КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме

Маслихова Ольга Николаевна

 

        Аннотация:

Актуальность выбранной мной темы, образовательной области Познание ФЭМП, заключается в том. Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов: величине, форме, цвете, составе, количестве; о действиях, которые можно производить с ними: уменьшать, увеличивать, делить, пересчитывать, измерять. Кругозор ребенка отражает накопленный опыт и расширяется благодаря усвоению словесных образов, формированию представлений по рассказам, объяснениям, с помощью воображения. Становится возможным применение схем, моделей, обобщенных понятий. 
        Малыш движется от незнания к знанию, возникают связи между новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация знаний. 
Многие ученые отмечают, что способности к переработке информации формируются у детей в значительной степени уже к 5-6 годам. Однако не следует стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, пройти полную программу первого класса в этом возрасте. Значительно важнее научить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости. 
В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения. 

Материал НОД подобран так, чтобы закрепить и совершенствовать пройденное. В данной деятельности используются разные формы такие как: игровая ситуация с главным героем колобком; закрепление ранее изученного материала в продуктивной, коммуникативной детской деятельности.
        НОД разработано по новым требованиям ФГТ, в процессе её реализации интегрируются образовательные области: «Здоровье», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Труд».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема: «В путешествие с колобком».

Программное содержание:

Цель: совершенствовать элементарные математические представления.

Образовательные задачи:

- закрепить свойства геометрических фигур;

- закрепить знания о числах в пределах 10;

- закрепить цифры от 0 до 10;

- закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

- совершенствовать счётные навыки;

- закрепить количественный состав чисел;

- совершенствовать умение группировать предметы по определённым признакам (форма, цвет, размер).

Развивающие задачи:

Развивать речь, логическое мышление, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, усидчивость глазомер, память.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать самостоятельно;

-формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля;

-воспитывать желание помогать героям сказки.

Формы и виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Принцип: систематически учить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.

Оборудование: поднос с предметами: колесо, кубик, пуговица, блюдце, треугольник, шар, клубок ниток; рисунок домика, главный герой-колобок, рисунок полянки, ступеньки, карточки с заданием «ориентировка на листе», улей «состав числа», маленький жёлтый круг, маленький красный круг, большой жёлтый круг, маленький жёлтый квадрат, магнитная доска, мольберт, карандаши, счетный материал,

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Безопасность».

Программное содержание: Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида детский сад № 65 «Колосок» на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Образовательные ресурсы: Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; http://www.otdelobraz.ru; http://nsportal.ru;

 

ХОД НОД:

Воспитатель: Дети сегодня я Вам предлагаю отправиться в путешествие по знакомой русской народной сказке.

Для начала станем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Вы готовы поиграть? (Да).

Можно сказку начинать? (Да).

Воспитатель: Почти все сказки начинаются со слов «Жили- были старик со старухой». (Воспитатель снимает занавес с домика).А как эта сказка называется Вы должны угадать. Вот вам первое задание.

1-ое задание: «Угадай главного героя сказки».

В руках у воспитателя конверт из конверта достается геометрическая фигура круг, с обратной стороны изображение колобка.

Воспитатель: Нет углов у меня

                          И похож на блюдце я,

                          На тарелку и на крышку,

                          На кольцо, на колесо,

Воспитатель:  Как называется эта фигура? (Круг).

Воспитатель: Охарактеризуйте эту фигуру.

Воспитатель: А сейчас ребята вы догадались, в какой сказке был круглый герой? (Колобок).

Воспитатель: Давайте вместе с колобком попутешествуем и не дадим ему попасть в беду. 

Дети садятся за столы.

Воспитатель:  И покатился он от бабушки с дедушкой с окна к порогу. Вот пришло время решить второе задание.

2-ое задание: «Найди предмет».

На подносе разные предметы, дети должны выбрать только те- которые имеют форму круга (свойства катиться).

Воспитатель:  Продолжаем дальше и докатился до порога,  порог высокий, давайте колобку поможем спуститься, но чтобы он удачно спустился по ступенькам нужно не ошибиться.

3-ие задание: « Высокий порог».

Воспитатель: Сосчитаем все ступеньки от 1 до 10.

Воспитатель: Покажите: пятую, седьмую, четвёртую, вторую, десятую, первую, восьмую, третью, шестую, девятую ступеньку.

Воспитатель: Какого цвета восьмая, четвёртая, вторая, шестая и т.д. ступенька.

Воспитатель: На первую ступеньку поставьте колобка, на вторую и т.д.

Воспитатель: Вот благополучно наш колобок спустился с высокого порога и

покатился дальше по травке.

4-ое задание: «Ориентировка в пространстве».

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на картину. Что находиться справа от колобка, слева, вверху, внизу. (Ответы детей)

Воспитатель: Дети у Вас на столах лежат листы с заданием, попробуем его выполнить. Справа от колобка нарисуем зелёным карандашом маленький треугольник, внизу красным карандашом овал, слева синим карандашом большой квадрат, вверху оранжевым карандашом  маленький прямоугольник, в правом верхнем углу фиолетовым карандашом большой треугольник, а в левом нижнем углу чёрным карандашом круг.

