Главные вкладки

    НОД по математическому развитию на тему "СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. "
    план-конспект занятия (математика, средняя группа) по теме

    НОД область познание.

    Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. 

    Цель:

    1. сформировать представление о числе и цифре  6 , умение считать до шести, соотносить цифру        6 с количеством;
    2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
    3. закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
    4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx24.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД область познание.

    Тема: СЧЕТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6. 

    Цель:

    1. сформировать представление о числе и цифре  6 , умение считать до шести, соотносить цифру        6 с количеством;
    2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
    3. закрепить представления о пространственных геометрических фигурах, счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, умение видеть и продолжать закономерность;
    4. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, сформировать опыт самоконтроля.

    Материалы :

    Демонстрационный: куб, пирамида, карточки с цифрами 3, 4, 5, 6,  карточки с 4, 5, 6 точками.

    Раздаточный: квадраты, треугольники, карточки с5   точками, карточки с цифрой 6, круги двух цветов.

    Ход :

    1.Введение в игровую ситуацию.

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

    Воспитатель собирает детей около себя и предлагает им отправиться в гости в страну геометрических фигур.

    -А в какой стране живете вы?

    Страной геометрических фигур правит король.

    • Знаете ли вы, кто управляет нашей страной - Россией?

     Король страны геометрических фигур приглашает вас на бал.

    • Знаете ли вы, что такое бал?
    • Хотите поехать на бал?

    2. Актуализация знаний.

    2.1.   Игра «Как зовут короля».

    Дидактические задачи: актуализировать представления о пространственных
    геометрических фигурах, развивать внимание, память, речь, фантазию.
    Воспитатель показывает детям кубик с короной и говорит, что это король страны
    геометрических фигур.
            

    • Какая это фигура? (Куб.)
    • Верно, короля страны геометрических фигур зовут Кубом. Далее воспитатель показывает детям треугольную пирамиду с короной. Это — королева.
    • Знаете, как называется эта фигура?

    Как правило, дети не отвечают на этот вопрос. Воспитатель может рассказать, что эта фигура — пирамида. Королеву страны геометрических фигур зовут Пирамида.

    2.2.        Игра «Кто поедет на бал».
    Дидактические задачи:

    1. актуализировать представление о числе 5, умение считать в пределах 5;
    2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать память, внимание, речь, воображение.

    Воспитатель рассказывает, что на бал смогут поехать те дети, которые получат пригласительный билет — карточку с 5 точками.

    Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с точками. Карточек, на которых изображено 5  точек, столько же, сколько детей. Кроме этого, на столе имеются карточки, на которых 3, 4 и 6  точек. В выборе карточки детям предоставляется самостоятельность.

    Воспитатель-контролер стоит около входа в зал, то есть около стола, на котором дети будут продолжать работу. Этот стол находится поодаль от того места, где дети выбирают пригласительный билет. Проверив билет, контролер его забирает.

    2.3.        Игра «Кавалеры и дамы».
    Дидактические задачи:

    1. создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, уточнить способ образования последующего числа из предыдущего (на примере образования числа 6 из числа 5);
    2. закрепить умение выделять и сравнивать свойства предметов, сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
    3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать память, внимание, речь, логическое мышление, фантазию, воображение. Дети садятся за столы, на которых лежат вперемешку по семь треугольников и квадратов разного цвета и размера (на каждого). На середину стола воспитатель ставит короля и королеву — куб и пирамиду. Воспитатель, показывая на геометрические фигуры, лежащие перед, детьми, говорит:
    • Гости уже собрались. Все нарядно одеты. Дамы (девочки) шуршат платьями, кавалеры (мальчики) подкручивают усы.
    • Чем отличаются гости? (Цветом, формой, размером.)
    • Как вы думаете, какие фигуры — девочки, а какие - мальчики? Если дети затрудняются с ответом, то воспитатель обращает их внимание на короля и королеву. Как правило, после этого дети сразу говорят, что треугольники — это девочки, а квадраты — мальчики.
    • Девочки собрались вместе и стали обсуждать свои наряды, а мальчики встали своей группой и заговорили о футболе. Расположите девочек и мальчиков отдельными группами.

    Воспитатель говорит детям, что король с королевой интересуются, сколько мальчиков и сколько девочек пришло на бал, и просят детей помочь им это узнать. Дети пересчитывают квадраты и треугольники и делают вывод о том, что фигур одинаковое количество — их по семь.

    -        Но девочки в этом царстве не умеют считать и волнуются, всем ли хватит пары мальчиков для танцев. Как показать девочкам, что каждой из них достанется партнер?

    Дети должны поставить квадраты и треугольники парами. Но вот подъехала на карете еще одна девочка.

    -        Как можно изобразить цокот копыт?

    Дети могут постукивать по столу пальцами рук, могут цокать языком.

    • В какой сказке одна девочка опоздала на бал? («Золушка».) Воспитатель кладет на стол дополнительные треугольники. Дети должны взять по одному.
    • Что изменилось? (Девочек стало больше.)
    • Сколько же теперь на балу девочек? - интересуется король. - Посчитайте! Дети считают, соблюдая правила счета, а именно: дотрагиваются до каждого предмета один раз, не пропускают их при счете: 1, 2, ...6,...

    Если большинство детей не умеет считать до   6 , то введение числа 6 можно организовать подобно тому, как было организовано введение числа 7. Однако, как правило, к этому времени уже многие дети знают название числа 6, следующего за числом 5. В этом случае воспитатель лишь уточняет их представления и просит посчитать до 6 всех вместе.

    Затем обсуждается способ образования числа 6 из числа 5.

