конспект занятия по ФЭМП "Приключения с Котом Матроскиным"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Мыжевских Наталья Сергеевна

В детском саду многие дети подготовительной к школе группы любят математику. особый интерес вызывают задачи, маленькие истории, веселые рассказы. Прочитав произведение Э.Успенского мне захотелось придумать новую историю Кота Матроскина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon femp_-_priklyucheniya_kota_matroskina.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ФЭМП

с использованием ИКТ

«Приключения Кота Матроскина»

с детьми подготовительной к школе группы

Цель: познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.

Задачи: 1. Формировать представление о том, что сравнивать объемы жидких и сыпучих тел можно только тогда, когда измерения ведутся одной меркой;

2. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число 1 в пределах 10; умение решать задачи;

3. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Материал: ноутбук, мультимедийный проектор, аудиозапись (Deti-Online.com – «Бормотание ручейка»); видеозапись «Задачи Бабы Яги»; 2 прозрачных сосуда с подкрашенной водой одинаковой высоты, но разного диаметра, мерки, фишки, мяч, листочки в клетку на каждого ребенка.

Предварительная работа: чтение произведений из книги Э.Успенского «Дядя Фёдор, пёс, кот и другие», игровое упражнение «Построй цифры в ряд».

Во время игры воспитатель задает детям загадку.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

(Если дети затрудняются в ответе, воспитатель задает им в помощь еще одну загадку.)

Задача здесь весьма проста:

Из Простоквашина кота

Любой дошкольник должен знать.

Попробуй имя отгадать.

Дети: Кот Матроскин.

Воспитатель: Молодцы! Правильно угадали. Ребята. А где живет кот Матроскин?

Дети: В деревне Простоквашино.

Воспитатель: Правильно. С жителями деревни Простоквашино все время что-то происходит – ни дня без приключений. А вы любите приключения?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю построиться в колонну по одному (как на зарядку) и шагать за мной.

Воспитатель с детьми идут в музыкальный зал. А в музыкальном зале заранее подготовлены столы, стулья. В зале декорация зимнего леса. Мультимидийный проектор. Старший воспитатель помогает в просмотре презентации.

На улице идет снег. Посмотрите в окно. А за окном у нас какое время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно. Зима. Кот Матроскин любит путешествовать и сегодня он у нас в гостях. (Около елочки сидит игрушка Кота в полосатом костюме, (далее воспитатель озвучивает слова Кота), рядом с ним стоит сундучок.)

Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята! Вы знаете цифры, фигуры? (Ответы детей.) Любите решать задачи, заниматься математикой? (Ответы детей.) А моего друга Шарика вы видели?

Дети: Нет.

Воспитатель. Матроскин, а что случилось?

Кот Матроскин: Мы поссорились с ним немножко. Захотелось мне быть похожим на тигра. Я стал просить Шарика: «Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня боятся!». Стал Шарик меня раскрашивать: одну полоску провел по голове, по одной полоске – на каждом ухе, три толстые полоски провел на хвосте. Хотел и на хвосте нарисовать полоску, но посмотрел на меня, бросил краски и кисть – и убежал. Я так и не успел у него спросить, сколько же полосок он мне успел нарисовать? Ребята, а вы успели сосчитать?

Дети: Да. Всего шесть полосок.

Воспитатель: Матроскин, а что ты с сундучком ходишь?

Кот Матроскин: Это мой сундучок. Я его нашел, а значит он мой, но только вот беда, читать-то я не умею, а тут какие-то буквы и еще цифры есть. А еще и круглое что-то. Вот (показывает, а в сундучке диск и записка. Ребенок, который умеет читать произносит - «Включи меня»).

Воспитатель: Этот диск нужно просмотреть.

Старший воспитатель включает диск: на экране появляется образ Бабы Яги (он записан на видео ролик): она не замечает никого произносит слова  физминутки «Поднимаем руки все» (В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольника»):

Поднимаем руки все – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперёд смотри – это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим и отдохнём,

А потом опять начнём.

Баба Яга как будто замечает детей, говорит:

Баба Яга (смеется): Ну, наконец-то, вот и детки! А вкусненькие какие, наверное! У-у-у-ух! Я слышала вы барбоса потеряли, да? Вы его найдете, но только вам нужно решить мои задания. Если угадаете и сделаете все правильно, то найдете своего, как там его… Шарика. Карточки с цифрами видите? (На полу около елочки карточки с цифрами от 0 до 9).Читает стихотворение:

Случай странный,

Случай редкий!

Цифры в ссоре! Во те на!

Со своей стоять соседкой

Не желает ни одна!

Баба Яга предлагает детям построить цифровой ряд, выполнив задания.

Она 3 раза ударяет по металлофону, просит детей по количеству звуков определить число и обозначить его соответствующей цифрой. Затем уточняет: «Сколько звуков вы услышали? Какой цифрой вы обозначили число три? Где нужно расположить цифру три?».

Вызванный ребенок ставит цифру 3 на некотором расстоянии от цифры 1. Баба Яга просит детей назвать предыдущее и последующее числа к числу 3. Потом спрашивает: «Почему вы назвали эти числа?».

Дети: Два меньше трех на один, четыре больше трех на один.

Дети обозначают числа 2 и 4 цифрами и ставят их в цифровой ряд.

Аналогичные задания с использованием музыкальных инструментов выполняются с числами 6 и 9. выстроив цифровой ряд, дети называют числа по порядку.