 Воспитатель: Молодцы ребята, а колобок продолжает свое путешествие. С травки -на дорожку и покатился по дорожке. Катится колобок по дороге, а на встречу ему заяц. Чтобы заяц нашего героя не съел давайте с зайчиком поиграем. Вышли все из-за стола, начинается игра.

Воспитатель: Ребята, а сейчас вы все будите зайчиками. Согласны? Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись,

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок-скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте детки шаг,

Шаг на месте, стой! Вот так!

Воспитатель: И покатился колобок дольше –только его заяц и видел. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк. Волк злой, чтобы наш колобок не попал волку в лапы, давайте его развлечем загадками про лесных жителей. Нам нужно правильно их разгадать. Будьте внимательны!

5-ое задание: « Разминка для ума».

***

На пассике три медвежонка

Играли в прятки у бочонка

Один в бочонок еле влез

А сколько убежали в лес. (Два).

***

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок -сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок

Сколько съедено морковок? (Десять).

***

Барсучиха -бабушка

Испекла оладушки,

Пригласила внучат,

Трех драчливых барсучат.

Ну -ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат? (Три).

***

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал-

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (Пять).

*** 

У мышки два ушка.

Сколько ушей у двух мышей? (Четыре).

***

На полянке у дубка

Ёж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько ёж нашел грибов? (Три).

***

Как -то вечером к медведю

На порог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою -лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел-

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей,

Посчитай -ка всех зверей. (Семь). 

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием и волка отвлекли. А колобок в это время покатился дальше -только его волк и видел.

Воспитатель: Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь.

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Колобка он хочет съесть,

Нужно мишке рассказать-

Где живут лесные пчёлы?

Пчёлы мёдом угостят!

Воспитатель: А чтобы пчёлы дали нам мёд для мишки нужно решить следующее задание.

6-ое задание: «Состав числа».

Воспитатель: Дети, что изображено на картинках. (Улей-жилище для пчёл сделанный руками человека).

Воспитатель: Набрать мёда не сложно, нужно открыть все отверстия в улье для входа и выхода пчёл (отверстие-леток).

На крыше трёх домиков-ульёв числа 3,4и 5 необходимо правильно определить состав чисел (3это 2и1, 1и2; 4это 3и1, 2и2, 1и3; 5 это 4и1, 3и2, 2и3,1и4;).

Воспитатель: Молодцы справились с заданием, отвлеки медведя мёдом и спасли колобка!

Воспитатель: А колобок продолжает своё путешествие. Катится колобок, а навстречу ему лиса. Лиса хочет колобка съесть, наш герой испугался и спрятался в геометрических фигурах. Нам необходимо отгадать первыми где колобок, чтобы не было беды. Дети нужно лису обмануть, запутать её, и не дать ей колобка съесть. Выполним следующее задание.

7-ое задание: «Угадай, где спрятался колобок?».

Изображение четырёх предметов: маленький жёлтый круг, маленький красный круг, большой жёлтый круг, маленький жёлтый квадрат.

 Воспитатель: 

-Рассмотрите все фигуры. Назовите их.

-На какие группы можно разбить эти фигуры? ( По форме, размеру, цвету).

-Укажите на фигуры, где меняется только размер. (Маленький жёлтый круг - большой жёлтый круг).

-Определите фигуру, где меняется только цвет. (Маленький жёлтый круг- маленький красный круг).

-Найдите пару, где меняется цвет и форма. (Маленький красный круг- маленький жёлтый квадрат).

-Дети как вы думаете, где же спрятался колобок, за какой фигурой? (Большой жёлтый круг).

Воспитатель: Ну, вот мы нашли колобка. На этом наше путешествие завершено, мы не дали колобку попасть в беду, и он вам очень благодарен. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию "Формирование элементарных математических представлений" в средней группе. Тема: Геометрические фигуры. Счёт в пределах 3.

Закрепить названия геометрических фигур. Продолжать классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, форме, величине.Повторить счёт в пределах трёх. Учить конструировать фигуры из сч...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по (познание-формирование элементарных математических представлений) На тему: «Из чего же сделан снеговик?» для детей 2 младшая группа.

Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, формировать понятия «много», «один», «большой», «маленький», формировать навыки выполнять аппликацию по заданию воспитателя,развивать пространственное ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. область "Познание". Развитие элементарных математических представлений в старшей группе детей с ЗПР

конспект НОД. Образовательная область "Познание" Развитие элементарных математических представлений в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: "число 4. Цифра 4"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному (формирование элементарных математических представлений) и художественно-эстетическому развитию (конструирование) «В гостях у Степашки» для средней группы

Цель: Обобщить знания, полученные у детей в течении года.Задачи:Образовательные:-закреплять количественный и порядковый счет в пределах 5; -повторять известные геометрические фигуры и их признаки;-зак...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений» На тему «Путешествие в волшебную Страну Математики» Возраст 5-6 лет (старшая группа)

Конспект занятия по ФЭМП «Путешествие в волшебную Страну Математики».Цель: Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки компле...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений) Старшая группа

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познанию (формирование элементарных математических представлений)Старшая группа...