Свойства предметов.
план-конспект занятия (математика) на тему

Цель: Закрепить умение выявлять и сравнивать свойства предметов, находить общее свойство группы предметов.

      Формировать умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами. Развивать логическое мышление. Продолжать учить высказывать свое мнение и приводить примеры. Воспитывать мотивацию к учению

 

Организация занятия:

      1 часть – сидя на стульчиках

      2 часть – стоя в кругу (физкультминутка)

      3 часть – сидя на стульчиках

      4 часть – стоя полукругом

      5 часть – сидя на стульчиках

 

      Материалы к занятию:

      Демонстрационный – картинки с изображением Карандаша (серия “Веселые человечки”), альбомный лист бумаги, картинки с изображением овощей.

      Раздаточный – цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), листочки бумаги, наборы фигур: 5 кругов – красный, желтый, зеленый, оранжевый и синий, 5 овалов, 5 квадратов, 5 треугольников и 5 прямоугольников тех же цветов.

 

      Ход занятия:

 

I Свойства предметов – цвет. Цвета радуги.

Воспитатель вставляет в стакан цветные карандаши всех цветов радуги. Такие же стаканчики с цветными карандашами на столах у детей. Воспитатель показывает картинку с изображением Карандаша:

                                                                                                                                    Воспитатель:- Ребята, наш Веселый Карандаш рассказал мне удивительную историю! Оказывается, карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться. Вот этот карандаш сказал (берет в руки красный карандаш): «Я могу быть маком, огнем, флагом!»

                                                                                                                                Воспитатель рисует красную линию на альбомном листе бумаги, прикрепленном на доске, а дети рисуют красную линию на своих листочках бумаги. Затем воспитатель просит их рассказать, чем похвастались остальные карандаши.

                                                                                                                                   Воспитатель:- Угадайте, что рассказали эти карандаши?

      Дети по собственному желанию выходят к доске, выбирают карандаш и оставляют им свой на листе, прикрепленном на доске. Остальные дети рисуют линии теми же цветами на своих листках. Примерные ответы детей:

      Дети:- Оранжевый: «Я апельсин, морковь!»

      Дети:- Желтый: «Я цыпленок, солнце, репа!»

      Дети:- Зеленый: «Я трава, листва, целый лес!»

      Дети:- Голубой: « Я незабудка, небо, лед!»

      Дети:- Синий: «Я чернила, море, василек!»

      Дети:- Фиолетовый: «Я слива, сирень, сумерки, колокольчик!»

               Воспитатель благодарит детей за помощь и загадывает загадку.

      Воспитатель:- Веселый Карандаш шепнул мне одно словечко. Догадайтесь какое.

                                           Через поля, через луга

                                           Встала нарядная дуга.

    Дети: Радуга

      Воспитатель:- А кто знает цвета радуги?

      Дети называют: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Можно предложить им составить радугу из полосочек цветной бумаги.

 

      II Физкультминутка «Отгадай, чей голосок?»

      Дети встают в круг, в центре которого стоит водящий с завязанными глазами, берутся за руки и, шагая по кругу, дружно говорят:

                                           Мы все встали дружно в круг,

                                           Повернулись разом вдруг,

(все поворачиваются на 180 градуса и идут в обратном направлении)

                                           А как скажем: «Скок, скок, скок!» -

                                           Отгадай, чей голосок?

      Один из детей по указанию воспитателя повторяет последнюю строчку, а водящий отгадывает, кто это. Если он не отгадал, то продолжает оставаться водящим, а если отгадал, то водящим становится тот, кто подавал голосок. Игра повторяется 2 – 3 раза.

      Роль ведущего во 2-м и 3-м туре игры лучше поручить кому-нибудь из детей.

 

      III Сравнение предметов по признакам сходства и различия (цвету, форме, размеру, материалу, назначению и т.д.).

 

      1)Воспитатель:- Рассмотрите картинки. Что нарисовано на первый картинке?

      Дети: - Кукла и мишки.

                       Воспитатель:- Сравните куклу и мишку: что у них общего и чем они отличаются?

      Воспитатель, в случае необходимости, может начать сравнение: общее у куклы и мишки назначение – это игрушки; одинаковый размер; общее то, что и у куклы, и мишки есть ленточки, а отличаются они тем, что… И дети называют признаки различия самостоятельно.

      Воспитатель:-Сравните воздушный шар, на котором летит Незнайка, и мячик: что у них общего и чем они отличаются?

      Дети:-У них одинаковая форма: и мяч, и воздушный шар имеют форму шара. А отличаются они цветом: мяч – желтого и синего цвета, а воздушный шар – желтый и красный. Еще они отличаются размером: мяч – маленький, а воздушный шар – большой. Назначение у них тоже разное: мяч – игрушка, а воздушный шар – летательный аппарат.

