ДИЗАЙН-ПРОЕКТ «Уголок занимательной математики в старшей группе»
проект по математике (старшая группа) на тему

Дубровина Любовь Александровна

Одна из важных  задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

     Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка,  физиологические и психологические аспекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Калинихинский д/с №6 «Березка»

«Инновационный подход

к созданию  предметно-развивающей среды ДОУ»

ДИЗАЙН-ПРОЕКТ

«Уголок занимательной математики в старшей группе»

«Познание»   ( ФЭМП)

Воспитатель:

Дубровина Л. А.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.     

            «Без игры нет и не может быть полноценного                                                                                    умственного развития.  Игра- это огромное светлое окно,

                       через которое в духовный мир ребенка вливается

                                   живительный поток представлений, понятий.

      Игра- это искра, огонек пытливости и любознательности»

                                                                                                 В. А Сухомлинский

 

     Что является сегодня приоритетным в отношении дошкольника: обучение или воспитание? Этот вопрос остается по-прежнему актуальным и дискуссионным. Не у кого не вызывает сомнения, что детство - самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы становления его личности. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребенку успешно осваивать любые специальные знания.

      В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально - в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающих начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство знаний, контрольные экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребенка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, т. е. указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализовать их в жизни и в профессии.

    Одна из важных  задач дошкольного учреждения - развитие активной, интеллектуально - развитой, творческой личности. Для достижения данной цели используются эффективные технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей.

     Существует тонкий мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом – игра. Игра способна развивать личность, используя естественные познавательные способности ребенка,  физиологические и психологические аспекты.

      Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться. Лишив ребенка современного и полноценного обучения в младенческом и дошкольном детстве, тем самым мы обрекаем его на громадные зарплаты сил и времени на развитие способностей в будущем.

     Но обучение обучению рознь. В дошкольном возрасте ребенок активно обучается только посредством игры. И здесь на помощь родителям и педагогам приходят развивающие игры. Они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта малыша, к тому же учат родителей и воспитателей активно участвовать в этом процессе.

 

  Цель любой развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

      Развивающие игры очень разнообразны (игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи, соревнования), но объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, детали из конструктора- механика и т. д.
  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка,  чертежа, письменной или устной инструкции т. п. Таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3.  Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудности. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
  5. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он возможно еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  6. Решение задачи предстанет перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков деталей конструктора т. е. видимых, осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
  7. К большинству развивающих игр дети и взрослые могут составлять новые варианты заданий, и даже придумывать новые игры, т. е. заниматься творческой деятельностью развивающих игр:

-сочетание игры с обучением.

-постепенное усложнение процесса обучения и условий игры.

-рост интеллектуальной активности ребенка при решении новых задач.

-целостное влияние обучающих и воспитательных факторов.

      При грамотной реализации этих принципов формируются условия, способствующие развитию первоначальных норм самооценки и самоконтроля у детей. Это имеет большое воздействие на их учебную деятельность и жизнь в коллективе.

                ЦЕЛЬ ДИЗАЙН - ПРОЕКТА: Обеспечить благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей и повышение их творческо-поисковой активности.          

             ЗАДАЧИ:

-Разработать модель пространственно-развивающий игровой среды, направленной на развитие интеллектуальной способностей детей.

-Формировать качества и свойство личности ребенка, необходимые для успешного владения математикой в дальнейшем, целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости, самостоятельности

-воспитывать у детей потребность занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения интеллектуального усилия играми

-расширяет представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста.

В группе создан уголок, где размещен дидактический материал в виде карточек, разных игр и пособий для развития памяти, воображения, восприятия, внимания, мышления, развития творческих способностей: различные конструкторы, кубики Никитина, игры Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, пособие для развития тактильных ощущений, шумовые коробочки по Монтессори, игровизор и мн. др.

ПРИНЦИПЫ В ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ:

  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
  2. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
  3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
  4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
  5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в            эстетической организации среды. 
  6. Принцип интеграции.

 

В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Б. П. Никитин «Ступени творчества»,
  2. Е.Н. Носова «Логика и математика;
  3. Ю.С. Руд «Развивающие математические игры  различных видах деятельности дошкольников».

Дидактический материал соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям. Пособия помещены в удобные для хранения папки, в определенном, доступном для детей месте.

       

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ В СОЗДАННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ.

Развивающие игры используем в непосредственно – образовательной деятельности, индивидуальной работе с детьми. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям. Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями я играю вместе с ними. Я одновременно являюсь и учителем и участником игры. Я учу играя, а дети играя учатся. Усваивая в общении со взрослыми тематику различных игр, дети затем обобщают игровые способы, и переносят на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества детей, а это обуславливает его развивающий эффект.

  Так же очень важна работа с родителями. Я познакомила их с целями и задачами проводимой работы. Постаралась вызвать интерес к развивающим играм и желание принять участие  в их изготовлении. Сейчас в группе много игр и пособий которые сделаны руками родителей.

   Дети стали более любознательными, самостоятельными, с желанием берут на себя ведущую роль в играх, стали проявлять интерес и к развивающим играм разного характера.

ПЕРСПЕКТИВЫ.

    Работа проекта на этом не заканчивается. Необходимо дополнять и усложнять игры. Планируем провести мероприятие с использованием развивающих игр совместно с родителями, что способствовало бы сплочению семьи и вызвало бы желание родителей развивать своих детей и больше с ними общаться.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

«Занимательная математика» в старшей группе детского сада.

«Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.  Актуальность программы определена тем, что дети дошкольного возраста д...

Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе

Краткосрочный проект «Занимательная математика» в старшей группе«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным&ra...

Проект "Занимательная математика" в старшей группе детского сада

Слайд 1.- Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Анастасия Александровна, а меня - Светлана Александровна.Сегодня мы предлагаем вашему вниманию презентацию по проекту Занимательная математика для ...

План работы кружка «Занимательная математика» в старшей группе

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, ...

Кружок " Занимательная математика" для старшей группы

Кружок " Занимательная математика" для старшей группы детского сада...

Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группе

Познавательный проект на тему «Занимательная математика» в старшей группеЦель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста чер...