Рабочая программа кружка "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"
рабочая программа по математике (средняя группа) по теме

Орлова Татьяна Ивановна

Представлена рабочая программа кружка  "Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx118.57 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                          Утверждено

Педагогический совет                                                                       Заведующая ГБДОУ №138

30.08.2012                                                                                           Невского района

                                                                                                             Калмыкова А.Е._________

                                                                                                                 

Рабочая программа

кружка «Развивающие игры с элементами кинезиологии для детей 4-5 лет»

1 занятие в неделю (всего 32)

                 

                   Составлено

                                                                         педагогом  дополнительного образования

                         Орловой Т.И.                                                          

                                                   

                                       2012 – 2013 учебный год

Программа рассчитана на детей 4-5 лет, посещающих ДОУ.

Подгрупповые занятия с детьми проводятся  1 раз в неделю. Длительность 20-25  минут.

Игра - основной вид деятельности ребенка. Нужны игры, которые будут способствовать творчеству и создавать такой микроклимат, где появятся возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими играми являются "Развивающие игры".

Актуальность программы.

Возможности ребенка как личности не могут полностью раскрыться сами по себе. Их развитию и совершенствованию нужно помочь. Известно, что в среднем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Актуальность программы заключается в том, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуациях подобранных нами игр ребенку становится понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия.

Данная программа предполагает, что ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Важным аспектом данной программы является то, что если на занятиях средний дошкольник выполняет задание взрослого, то в "развивающих играх" он решает собственную задачу.

Новизна программы.

Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе с детьми среднего  дошкольного возраста.  Игры, подобранные в программе, содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

"Развивающие игры" важны и интересны для детей, так же они разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Большое значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность

В современной педагогической науке и практике признается первоочередная роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте, как важнейшей базой для дальнейших развитий умений и навыков.

Данная программа может использоваться как отдельный курс, так и сочетаясь с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов позволяет использовать ее в семье.

Общая цель данной программы заключается в создании условий для полноценного проживания среднего  дошкольного детства, которое включает разностороннее развитие ребенка и его эмоциональное благополучие, а также помощь детям в социализации, развитие познавательных способностей детей на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

Способствовать познавательной активности детей; стимулировать, поддерживать и развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру.

Развивать сенсорные способности детей: познакомить с сенсорными эталонами, как признаками предмета или явления, формировать способы простейшего сенсорного анализа, упражнять в зрительно - осязательно - двигательных обследовательских действиях.

Развивать наглядно-образное мышление; мыслительные операции обобщения, сравнения, классификации (по цвету, по форме); операции анализа и синтеза, пространственного мышления.

Развивать опосредованную память с опорой на образное мышление.

Развивать воссоздающее воображение: принимать игровой образ и отражать его в движениях, изображать игровые действия, сопровождая их речью.

Развивать речь, как средство и форму мыслительной деятельности и общения.

Упражнять в двигательных умениях; построение в круг, в колонну, парами, действия по сигналу; Развивать мелкую моторику рук.

Формировать у детей социальные контакты; вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в совместной деятельности с детьми и взрослыми, проявляя доброе отношение, согласовывая свои действия с партнерами.

Развитие межполушарного взаимодействия методами кинезиологии

Задачи комплексного развития детей:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развития навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развития внимания, восприятия, речи, воображения;

Развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Принципы программы:

Опора на психологические особенности детей младшего дошкольного возраста.

Ориентация на развитие целостной личности в условиях детского учреждения.

Личностно ориентированное общение взрослого с ребенком.

Опора на игровые методы воспитания.

Системный подход (совокупность взаимодействия: ребенок-родитель-педагог).

Направление работы:

Проведение подгрупповых занятий

Занятия включают в себя пальчиковые игры, кинезиологические игры и упражнения , игры с блоками Дьенеша, палочками Кюизинера, развивающие игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат»,  игры с счетными палочками, игры на развитие внимания, памяти, воображения,проходят в игровой форме, в атмосфере доверия и заинтересованности.

