НОД по математическому развитию на тему "СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. "
план-конспект занятия (математика, средняя группа) по теме

НОД область познание.

Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. 

Цель:

  1. сформировать представление о числе и цифре  6 , умение считать до шести, соотносить цифру        6 с количеством;
  2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

НОД область познание.

Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. 

Цель:

  1. сформировать представление о числе и цифре  6 , умение считать до шести, соотносить цифру        6 с количеством;
  2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
  4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

Материалы :

Демонстрационный: куб, пирамида, карточки с цифрами 3, 4, 5, 6,  карточки с 4, 5, 6 точками.

Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с5   точками, карточки с цифрой 6, круги двух цветов.

Ход :

1.Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает им отправиться в гости в страну геометрических фигур.

-А в какой стране живете вы?

Страной геометрических фигур правит король.

  • Знаете ли вы, кто управляет нашей страной - Россией?

 Король страны геометрических фигур приглашает вас на бал.

  • Знаете ли вы, что такое бал?
  • Хотите поехать на бал?

2. Актуализация знаний.

2.1.   Игра «Как зовут короля».

Дидактические задачи: актуализировать представления о пространственных
геометрических фигурах, развивать внимание, память, речь, фантазию.
Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит, что это король страны
геометрических фигур.
        

  • Какая это фигура? (Куб.)
  • Верно, короля страны геометрических фигур зовут Кубом. Далее воспитатель показывает детям треугольную пирамиду с короной. Это — королева.
  • Знаете, как называется эта фигура?

Как правило, дети не отвечают на этот вопрос. Воспитатель может рассказать, что эта фигура — пирамида. Королеву страны геометрических фигур зовут Пирамида.

2.2.        Игра «Кто поедет на бал».
Дидактические задачи:

  1. актуализировать представление о числе 5, умение считать в пределах 5;
  2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.

Воспитатель рассказывает, что на бал смогут поехать те дети, которые получат пригласительный билет — карточку с 5 точками.

Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точками. Карточек, на которых изображено 5  точек, столько же, сколько детей. Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 3, 4 и 6  точек. В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность.

Воспитатель-контролер стоит около входа в зал, то есть около стола, на котором дети будут продолжать работу. Этот стол находится поодаль от того места, где дети выбирают пригласительный билет. Проверив билет, контролер его забирает.

2.3.        Игра «Кавалеры и дамы».
Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 6 из числа 5);
  2. закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
  3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение. Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого). На середину стола воспитатель ставит короля и королеву — куб и пирамиду. Воспитатель, показывая на геометрические фигуры, лежащие перед, детьми, говорит:
  • Гости уже собрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат платьями, кавалеры (мальчики) подкручивают усы.
  • Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)
  • Как вы думаете, какие фигуры — девочки, а какие - мальчики? Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву. Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники — это девочки, а квадраты — мальчики.
  • Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе. Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.

Воспитатель говорит детям, что король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколько девочек пришло на бал, и просят детей помочь им это узнать. Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод о том, что фигур одинаковое количество — их по семь.

-        Но девочки в этом царстве не умеют считать и волнуются, всем ли хватит пары мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

Дети должны поставить квадраты и треугольники парами. Но вот подъехала на карете еще одна девочка.

-        Как можно изобразить цокот копыт?

Дети могут постукивать по столу пальцами рук, могут цокать языком.

  • В какой сказке одна девочка опоздала на бал? («Золушка».) Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.
  • Что изменилось? (Девочек стало больше.)
  • Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король. - Посчитайте! Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ...6,...

Если большинство детей не умеет считать до   6 , то введение числа 6 можно организовать подобно тому, как было организовано введение числа 7. Однако, как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 6, следующего за числом 5. В этом случае воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 6 всех вместе.

Затем обсуждается способ образования числа 6 из числа 5.

  • Как получилось, что девочек стало шесть? (Было 5, пришла еще одна, и их стало шесть.)
  • Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)

Воспитатель кладет на стол дополнительные квадраты. Дети должны взять по одному.

  • Сколько стало мальчиков? (шесть.)
  • Всем хватило пары? (Да.) Воспитатель делает вывод: 6 и 6 — поровну.
  • Как получается число восемь? (К семи добавляется один, и получается восемь.) Воспитатель хвалит детей и делает вывод: для того чтобы получить 6, надо к 6 добавить 1. При счете после пяти идет шесть.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Обед в замке» (начало). 

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для введения записи числа6 — цифры 6;
  2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
  3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

Воспитатель говорит, что приближается время торжественного обеда. Но для обеда надо на кухню подать записки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек. Затем он предлагает детям выбрать подходящие карточки: мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек.

Воспитатель кладет на середину стола карточки с записью чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 6 столько же, сколько детей. Как правило, дети берут разные карточки.

  • Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить? (Нет.)
  • Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)

4.        Преодоление затруднения.

4.1. Игра «Обед в замке» (окончание).

Дидактические задачи:

  1. сформировать умение различать цифру 6;
  2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3 ) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

  • Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 6.)
  • Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).

После вопроса детей воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос, и показывает карточку с цифрой 6.

Воспитатель делает вывод: число шесть записывается с помощью цифры 6. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и относит на соседний стол, на кухню.

5.        Включение нового знания в систему знаний.

5.1.        Игра «Танцуют все!».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

Королева объявляет, что начинаются танцы. Дети под музыку танцуют.

5.2.        Игра «Цветы для мамы».
Дидактические задачи:

  1. закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
  2. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.

Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в стране геометрических фигур. -Кто вас ждет дома?

Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.

Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.

-Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем привезти маме цветы.

Королева приглашает детей в оранжерею для того, чтобы они срезали для мамы цветы.

Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 6   на каждого ребенка), лежащие вперемешку.

Воспитатель рассказывает, что королева разрешила срезать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6  желтых кругов.

После этого королева разрешила срезать еще столько же красных цветов.

Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных кругов. Королева предложила отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок. Плести его королева предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый... Далее дети продолжают плести венок самостоятельно.

Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый...

-Что нужно сказать королеве за то, что она разрешила взять из своей оранжереи цветы? (Спасибо.)

-Какие слова вы бы сказали, преподнося этот красивый венок маме, бабушке, сестре 

6. Итог .

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,

создать ситуацию успеха.

Дети собираются около воспитателя.

  • Где вы сегодня побывали?
  • Что вам больше всего понравилось на балу? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а мама - без цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в лес. Счёт до шести, число и цифра 6»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста....

Счёт до шести. Число и цифра «6»

   1) Сформировать представление о числе цифре «6». Умение считать до шести  и обратно, и соотносить цифру с количеством, . Умение выделять, и сравнивать свойства предметов, срав...

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе « Счет до шести. Число и цифра 6» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Конспект НОД  по ФЭМП   в средней группе  « Счет до шести. Число и цифра 6» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  &laqu...

Конспект НОД по познавательному развитию ( математическое развитие) Тема: «Счет до пяти. Число и цифра 5»

Конспект НОД  по познавательному развитию ( математическое развитие)Средняя группаСоставила: Д.А. СычуговаТема: «Счет до пяти. Число и цифра 5»Цель: формировать представление о числе ...

Конспект открытой ООД по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра шесть»

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру шесть с количеством....

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядково...

Конспект ОД по математическому развитию в старшей группе Тема: «Число и цифра 8»

Познакомить с образованием числа и цифрой 8;учить соотносить цифру с числом; уметь считать в пределах 8; закреплять временные представления: «утро - вечер», «день - ночь»...