    • Как получилось, что девочек стало шесть? (Было 5, пришла еще одна, и их стало шесть.)
    • Что нужно сделать для того, чтобы снова мальчиков и девочек было поровну? (Надо добавить еще одного мальчика.)

    Воспитатель кладет на стол дополнительные квадраты. Дети должны взять по одному.

    • Сколько стало мальчиков? (шесть.)
    • Всем хватило пары? (Да.) Воспитатель делает вывод: 6 и 6 — поровну.
    • Как получается число восемь? (К семи добавляется один, и получается восемь.) Воспитатель хвалит детей и делает вывод: для того чтобы получить 6, надо к 6 добавить 1. При счете после пяти идет шесть.

    3. Затруднение в игровой ситуации.

    3.1. Игра «Обед в замке» (начало). 

    Дидактические задачи:

    1. создать мотивационную ситуацию для введения записи числа6 — цифры 6;
    2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
    3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

    Воспитатель говорит, что приближается время торжественного обеда. Но для обеда надо на кухню подать записки, в которых указано отдельно число мальчиков и число девочек. Затем он предлагает детям выбрать подходящие карточки: мальчики должны указать число мальчиков, а девочки - число девочек.

    Воспитатель кладет на середину стола карточки с записью чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, причем карточек с цифрой 6 столько же, сколько детей. Как правило, дети берут разные карточки.

    • Смогли вы объяснить поварам, сколько гостей надо накормить? (Нет.)
    • Почему вы не смогли этого сделать? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)

    4.        Преодоление затруднения.

    4.1. Игра «Обед в замке» (окончание).

    Дидактические задачи:

    1. сформировать умение различать цифру 6;
    2. сформировать опыт целеполагания и закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

    3 ) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, творческие способности.

    • Что же нам нужно сделать? (Узнать, как записать число 6.)
    • Как это узнать? (Надо у кого-либо спросить).

    После вопроса детей воспитатель хвалит детей, которые правильно сформулировали вопрос, и показывает карточку с цифрой 6.

    Воспитатель делает вывод: число шесть записывается с помощью цифры 6. Каждый ребенок выбирает нужную карточку и относит на соседний стол, на кухню.

    5.        Включение нового знания в систему знаний.

    5.1.        Игра «Танцуют все!».

    Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

    Королева объявляет, что начинаются танцы. Дети под музыку танцуют.

    5.2.        Игра «Цветы для мамы».
    Дидактические задачи:

    1. закрепить умение считать до 6, соотносить цифру 6 с количеством предметов, умение видеть и продолжать закономерность;
    2. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля, воспитывать доброе отношение к близким людям.

    Воспитатель собирает детей около себя и напоминает, что сейчас дети находятся в стране геометрических фигур. -Кто вас ждет дома?

    Как правило, дети отвечают, что их ждет мама.

    Воспитатель рассказывает, что когда человек куда-либо уезжает, то тем, кто его ждал дома, он привозит что-либо приятное.

    -Как вы думаете, что приятно получить в подарок любой женщине? Выслушиваются все ответы детей, после чего решаем привезти маме цветы.

    Королева приглашает детей в оранжерею для того, чтобы они срезали для мамы цветы.

    Дети садятся за стол, на середине которого находятся красные и желтые круги (по 6   на каждого ребенка), лежащие вперемешку.

    Воспитатель рассказывает, что королева разрешила срезать вот столько (воспитатель показывает карточку с цифрой 6) не красных цветов. Дети от общего количества должны отсчитать 6  желтых кругов.

    После этого королева разрешила срезать еще столько же красных цветов.

    Дети от общего количества должны отсчитать 6 красных кругов. Королева предложила отвезти маме не букет цветов, а сплести из них венок. Плести его королева предлагает так: красный цветок, желтый цветок, красный, желтый... Далее дети продолжают плести венок самостоятельно.

    Чтобы проверить, правильно ли сплетен венок, можно всем хором проговорить последовательность цветов, дотрагиваясь пальчиками до каждого цветка: красный, желтый, красный, желтый...

    -Что нужно сказать королеве за то, что она разрешила взять из своей оранжереи цветы? (Спасибо.)

    -Какие слова вы бы сказали, преподнося этот красивый венок маме, бабушке, сестре 

    6. Итог .

    Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии,

    создать ситуацию успеха.

    Дети собираются около воспитателя.

    • Где вы сегодня побывали?
    • Что вам больше всего понравилось на балу? Кому вы сегодня смогли помочь и чем?

    Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не умели считать до шести и не знали цифру 6, то девочки на балу не смогли бы потанцевать, гости остались бы без угощения, а мама - без цветов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности «Путешествие в лес. Счёт до шести, число и цифра 6»

    Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста....

    Счёт до шести. Число и цифра «6»

       1) Сформировать представление о числе цифре «6». Умение считать до шести  и обратно, и соотносить цифру с количеством, . Умение выделять, и сравнивать свойства предметов, срав...

    Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра 6»

    Конспект занятия по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра 6»...

    Конспект НОД по познавательному развитию "Счёт в пределах 5. Число и цифра 5."

    Расширить представление детей о числе 5, цифре 5. Учить считать в пределах 5. Познакомить с образованием числа 5 путем прибавления единицы к числу 4. Упражнять в написании цифры 5. ...

    Конспект НОД по ФЭМП в средней группе « Счет до шести. Число и цифра 6»

    Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие&raq...

    Счёт до шести. Число и цифра 6.

    Познавательное развитие (математика)...

    Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» Тема «Счет до пяти.Число и цифра 5»» (средняя группа)

    сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основ...