Программа кружка «Математическая азбука»
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме

Юрченко Татьяна Геннадьевна

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka_matematicheskaya_azbuka.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем, многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому основными задачами математического развития младших дошкольников являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
  3. Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
  4. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простые умозаключения.
  5. Увеличение объёма внимания и памяти.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Математика входит в жизнь ребёнка как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в процесс которых дети исследуют проблемные ситуации выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия».

В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком и детей между собой.  

Большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей детей. Необходимым условием организации занятий является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую, не выходя из учебной ситуации).

Программа кружка «Математическая азбука» рассчитана на детей 3-4 лет. Проводится 1 раз в неделю.

Учебный план работы кружка.

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в году

1

4

26

 

План занятий.

№ занятия

Тема и цели

Количество занятий

I полугодие

1-4

«Цвет». Цели: Познакомить с шестью цветами путем подбора  по образцу. Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения. Тренировать мыслительные операции, развивать мелкую моторику.

4

5-7

«Оттенки цветов». Цели: Сформировать представление о разных оттенках цвета по светлоте. Формировать умение создавать разные оттенки цветов. Сформировать представление о группировке оттенков по светлоте (светлые и темные), соотнесении оттенков с разными цветами.

3

8-9

«Большой и маленький». Цели: Сформировать представление о сравнении предметов по размеру. Закрепить умение детей различать цвет и размер предметов и называть их. Закрепить умение называть объёмные и плоские предметы и различать их по размеру, развивать речь и мелкую моторику.  

2

10

«Цвет и форма». Цели: Расширять представления о форме предметов, сформировать умение ориентироваться на два признака одновременно. Тренировать умение выделять цвет предметов, соотносить цвет с образцом, развивать мыслительные операции.  

1

II полугодие

11

«Один, много». Цели: Сформировать представления о понятиях «один» и «много». Активизировать умение использовать слова «один» и «много», различать значение слов «один» и «одна». Тренировать мыслительные операции. Закрепить умение применять понятия «один» и «много» в игровой ситуации.

1

12-15

«Сравнение групп предметов по количеству, на основе составления пар. Сохранение количества». Цели: Сформировать представление о равночисленности групп предметов, расширять словарный запас детей выражением «столько же». Сформировать представление об установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар. Закрепить умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов.

4

16-17

«Представление о числе 1. Образование числа 2. Знакомство с цифрами 1 и 2». Цели: Формировать представление о числе 2 и умение считать до двух. Актуализировать представление детей о сущности понятия «один». Формировать способность считать до 2, сравнивать численность двух элементарных совокупностей. Развивать внимание, речь, мыслительные операции. Познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и2 с количеством.  

2

18

«Длиннее, короче». Цели: Сформировать умение сравнивать предметы по длине путем наложения и приложения. Сформировать представление детей о свойстве протяженности предметов, соотношениях «длиннее - короче». Закрепить умение детей оперировать словами «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

1

19-20

(Круг) «Представление о шаре, круге, их  распознание». Цели: Сформировать представление о круге, как геометрической фигуре, как об эталоне формы некоторых предметов, тренировать способность и анализу, сравнению, обобщению. Закрепить умение выделять в окружающей обстановке предметы круглой формы. Сформировать представление о шаре, как геометрическом теле, его свойствах. Формировать первичный опыт соотнесения круга и шара.

2

21-23

«Образование числа 3. Счет до 3. Знакомство с цифрой 3. Представления о треугольниках, их распознание». Цели: Формировать представление о числе 3, умение считать до трех. Способствовать умению детей образовывать следующее число из предыдущего, соотносить последнее числительное (два) со всей группой предметов. Сформировать представление о треугольнике. Тренировать способность выделять треугольную форму, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме. Познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством.

3

24

«Пространственные отношения: на – над - под». Цели: Закрепить умение понимать и правильно употреблять слова, выражающие пространственные отношения между предметами: «на», «над», «под», «между». Закрепить умение различать левую и правую руки, понимать слова «на», «над», «под», «наверху», «внизу», понимать смысл слова «между».

1

25

«Пространственные отношения: «выше», «ниже»». Цели: Сформировать представление о сравнении предметов по высоте. Использовать в речи слова «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже».

1

26

«Пространственные отношения: «слева», «справа», «посередине»». Цели: Закрепить умение понимать и использовать в речи слова «слева», «справа», «посередине». Сформировать представление о положении предмета справа и слева от себя. Закреплять умение определять положение предмета относительно себя.

1

План взаимодействия с родителями.

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Знакомство родителей с целями и задачами кружка «Математическая азбука».

Октябрь

Консультация для родителей по работе с тетрадями «Игралочка».

Ноябрь

Помещение в родительский уголок папки-передвижки на тему: «Математические игры в кругу семьи».

Декабрь

Конкурс на самую интересную математическую игру, изготовленную руками детей и родителей.

Январь

Консультации по личным запросам родителей.

Февраль

Консультация на тему: «Роль дидактических математических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста».