В конце каждого занятия проводится работа в тетрадях на печатной основе  «Развивающие задания для малышей»

Ожидаемые результаты:

Данный систематический курс должен создать условия для комфортного психологического развития ребенка и стать одной из основ его благополучия в детском саду, вызвать чувство уверенности в своих силах. Предполагается формирование у детей развитых форм доброжелательных и открытых отношений со сверстниками и воспитателем, способности к сотрудничеству, совместной деятельности, снижение тревожности и необоснованных беспокойств. Предполагается развитие интеллектуальных способностей ребенка.

Формы подведения итогов:

Обратная связь.

Открытое занятие с детьми и их родителями.

Родительские лектории.

Анкетирование родителей.

Список литературы, используемый при разработке программы:

1.Давайте вместе поиграем (набор игр с блоками Дьенеша) Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн

2.Никитин Б.П. - Ступеньки творчества или развивающие игры

3. Глушакова О.А., Дедова С.И. - Весёлые счётные палочки

4. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет. Новикова В.П., Тихонова Л.И.

5.Тетрадь  «Развивающие задания для малышей» часть 2

Комплексно-тематическое планирование занятий

Октябрь

Задачи:

1.Развивать память ,мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5. Учить воссоздавать образец из счетных палочек

6.Обучение приемам самомассажа

7.Учить складывать квадратный лист бумаги пополам(«книжкой»)

Занятие 1 «Рыбки»

1.Приветствие «Все мы дружные ребята»

2.Загадка про рыб

3. Сложи рыбку из палочек по образцу  

4. « Оживи рыбку»

5.Работа в тетради  «Дорисуй рыбку по образцу»

Занятие 2 «Игрушки»

1.Приветствие «Все мы дружные ребята»

«Думающая шляпа»

2.Загадки об игрушках

3. .Назови лишнее слово

4.Из чего сделана игрушка

5.Расставь  игрушки правильно (по инструкции)

7.Пальчиковая игра «Есть игрушки у меня»

8. «Чего не стало?»

9.Работа в тетради « Найди и обведи игрушки»

Занятие 3 «Моя семья»

1. Приветствие «Все мы дружные ребята»

2.Загадки про членов семьи

3. Назови ласково

4.Самомассаж ладоней губками «Ловкие ручки»

5. Сложить телевизор из счетных палочек по образцу

6.Пальчиковая гимнастика «Семья»

7.Обвести левую ладошку, нарисовать на пальчиках членов семьи

8.Работа в тетради «Подбери пару каждому предмету»

Занятие 4 «Мебель»

1.Приветствие «Все мы дружные ребята»

2. Загадки про мебель

3. «Кулак-ребро-ладонь»

4.Игра «Часть-целое»

5.Пальчиковая гимнастика

6.Сложи мебель из палочек

7.Изготовление шкафчика из бумаги

8.Работа в тетради «Раскрась по цифрам»

Ноябрь

Задачи:

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5.Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали

6.  Учить  декодировать информацию, изображенную на карточке

Занятие 5 «Птицы»

1.Загадка про птицу

2.Пальчиковая гимнастика «Рассказ о птице и птенчиках»

3. 3.Игра «Птицы без гнезда»

4.Массаж ладоней шариками

5. Игры с блоками Дьенеша

«Домино», «Чудесный мешочек»

6.Игра «Ястреб и хозяйка»

7.Оригами «Птичка»

8.Работа в тетради «Раскрась цветок, который слева от белки красным цветом»

Занятие 6 «Геометрические фигуры»

1.Приветствие «Добрый день»

Игра «Фонарики»

2.Загадки про геометрические фигуры

3. «Кто живет в  домике?» (Заполни квадрат)

4. « Фигуры играют» (расположи фигуры)

5.Превращение квадрата

Разрезаем квадрат, получаем треугольник, прямоугольник, круг

6. Работа в тетради «Назови одним словом и раскрась картинки»

Занятие 7 «Посуда»

1.Веселое приветствие

2.Загадки про посуду

3. «Угадай посуду на ощупь»

