»

Занятие по математике «Иван царевич и серый волк» (подготовительная группа) Цель: формирование запаса знаний, умений, навыков, которые станут базой дальнейшего обучения. Задачи: ...

Серия конспектов по математике в подготовительной группе на тему "Развитие логического мышления у детей посредством дидактических игр и упражнений".

Учить детей подбирать родовые понятия к видовым инаоборот, познакомить детей с системой графического отображенияклассификации понятий в форме «кругов Эйлера». Познакомить свозмо закреплять...

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика» Воспитатель: Бейнарович С.А. Цель: развивать математические способности. Задачи: -закреплять умение считать (в преде

Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Конспект занятия по математике в средней группе «Веселая математика»Воспитатель: Бейнарович С.А.Цель: развив...