Март

Поместить в родительский уголок статью: «К концу года дети могут уметь…» (ожидаемые результаты)

Апрель

Папка – передвижка «Математические загадки»

Май

Открытое занятие для родителей кружка «Математическая азбука»

К концу года дети могут уметь:

  1. Находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  2. Сравнивать группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну.
  3. Считать в пределах 5 в прямом порядке.
  4. Сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 5.
  5. Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношения между ними (шире – уже, длиннее – короче и т.д.).
  6. Узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.
  7. Называть части суток, устанавливать их последовательность.
  8. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз).
  9. Показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого объекта.

Диагностический материал.

Темы

Задания

I полугодие

«Цвет»

Д/и «Дорожки». Цель:  Формировать умение соотносить предметы по цвету.

Д/и «В гости». Цель: Формировать умение соотносить предметы по цвету.

Д/и «Как тебя зовут». Цель: Закрепить умение узнавать и называть цвета; развивать речь.

«Оттенки цветов»

Д/и «Компот». Цель: Сформировать представления об оттенках цвета.

Д/и «Наряди ёлку». Цель: Закрепить умение подбирать предметы по названному цвету и оттенку.

Д/и «Убери игрушки». Цель: Тренировать способность различать цвета и оттенки.

«Большой и маленький»

Д/и «Сундучки». Цель: Закрепить умение детей различать цвет и размер предметов и называть их.

Д/и «Башенки». Цель: Закрепить умение называть объемные предметы и различать их по размеру.

Д/и «Письмо». Цель: Закреплять умение называть плоские предметы и различать их по размеру.

«Цвет и форма»

Д/и «Разложить по цвету». Цель: Тренировать умение выделять цвет предметов, соотносить цвет с образцом.

Д/и «Наведи порядок». Цель: Сформировать умение ориентироваться на два признака одновременно.

II полугодие

«Один – много»

Д/и «Возьми лодочку». Цель: Закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного».

Д/и «Посмотри друг на друга». Цель: Закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного».

«Сравнение групп предметов по количеству»

Д/и «Бабушкины подарки». Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их.

Д/и «Цветочная поляна». Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар.

Д/и «Запасы на зиму».  Цель: Закрепить умение сравнивать и уравнивать численность групп предметов.

«Образование числа 2. Счет до двух»

Игра «Соберу цветы». Цель: Тренировать способность считать до двух, развивать внимание.

Д/и «Наведи порядок». Цель: Закрепить умение детей различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством, тренировать мыслительные операции.

«Длиннее - короче»

Д/и «Дорожки». Цель: Закрепить умение сравнивать предметы по длине путем приложения и наложения.

«Круг. Шар»

Д/и «Подбери картинку». Цель: Закрепить умение выделять в окружающей обстановке предметы круглой формы.

Д/и «Найди предмет». Цель: Закрепить представления о шаре, как об эталоне формы некоторых предметов.

«Счет до трех. Число 3. Треугольник»

Д/и «Найди мячи». Цель: Закрепить умение считать до трех, развивать мыслительные операции.

Д/и «В магазине». Цель: Тренировать способность выделять треугольную форму.

Д/и «Подбери по форме». Цель: Тренировать способность находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме, выделять предметы, имеющие треугольную форму.

«Пространственные отношения «на», «над», «под»

Д/и «На, над, под». Цель: Закрепить умение различать левую и правую руку, понимать слова «на», «над», «под», «наверху», «внизу».

Игра «Строим дом». Цель: Закреплять умение правильно употреблять слова «на», «над», «под».

«Выше - ниже»

Игра «Кто выше». Цель: Тренировать умение сравнивать предметы по высоте.

Д/и «Строители». Цель: Закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

«Слева - справа»

Игра «Кто где?». Цель: Закрепить умение определять положение предмета относительно себя.

Используемая литература

  1. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников, Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.
  2. Давайте поиграем «Математические игры для детей» под редакцией А.А. Столяра.
  3. «Занятия по математике с использованием дидактических игр в детском саду» Е.И. Удальцовой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия кружка «Математическая азбука» в средней группе «Почемучки»

Задачи по образовательным областям:«Познавательное развитие»: Закрепить порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.Закрепить представление ...

Конспект открытого занятия кружка «Математическая азбука» в средней группе «Почемучки»

Задачи по образовательным областям:- «Познавательное развитие»: Закрепить порядковый счет, представление о числах и цифрах 1-8, тренировать умение соотносить цифру с количеством.Закрепить представлени...

Рабочая программа кружка "Шахматная азбука" 2015 г.

Рабочая программа по кружковой работе «Шахматы» составлена для детей старших групп. Разработана на основе ФГОС ДО  (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утвержден...

Программа кружка "Дорожная Азбука"

Методическая разработка...

Рабочая программа кружка «Дорожная азбука»

Многие программы по изучению ПДД дошкольниками рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Мы считаем, что   знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правил...

Программа кружка «Логическая азбука»

Содержание данной программы способствует развитию элементарных логических представлений, заставляет работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка....

Программа кружка "Дорожная азбука"

Программой предусмотрена работа с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма по двум  возрастным подгруппам (для разновозростной группы детского сада)....