4.Игры с блоками Дьенеша

 «Магазин посуды»-ценник-блок, деньги- кодовая карточка

«Под какой посудой спрятан подарок?»- на посуде блок, детям дается схема  блока, под которым клад

5. Оригами «Бумажный стаканчик»

6.Работа в тетради «Найди подходящие заплатки»

Занятие 8 «Задания в конвертах»

1.Приветствие « Мы сначала будем хлопать»

«Флажок-рыбка-лодочка»

2.  «Разложи цифры по порядку»

3.Игра «Все в ряд»

4. «4-й лишний»(карточки  с 4 предметами, надо найти лишний)

5. «Найди блок»(по карте с 4 свойствами блока , найти блок)

6.Работа в тетради «Раскрась цветок в верхнем левом углу…»

Декабрь

Задачи:

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5.  Учить  декодировать информацию, изображенную на карточке

6.Учить создавать узор по схеме(«Сложи узор»)

7.Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали

Занятие 9 «Профессии»

1.Приветствие «Вежливые слова»

«Колечки»

2. «Что не так?» (Педагог произносит неправильную фразу, дети исправляют)

3.Игры с блоками Дьенеша

«Магазин»- дети подбирают карточку с 1 свойством к блоку

«Почта» - дети подбирают блок к карточке с 4 свойствами(блок –номер дома, кодовая карточка-адрес  на письме)

«Больница»- дети подбирают блок к по кодовой карточке с 2 свойствами ( Дети- медсестры.  Подбирают по назначению врача - кодовой карточке ,лекарство-блок)

4. «Мы - кондитеры» - оригами «Конфетка»

5.Работа в тетради «Найди предметы, которые есть на кухне и закрась их»

Занятие 10 «Транспорт»

1.Приветствие «Вежливые слова»

«Погладь-похлопай»

2.Загадки про транспорт

3.Пальчиковая гимнастика

4.Сложи из счетных палочек лодку, пароход

5.Конструирование из бумаги. Автобус

6.Работа в тетради « Назови одним словом и раскрась»

Занятие 11 «Правила дорожного движения»

1.Приветствие

2.Загадка про светофор

3.Игра «Светофор»

4.Назовите, какое слово лишнее

5. Сложи узор «Светофор»        

6. «Угадай дорожный знак»

7.Мастерим светофор

8.Работа в тетради.  «Дорисуй, чего не хватает второму предмету»

Занятие 12 «Водный и воздушный транспорт»

1.Приветствие « Собрались все дети в круг»

2.Загадки

3.Дыхательная гимнастика « Ветер надувает паруса» (с бумажными салфетками)

4.Игра «Летает, плавает, едет»

5.Игра с блоками Дьенеша

«Что получится»

Дети по схеме выкладывают предмет, получается лодка

6.Конструирование из бумаги «Самолетик»

7.Работа в тетради «Дорисуй недостающие части второму предмету»

Январь

Задачи:

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5.  Учить  декодировать информацию, изображенную на карточке

6.Учить создавать картинку по схеме

7. Учить складывать базовую форму «Рожок»

Занятие 13 «Новый год»

1.Приветствие « Здравствуй, Небо!»

2. Пальчиковая игра «Новый год»

3.Игры с блоками Дьенеша «Ёлочка» по схеме

4. Оформление новогоднего шарика скрученными салфетками

5.Работа в тетради «Кто что делает»

Занятие 14 «Зима»

1.Приветствие

Пожатие рук по кругу

2.Загадки про зимние явления

3.Пальчиковая гимнастика  с элементами самомассажа и кинезиологии «Зима»

4. «Льдинка, снежинка, сосулька»

5.Конструирование из бумаги «Лучик снежинки» (оригами, базовая форма рожок)

6.Работа в тетради «Одинаковые конфетки раскрась одинаковым цветом»

Занятие 15 «Зимние развлечения»

1.Приветствие «Удачи тебе»

2.Загадки

3.Упражнение «Бумажный снежок»

4.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

5.Конструирование из бумаги «Снежок» (из полосок)

6.Работа в тетради» Раскрась картинку в соответствии со значками»

Занятие 16 «Одежда. Обувь. Головные уборы»

1.Приветствие «Удачи тебе»

2.Загадки

3. 4 лишний

4. Игра с мячом.