      Воспитатель:- Сравните ежа и елку.

      Дети:-Ель на ежика похожа: еж – в иголках, елка – тоже, и «живут» они в лесу». Отличаются они размером: еж маленький, елка больше ежа. Еще они разного цвета: еж серый, а елка зеленая. Ежик – животное, елка – растение.

      В более подготовленных группах работу можно организовать так: каждый ребенок по своему желанию выбирает одну из картинок и о ней рассказывает, а остальные дети дополняют.

 

2) Воспитатель:- Рассмотрите картинку. Как вы думаете, почему ниточкой соединены лиса и морковка?

Дети:- Они оба оранжевого цвета.

             Воспитатель:- Молодцы! А теперь возьмите свои «волшебные» карандаши и соедините «волшебными ниточками» предметы одного цвета.

               Дети в течение 1 – 2 мин проводят линии самостоятельно. Затем вслух обсуждают, кто как выполнил задание.

      Воспитатель:- Расскажите, какие картинки вы соединили? Почему?

               Примерные ответы детей:

      Дети:- Морковка и лиса оранжевые.

      Дети:- Я соединил цыпленка и луну, потому что они желтые.

      Дети:- Помидор и божья коровка красные.

      Дети:- Лягушка и яблоко зеленые.

      Воспитатель помогает детям исправить свои ошибки. В завершение важно похвалить тех, кто старался: «Айзат молодец – все линии провел правильно! Лия тоже молодец – нашла и исправила свою ошибку!»

 

      3) Дети выполняют задание самостоятельно.

      Воспитатель:- А теперь вам предстоит найти признаки различия и исправить ошибки художника Незнайки.

      Самостоятельную работу можно провести в форме игры-соревнования: кто быстрее и больше найдет отличительных особенностей. Победители получают призы.

 

      IV. Физкультминутка «Смотри в оба!»

      Дети строятся в ряд (не более 7 – 10 человек). Водящего выбирают с помощью считалочки или назначением. Ему предлагается запомнить, в каком порядке стоят дети. После того как водящий отварачивается, дети перестраиваются. Водящий должен определить, что изменилось, и восстановить нарушенный порядок. Расположение может быть линейное, круговое, хаотичное – в зависимости от уровня сложности, который хочет предложить воспитатель.

 

               V. Закрепление умение выделять свойства предметов.

 

      1)Беседа овощах. Отгадывание загадок.

               Воспитатель:- Какие овощи вы знаете?

               Воспитатель:- Что растет у вас на огороде (например, на даче)?

               Воспитатель:- Про какие овощи так говорят? Как вы догадались?

а)Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

Дети:Морковь

 

б) Летом в огороде –

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке –

Желтые, соленые.

Дети: Огурцы

 

в) Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это?

Дети: Репка

 

г) Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый – все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это?

Дети: Арбуз

      Дети объясняют, по каким признакам они догадались, о чем идет речь: по цвету, форме, размеру, вкусу и т.д. На фланелеграфе выставляются картинки-отгадки с изображением овощей. Можно устроить «путаницу»: выставлять картинки с ошибками, а затем их разбирать.

      2) Игра «На что похоже?».

      На фланелеграфе – картинки с изображением овощей.

      Воспитатель:- Молодцы! Вы очень хорошо отгадываете загадки. А теперь рассмотрите внимательно картинки и выберите геометрические фигуры, которые напоминают эти овощи.

               Примерные ответы детей:

      Дети:- Морковь оранжевого цвета, по форме напоминает треугольник, - я положу оранжевый (красный) треугольник.

               Дети:- Репа желтая и круглая. Я выбираю желтый кружок. И т.д.

             VI. Итог занятия. Рекомендации для занятий родителей с детьми.                       Воспитатель:- Что вам больше всего запомнилось на занятии?

             Воспитатель:- Что понравилось? Что показалось трудным?

             Воспитатель:- Посмотрите: на странице внизу Незнайка начал рисовать узор. Попробуйте его закончить дома.

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие - игра "Выделение главных свойств предметов"

Занятие предназначено для воспитанников старшей или подготовительной группы по курсу "Информатика"...

Реализация ФГТ в ГБДОУ. Занятие "Восприятие свойств предметов"

Цели: Создание условий для естественного психологического развития ребенка. Задачи: *Развитие эмоцианальной сферы. введение ребенка в мир человеческих эмоций. *развитие коммуникативны...

Консультация по теме "Знакомство детей со свойствами предметов"

Консультация для родителей по теме "Знакомство детей со свойствами предметов"...

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды»

Конспект занятия с элементами развлечения «Свойства предметов и свойства воды» старшая группа...