Использование дидактических игр в развитии элементарно – математических представлений
консультация по математике (старшая группа) по теме

Чаганова Ольга Николаевна

Использование дидактических игр для развития элементарно-математических представлений на занятиях и в свободной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_didakticheskikh_igr_v_razvitii_elementarno.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр в развитии элементарно – математических представлений.

 Работа с детьми - работа творческая. Все кто участвует в воспитании детей: родители, воспитатели, заинтересованы в том, чтобы воспитывать гармонично развитую личность. Мой интерес вызвали занятия по подготовке детей к обучению в школе средствами дидактических игр и упражнений по математике.

Прежде чем приступить к этой проблеме я изучила методическую литературу, ознакомилась с трудами педагогов  новаторов: Михайловой, Касициной, Ерофеевой. Работала я по программе Вераксы и применяла новейшие разработки в области математике с использованием дидактических игр и упражнений.

Дети любят их. Они хорошо усваивают счет используя дидактические игры. Но они способны усвоить и более сложные понятия: геометрические фигуры их роль в повседневной жизни, в строительстве и т.д. Математика помогает познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая математической задаче, присущая математической  задаче, интересна детям. Достижение цели игры - составить фигуру- приводит к умственной активности, основанной на непосредственной заинтересованности  ребенка в получении результата. Все это способствует формированию готовности к школьному обучению.

Поэтому я решила приобщить детей к дидактическим играм и упражнениям математического характера.

На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического  содержания. Я уделяла внимание развитию целенаправленного восприятии, проявлениям элементарной самостоятельности: выбрать игру по интересам, решить игровую задачу, выделенную мной или самим ребенком.

Задачи, стоящие пере домной, решались как на занятиях , так и в процессе организационных игр детей в утренние и вечерние часы.

В группе были созданы условия для игровой деятельности.

Организованна игротека (уголок математики), где были  подобранны игры различной  степени  сложности: игры на перестановку  фигур («сделай также») и др. , математическое лото « Поменяй местами», на нахождении пути следования признаков сходства и отличия (Лабиринты, « Найди  ключ», «Найди дорожку»,  « Кто звонит по телефону» и др.), чем похожи и чем отличаются? («Найди одинаковые»), на составление фигур из отдельных частей(Составить квадрат, составить фигуру по силуэту «Танграмм», «Головоломка Пифагора», объемных фигур « Куб хамелеон», « Змейка»).

Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях  я предлагала детям игровые упражнения и дидактические игры способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических  фигур, выделение их свойств и классификацию по признакам цвета, формы, размера. В содержание занятий, прежде всего, включала те игры, и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относится те логические задачи на выявление закономерности следования. Например, в таблице нарисован круг, квадрат и снова круг. Детям предложить ряд: выбрать  необходимые фигуры, определить их место, обосновать. Также использовала на занятиях игровые упражнения на группировку фигур предметов(«Наведи порядок», « каждой игрушке свое место») на нахождение отличительных признаков, задачи шутки, математические загадки и.т.п.

Первичное ознакомление с игрой «Танграмм», а несколько позже и с «Головоломкой Пифагора» проходило на занятиях. Дети рассматривали элементы игры, называли их, группировали, составляли из двух – трех  элементов новые геометрические фигуры, силуэты по расчленённому образу.

В ходе занятий с целью развития воображения , пространственного мышления дошкольникам предлагала задачи на смекалку с использованием счетных палочек, цветных лучинок.

Требовалось составить как можно больше разных из 6 палочек – два квадрата; из 7 палочек, преобразовать изображение, какого либо предмета, геометрической фигуры путем перекладывания, уменьшения количества палочек. На данном этапе работы я использовала различные количества палочек. На данном этапе работы я использовала различные приемы повышения интереса детей и играм математического содержания. Игровые ситуации « Найди Незнайку», «помогу  Буратино найти ошибку», «Проверить правильно ли Пиф выполнил  задание» с последующим помещение игрушечного персонажа в уголок математики вместе с соответствующим игровым материалом, стимулирует самостоятельную деятельность детей. В ходе занятий  дидактические  игры и упражнения                       являются одним из средств, способствующих активизации мышления, закреплению математических представлений. Практика дает возможность выделить следующие направления  воздействия этого материала на характер подготовки детей к школьному обучению.

1.Под  влиянием систематического использования дидактического материала на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности детей выработалось умении быстро включаться в активный познавательный процесс. Как показало изучение особенностей решения дошкольниками дидактических занимательных задач, поиск результата здесь основан на разностороннем анализе условия задачи. Он представлен соответствием данных условий с действительностью, выясняем предлагаемой трансфигурации. Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В связи с этим у них появляется желание напряженно думать,  искать решения. Сначала дети осваивают  способы  анализа  игровой  задачи: порядок  и направление рассматривание  изображенного при решении логических  задач; соотношения строения  силуэта с реальным предметом и формой имеющихся у него элементов - в играх на воссоздание силуэтов. Игровая задача легко  воспринимается ребенком. Желание получить результат  вызывают  умственную активность. Дети осваивают разнообразные практические операции: раскладывание  элементов, перекладывание полочек в задачах – головоломках, подбор кубиков и изменение  взаимного расположения в игре  « Уголки».

2.Занимательный математический материал  способствует формированию  элементов логического и интуитивного мышления, умения проявить догадку. Эти качества  мыслительной деятельности необходимы нам на занятиях по математике  уже в первом классе. От детей требуется умения быстро ориентироваться в ситуации, т.е. проявить сообразительность. Мной  замечено, что наиболее эффективно развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных дидактических игр и упражнений, направленных на логическое и пространственное преобразование, замену мест, задач- шуток и т.д.

3. В процессе систематического использования в работе с детьми дидактических игр у них постепенно вырабатывается умения творчески , инициативно подходить к задаче и результату.

4.Дети,увлеченные поиском результата, проявляют определенные волевые умения. Естественно, что упорство в достижении в поставленной цели зависит от индивидуальных возможностей детей.

5.Систематическое использование дидактических игр занимательного характера способствует повышению интереса детей к занятию по формированию элементарных математических связей и зависимостей к обучению в целом.

Решать задачи подготовки детей к школе средствами математических игр  помогают контакты с родителями , с семьей.

Используя все эти нетрадиционные приёмы  обучения, я увидела положительные результаты.

Использование дидактических игр и упражнений математической направленности  помогло воспитать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому знанию; и проявлять волевые усилия для достижения целей  которые приводят к умственной активности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»

« Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников»...

План самообразования Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойч...

Использование дидактических игр в развитии элементарно – математических представлений.

Использование дидактических игр в развитии элементарно – математических представлений на занятиях и в свободной деятельности...

План по самообразованию на тему «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников (с использованием технологий ТРИЗ)»

   Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает ...

Инновационный педагогический опыт на тему: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ «Старошайговский детский сад №1 комбинированного вида»Старошайговского муниципального района Республики Мордовия          Инновационн...

Презентация "Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений в старшей группе".

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.» Математический досуг « Математические приключения».

Семинар-практикум для педагогов «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.»Математический досуг « Математические прик...