Баба Яга: Ой, умненькие что ль такие? Тогда выполните второе упражнение. Видите в-о-о-он тот стол? (пальцем с экрана показывает в дальний угол зала, где заранее расположены на столе различные меры: стакан, банка, полоска бумаги, прозрачная миска с отметкой) Ваш кот любит молоко (смеется). Вопрос: «Как узнать, сколько молока в кувшине? В чем измеряют количество молока?»

Воспитатель: Ребята, работа очень ответственная, ошибиться нельзя! Сначала нам нужно вспомнить, в чем измеряют количество молока?

Дети: Молоко измеряют в литрах.

Воспитатель: Правильно. Чем мы можем измерить количество молока?

Дети: Стаканом (дети выбирают стакан).

Воспитатель поясняет, что молоко надо наливать в стакан до указанной отметки и при переливании молока в миску откладывать круги (фишки).

По окончании выполнения задания воспитатель спрашивает у детей:

Воспитатель: Ребята, сколько кругов у вас получилось? (Ответы детей.) Что показывает полученное число? Сколько стаканов молока было в миске?

Вызванный ребенок обозначает цифрой количество молока в миске.

Воспитатель: Дети, вы справились с данным заданием. Тише, вы слышите? (звучит аудиозапись «Бормотание ручейка», на экране опять появляется образ Бабы Яги).

Баба Яга: Ну ладно, убедили! А решите еще одну задачу?

«Рыбацкая задача».

Однажды кот Матроскин отправился на рыбалку. Закинул удочку… и крючок попал в самое рыбное место. На крючок попался окунь. Закинул кот удочку еще раз. Потом попались два карася. Потом щука, но она так страшно щелкала зубами, что кот решил ее отпустить. Потом он поймал пять пескарей, лягушку, водяного жука и старый ботинок.

Пока кот отцеплял от крючка ботинок, ведро опрокинулось и пескари упали в воду.

Шел кот домой и думал: «Интересно, а сколько у меня рыбы-то всего?».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете – сколько?

Дети: Три рыбы.

Все вы знаете, умеете. Ну, покажу я вам вашего Шарика, верну его вам, а мне опять одной в лесу жить-горевать и кого-то поджидать? А?

Воспитатель: Ну что ты бабулечка. Давай мы с тобой поиграем глазками.

Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры- непоседы,                    

Любят в прятки поиграть.                

Так давайте их, ребята,                      

Будем глазками искать.                    

Будем глазками искать

К ним поближе подбегать.

Дружно глянем все налево.              

Что там? Это же … квадрат.                

Не уйти тебе проказник,                  

От пытливых глаз ребят.

На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат.            Дети шагают на месте.             

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это   –  … круг.            

И тебя мы отыскали.

Нас встречай, любимый друг.

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся.            Дети кружатся на месте.

Кто так высоко забрался,

Чуть до крыши не достал?

Эта странная фигура

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,                Дети прыгают с поднятыми

До овала доставай!                          вверх руками.

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

Хорошо фигуры знаем!                  Дети приседают.

Баба Яга: Ох, и утомили вы меня! Все устала, уходите, и барбоса заберите. (Показывает пальцем в даль. Дети около елочки находят собачку - игрушку мягкую. Ворчит, крутится на месте) Спать хочу, устала я, утомили вы меня.

Кот Матроскин (радостно): Шарик, я тебя нашел. Как я по тебе соскучился. Поехали домой. Ребята, спасибо, что помогли мне Шарика найти. Но нам домой пора, а, то дядя Фёдор нас потеряет. Всем до свидания!

Воспитатель: Ребята, нам тоже нужно возвращаться в группу. Но вот задача, дверь заперта. А что бы ее открыть, нужно выполнить графический диктант. Вы готовы?

Дети: Да.

Присаживайтесь. Подвиньте листочки, поставьте карандаш на красную точку. Начинаем.

5 клеток вверх,

1 клетка влево,

1 клетка вверх,

3 клетки вправо,

1 клетка вниз,

1 клетка влево,

3 клетки вниз,

1 клетка вправо,

1 клетка вниз,

1 клетка влево,

1 клетка вниз,

1 клетка влево.

Что у вас получилось? Какой предмет вы видите?

Дети: Ключ.

Воспитатель: Молодцы! У нас сегодня было необычное приключение, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.

Кто был у нас в гостях?

Какие задания вам показались интересными?

Какие сложными?

С какими заданиями вы справились быстрее?  

А теперь нам пора в группу. Построились друг за другом. Пошагали.

Затем дети пьют сок в групповой комнате и собираются на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как у нашего кота..."

Занятие для дошкольников 1 младшей группе в ходе НОД "Познание"...

Конспект логопедического занятия "В гостях у кота Матроскина"

Данный конспект разработан для детей младшего дошкольного возраста. Представлены материалы для обогащения активного словаря. развитию грааматического сторя речи, а также для разработки артикуляторного...

конспект занятия "В гости к коту Леопольду"

в конспекте предоставлен материал по закреплению знаний детей по математике....

Конспект занятия: В гостях у кота Мурзика.

Конспект занятия "В гостях у Мурзика"...

Конспект занятия по ИКТ "Разноцветные коты в иллюстрациях Ю.Васнецова"

Занятие по формированию у детей интереса к книге, дополненной яркими и выразительнымииллюстрациями, воспитание бережного отношения к ней, как к произведению искусства....

Конспект занятия "В гостях у кота Леопольда"

Конспект занятия по математике для детей младшего возраста...

Конспект занятия в старшей группе "Кот Матроскин открывает магазин"

Конспект занятия в старшей группе "Кот Матроскин открывает магазин"...