Если одежда грязная, её нужно – (постирать),

рваная -, мятая -, намокла -, разбросана -, потеряна -.

5.Пальчиковая гимнастика  «Как у нашей кошки»

6.Оригами. «Рукавичка»

7.Работа в тетради «Подбери к каждому предмету соответствующую часть»

Февраль

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5.  Учить разблокировать информацию по свойству карточки «Не»

7. Закреплять умение складывать квадратный лист бумаги по диагонали

Занятие 17 «Литературная викторина»

1.Приветствие  «Мой любимый сказочный герой»

2. «Угадай сказку»

3.  «Что  это?»

4.  «Назови сказку правильно»

5.Угадай сказочного героя»

6 Кто так говорил?»

Занятие 18 «Дикие животные»

1.Приветствие  «Здравствуйте»

2. Загадки о животных

3. Игры с блоками « Собери зверей из фигур» (по типу «Лепим нелепицы»)

4.Пальчиковая гимнастика

«Лесные звери»

5.Оригами «Волк»

6.Работа в тетради «Раскрась рисунок в соответствии с  значками»

Занятие 19 «Домашние животные»

1.Приветствие  «Здравствуй,  небо!»

2. Загадки о домашних животных

3. Кто кем будет?

4. Кто чем защищается?

5.Назови причину

6.  Кто  спрятался на картинке?

7.Игры со счетными палочками «Корова»

Занятие 20 «День защитника Отечества»

1.Приветствие  «Расставь посты»

2.Загадки

3. Пальчиковая гимнастика

«Не допустят к нам войну «

4.Сложи танк из счетных палочек

5.Игра «Стройся!»

6.Шифровальщики

Показываю карточку  . Дети декодируют .

Показываю  дети показывают   .)

 Показываю еще карточки              дети декодируют информацию

7.Работа в тетради «Соедини линиями фигуры и подходящие предметы»

Март

Задачи:

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5. Развивать умение создавать узор по схеме

Занятие 21 « Домашние птицы»

1.Приветствие  

Здравствуйте, дети!

2. .Загадки про домашних птиц

3.Самомассаж рук каштаном

4. Игра «Кто кем будет?»

5. Игра с обручами (с блоками Дьенеша) «Угостим курочку и уточку»

6.Построй заборчик для птиц (с блоками Дьенеша)

7.Работа в тетради «Раскрась фигурки в соответствии с цифрой»

Занятие 22 «Весна»

  1. Веселое приветствие
  2. «Точка внимания»

       3.Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии «Весна»

4. Самомассаж ушных раковин

5.Игры с палочками Кюизинера «Коврик»

6.Работа в тетради «Дорисуй картинку, соединяя точки»

Занятие 23 «Цветы»

1.Приветствие«Удачи тебе»

2.Загадки о цветах

3.Упражнение по кинезиологии

 «Букет цветов»

4.Пальчиковая гимнастика «Цветок»

5.Сложи узор «Цветок» (по образцу)

6.Цветок из бумаги

7.Задание в тетради «Раскрась цветочки одинаково»

Занятие 24«Инструменты»

1.Приветствие«Общий круг». 

2.Загадки об инструментах

3. Пальчиковая гинастика «Пила»

4.Сложи узор «Пила»

5.Задание в тетради «В нижнем ряду нарисуй предметы так. Чтобы чашечка была слева от ёлочки»

Апрель

Задачи

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5.Развивать у детей умения оперировать одним свойством (выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы).

  6. Закреплять умение декодировать информацию, изображенную на карточке.

Занятие 25«Насекомые»

1.Приветствие  «Ток». 

2.Загадки про насекомых

3.Пальчиковая гимнастика «Насекомые2

4.Игрыс блоками Дьенеша с 2 обручами «Помоги насекомым найти свой домик»

5.Самомассаж рук шишками

6.Работа в тетради «Найди пару каждому предмету»

Занятие 26 «Комнатные растения»

1.Приветствие «Ток»

2.Загадки про комнатные растения

3. Игры с блоками Дьенеша

 « Расставь растения по полочкам»

«За каким растением клад»

4.Самомассаж ушных раковин

5.Растение из бумаги

6.Работа в тетради «Дорисуй вторые половинки»

Занятие 27 «Космос»

1.Веселое приветствие

2. «Собери ракету» (из геометрических фигур)

3.Игра с 2 обручами «Расчистим планету от камней»

4.Ракета из бумаги

5. Работа в тетради «Раскрась в соответствии со значками»

Занятие 28  «Лягушка»

1.Приветствие «Поздороваться с соседом слева».

 2.Игра «Кулак, ребро, ладонь» на фразу: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут»

3.  Пальчиковая игра "Две веселые лягушки"

4.Проложи дорожку от одной лягушки к другой по схеме

5. «Накорми лягушек» -игры с 2 обручами

6.Работа в тетради «Чего не хватает на каждом рисунке»

Май

Задачи:

1.Развивать память ,логическое мышление ,внимание, речь

2.Развивать межполушарное взаимодействие

3.Упражнять в классификации предметов

4.Развивать мелкую моторику пальцев рук

5.Закреплять умение подбирать блоки по 2, 3 , 4 свойствам

Занятие 29  « Домик»

1.Приветствие «Поздороваться с соседом слева

2.Самомассаж «На полянке стоит дом»

3.Пальчиковая гимнастика «Домик»

4.Палочки Кюизинера «Строим дом»

5. Оригами «Домик»

6.Работа в тетради «Кто что любит»

Занятие 30 «Ягоды»

1. Приветствие «Здравствуйте» -ребенок поет  слово «здравствуйте»

2.Загадка про ягоды

3.Самомассаж рук скрепками

4.Игры с блоками Дьенеша «Разложим ягоды по банкам»

5.Угостим белочку ягодами(подбор блока по 2 свойствам)

6.Работа в тетради «Найди на рисунке холодные и горячие предметы»

Занятие 31 «Грибы»

1.Приветствие  Дети повторяют движение за педагогом, если слышат слово «Пожалуйста»

2.Загадка про грибы

3. «Помоги белочке разложить грибы» (игры с 2 обручами)

4.Помоги грибнику выбраться из леса (с блоками дьенеша)

5.Гриб из бумаги

Занятие 32 «Путешествие в сказочный лес»

1.Приветствие «Собрались все дети в круг»

2.»Построим мост»(по схеме)

3.Самомассаж ушных раовин

4. «Расселим птичек в домики»

5.Глазная гимнастика

6. «По какой тропинке пойдем?»

7. «Кодовый замок»

8. Расколдуем животных «Лепим нелепицы»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение через движение или упражнения с элементами кинезиологии для детей.

P { margin-bottom: 0.21cm; } Образовательная кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движение....

Презентация "Пальчиковая игра с элементами кинезиологии «Ёжик»"

Пальчиковая игра с элементами кинезиологии «Ёжик»...

Комплексное игровое занятие в форме сюжетно-дидактической игры с элементами кинезиологии.(коментарии к видео).

Цель: Развитие умения детей принимать и удерживать игровую задачу в совместной с воспитателем деятельности.Развитие образного мышления,предметных способов игры,умения играть рядом.Активизация специфич...

Игра с элементами кинезиологии "Можно - опасно" (тема "Безопасность дома")

Чем полезна игра:•Развивает межполушарную специализацию•Синхронизирует работу полушарий•Развивает общую и мелкую моторику•Развивает память, внимание, воображение, мышление•Зак...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная кинезиология для детей»

Дополнительная  общеразвивающаяобразовательная  программасоциально-гуманитарной направленности«Занимательная кинезиология для детей»для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа по ритмике с элементами русского народного танца для дошкольников

Данная образовательная программа имеет художественно – эстетическую направленность. Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотво...